ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 37
2004

Фестиваль ART CONT@CT
21 октября, Москва, клуб Б2 - David Yengibarjan (Венгрия), Masfel (Венгрия)
Дети Пикассо (Россия) + Grencso Istvan (Венгрия) 
Начало концерта в 21.00 

22 октября, Москва, клуб Б2 - Tequilajazzz (Россия), Anima Sound System (Венгрия)
Начало концерта в 22.00

22 октября, Москва, КЦ "ДОМ" - Noize Orchestra (Россия) + Grencso Istvan (Венгрия)
Начало концерта в 19.30

24 октября, Санкт-Петербург, Red Club - "Дети Пикассо" (Россия), Grencso Istvan (Венгрия), Masfel (Венгрия)
Начало концерта в 20.00 


После прошлогоднего фестиваля этнической музыки (фестиваль "Этнополь") и весенней недели венгерского авангарда (фестиваль "Макрокосмос") появилась идея о проведении совместного российско-венгерского музыкального фестиваля, где наиболее интересные коллективы двух стран могли бы играть на одной сцене, перед одной аудиторией. На этот раз венгры представят современную венгерскую музыку, причем в наиболее разных ее направлениях - от инди-попа, даба, эйсид-рока до современного импровизационного джаза - т.е. все то, что до сих пор российская публика могла увидеть, лишь поехав в Будапешт на проводимый ежегодно, крупнейший в Европе фестиваль Sziget. 
В Москве (клуб Б2) новую венгерскую волну представят группы Anima Sound System и Masfel, венгерский аккордеонист армянского происхождения Давид Енгибарян (David Yengibarjan) и уже известный российской публике саксофонист, музыкант группы Kampec Dolores - Иштван Гренчо (Istvan Grencso). 
Венгров в России поддержат два коллектива из Москвы и Санкт-Петербурга - уже отгремевшие на фестивале Sziget 2004 "Дети Пикассо", а также гранды отечественной рок-музыки - группа Tequilajazzz. Культурный Центр "Дом" станет второй московской площадкой для фестиваля Art Contact, где будет представлена совместная программа музыкантов группы "Дети Picasso" (Noize Orchestra) и Иштвана Гренчо. 
В Санкт-Петербурге для продолжения фестиваля выбран Red Club. Третьей площадкой стал Саранск, куда после прошлогоднего приезда Grencso Kollektiva очень ждут нынешнего представителя со стороны Венгрии - аккордеониста Давида Енгибаряна.

Anima Sound System (Венгрия)

Акош Англер - ударные
Гергей Немет - аранжировка, электроника, бас, скретч
Юдит Немет - вокал, флейта
Саьолч Пригер - аранжировка, электроника, гитара, синтезатор
Тамаш Шош - духовые инструменты, вокал

Anima Sound System на сегодняшний день является самым известным коллективом Венгрии. Anima Sound System вот уже несколько лет подряд не сходит с главной сцены самого длительного в Европе фестиваля Sziget, ежегодно становится участником ряда крупнейших музыкальных фестивалей и на протяжении последних пяти лет называется музыкальными критиками в числе лучших групп Центральной Европы. 
На концертах их встречает толпа из 2000-3000 поклонников; их композиции играют на дискотеках и в радиоэфире (а последний альбом "Aquanistan" повсеместно звучит в Европе и получает самые позитивные отклики в крупных музыкальных изданиях); с ними записываются и играют вместе мировые звезды даба, хип-хопа и электронной музыки. 
Anima Sound System много гастролируют. Они частые гости в Испании, Германии, Франции, Великобритании, Чехии... Во время своего последнего европейского турне группа выступала на фестивале WOMEX (World Music Expo), где из 700 конкурсантов они попали в число 40 групп, получивших право на участие в фестивале. Престижный американский журнал Global Rhythm назвал Anima Sound System одной из самых многообещающий групп года.
Группа Anima Sound System была создана в 1993 году по инициативе братьев Жолта и Саболча Пригер, к которым спустя некоторое время примкнул электронный музыкант и аранжировщик Гергей Немет, создав таким образом неменяющийся уже более десяти лет костяк группы. Сейчас в Anima Sound System, помимо них, входят еще три музыканта - молодая и талантливая певица Юдит Немет, саксофонист Тамаш Шош и барабанщик Акош Англер. 
В 1994 году выходит первый сборник записей "Anima 001", еще не показавший настоящее лицо группы, но уже наметивший ее основные направления и стремления. В том же году группа выпустила свой первый альбом "Shalom", сочетавший в себе цыганскую и еврейскую народную музыку, регги, необычную оркестровую аранжировку и эксперименты со звуком. В это же время международную славу группе приносит участие на фестивале Soundsfair в Вене, где она выступала на одной сцене с такими грандами, как Cypress Hill, Goldie, Kruder & Dorfmeister и Red Snapper. 
В 1996 году выходит второй альбом Anima Sound System под названием "Hungarian Astronaut", а еще через год наступил настоящий прорыв - после выпуска третьего по счету альбома "Anima". Их первый сингл с этого альбома "68" и песня "Csillagtalan" становятся хитами на всех крупных радио- и телевизионных станциях Венгрии. После этого группа безостановочно гастролирует по Европе, участвует в ряде крупнейших фестивалей, сотрудничает с Dee-Phazz и Transglobal Underground. 
Anima Sound System ведет активную политическую деятельность. В 1997 году, после выхода композиции "Bujdoso", содержащей адаптацию венгерского национального гимна, на них обрушился шквал критики и обвинений со стороны правых политических сил. Песня "Marijuana Cha-cha-cha", которую так часто крутят на отечественном радио "Серебряный Дождь" - кавер-версия известной многим венграм песни и одновременно манифест в пользу легализации легких наркотиков в Венгрии. 
Следующий альбом "Gipsy Sound Clash" содержал синтез цыганской музыки и даба, а главной новостью как для венгерских, так и для зарубежных поклонников Anima Sound System стала композиции "Eleg volt", записанная совместно с известной британской группой Asian Dub Foundation. 
Последний альбом, вышедший на EMI Records, носит название "Aquanistan". Даб, хип-хоп, регги, восточно-европейский джаз, добавьте к этому звуки индийской таблы, трансильванских флейт и скрипок, женский голос, порой напоминающий Bjork и Stereolab - и вы получите абсолютно современную пластинку с глобальным звучанием. 
Со своей новой программой Anima Sound System уже объездили почти всю Европу и теперь намерены покорить Россию. На концерте не обойдется без сюрпризов...
Сайт

