ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #17
Сибирские джазовые известия - апрель 1999
При неожиданном и небывалом аншлаге в Большом зале Новосибирской государственной филармонии и Доме Ученых СО РАН прошли два концерта - "Дорога на Чаттанугу" (3 и 4 апреля). Концерты, посвященные наследию Гленна Миллера, были построены как путеводитель по музыке всемирно известного оркестра ВВС США и сопровождались ремарками художественного руководителя филармонии, заслуженного деятеля искусств Владимира Калужского. Роль оркестра Миллера выполнил биг-бэнд Владимира Толкачева, а вокальные партии исполнил ансамбль Павла Шаромова. Для этого были взяты оригинальные аранжировки, и звучание оркестра было максимально приближено к оригинальному. Это прекрасная концертная и коммерческая программа, доступная любому слушателю, предложена другим сибирским филармониям, и хотя состав участников этого джазового шоу приближается к 30 артистам, цена программы весьма умеренная.

Международный фестиваль "Транссиб Интер Джаз-99" прошел в Новосибирске с 26 по 29 апреля. Фестиваль, посвященный 100-летию со дня рождения Дюка Эллингтона, был вначале задуман как сквозной по пяти городам Сибири. Тюмень (родина Ирвинга Берлина!) и Омск отказались по финансовым причинам сразу же в начале года. Красноярск же, абсолютно подтвердив свое участие (при поддержке самой мощной по техническому обеспечению филармонии Сибири), за неделю до начала также не смог включиться в гастрольный график. В конце концов фестивальная программа поделилась всего между двумя городами - Новокузнецком, где 22-25 апреля проходил "Джаз у старой крепости", и Новосибирском. Тем самым вся финансовая сторона легла не на пять, а на двух устроителей, невероятно увеличив расходы исполнительных продюсеров - Анатолия Берестова и Сергея Беличенко. Причиной отказа, по словам околоджазовых людей Красноярска, стал конфликт генерала Лебедя и местного босса Быкова, который и обещал выделить искомые средства. Местная же власть оказалась просто бессильной собрать 2500 долларов, необходимых для логического окончания транссибирского тура.Дженн Паркер
Фестивали в обоих городах существенно отличались друг от друга составами прибывших ансамблей. Только троица Дженн Паркер - Валерий Пономарев - Тим Армакост и дуэт Вячеслава Гайворонского - Эвелины Петровой выступали дважды: в Новокузнецке и Новосибирске.
В Новосибирске выступили все заявленные музыканты, кроме Леонида Пташки (из-за невозможности транзитного выступления в Москве) и Виктора Епанешникова, патриарха отечественного джаза, перенесшего сложнейшую полостную операцию накануне фестиваля. На этот раз фестиваль прошел рентабельно, спокойно и интеллигентно. На каждом концерте царил Дух Великого Эллингтона, и ведущий Владимир Фейертаг, как обычно, расточал обаяние перед переполненными залами, основную массу которых составляла молодежь.
Выступали: азербайджанское трио "Бакустик" с вокалистом Анаром Таги-Заде, германская (кубинско-польского происхождения) вокалистка Ивонна Джейн Санчес с пражским дуэтом Зеленки/Дворского, дуэт Гайворонский/Петрова, упомянутые американские музыканты, трио Ивэна Падьюарта из Брюсселя, квартет "Московский свинг" (Алексей Николаев - Игорь Золотухин - Игорь Кондур - Эдуард Зизак), трио пианиста Михаила Окуня (вместо Пташки), трио Аарона Ромахни из Будапешта, петербургский вокальный ансамбль "Дайджест" и трио Игоря Дмитриева с Академическим симфоническим оркестром. Все музыканты были благодушно приняты сибирскими слушателями и представляли различные ориентиры в джазовой музыке. И хотя мелодии Эллингтона доминировали, экспериментальные опусы играли Гайворонский/Петрова и, в какой-то степени, группа Анара Таги-заде. Джазовый романтизм представили два фортепианных трио - Падьюарата и Михаила Окуня, а квартет "Московский свинг", в общем-то, играл отнюдь не свинговый джаз, отдав все силы наследию Энтони Уильямса. Классический мэйнстрим был отлично исполнен и Ивонной Санчес, и группой "Дайджест", и трио Ромахни. Так называемое "третье течение", как апофеоз фестиваля, прозвучало в концерте трио Дмитриева и Академического симфонического оркестра Новосибирской государственной филармонии, исполнивших "Эллингтонию" (сюиту, созданную Игорем Дмитриевым), "Испанию" Чика Кориа и "Moanin' " Бобби Тиммонса.
Особо надо сказать о концерте американских музыкантов. В этот вечер зал филармонии не смог принять всех желающих, стоящих в очередь до Красного проспекта в надежде приобрести лишний билетик. Это был самый аншлаговый и финансово успешный концерт, подтвердив лишний раз аксиому - российский слушатель джаза очень почитает исполнителей c родины джаза, особенно с темной кожей. На этот раз вокалистка Дженн Паркер (солистка ансамбля "Дух жизни" Талиба Квибе, работающего каждую неделю в нью-йоркском клубе "Sweet Basil's" в Гринвич-вилледже) отлично провела свою партию - профессионально, эмоционально - и, вдохновленная мелодиями Дюка, повергла зал в овации. Валерий Пономарев и саксофонист Тимоти Армакост (работавший с Кэнни Барроном, Билли Хартом и другими) плюс "Джазовое Старое Трио" в качестве ритм-секции оказались достойными партерами певицы, и это был действительно на редкость удачный концерт длительностью в два с половиной часа.
Успех фестиваля был обеспечен финансовой поддержкой Института "Открытое Общество" (Фонда Сороса), который стал единственным спонсором. Ни одна структура города, несмотря на множественные обращения, ни дала ни копейки. И лишь приемлемая заполняемость зала дала рентабельный эффект. Плюс работа фестивальной команды и Благотворительного фонда Татьяны Снежиной и Сергея Бугаева, обеспечивающих организационный порядок.
Проекты будущих фестивалей витают в воздухе, но Арт-Директор фестиваля Сергей Беличенко уже подумывает об очередном Мемориале. В 2000 году Луи Армстронгу тоже стукнет 100!

Рано утром 29 апреля на собственной даче скоропостижно скончался от инфаркта один из пионеров новосибирского импровизационного джаза - саксофонист Виктор Есенин. Ему было всего лишь 55 лет. В начале 60-х годов он активно развивал джаз в группах Владимира Виттиха, Сергея Беличенко (с которым вместе играл с 1962 года), Владимира Носова, и потом - в собственных ансамблях. И хотя в конце 70-х он отошел от джаза и стал дирижером оркестра Новосибирского цирка, его авторитет в музыкальных кругах был непререкаем. Мир его праху!

Сергей Беличенко

На первую страницу номера