ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 26-27
2004

Открытый джаз под открытым небом
Уютный дворик театра "У Никитских ворот" уже известен москвичам по звучащими там "Песням нашего двора". Этим летом там звучит еще и джаз. Сергей Чипенко, музыкальный руководитель студии театра и лидер группы "Транс-Атлантик", собрал своих друзей-музыкантов и организовал фестиваль "Джаз под открытым небом". Друзья - это вокальный ансамбль "A'Cappella ExpreSSS", певица Мариам, Анатолий Герасимов, Александр Маршал, Пресняков-старший и многие другие. Музыканты разные, но объединенные желанием играть одну музыку. Под словом "джаз" теперь понимается широчайшее разнообразие стилей, что вбирает в себя импровизационная музыка. Поэтому на первом концерте фестиваля, состоявшемся в июне, звучали и джазовые стандарты, и оригинальные композиции в стиле фанк, джаз-рок, и джазовые обработки известных всему миру мелодий, включая битловские хиты. Публика, наполнившая небольшой дворик до отказа (многие слушали стоя), переживала настоящую бурю эмоций. После инструментальных фанковых композиций группы "Транс-Атлантик" неожиданно камерно звучал соул ансамбля "A'Cappella ExpreSSS". Трогательные и печальные флейтовые соло Анатолия Герасимова сменял яркий, полный сочных красок вокал Мариам. Не обошелся концерт и без сюрпризов. Веселье, разгоревшееся среди публики после разучивания, а затем и совместного исполнения с группой "A'Cappella ExpreSSS" хита Рэя Чарлза "Hit The Road Jack", перешло в удивление и восторг, когда на сцену вышел руководитель театра Марк Розовский и исполнил композиции Луи Армстронга в манере, весьма похожей на дразнящий вокал великого джазмена. 
Фестиваль, задуманный как раскрепощенный (джаз) и воздушный (под открытым небом) праздник, первым своим концертом уже заинтриговал публику. Что-то будет дальше? 
Сергей Чипенко надеется на то, что его идеи найдут отклик и среди друзей-музыкантов, и у публики... а также на хорошую погоду.


Сергей, в Москве проходит множество джазовых фестивалей. Чем от них отличается ваш - "Джаз под открытым небом"?

Сергей Чипенко- Не просто джаз, а джаз-рок. Понимаете, в Москве существует некая тенденция на деление музыки на классическую и джазовую. Но между этими двумя видами искусства существует еще одна достаточно большая стилистическая река, которая называется джаз-рок. Джазовые критики говорят: есть джаз - великое искусство импровизации. Классические критики говорят: есть классическая музыка, и она - первооснова всего. Никто не спорит, что классическая музыка - первооснова всего, и что великое искусство джаза дало миру импровизационное начало. Более того, импровизационное начало есть и в классике. Например, в творчестве импрессионистов - Равеля, Дебюсси, и в нашей русской музыке - у Скрябина, Рахманинова. А про джаз-рок всегда пишут и говорят с каким-то стеснением. Называют "музычкой", "офисной музыкой"... А вы попробуйте написать музыку, которая не будет вам мешать общаться, которую вы не захотите выключить! К тому же очень часто приезжаешь на джазовый фестиваль, и оказывается, что только одна команда играет в стиле джаз, остальные же в стиле джаз-рок. Но называют фестиваль джазовым.
Поэтому моей главной задачей в нашем фестивале было стремление обозначить, что он именно джаз-роковый.
Второй моей задачей было вытащить на сцену как можно больше известных и неизвестных людей, которые играют музыку в нашем направлении. И мне не хотелось превращать его в большой фестиваль, где каждому коллективу уделяется время, равноценное отдельному концерту. Хотелось сделать серию концертов максимум по 2,5 часа, чтобы у публики осталось ощущение: мало и хочется еще. 

Подчеркивая, что ваш фестиваль джаз-роковый, на какую публику вы рассчитываете? Будут ли это люди, любящие и джаз, и рок, или, может быть, совсем другую музыку? 

- Говоря, что мы исполняем джаз-рок, мы претендуем на гораздо больший круг людей. Мы не говорим об элитарности этого искусства. Мы, напротив, хотим противопоставить нашу музыку массовой поп-культуре. Потому что она ей сродни, только мы ее делаем осознано. В поп-музыке есть "плохие" и "хорошие" музыканты. "Плохие" вылезают за счет природы - но за ними ничего не стоит. Они морочат публике голову два года - и их нет. Но они заняли ту часть аудитории, тех людей, которые могли бы прийти на наши концерты. А "хорошую" поп-музыку можно выделить в четвертое направление. Из современных исполнителей это, например, Чака Хан - это не джаз, это именно фанк, поп. Или Рэйчел Феррел - великолепная певица, синтез и классики, и джаза, и поп-музыки.

