ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 32
2004

Рецензии

* * * * * - шедевр
* * * * - отличная работа
* * * - хорошая работа
* * - хорошо, но скучно
* - не стоит затраченного времени


James Cotton
-
"Baby, Don't You Tear My Clothes"

Telarc, 2004

53:25

* * * *

69-летний Джеймс Коттон уже далеко не такой мощный харпист (исполнитель на губной гармонике), каким он был лет 30 назад: болезнь дыхательных путей сделала свое дело, и теперь Коттон и не поет, и от былой сокрушительной мощи этого важнейшего в 1970-е гг. чикагского блюзового мастера осталось только точнейшее звукоизвлечение и тончайшее ощущение блюза. И неудивительно: научившись тонкостям игры от самого "Сонни Боя" Уильямсона II, проработав много лет в ансамбле самого Мадди Уотерса (где Коттон сменил Джуниора Уэллса и работал параллельно с Литтл Уолтером - а эти два имени в те годы означали самые передовые рубежи игры на blues harp, блюзовой гармонике), к 1970-м Джеймс Коттон имел достаточную славу у слушателей и авторитет у музыкантов, чтобы стать успешным бэндлидером под собственным именем, а теперь эта слава и вовсе овеяна ароматом подлинной легенды.
Поскольку харпист не может больше петь, продюсер Рэнди Лаббе пригласил для записи десяток разных блюзовых вокалистов - тут и Одетта, и Джим Лодердейл, и Си Джей Шенье, и Бобби Раш... Далеко не все певцы смогли записаться на основные дорожки с участием Коттона в The Studio в Портланде (но не том, что в Орегоне, а на крайнем северо-востоке США - в Мэне), сделанные звукорежиссером Стивом Дроуном, так что часть вокалистов была наложена в Остине (Техас) инженером Стюартом Салливэном.
Вокалисты вокалистами - конечно, они сильно повышают потенциальные продажи пластинки. Но нельзя не признать, что основное положительное впечатление от этого альбома - не ансамбль Коттона (который временами звучит едва ли не ученически - особенно басист Ноэль Нил) и не вокалисты, а сам Коттон с его изысканной и в то же время по-животному драйвовой гармошкой. Катарсис наступает в финальном треке, "Friends", где пронзительная, берущая за душу гармоника рассказывает свои истории в скромном, но исполненном подлинного блюзового достоинства дуэте с гитаристом Дереком О'Брайеном.
 


Dave Brubeck
-
"Private Brubeck Remembers"

Telarc, 2004

2 CD
61:41
52:10

* * * *

Конечно, трудно ожидать каких-то сногсшибательных новшеств от сольного альбома пианиста, которому в этом году исполняется 84. Даже если это Дейв Брубек, истинный новатор джазового фортепиано 1950-х - начала 60-х, сделавший популярными эксперименты с нечетными размерами и сложными гармоническими построениями, изящно и органично привнесший в джаз мотивное развитие европейской классической музыки и породивший целое поколение музыкантов, с энтузиазмом пытавшихся по-новому скрестить афроамериканские основы джазовой импровизации и сугубо европейские корни темперированного звукоряда, представленного на клавиатуре фортепиано.
И тем не менее это очень сильная работа - потому что это совсем не тот Брубек, которого все знают. Запись продолжает цикл альбомов сольной фортепианной игры ветерана, начатый в 2000 г. пластинкой "One Alone" (которую мы тогда же, замечу, рецензировали). Ветеран не устраивает никакой пиротехники, никакой демонстрации возможностей - и вообще никакой демонстрации. Он просто играет. Играет темы своей молодости, того времени, когда он был призван на европейский театр военных действий Второй мировой - отсюда название "Рядовой Брубек вспоминает", отсюда тонкий подбор пьес, сами названия которых звучат как энциклопедия настроений молодых американцев эпохи той войны - "Поскольку все мы знаем" (продолжение текста той старой песенки - "...что можем больше не встретиться"), "Мы пересекли Рейн", "В последний раз, когда я видел Париж", "Лили Марлен"... Тихая, прозрачная, умудренная долгими десятилетиями игра Мастера, сквозь которую если и можно разобрать эмоциональный фон, то только - добрую, бесконечно усталую улыбку. И совершенно естественным и органичным дополнением к этому часу негромкой музыки кажутся пятьдесят с лишним минут беседы двух пожилых людей на втором диске - беспрецедентное в практике фирм грамзаписи, даже таких необычных, как Telarc, приложение: интервью Брубека, данное своему ровеснику, тоже ветерану Второй мировой - легендарному Уолтеру Кронкайту, одному из самых авторитетных и влиятельных политических (!) комментаторов американского телевидения 60-70-х гг.

Константин ВолковКонстантин Волков
для Stereo & Video

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service