ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница

Выпуск # 28 (266) - 28 июля 2004 г.

Издается еженедельно с октября 1998 г.
Оглавление выпуска:

Следующий номер (266) выйдет 18 августа 2004 г.

Слово к читателям
"Полный джаз" уходит в отпуск.
Корреспонденты и редактор разъезжаются по летним джазовым фестивалям.
Следующий наш номер планируется на 18 августа - всего за два дня до открытия первого московского фестиваля нового сезона, "Джаз в саду Эрмитаж".
А нынешний сезон - 2003/2004 годов - сезон насыщенный, яркий, один из самых интересных (если не самый!) за все годы выхода "Полного джаза" - разрешите считать закрытым.
И приятного нам всем джазового отдыха!
Москва - это вам
 еще не все
Коктебель. Джаз. Июль.

Концепция события 
Коктебель. Вид с джемового холмаНа самый разгар отпусков, в аккурат на середину июля пришлось открытие в крымском Коктебеле второго по счету джазового фестиваля, девизом которого стал незамысловатый слоган "Хватит пухнуть в Турции - жизнь в Коктебеле!" Ну, что ж, хватит - так хватит. Тем более, что от желания повернуть русло финансовых потоков от берегов турецких к родным крымским берегам веет дальней многообещающей перспективой развития, сопровождающейся (что особенно похвально) филантропическими настроениями. Киевский журналист Дмитрий Киселев, основатель фестиваля, неоднократно упоминал о причинах (целях?) организации подобной тусовки. В пересказе они выглядят так:
Во-первых, граждан, как отечественных, так и ближнезарубежных, надобно культурно образовывать. В этой связи в качестве территории дислокации джазового десанта выбрали площадь перед особняком Максимилиана Волошина, предварительно придав ей надлежаще презентабельный вид.
Опять же, нашему человеку необходимо прививать культуру винопития, - это два. Не вопрос! В Коктебеле находится очень хороший винзавод, славный своими коньяками.
И, наконец, люди имеют право и обязаны знать правду о том, что есть настоящая музыка. А поскольку джазу в этом плане альтернативы нет, на том и порешили. 
Благородство намерений организаторов наблюдается невооруженным глазом: все происходившее на сцене было доступно уху и глазу любого оказавшегося поблизости; возгласы "Долой попсу!" раздавались регулярно; о культуре винопития же умолчим, ибо понимаем, что намеченные преобразования в сознании сограждан имеют постепенный характер. 
Местоположение
На протяжении всех четырех дней действие развивается по единому сценарию: с 18-00 (19-00) - основной перформанс на главной сцене, в непосредственной близости от пляжа и дыхания волн; по его окончании - джем в специально отведенном месте. К слову, выбор сессионной площадки, одновременно являющейся ночлегом и ареалом обитания приезжих музыкантов, делает честь фантазии и прогрессивности мышления организаторов! 
джемВзору очевидца предстает следующая картина: на вершине холма, с которого открывается панорама бухты, располагается палаточный городок. Его смысловой центр - шатер, под которым находятся необходимые для музицирования предметы. И, надо отметить, инструменты редко лежали без применения: бывало, что джем длился на протяжении целого дня, исключая разве что время выступлений на площади - то есть играй, сколько душа пожелает. 
Звук 
Технической стороной руководило представительство "Yamaha": нареканий, естественно, минимум. Обошлось не без казусов, но в целом звук был обеспечен солидный.
Содержательная сторона
Николай ОоржакБуду не права, если обойду вниманием тот факт, что фестиваль на поверку оказывается весьма этно-ориентированным. По меньшей мере 30% всех исполнителей демонстрируют откровенную приверженность народному дискурсу или же напоминают об истоках и природе любой музыки. Присутствия одного лишь Николая Ооржака, шамана из Тувы, хватило бы, чтобы заполнить этно-стилистикой несколько фестивалей. Ооржак признается, что джаз его неумолимо влечет, появляется на сцене практически каждый вечер в качестве guest star той или иной команды, удивляет почтенную публику горловым пением (поистине немыслимым!). 