Первый концерт фестиваля уже состоялся в июне. На ваш взгляд, все ли прошло, как хотелось? Будут ли на остальных концертах новые программы, другие музыканты, сюрпризы?

- В начале у нас была такая идея: группа "Транс-Атлантик" сыграла бы вместе с разными музыкантами, проаккомпанировала бы им. Я пригласил своих друзей. А потом пошло, как снежный ком. Вышел Марк (Розовский - ред.) и натянул публику на себя. Произошел какой-то синтез театра, музыки, двора, солнышка... Конечно, мне бы хотелось, чтобы были декорации, а не просто голый двор и сцена. Но пока мне было интересно посмотреть - пойдет ли публика. 
Во втором концерте, 21 июля, снова будет играть группа "Транс-Атлантик". Она будет играть другой материал, чем тот, что месяц назад, более сложный. Хотя посмотрим: какая погода будет, какое настроение.... Будет точно певица Виктория Пьер Мари. Она споет дуэтом с Мариам и, наверное, пару вещей она споет сольно. И еще я бы хотел, чтобы Лена Камбурова спела с нами две вещи. Все будет из ее культуры, мы ничего не будем ломать. Просто адаптируем под музыку в стиле соул, фанк, джаз-рок. 

А Марк Розовский еще выступит с вами?

- Да, он уже загорелся: можно, говорит, я еще спою? Для меня тоже было интересно, когда Розовский вдруг Армстронгом запел. Причем так похоже. Он споет еще в августе. Тогда же будет играть Пресняков-старший и приедет из Израиля певица Элана Михаэле, с которой мы работали на фестивале в Тель-Авиве. А еще, если получится, я бы хотел Льва Дурова посадить на барабаны. И Ширвиндта попросить сыграть на скрипке. Заставить их подурачиться... Очень много гостей приглашено на августовский концерт. Будет Саша Маршал. Он мне по тембру голоса очень напоминает Рода Стюарда. Хочется сделать, как на последнем диске Стюарда "Хиты Америки" Попросить Маршала надеть костюм, чтобы это был такой дорогой певец, такой Кобзон в джаз-роке. Это может быть интересно и ему и публике.

Получается, вы на этом фестивале выступаете в роли режиссера, который из разноплановых артистов хочет вытащить еще что-то?

- Да. Я же работаю в театре уже 20 с лишним лет, и во мне сидит эта театральная бацилла. Я уже планирую осеннее шоу в продолжение этого фестиваля на большой площадке. Единственное, что мне хочется, чтобы это было с декорациями. Но пока не хватает помощников. А хочется сделать дорогой красивый шоу-концерт с идеей - музыка разных частей мира.

Выходит, что вам мало и стилистических рамок джаз-рока? Хочется выйти за них, экспериментировать?

- Я - представитель музыки в стиле фанк, джаз-рок. Я совершенно четко отношу себя именно к этой категории музыкантов, не претендуя ни на джазовую тусовку, ни на классическую, хотя я и закончил консерваторию и аспирантуру как классический пианист. 
Но я не хотел бы создавать какие-то рамки и потом через них перепрыгивать: говорить, что я играю джаз, мэйнстрим, и точка. Да не играю я джаз! Я русский музыкант и вырос на русской классике. Я никогда не буду играть настоящий джаз, потому что эта культура у меня не в крови. И моя задача - не заниматься обезьянничеством западной музыки, а играть музыку, которую слушают во всем мире. Мы работали со многими американскими музыкантами - я чувствую себя с ними совершенно комфортно. Мне хочется играть ту музыку, которая выходит за рамки джаза по своей мелодичности, по своей простоте восприятия материала, и не попадает в классику по более упрощенной подаче восприятия, но не исполнения. Мы играем не чтобы учить - мы играем, чтобы не мешать.
А у группы "Транс-Атлантик" есть два проекта - так называемый развлекательный, который можно было услышать на первом концерте фестиваля, и серьезный, в котором мы играем джаз-рок. И я не могу сказать, что играть в одном стиле лучше, чем в другом. Они разные по языку, по степени сложности. Это все равно, что театр играл бы один спектакль всю жизнь. 

Беседовала Светлана Аввакумова

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service