ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 24
2004

Рецензии

* * * * * - шедевр
* * * * - отличная работа
* * * - хорошая работа
* * - хорошо, но скучно
* - не стоит затраченного времени


Joss Stone
-
"The Soul Sessions"

Virgin, 2003

42:13

* * * *

Джоселин Ив Стокер (именно так на самом деле зовут новую британскую диву Джосс Стоун) не было еще 17, когда в прошлом году она совершила головокружительный прыжок из девонского захолустья прямиком в Нью-Йорк, где после одного-единственного прослушивания ее принялись деятельно и продуктивно опекать мастодонты и динозавры музыки соул - и все потому, что юная блондинка не стремилась петь музыку поп: она ведь выросла, слушая первую и величайшую звезду соул 60-х Ариту Фрэнклин - какой тут может быть поп? За Нью-Йорком последовал Майами, где была записана основная часть материала дебютного альбома молодой певицы - при плотном участии таких профессионалов соул, как вокалистки Энджи Стоун и Бетти Райт (ставшая настоящей наставницей Джосс Стоун), пианист Бенни Латимор, гитарист Литтл Бивер (Вилли Хэйл), Тимми Томас и Амир Томпсон по прозвищу ?uestlove. Правда, материала оказалось не так уж много, почему этот альбом некоторыми источниками стыдливо называется всего лишь EP.
Что же демонстрирует на этой записи юная британка? Ну, безусловно - то, что она очень внимательно и глубоко слушала американскую классику. Но у нее есть и свое лицо. У нее есть живой, сильный, сыроватый, но удивительно искренний голос, которым она владеет, видимо, совершенно инстинктивно - и при этом практически не позволяет себе накрутить в той или иной песне вокальных чудес, которые помешали бы восприятию заложенной в песне "истории", степень эмоциональности и открытости подачи которой столь ценится знатоками жанра. Она смело читает классику жанра - от "Fell In Love With A Girl" группы White Stripes, которая у нее превращается, естественно, в "Fell In Love With A Boy", и до таких сложных вещей, как, например, "All The King's Horses" из репертуара самой Ариты Фрэнклин или "I've Fallen In Love With You" Карлы Томас. А самое главное - в этой юношеской, неровной, но удивительно искренней и ясной работе отчетливо читается, что у Джосс есть немалый запас развития мастерства подлинной соул-вокалистки. Реализовать который - возможно, в ущерб карьере поп-дивы - ей и стоит пожелать.

 


John McLaughlin
-
"Thieves And Poets"

Glenray Trading/Universal, 2003

44:25

* * * *

Новейшая работа ветерана джаз-роковой гитары Джона Маклоклина (или, согласно более привычной, но менее верной транскрипции, устоявшейся в русской традиции с 1970-х - Маклафлина) - это, прежде всего, совсем не джаз-роковая запись. Она продолжает вторую основную для Маклоклина линию - акустическую, связанную прежде всего с фламенко. Первые три трека (собственно, "Воры и поэты") - это массивная трехчастная сюита для акустической гитары (Джон) и симфонического оркестра (Германский Камерный филармонический оркестр под управлением Ренато Риволты), работа насыщенная, но в целом не то чтобы банальная - но предсказуемая. Гораздо интереснее (хотя куда менее ярко) звучат треки с четвертого по седьмой. Это четыре джазовых стандарта (включая такие, казалось бы, невосстановимо избитые, как "My Foolish Heart" и "Stella By Starlight" Виктора Янга), сыгранные Маклоклином на акустической гитаре не в джазовой манере, а в чистом flamenco nuevo (то есть с джазовыми альтерациями и гармоническими надстройками, но при изложении материала в соответствующем строе - фригийском ладу - и технике фламенко), причем в сопровождении ансамбля из четырех акустических гитар (здесь - Aighetta Quartet) и бас-гитары (здесь - Гельмут "Хелл" Шартмюллер), то есть в том же варианте, что звучит на альбоме Маклоклина 1994 г. "Time Remebered", посвященном музыке одного из кумиров Джона - покойного пианиста Билла Эванса. Надо сказать, этой части альбома, сравнительно с "Time Remembered", пошло на пользу то, что каждый новый трек посвящен творчеству не одного и того же пианиста, а разных: Билла Эванса, Хэрби Хэнкока, Чика Кориа и Гонсало Рубалькабы - что помогает избежать однообразия в настроении и выразительных средствах. Да и весь альбом в целом, учитывая, что он состоит из двух весьма разноплановых частей, объединенных только строем фламенко и звуком акустической гитары, вполне разнообразен и насыщен - хотя и не открывает ни одной Америки.

 


Van Morrison
-
"What's Wrong With This Picture?"

Blue Note, 2003

63:45

* * *

С самого своего ухода из важнейшей группы ирландского рока 1960-х, Them, ее бывший вокалист Вэн Моррисон не прекращал флиртовать с джазом и блюзом - от его волшебного сольного дебюта 1967 г., "Astral Weeks", и вплоть до этого, самого нового альбома, который вновь представляет собой дебют - он знаменует переход Моррисона на старейший из ныне существующих джазовый лейбл, Blue Note, который в последнее десятилетие собрал вокруг себя много не так чтобы джазовых, но несомненно интересных, качественных и, что называется, сведущих в джазе артистов - от самого Моррисона, разменявшего седьмой десяток, до юной дебютантки Норы Джонс.
Альбом оформлен в строгой традиции классического Blue Note 1960-х, что должно символизировать скромное единение Моррисона с "лучшим джазом с 1939 г." - именно так, напомню, звучит рекламный слоган Blue Note. На единение с джазовыми традициями работает и тщательная имитация дублинским ансамблем Моррисона канонов 1950-60-х - правда, не столько джазовых, сколько околоджазовых: тут вам и танцевальный джамп-блюз, и салонные эстрадные баллады. "Stop Drinking" великого блюзмена Лайтнин Хопкинса играется как неосвинговый буги со "слэпующим" контрабасом и ревущим саксофоном Мартина Виннинга, не без успеха имитирующего царственные завывания нью-орлеанского саксофониста 1950-х Элвина Тайлера. А вот бессмертный стандарт "St. James Infirmary", прославленный еще молодым Луи Армстронгом в 1920-е, превратился в роскошную эклектику, где над блюзовой фигурацией ритм-секции и меланхоличными аккордовыми "пачками" духовых взмывает то чисто джазовое кларнетное соло, то очаровательные "киношные" эпизоды старомодного электрооргана и бэк-вокалистов, то засурдиненная труба, словно бы доносящаяся из радиопостановки 70-х, стилизованной под "ретро". В общем, найти признаки рок-музыки в этой работе легендарного рок-вокалиста довольно сложно.
"Джаз, блюз и фанк - это вам не рок-н-ролл", мудро замечает Моррисон в автобиографичной песне "Goldfish Bowl". И он совершенно прав. Этот альбом в музыкальном плане - действительно никакой не рок-н-ролл, вот только сам Моррисон - все-таки слишком рок-певец. Рок-певец, небезуспешно старающийся излагать свои идеи несвойственным рок-музыке языком. Его, собственно, только голос и выдает: фирменный хрипловатый носовой вокал Вэна, не слишком изменившийся по сравнению с жизнерадостным калипсо 1967 г. "Brown-Eyed Girl" (на новом альбоме есть весьма напоминающая ее, только, в соответствии с возрастными изменениями, менее эротичная и более усталая песенка "Once In A Blue Moon"), все-таки слишком рокерский для того, чтобы поверить, что это - джазовый альбом. 

Константин ВолковКонстантин Волков
для Stereo & Video

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service