PatinaПервыми сопровождать тувинца довелось симпатичным и в меру сдержанным в эмоциях латышам. Рижская группа "Patina" привезла в Крым прибалтийскую этнику: на подмостки выносится спецреквизит, - сферические бонги, гусли (аутентичное название kokle), за стойку с двумя синтезаторами садится белокурый клавишник в белых перчатках, возле него подключается подвижный басист в белоснежном же кепи, за ударной установкой устраивается задумчивый барабанщик-перкуссионист с внешностью Леона-киллера (несколько слов о нем: Галис Джибовски, организатор международного фестиваля барабанщиков Drum Summit, в числе приглашенных на который числятся Billy Cobham и Matthew Harrison. Фестиваль предусматривает серию мастер-классов для начинающих и продолжающих), места у микрофонов занимают саксофонист и солистка, Бирута Озлиня.
Бирута Озлиня и PatinaВ ходе выступления Озлиня перемещается от микрофона к роялю, от рояля - к гуслям. Подача трепетная, немногословная, прочувствованная. Несколько раз музыканты призывают аудиторию присоединиться к отстукиванию ритма... это удается далеко не всем, рисунок синкопированный, непростой. Бирута стоит в позе акцентированной опоры на диафрагму; манера исполнения вокальных партий подчеркнуто фольклорная, то мягкая, то контекстуально оправданно требовательная, но неизменно отрывистая. Почему-то, когда слушаешь солистку, на языке вертится слово "кликуша"; как оказывается, не случайно: последней вещью программы выбрана украинская коломийка, которую, по словам Озлини, пела городская сумасшедшая, похоронившая в войну всю семью. Приглашение спеть коломийку вместе остается без ответа - слов не знает никто.
В целом, программа рижан, как показалось автору, несколько отличалась от всего, что было представлено на фестивале. Прежде всего, Patina не стремится идти на поводу у фестивальной конъюнктуры и специфики подобных мероприятий, предусматривающей узнаваемость материала и курортный драйв. 
Если Patina самоидентифицируется как этно-джазовая группа, то "Волки и овцы", хэдлайнер 2го дня, такую характеристику в отношении себя употреблять даже не пытается. Джазом "Волки и овцы" и не пахнут. Пахнут они вереском и клевером. Владимир Лазерсон, руководитель московского проекта, так определяет свою миссию в этой связи: если не я, то кто же будет играть на волынках, бубнах, дудочках и прочей инструментальной экзотике? И то правда. С таким-то подходом, - настойчивостью в ношении аутентичной одежды, поездками на историческую родину инструментов для общения с шотландским мастером, Лазерсон по праву считается одним из главных волынщиков России. И "Волки", и "Овцы" к концу своего выступления доводят аудиторию до кондиции, соответствующей разухабистым кельтским аранжировкам. Явственно прослушиваются вариации на тему "America, America" и дерзновенные частушки, содержащие непарламентскую лексику.
Энвер ИзмайловДоводя рассказ о фолкцентристской тенденции до его логического завершения, придется нарушить и без того спотыкающийся хронологический порядок повествования - упомянуть о финале события. Уж какие бы заграничные звезды ни радовали нас своим посещением, а своя, крымская, рубашка ближе к телу. И это правильно! Развязкой сюжета стало мини-шоу Энвера Измайлова. Мини - по количеству участников, а не качеству исполнения, разумеется. Шоу - ибо выступление музыкантов дополняла совершенно очаровательная юная танцовщица. Ну, и потому, что Измайлов - сам по себе "шоу": традиционно безупречная техника, игра на двух гитарах одновременно, экзерсисы с процессором, добродушный юмор в перерывах, - по-моему, достаточно, чтобы внушить пиетет. Плюс талантливые единомышленники в лице участников группы "Минарет"... Одним словом, феерично!