Masfel (Венгрия)

Аттила "Барнабаш" Бачи - гитара
Петер Шабак - бас-гитара
Левенте Лукач - саксофон
Золтан Уйй - ударные 

Masfel - это, в первую очередь, инструментальная музыка - ровная, без солирующих партий, доминирующих инструментов и вокала. Masfel звучит динамично и массивно, мелодия и ритм сменяются неожиданно, но очень органично. В их музыке, стирая границы невозможного, смешиваются различные музыкальные стили и жанры - фанк-рок, эйсид-джаз, трэш, диско, новая волна, венгерская народная музыка и даже монотонное постукивание трамвайных колес. 
В России Masfel знают по музыке к компьютерным играм, в Венрии - как одну из культовых групп 90-х, в мире - как один из самых оригинальных и передовых коллективов Центральной Европы. Masfel чаще, чем на своей маленькой родине, играют в Германии, Австрии и особенно во Франции, где группа порой задерживается на несколько месяцев. 
Masfel по сей день является одной из основных инструментальных джаз-роковых групп страны, а их гитарист и комозитор Barnabas - художественным руководителем крупнейшего в Венгрии музыкального клуба А38 - украинского судна по перевозка кирпичей, переоборудованного на берегу Дуная в крупное питейно-развлекательное заведение. 
Masfel также являются одними из родоначальников стиля эйсид-рок. Стиля, который в начале 90-х годов стал столь популярным в Венгрии и практически не дошел до России. Венгрия по сей день является основным поставщиков эйсид-рока в Центральной Европе, представляя эту сцену такими групами, как Korai Orom, Colorstar, Uzgin Uver, или Trottel. Часто эти коллективы сравнивают с легендарными британцами Ozric Tentacles. 
Сайт

David Yengibarjan (Венгрия)

Аккордеонист Давид Енгибарян переехал из родного Еревана в Будапешт в 1995 году, в возрасте девятнадцати лет. За те девять лет, что Давид провел в Венгрии, обучаясь музыке, он стал не только лучшим аккордеонистом страны, но и одним из наиболее востребованных джазовых музыкантов. Давид живет активной творческой жизнью, записывает саундтреки к фильмам, играет эпизодические роли в кино и активно гастролирует. Свой второй альбом Енгибарян записал совместно с трубачом Фрэнком Лондоном (The Klezmatics), а его аранжировки и соло на аккордеоне можно услышать на альбоме "Shallow and Profound" небезызвестного московской публике электронщика Yonderboi. Музыка Енгибаряна завораживает, создавая такое чувство, будто перед собравшейся публикой выступает не один человек, а целый оркестр. После приезда в Россию финского авангардиста Киммо Похьонена и польского Motion Trio перед московской публикой предвстанет не менее интересный и своеобразный аккордеонист - Давид Енгибарян. И хотя Давида, харизматичного, высокого брюнета со жгучими голубыми глазами и приятной улыбкой, часто сравнивают с легендарным Астором Пиаццолой, все же его музыка другая, основанная на традициях венгерской джазовой школы, армянском фольклоре и, конечно же, собственном восприятии и отношении к музыке. 

