ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 31
2004

Рецензии

* * * * * - шедевр
* * * * - отличная работа
* * * - хорошая работа
* * - хорошо, но скучно
* - не стоит затраченного времени


Norah Jones
-
"Feels Like Home"

Blue Note, 2004

46:17

* * * * *

Когда юная дебютантка Нора Джонс выпустила на лейбле Blue Note - исторически джазовом - дебютный альбом, ее было записали в джазовые певицы. Тем более, что она одно время заигрывала с нью-йоркской независимой джазовой сценой, а в школьном возрасте получила студенческую премию журнала Down Beat как джазовая вокалистка. Однако и тот, первый альбом, "Come Away With Me" (2003), собравший беспрецедентный урожай "Грэмми" (восемь!) и разошедшийся невероятным тиражом в 18 млн. экземпляров, отношение к джазу имел разве что самое опосредованное: на нем играло несколько джазовых музыкантов, звучал один джазовый стандарт, и в аранжировках и игре ансамбля прослеживалось знакомство с джазом. Что до нового, второго альбома Норы, спродюсированного все тем же ветераном звукозаписи Арифом Мардином, то он ушел от джазового прошлого певицы уже очень далеко. Перед Норой стояла почти невыполнимая задача - не опустить планку. И она не опустила ее. Альбом явно лучше первого. Джаза в нем не больше, чем, скажем, в записях Тома Уэйтса 1970-х (кстати, здесь есть один "кавер" великого хрипуна - "The Long Way Home"). Искренняя и притягательная манера Норы Джонс только выигрывает от того, что продюсер принципиально не пользуется никакими тональными подтяжками и поправками, так что в ее голосе изредка проскальзывают разговорно-"косые" нотки. Аранжировки же вызывают в памяти одновременно Тома Уэйтса, The Band, Боба Дилана и Кассандру Уилсон. Тем более, что среди участников записи есть музыканты, работавшие с Уэйтсом (барабанщик Эндрю Борджер) и с Диланом (барабанщик Брайан Блэйд), а в "What Am I To Do" играют собственными персонами барабанщик и органист The Band Левон Хелм и Гарт Хадсон.
Не обошлось и без непременного Дюка Эллингтона (не будем забывать, что первой профессиональной записью Норы Джонс, ее демо-лентой, принесенной в 2002 г. на Blue Note, были как раз стандарты Эллингтона): певица сама написала текст к эллингтоновской "Melancholia", назвав ее "Don't Miss You At All" и трогательно спев под собственный аккомпанемент на рояле.
Собрав воедино и сплавив джазовый опыт, блюзовое чувство, традиции интеллектуального нью-йоркского авторства-исполнительства, первоклассную игру искушенных в современной акустической полистилистике музыкантов и - last but not least! - свой немалый талант, Нора Джонс с успехом преодолела "порог второго альбома", подкосивший не одного многообещающего дебютанта, с чем ее остается только поздравить.

 


Hiromi
-
"Brain"

Telarc, 2004

61:27

* * * *

Хироми Уэхара, 25-летняя уроженка Сидзуоки в семилетнем возрасте поступила в знаменитую Музыкальную школу Ямаха, где получила незаурядную пианистическую подготовку, позволившую ей в 1999 г. с легкостью получить полную стипендию в легендарном бостонском музыкальном колледже Беркли. Помимо отличной техники игры, юная японка обладает также тонким стилистическим чутьем и завидной гибкостью - и интонационной, и ритмической, и жанровой. При первых звуках - жесткий фанковый грув, каркающий синтезатор, затем вступает банальная, но зубодробительно крепкая ритм-секция (соученики по Беркли - барабанщик Мартин Валихора и басист Тони Грэй, которого в трех треках сменяет маститый Энтони Джексон) - кажется, что это новое воплощение еще одной джаз-фанковой выпускницы Беркли - Рэйчел Зи. Но не тут-то было. Стилистические рамки альбома раздвигаются на глазах: начинает звучать акустический рояль (и тут Хироми демонстрирует превосходный, по-японски дисциплинированный и по-американски страстный пианизм!), жанровый вектор меняется на почти smooth, звучит баллада, затем сольное музицирование в стилистике и духе Рахманинова, снова фанк - почти фанк-рок! - с суровыми синтезаторными соло, и опять мягкий, лиричный акустический рояль...
Фирменный "теларковский" аудиофильный звук временами даже слегка портит впечатление - постоянный продюсер Telarc Майкл Бишоп мог бы позволить в тяжелых фанковых номерах, вроде открывающего альбом "Kung-Fu World Champion", несколько более тяжелый и "грязный" звук. Впрочем, оценка ясного, прозрачного и четко структурированного звукового пространства альбома сразу меняется, когда выясняешь, что музыканты сыграли весь материал живьем, без единого наложения, в студии The Sound Kitchen во Франклине (Теннеси), прямиком в систему Direct Stream Digital - на DSD-систему Sonoma. По такой технологии пока что делается очень немного записей, и мы имеем дело с далеко не худшим ее образцом.

Константин ВолковКонстантин Волков
для Stereo & Video

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service