ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 26-27
2004

"Рижские Ритмы - 2004"
В начале июля в Риге прошел 4-й международный фестиваль ритмичной музыки "Rigas ritmi". 
За пять дней фестивальной программы можно было услышать около 40 концертов с участием музыкантов из разных стран. Концерты проходили в трех клубах в старом городе, в Доме Конгрессов, на двух открытых площадках и на кораблике, названном по этому поводу Sony Jazz Cruise. А студенты каждое утро совершенствовались в мастерстве исполнения, участвуя в мастер-классах, проходивших в студиях Латвийского радио. Конечно, при такой насыщенной программе посетить все мероприятия фестиваля было нереально. 
Брайан МелвинДля меня все началось с мастер-класса Брайана Мелвина. Этот барабанщик и перкуссионист из Сан-Франциско стал известен благодаря нескольким альбомам, записанным с Джако Пасториусом. Брайан в Риге второй раз, во время первого визита мне уже удалось послушать его живое выступление. В этот раз он учил игре на конгах - афро-кубинским, бразильским и индейским ритмам. Но основной его задачей была подготовка выступления с использованием различных перкуссионных инструментов, которое и состоялось на большой сцене через несколько дней. В концерте приняли участие почти все участники мастер-класса. 
Ансамбль Брайана Мелвина
Мелвин не учит, как правильно играть, его подход заключается в другом. "Какой ты человек, так ты и играешь", - говорит Брайан. - "...Надо вложить в сердце то, чем занимаешься". Уже много лет сам Брайан занимается китайским воинским искусством тайцзи-цюань. Очевидно, в этом - одна из причин его долголетней музыкальной карьеры. 
Игры на ударной установке дело так и не коснулось, но каждый мог задавать сколько угодно вопросов: за пять фестивальных дней прославленного барабанщика можно было встретить в совершенно разных местах, в основном - на спонтанных джемах. 
Фестиваль открыл один из лучших саксофонистов Эстонии Райво Тафенау со своим бэндом (Raivo Tafenau Band), в составе которого - гитара, контрабас, барабаны и перкуссия. Он состоялся в клубе Kalku varti. Несмотря на холодные национальные корни, музыку, которую исполняет Райво, нельзя назвать холодной. Довольно живенький модерн-джаз с элементами босса-новы. Концерт завершился джемом, в котором приняли участие латвийские музыканты. Среди них оказался саксофонист и флейтист Денис Пашкевич, который на данный момент просто вездесущ- он участвует в около 15 проектах! Был приглашен на сцену также и Брайан Мелвин, исполнивший две песни, в том числе знаменитую "Cantaloupe Island" Хэрби Хэнкока. 
Raivo Tafenau BandНа следующий день состоялись первые два больших концерта в Доме Конгрессов. Первым выступил живущий в Финляндии бразильский вокалист Сержио Бастос, которого сопровождал бэнд Райво Тафенау. У них недавно вышел совместный альбом "Ice on Ipanema". Очевидно, название диска символично: в составе бэнда бразилец, чилиец, три эстонца и финн. Такая гремучая смесь нордических и южных культур.
Сержио БастосСержио вышел к публике на костылях. Как мне сказали позже, по каким-то причинам он не ходит совсем. Что, впрочем, не мешает ему шутить, радоваться жизни и рижским девчонкам, которые "совсем не обращают на Сержио внимания". Конечно же, прозвучали хиты "Mas Que Nada" и "Girl from Ipanema", которая в последнем куплете превратилась в "Girl from Riga".
Босса-нову почти не играют в рижских клубах, так что услышать ее вживую, да еще в исполнении бразильца, было приятно вдвойне. 
Антонио ФорционеВечером на этой же сцене появился Антонио Форционе, которого журналисты называют не иначе, как Джими Хендрикс акустической гитары. В его составе также перкуссия (парень, подобранный Антонио буквально с улиц одной из южных стран), девушка на виолончели и вторая акустика (некто Жоржио Серци, принимавший участие в Buena Vista Social Club). 