Томаш ШукальскиО дальнезарубежных (нон-этно) гостях. В числе таковых наличествовали: квартет Томаша Шукальского, Motion Trio, Ли Дэвисон (Lee Davison). Шукальский сотоварищи завершали 1-й день фестиваля. Воистину, польский джаз находится в высокой точке развития. Выступление просто потрясающее. Даже человек, далекий от джазового мира, присутствовавший в тот вечер набережной возле дома Волошина, наверняка уловил те же самые колебания, которые ощутил и закоренелый меломан. В нескольких словах о квартете: bittersweet пан Томаш, пианист Артур Дуткевич, ударник Кшиштоф Дзедич, Даниел Бел на басу - взвешенно, проникновенно, аккуратно, вдумчиво, умопомрачительно!
Motion Trio
"Motion Trio", "психи на гармошках" (знакомая интрига формулировок) - хэдлайнеры третьего дня, также гости из братской Польши. Безусловно, ребята своеобразны, необычны и самодостаточны. Самое главное, не скрывают техногенный характер своего стиля, - примером тому послужила пьеса а-ля саундтрек к компьютерной игре-стрелялке. Вот только джазом эту музыку назвать можно с трудом. Хотя парни в высшей степени выразительны, и аудитория это прочувствовала немедленно.
Ли ДэвисонЕще один любимец коктебельского зрителя - Ли Дэвисон, афроамериканский вокалист, проживающий в Чехии и забросивший преподавательскую деятельность ради деятельности гастрольной. Вот кого можно было и не спрашивать о любимых персоналиях в музыке; ухо без труда распознало влияние творчества Rachelle Ferrell и Al Jerreau на формирование певческих "знаний, умений и навыков" Дэвисона.
Постепенно подбираемся к нашим, - тем, которые ближе к телу, - деятелям джазового искусства. Мейнстримовым и не очень. Очень молодым и относительно молодым. Военным и гражданским. Бывшим и настоящим украинцам и россиянам.
Военные: джаз-оркестр Черноморского флота РФ, морские волки в белой форме под рук. Игоря Князева и... возьму на себя смелость поместить сюда же оркестр МВД Крыма (дирижер Геннадий Ретинский). Казалось бы: каким образом джаз имеет отношение к людям в погонах? Имеется в виду, как может спонтанность существовать в рамках строгой дисциплины? А вот, оказывается, может. Этакая свобода по уставу получается. Поконкретнее? К примеру, "Spain", сыгранная в торжественно-патриотическом духе или повторяемый рефрен христианского гимна поверх набора компилированных джазовых стандартов.
Виталий МакухинС нескрываемой гордостью руководитель милицейского бэнда представляет солиста коллектива, лейтенанта Виталия Макухина. Интригует: мол, ох как он вас сейчас удивит. А лейтенант и вправду, нежданно-негадано продемонстрировал вполне приличное владение техникой тэппинговой игры на гитаре, сам будучи бас-гитаристом и тубистом. Публика счастлива: во-первых, подобные манипуляции впечатляют; во-вторых, традиции народного любимца Измайлова продолжаются в руках охранников правопорядка.
Биг-бэнд сменяют студенты киевского музыкального училища имени Глиэра, объединенные под именем "City Jazz", - подопечные арт-директора фестиваля, известного джазового пианиста Владимира Соляника. Ребята очень юны, лишь недавно начали появляться на большой сцене, но чувствуют себя как будто уверенно. Во всяком случае, демонстрируют искреннюю любовь к тому, что делают. Бас-гитарист экспрессивен, как и положено быть басистам, использует сэмплы, играет аккордами; альт-саксофонист осваивает дудочку-сопилку; неплохо звучит тромбонист. Программу завершают "Хамелеоном" Хэнкока. Хороший выбор.