Istvan Grencso (Венгрия) 
Иштван Гренчо - самый известный фри-джазовый саксофонист Венгрии, основатель культового трио Grencso Kollektiva и участник известной в России венгерской рок-группы Kampec Dolores. Гренчо часто признается в любви к России и русским музыкантам, а после того, как в марте этого года на фестивале "Макрокосмос" он предстал перед публикой как мастер импровизации и сыграл с рядом отечественных музыкантов (Марал Якшиева, Владимир Волков и т.д.), назрела идея "натурализации Гренчо". И на этот раз Иштван предстанет перед московской публикой в качестве саксофониста группы "Дети Пикассо". 
Иштван - заметная фигура в венгерском джазе и импровизационной музыке. Он начал свой путь в коллективе Makuz, где под предводительством мэтра венгерского этно-джаза Дердя Сабадоша был собран весь цвет венгерской музыки. Именно там начали играть саксофонист Михай Дреш или скрипач Феликс Лайко. Гренчо выделялся своей открытостью и склонностью к пониманию всего нового. Это качество вскоре проявилось в его фри-джазовом проекте Grencso Kollektiva, отгремевшем с огромным успехом в прошлом году на фестивале "Этнополь" (октябрь, КЦ ДОМ). Гренчо был также членом главной world music группы Венгрии Makam, пока не перешел к столь известному и любимому российской публикой коллективу Kampec Dolores. 
В своих последних работах Гренчо активно сотрудничает с композитором Тибором Сэмзе, а также с рядом молодых и талантливых джазовых и рок-музыкантов. Гренчо участвовал в проекте Dubcity Fanatix вместе с музыкантами Anima Sound System, еще раз доказав таким образом, что его кругозор и широкое восприятие музыки не имеют себе равных. Гренчо уже успел поиграть с рядом известных зарубежных музыкантов и коллективов, готовился даже совместный альбом Гренчо и Петера Ковальда, но неожиданная кончина известного контрабасиста поставила крест на их проекте. Гренчо сотрудничал также с рядом русских музыкантов. Этой весной дуэт ему составили сначала пианистка Марал Якшиева, а потом контрабасист Владимир Волков, а осенью прошлого года, когда Гренчо ездил со своим трио в турне по России, он сопровождал мордовских музыкантов, а также заиграл в джазовом биг-бенде Олега Лундстрема (!), под руководством Георгия Гараняна. 
Этим летом на самом крупном и продолжительном фестивале в Европе - Sziget - Гренчо встретился с музыкантами группы "Дети Пикассо", где они впервые вышли вместе на сцену. 

Noize Orchestra & Istvan Grencso (Россия - Венгрия)

Гаянэ Арутюнян - вокал
Карен Арутюнян - гитара, аранжировка
Илья Рихтер - электроника
Иштван Гренчо (Istvan Grencso) - саксофоны, флейта, дудук

Гая и Карен Арутюнян из группы "Дети Picasso" познакомились c венгерским саксофонистом Иштваном Гренчо еще в марте 2004 г. на фестивале "Макрокосмос" в КЦ "ДОМ". Музыканты проявили взаимную симпатию и выразили желание сыграть вместе. Тогда еще никто не подозревал, насколько быстро осуществятся их планы. Уже летом, музыканты вновь встретились, но на этот раз в Будапеште и на фестивале Sziget 2004. В Венгрию "Дети Picasso" привезли сразу две свои программы, армянскую ("Ethnic Experiment"s) и экспериментальную ("Noize Orchestra"), где с ребятами выступил не кто иной, как Иштван Гренчо. Кроме фестиваля Sziget, Нойзовый Оркестр с Иштваном Гренчо успел дать и камерный концерт, в маленьком поселении Равазд, в доме одного из главных лидеров венгерского авангарда, организатора фестиваля Mediawave - Йене Хартянди. Ради любопытства стоит отметить, что в гостях у Йене в этом году уже успели побывать такие метры, как Джон Зорн и Дейв Дуглас. Венгерский саксофонист сделал звучание Noize Orchestra более насыщенным, добавил остроты, мощи и целостности. На протяжении всей программы слушатели погружаются в мир психоделической музыки, текстов и кино, пока к самому концу действие не дойдет до своего запоминающегося на долгое время душераздирающего финала. После прослушивания в вашей памяти не раз будут повторяться мотивы и отрывки из текстов нойзового оркестра. 
На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service