Конечно, такого шоу мало кто мог ожидать. Антонио творит с гитарой невообразимое: ударяет в разные места корпуса и грифа, оттягивает вверх шестую струну и солирует на ней. Апогеем выступления было извлечение из гитары звуков печатной машинки. 
Помимо этого - постоянное музыкальное общение на сцене. Музыканты говорили другу слова, фразы, предложения, играли на инструментах стоящего рядом или сидящего напротив. Конечно, публика хлопала до боли в ладонях, забыв обо всем. 
Кроме своих, игрались вещи Пиаццоллы и Гисмонти, а последней композицией стала классическая "Тарантелла". Как рассказал Антонио, существует легенда. "Яд, который попадает в человека в результате укуса тарантула, смертельно опасен. Существует только один способ избавится от смерти. Нужно танцевать. Ночью и нагишом. Эта вещь и есть танец человека, укушенного тарантулом". 
Следующий концертный вечер начался с выступления Брайана Мелвина и Baltic Percussion Band. В бэнде - ученики проходившего по утрам мастер-класса. Буквально за три дня они подготовили довольно достойную программу, несмотря на юный возраст почти всех участников. Сам Брайн умело дирижировал "оркестром" - управлял общей динамикой и темпами, не переставая, конечно, играть на конгах. Закрыв глаза, можно было подумать, что где-то в Африке мы принимаем участие в коллективном трансовом сеансе. 
Затем начались соло, вначале на табла, затем - на специальном электронном пэде. Вообще Брайан показал свой высокий уровень и как музыкант, и как преподаватель. Что, кстати, далеко не всегда имеет место в одном человеке. 
Далее состоялось выступление двух биг-бэндов - Рижского и Лиепайского. 
Первым выступил Рижский под руководством Питера Херболцхаймера. Питер - известный в Европе аранжировщик, когда-то просто игравший на гитаре. Сейчас он регулярно проводит мастер-классы для джазовых биг-бэндов. Исполнялись разные темы, известные и не очень, музыканты солировали по очереди, Питер шутил, представлял музыкантов. В конце для исполнения латинской темы на сцену был опять-таки приглашен Брайан Мелвин, сидевший в зале. Он и в эту музыку привнес немного солнечного настроения, которое так свойственно звучанию конгов. 
Пут ВикманНемного позже выступил Лиепайский биг-бэнд вместе с кларнетистом Путом Викманом. Исполнялся в основном классический джаз и бибоп. Как оказалось, Путу именно в этот день исполнилось 80 лет. Что ж, можно сказать, что он неплохо отметил день рождения. 
Мне кажется, в наше время сэмплированной и электронной музыки биг-бэнды становятся все более чем-то архаичным, вымирающим. Они непрактичны, дороги в содержании. Что-то вроде стиля барокко в архитектуре - слишком много излишеств, украшений. Однако этот "дышащий", объемный саунд почти невозможно чем-либо заменить. 
квартет Рандала КорсенаВ одном из клубов в этот же вечер играл квартет Рандала Корсена. Голландцы, играющие карибский джаз. Черные басист и барабанщик, белые клавишник и перкуссионист. Не скрою, из всего увиденного за время фестиваля больше всех мне понравились именно они. В основном благодаря множеству полиритмов, а также виртуозности и легкости в исполнении, несмотря на всю сложность воспроизведения подобной музыки. Да, такой репертуар не подошел бы для большой сцены. Впрочем, для обычной клубной такая музыка тоже слишком насыщена и многообразна. Создавалось впечатление приобщения к мистическому действу, к тайному ритуалу, свершаемому музыкантами на сцене. И коллеги барабанщики, конечно же, слушали черного парня с дредами, открыв рты. Тут дело в самом подходе к инструменту, наличии того, что называется "touch", прикосновение. 