Dixie FriendsНебезынтересным показалось крымское трио "Мелос" хотя бы по той причине, что оно представляет собой семейный подряд; дочь вокалистки Ирины Рукавицыной Татьяна Веренкиотова, прелестная барышня, очень грамотно справляется с ударной установкой.
Ростовские "Dixie Friends", принципиально не нарушающие границы избранного направления, одетые по последней моде 20-х годов прошлого века, выжали из традиции все возможное. Во всяком случае, запала хватило еще и на добрые полтора часа ночного нон-стопа.
Игорь ЗакусОчень порадовала киевская команда "Night Groove", басистом в которой (понимаю, что употребление метонимий не всегда на руку самобытному музыканту, и все же) украинский Маркус Миллер - Игорь Закус. Группа несомненно вышла на определенный уровень и однозначно готова к выступлениям вне Украины! В составе - замечательная клавишница Наташа Лебедева, сессионный ударник Алекс Фантаев, саксофонист Артем Менделенко, гитарист Саша Павлов, вокалистка Юлия Рома - с приятным сипловатым тембром, весьма удобным при апеллировании к скэту и экстернально-эстрадным самопозиционированием, IMHO контрастирующим с общим впечатлением от группы.
О более заслуженных и почтенных.
Игорь ДяченкоДжаз-ансамбль "Днiпро" (за роялем - Петр Пашков, контрабас - Феликс Гершович) декларировал возведенную в степень эксцентрику. Неистовые хулиганы с проседью, да и только! Саксофонисту Игорь Дяченко с его темпераментом рекомендовалось бы вообще держаться подальше от сцены во время исполнения остальными участниками какого-нибудь slow swing'a (иначе из него тоже бы вышел яростный хард-боп). Что он, собственно, и делал. А когда присутствовал - тут, товарищи, было не отвертеться. Мощный многовольтный разряд был гарантирован. Это я уж не говорю о барабанщике! (Сергей Хмелев) Соло: стэп+игра на подручных материалах = эквилибрист от джаза.
Эндрю АрнаутоффВ продолжение повествования о почетных и уважаемых. Григорий Немировский, труба, Германия. Эндрю Арнаутофф, контрабас(кстати, изготовленный в 19 веке и привезенный с собой),США. Алик Фантаев, ударные, Израиль. Джордж Хаслам, баритон-саксофон, Оксфорд, Великобритания (это уже похоже на аутентику). "Киев Арт Ансамбль" Владимира Соляника. Бэнд, конечно, получился роскошный. Спору нет. Достойнейшие музыканты, настоящий джаз, - определенный как "модальный" - без обиняков. Арнаутофф/в - "перпетуум мобиле". 3 часа непрерывной игры со зверской гримасой, выражающей то ли недовольство происходящим, то ли зубную боль, а скорее всего - крайнюю сосредоточенность...
Как бы то ни было, кульминационным моментом фестивального марафона стал квартет Игоря Бутмана. На вопрос Соляника-ведущего "Что будем играть?" Бутман отвечает "Еще не знаю". В результате народ получает дозу эндорфинов под лейтмотивы из м/ф "Умка", "Бременские музыканты", "Ну, погоди!..", medley из народных, блатных (!)-хороводных песнопений. Непревзойденное мышление, ослепительная техника, восхитительная музыка, - аудитория в окончательном и бесповоротном аудитивном экстазе!
Публика
Не слишком взыскательная, но как показалось, быстро обучаемая. Восприятие на протяжении фестиваля менялось от недоуменно-внимательного к изумленному, а впоследствии развилось до адекватного. 
Night Groove и публика Само собой, наиболее горячо принимали танцевальные вещи: хотя бы чтоб в такт можно было притопнуть, а то лучше и в пляс пуститься. Но со временем аудитория начала понимать, как получать удовольствие и от самого содержания музыки, то есть, сродни самому натуральному джазовому слушателю, выражать искренний (и, повторяю, адекватный!) восторг по поводу, во время и после исполнения удачного импровизационного кульбита. А это отрадно, ибо одна из главных целей фестиваля, цель популяризации джаза, на данном этапе была достигнута.

