ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #16
Музыка Дюка в Томске
Грянул оркестр, и попурри на темы бессмертной музыки Дюка Эллингтона зазвучало в переполненном зале томского драмтеатра.
В этом году музыкальный мир отмечает две даты, связанные с великим маэстро: столетие со дня его рождения и четверть столетия со дня смерти.
Пожалуй, теперь можно согласиться с таким утверждением, что самыми оригинальными вкладами Америки в мировую культуру являются музыка Эллингтона и мультфильмы Диснея. Передать словами джазовую музыку вообще и Эллингтона - в частности чрезвычайно трудно. Ее нужно слушать и ощущать каждой клеточкой своего организма.
Джаз - порождение XX века - несмотря на все коллизии, можно услышать во всех уголках нашей планеты. И в нашем городе тоже достаточно много любителей этой яркой и жизнерадостной музыки, что показали последние крупные джазовые мероприятия, проходившие в драмтеатре и Большом концертном зале.
Разумеется, наш город, "сибирские Афины", как его называют, не мог не отметить знаменательную дату, которую отмечают во всем мире: 100-летие со дня рождения выдающегося джазового музыканта Эдварда Кеннеди - "Дюка"- Эллингтона.
26 апреля в драмтеатре состоялся вечер под названием "Без свинга нет музыки". Программа, естественно, состояла из произведений, которые созданы Эллингтоном и участниками его знаменитого оркестра. Размах мероприятия, конечно, был чуть меньше, чем в Москве, Питере или Новосибирске. Но темперамент исполнителей и слушателей, я уверен, был не меньшим!
Дух звучания былого оркестра Эллингтона попробовал передать местный биг-бэнд Владимира Писанко, исполнивший, кроме попурри, несколько хитов Дюка. Этот оркестр был приписан к бывшему военному училищу связи. Музыканты джазом занимались в перерывах между разучиванием и исполнением военных маршей. И это пока чувствуется: медь звучит по-военному жестко, даже при исполнении "В мягких тонах". Ярких солистов в оркестре пока нет. Единственно неплохо прозвучало соло альт-саксофониста Игоря Новицкого в "Прелюдии к поцелую", отдаленно напомнившее звук саксофона Вилли Смита, когда тот работал у Дюка. Но, я надеюсь, у музыкантов достаточно профессионализма и опыта, чтобы сделать со временем звучание оркестра более джазовым и выдвинуть достойных солистов.
Атмосфера в зале и на сцене резко изменилась, когда к оркестру присоединились уже известные томичам музыканты: выдающийся российский вибрафонист Игорь Уваров, замечательный трубач Андрей Лобанов, неутомимый барабанщик Владимир Кирпичев (все из Новосибирска) и участники любимого томичами ансамбля "Горячий сибирский джаз" в составе лидера Асхата Сайфуллина(контрабас), Виктора Королева(скрипка), Евгения Миронова(клавишные).
Красиво и нежно, с долей джазовой хрипотцы, прозвучала скрипка заслуженного артиста России Виктора Королева в "Искушенной леди". Темпераментно сыграл свое соло Лобанов в знаменитом поезде "А". Кстати, услышать и оценить игру Андрея теперь могут и москвичи: он стал солистом биг-бэнда, созданного недавно Игорем Бутманом. Андрей прошел хорошую школу в новосибирском оркестре Владимира Толкачева и теперь, можно надеяться, у него, как музыканта джаза, неплохое будущее.
Второе отделение концерта полностью заняли эти шестеро музыкантов, доказав слушателям свою любовь к джазу и насколько хороша музыка Дюка Эллингтона. Игорь Уваров в очередной раз подтвердил свое безупречное владение инструментом и чувство свинга.Вся шестерка отдавалась исполнению вещей, как будто играют в последний раз и после концерта у них отберут инструменты.
Не обошлось и без некоторого театрального действа, когда в середине второго отделения концерта на сцену взошел известный российский политик, депутат Госдумы Степан Сулакшин. Музыканты воспроизвели несколько тактов "C Jam Blues", а он посидел полминуты у раскрытого рояля с опущенными руками a-la Кейдж. Затем так же величественно сошел в зал, предварительно получив поздравления с недавним рождением дочери. И все это не стоило бы упоминания, если бы не совпадение: Степан Степанович родился тоже 29 апреля, но годами несколько позднее Эллингтона.
Под бурю оваций, восторженный рев и одобрительный свист находящихся в зале секстет закончил свое выступление легендарным "Караваном".
Вечер вполне удался и для многих останется незабываемым. Продюсером проекта, как всегда, был томский контрабасист Асхат Сайфуллин. Афиша, буклет, оформление сцены с большим вкусом было выполнено архитектором-дизайнером Николаем Рыбаковым, не однажды оформлявшим фестивали джаза в Томске и Новосибирске.
На минуточку представим: думал ли Дюк Эллингтон, что в каком-то не вполне проснувшимся от зимы городе, "в сибирской дальней стороне", будут говорить о нем и восторженно слушать его музыку, хотя и в местном исполнении? Вот она, сила и неувядаемость музыки, не признающей границ, идеологий и прочих придуманных преград!

Валерий Рыбаков, Томск

На первую страницу номера