The AuratonesВ следующем клубе выступали немцы, The Auratones. Семь человек на малюсенькой сцене. Конечно, национальные корни проявлялись во всем. Начиная с того как группа играла - четко, без ошибок, импровизации только в запланированных местах. Заканчивая общим звуком в зале (это работа собственного звукорежиссера). Что касается музыки, то это зафанкованный соул-джаз, немного похожий на саундтреки к фильмам 70-х. В целом со сцены лилась волна позитива и здорового юмора, в том числе и к себе. Заметно, что группа привыкла к таким клубным выступлениям, все делалось для увеселения собравшейся публики. 
МалияКонцерт Малии, выступавшей в Доме конгрессов на следующий день, рекламировался больше всего. Дочка англичанина и африканки, выросшая на стыке двух разных культур, она обладает удивительным вокалом - такую информацию можно было найти в анонсах выступления. 
Да, ее голос действительно можно полюбить. Малия может спеть все - джаз, соул, госпел. Уже во время второй песни она сняла туфли и танцевала босиком по сцене. Думаю, мало кто остался равнодушным к этой огненной, открытой мулатке. 
Ее совсем недавно обнаружил продюсер Андре Манукян. В группе он играет на синтезаторе Rhodes. Для Малии это стало толчком к большим залам и площадкам. Контракт с Virgin - это, конечно, уже большой успех. Думаю, в будущем Малию ждут еще большие достижения. В исполнявшейся музыке есть и блюз, и джаз, даже рок с его агрессией и напором. Лично мне ее голос напомнил голос Скин, участницы группы Skunk Anansie, но там, конечно, совсем другая музыка. 
Jazz Jamaica AllstarsИ последний концерт, прошедший тем же вечером на большой сцене - это выступление Jazz Jamaica Allstars. Как сказал организатор фестиваля Марис Бриежкалнс, они были буквально вырваны из европейского турне. На самом деле в их составе около 20 человек разного возраста и цвета кожи, но приехала только половина. В принципе, этого вполне хватило. Группа объединяет традиции этнической музыки Ямайки и джаза, получается такой особый стиль музыки, известный как skazz. Веселуха, в общем. 
Понятно с первых аккордов - ритм-секция постоянно играла слабую долю. После пары композиций началась психологическая атака на собравшихся. "Эй, ребята, так дело не пойдет, мы что, музыку для downs играем? Because you all are sitting down." Конечно, никто себя дауном считать не захотел, и весь зал пустился в пляс. Пришлось вставать и не садиться до самого конца концерта. Вокалистка коллектива Джульет Робертс (почти тезка и однофамилица известной кинодивы) познакомила нас с приехавшим составом. Оказалось, что перкуссионист и клавишник играют с ними сегодня впервые. А сразу и не скажешь. В целом полный позитив, особенно оригинальным было исполнение композиции "Караван" в ска-версии. 
Джульет РобертсНа следующий день состоялось последнее мероприятие фестиваля. Играли вчерашние ямайцы во главе с Джульет, но уже совсем другую музыку, более подходящую для небольшого клуба. В воздухе чувствовалась усталость, за 4 дня публика наслушалась "всего этого джаза". Поэтому небыстрые блюзовые темы оказались как нельзя кстати. Обещали джем до утра, но как только закончил играть Juliet Roberts Quintet, народу заметно поубавилось. Последние, кого удалось послушать, было трио из Auratones. Однако после расслабленных черных парней боевые немцы смотрелись и слушались уже не так увлеченно.
Так завершился 4-й международный фестиваль ритмичной музыки. Можно сказать, единственный фестиваль подобных размеров из проводимых в Латвии. Джаз всегда был музыкой не для всех - это чувствовалось и по количеству народа, посещавшего мероприятия. Да, слушатели были, но аншлага не было. Поэтому именно побольше ценителей музыки хотелось бы пожелать организаторам в следующем году. И, конечно, больше звезд мирового масштаба на "Рижских ритмах". 

Антон Дудко
фото автора

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service