Ну, так как? Хватит пухнуть в Турции?

Татьяна Балакирская,
из Коктебеля - 
специально для "Полного джаза"
фото автора

Что намечается:
московские анонсы
VII международный фестиваль "Джаз в саду Эрмитаж" 
20-22 августа 2004


Эдди ХендерсонВсего за несколько лет фестиваль "Джаз в саду Эрмитаж", организаторами которого являются Московский джаз-ангажемент - МДА Юрия Саульского и Дирекция сада "Эрмитаж", при поддержке Комитета по культуре Правительства Москвы, из чисто московского мероприятия превратился в джаз-фестиваль, пользующийся высоким авторитетом, как в России, так и за рубежом. Недаром члены Московской ассоциации джазовых журналистов (МАДЖ) уже дважды признавали его главным джазовым событием года. 
Интерес к фестивалю растет не только среди московской публики, но и у прессы: в прошлом году на фестивале было аккредитовано около 100 журналистов, включая все основные телевизионные каналы. Только в центральной прессе 6-му фестивалю "Джаз в саду Эрмитаж" было посвящено около 30 публикаций, и более 20 сюжетов прошло по ТВ.
VII фестиваль "Джаз в саду Эрмитаж" отметит 100-летие великого американского джазмена Каунта Бэйси. Свои программы ему посвятят оркестр Олега Лундстрема под руководством Георгия Гараняна, отмечающий заодно свое 70-летие, и уникальный Ростовский детский биг-бэнд Андрея Мачнева, а также Estonian Dream Big Band вместе с известным американским певцом Деннисом Роулэндом, ранее работавшим в оркестре Каунта Бэйси. В фестивале примет участие знаменитый американский трубач Эдди Хендерсон, в начале 70-х годов прошлого века участвовавший в записи нескольких очень популярных дисков Хэрби Хэнкока, игравший в легендарном ансамбле "Jazz Messengers" Арта Блэйки, и сам выпустивший более дюжины превосходных альбомов. Эдди Хендерсон выступит с квартетом замечательного московского пианиста Якова Окуня. Свою новую программу представит московской публике известная аргентинская джазовая певица Алехандра Мартин вместе со своим испано-аргентинским квинтетом, в составе которого прекрасный трубач Густаво Бергалли. Из Дании приедет легенда советского джаза - гитарист Николай Громин, который выступит на фестивале вместе со своим старым другом, выдающимся российским гитаристом Алексеем Кузнецовым. В "Эрмитаже" также выступит популярный в Европе женский джаз-квартет из Швейцарии "Four Roses" и молодой гитарист-виртуоз из Израиля Йотам Зильберштейн. 
Свои новые программы представят на суд слушателей и российские звезды джаза: ансамбль легендарного Германа Лукьянова "Миллениум 2000", трубач-виртуоз из Екатеринбурга Сергей Пронь, лауреат нескольких престижных международных конкурсов - вокальный ансамбль A'Cappella ExpreSSS, квинтет очень талантливой молодой саксофонистки Анны Королевой, квартет знаменитого московского барабанщика Евгения Рябого вместе со специальным гостем - любимцем российской публики Сергеем Манукяном, и другие. 
С 20 по 22 августа после фестивальных концертов в клубе "Реставрация" пройдут ночные jam sessions российских и зарубежных участников джаз-фестиваля. 

Информационные спонсоры фестиваля:
Радио "Эхо Москвы"
Журнал "Итоги" 
РИА "Новости" 
Газета "Вечерняя Москва"
Журнал "Где" 
Журнал "Мои часы"
Газета "The Moscow Times" 
Портал Jazz.ru
mosgorsad.ru

Полное расписание концертов фестиваля

Фестиваль "Jazz In Time"
C 7 по 19 сентября в Москве пройдет международный клубный фестиваль "Jazz in Time". В фестивале примут участие известные российские и западные музыканты: Сергей Мазаев, ансамбль "Мелодия" п/у Георгия Гараняна, "Симфоджаз братьев Ивановых", Сергей Манукян, Вячеслав Горский, Феликс Лахути, группа "Папоротник", вокальная группа "A'Cappella ExpreSSS", а также зарубежные гости - виртуозы Франк Ваганэ (Бельгия), Бирели ЛяГрен (Франция) и Дебора Браун (США).
Фестиваль будет проходить в джаз-клубе нового поколения "Jazz in Time", торжественное открытие которого состоится 7 сентября. Клуб будет располагаться на первом этаже известного ресторана "Марика" на Петровке, 21. Художественное руководство новым клубом осуществляют знаменитые джазовые музыканты, обладатели Гран-При Международного джазового конкурса в г. Брюсселе, братья Михаил и Андрей Ивановы.
Клуб "Jazz in Time" будет существенно отличаться от других джаз-клубов Москвы своей исключительно европейской направленностью. По словам руководителей клуба, "Jazz in Time" будет регулярно приглашать в Москву ведущих европейских джазовых музыкантов и должен встать в один ряд с самыми известными джаз-клубами Европы.
На торжественном открытии клуба "Jazz in Time" выступит известнейший европейский саксофонист Франк Ваганэ - яркий представитель и ведущий музыкант бельгийской джазовой школы. Стиль Франка Ваганэ отличается великолепной техникой, страстью, фантастическим свингом, интонацией и индивидуальным тоном, приятными мелодичными фразами. Его соло всегда узнаваемы. Он - руководитель Брюссельского джазового оркестра, визитная карточка бельгийского джаза молодого поколения.
Кроме того, в следующем году мир отмечает 130 лет со дня регистрации патента на саксофон бельгийским мастером Адольфом Саксом. С тех пор саксофон стал одним из самых популярных музыкальных инструментов, символом джаза, изменившим всю современную музыку. Концерт бельгийского саксофониста Франка Ваганэ, соотечественника великого изобретателя, посвящен этому событию и предваряет юбилейный год.
Участники фестиваля:
Франк Ваганэ (Frank Vaganee) - саксофон
Родился в Мешелене (Бельгия) в 1966 г., изучал музыку в Королевской консерватории в Антверпене. Профессиональный дебют Франка состоялся в 1983 г.; 21-летним он играл с великим бельгийским мастером игры на губной гармонике Тутсом Тилемансом. Его первый сольный альбом, "Picture A View", вышел в 1991 г. В этот же период началось его сотрудничество с голландским пианистом Майком дель Ферро, в квартете с которым Ваганэ проработал 4 года и записал два альбома. С 1993 г. Франк руководит и пишет значительную часть репертуара для Брюссельского джаз-оркестра, с 1999 - работает в секстете Натали Лорье, продолжая интенсивно записываться и под собственным именем. В 2001 г. он стал лауреатом бельгийской национальной джазовой премии Django d'Or.
Бирели ЛягренБирели Лягрен (Bireli Lagrene) - гитара
Цыганский гитарист Бирели Лягрен родился в 1966 г. в Эльзасе (Восточная Франция) и, в отличие от многих своих соплеменников, до сих пор ведет кочевую жизнь в таборе. В четырехлетнем возрасте он начал играть на гитаре, в семилетнем - уже осваивал джаз, а в 13 начал записываться; его мастерство завораживало уже тогда. Бирели быстро овладел стилем своего великого предшественника, первого значительного европейского джазмена - бельгийского цыгана Джанго Рейнхардта; однако, продолжая специализироваться именно на этом горячем, скоростном свинговом стиле с богатым использованием цыганских мотивов, Лягрен прекрасно овладел широким спектром и других джазовых стилей - в частности, хороши известны его записи с джаз-роковым бас-гитаристом Джако Пасториусом. В результате в его нынешней виртуозной игре органично смешиваются и стиль Джанго, и джаз-рок, и традиционный хард-боповый стиль джазовых гитаристов 1950-1960-х гг.
Дебора Браун
Родом из Канзас-Сити, вокалистка Дебора Браун не очень широко известна на родине, но в Европе, где она живет уже полтора десятилетия, она имеет репутацию одной из самых тонких, опытных и искушенных в традиционных джазовых стилях певиц. Преподавание музыки в университетах Нидерландов занимает все ее свободное время, остающееся от интенсивных гастролей по всему миру (Дебора посетила свыше 50 стран!). Браун известна сотрудничеством не только с американскими (Слайд Хэмптон, Седар Уолтон, Кларк Терри, Хорас Парлан, Джонни Гриффин...) и европейскими (Тутс Тилеманс, братья Доки, Мишель Легран) звездами, но и интенсивной работой с восточноевропейскими музыкантами: так, ее совместный альбом со звездой польского джаза, саксофонистом Збигневом Намысловским, был признан в Польше одним из трех лучших джазовых альбомов в стране за целое десятилетие (1980-е гг.), а с московским биг-бэндом Олега Лундстрема и с "Джазовой галереей" Николая Панова она гастролировала по СССР, а затем - России и Украине далеко не один раз, в последний раз появившись на московской джазовой сцене летом 2002 г.

Программа фестиваля
07.09 - Франк Ваганэ (саксофон, Бельгия) и "Симфоджаз братьев Ивановых" - открытие клуба "Jazz in Time".
08.09 - Сергей Манукян (вокал, клавишные) с концертной программой "Музыка моего сердца"
09.09 - Сергей Мазаев (вокал) и "Симфоджаз братьев Ивановых" 
10.09 - Феликс Лахути – электроскрипка, вокал. Программа: "Легализация позитивных вибраций"
11.09 - Джаз Антона Румянцева
13.09 - вокальный ансамбль A'Cappella ExpreSSS с концертной программой "Around the World-ExpreSSS”
14.09 - Сергей Манукян (вокал, клавишные) с концертной программой "Музыка моего сердца"
15.09 - Дебора Браун (США-Нидерланды) - вокал
16.09 - Леван Ломидзе & Blues Cousins
17.09 - Вячеслав Горский (клавишные инструменты) с программой "Шопен в Африке"
18.09 - "Джаз Северной столицы" - Давид Голощекин (скрипка, вибрафон), квартет Антона Румянцева (тенор-саксофон). Ведущий Владимир Фейертаг. Презентация журнала "Джаз Арт" 
19.09 - Бирели Лягрен (Франция) - гитара.

А в это время 
за бугром...
Иллинойс ДжаккетОдин из самых популярных тенор-саксофонистов XX века, великий Иллинойс Джаккет, умер в Нью-Йорке от сердечного приступа ранним утром 22 июля. Ему был 81 год. Его саксофон звучал на записях и концертах Луи Армстронга, Ната "Кинг" Коула, Диззи Гиллеспи, Чарли Паркера, Бадди Рича, Эллы Фицджералд, Майлса Дэйвиса. Его проставило сумасшедшее соло в теме ''Flying Home'', записанной им в составе оркестра Лайонела Хэмптона, когда Иллинойсу было 19. Он играл в составе двух других знаменитейших оркестров послевоенного времени - у Каунта Бэйси и у Кэба Кэллоуэя. С 1981 г. его собственный биг-бэнд был непременной частью джазового пейзажа Нью-Йорка. 
Говорят, что перед той легендарной записью с Хэмптоном юный саксофонист так нервничал, что спрашивал руководителя саксофонной секции в оркестре, как ему сыграть. Тот ответил: "играй как-нибудь по-своему". "Если бы я знал, как это..." - в тоске пробормотал юноша и... сыграл 64-тактное соло, ставшее настоящим стандартом, скопированное сотнями и тысячами молодых саксофонистов и целиком, в своем оригинальном виде, вошедшее в оркестровые переработки этой темы. С тех пор Джаккету много-много раз приходилось воспроизводить ту свою импровизацию нота в ноту, чтобы публика смогла насладиться чувством узнавания...
Сын луизианского креола-железнодорожника и индеанки из племени сиу, Жан-Батист Жаке (Jean Baptiste Jacquet - таково было подлинное креольское имя саксофониста) родился в Бруссарде, штат Луизиана, 13 октября 1922 г. Впоследствии семья переехала в Хьюстон (Техас), где мальчик начал учиться игре на барабанах. Его школьным прозвищем в Техасе, где никто не мог правильно произнести его французское имя, было индейское словечко Иллинивек - "классный парень". Поскольку язык сиу тоже не принадлежал к числу широко известных у техасцев, постепенно это прозвище трансформировалось в название штата - Иллинойс.
Иллинойсу пришлось научиться играть на тенор-саксофоне, когда он со своим братом-трубачом Расселом переехал на Западное побережье, где они попали в только что (1941) сформированный оркестр вибрафониста Лайонела Хэмптона, покинувшего биг-бэнд Бенни Гудмена. Но Хэмптону не нужен был барабанщик, ему нужен был саксофонист, потому что его любимый саксофонист Арнетт Кобб отказывался уезжать из Чикаго на Западный берег. Пришлось Иллинойсу срочно осваивать тенор. Освоил он его настолько успешно, что вскоре - уже после легендарной записи "Flying Home" - перешел в более успешный оркестр Кэба Кэллоуэя и снялся в знаменитом фильме "Stormy Weather", а затем занял место великого Лестера Янка в оркестре Каунта Бейси...
Но он никогда, даже в годы своей наилучшей формы, когда он мог часами царственно визжать и завывать в самых высоких регистрах своего тенора, не мог объяснить природу успеха того соло во "Flying Home". "Что-то вошло в меня", - так он говорил обычно...

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

© "Полный джаз", 1998-2004
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на переводы материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако во всех случаях на таковую перепечатку следует получить письменное разрешение редакции портала "Джаз.Ру". При перепечатке обязательно следует сохранять авторство и ссылаться на источник (портал "Джаз.Ру").

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:

Константин Волков,
Татьяна Балакирская,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
AP,
соб.инф.

Фото:
Кирилл Мошков,
Татьяна Балакирская,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков

    
     Rambler's Top100 Service