ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Полный Джаз"
все номера
Джаз в РОССИИ
главная страница

Выпуск # 38 (276) - 20 октября 2004 г.

Издается еженедельно с октября 1998 г.
Оглавление выпуска:

Следующий номер (277) выйдет 27 октября 2004 г.

Как это было в Москве
Эрни УоттсВ московском "Ле Клубе" 14-16 октября выступил квартет американского тенор-саксофониста Эрни Уоттса - лауреата двух Grammy, успешно проявившего себя в самых разных направлениях, игравшего в разные годы со многими известными музыкантами.
Эрни Уоттса иногда называют хамелеоном: он одинаково органично вписывается в самые разные проекты. Во второй половине шестидесятых, окончив знаменитый музыкальный колледж Berklee, он начал работать с биг-бэндом Бадди Рича. Затем саксофонист сосредоточился на студийной работе. Он фигурировал в записях Кэннонболла Эддерли, Ли Ритенура, Жан-Люка Понти, традиционалистского квартета Чарли Хейдена, десятков других звезд джаза. Саксофон Эрни нередко звучал на альбомах видных поп- и рок-исполнителей, в том числе Элиса Купера, The Rolling Stones и Пола Маккартни. Количество дисков с его участием насчитывает несколько сотен. Несмотря на это - а может быть, именно поэтому, - Уоттс не столь знаменит, как те, с кем ему довелось играть. Он не разрабатывал новых направлений в современном джазе, сложно даже говорить о наличии у него собственного стиля.
В Москву Уоттс привез вполне традиционную программу. Именно такая музыка, вероятно, звучит в ушах, когда представляешь себе джазовый квартет. Все три нынешних партнера Эрни - из Германии: пианист Кристоф Зенгер, контрабасист Руди Энгель и барабанщик Хайнрих Кёбберлинг. Лидер квартета, в записях использовавший все виды саксофона и даже флейту, на московских концертах ограничился тенором.
Эрни Уоттс и его ансамбль
Если попытаться одним словом определить манеру Уоттса держаться на сцене, то в голову первым делом приходит эпитет "солидный". Действительно, музыкант, появившийся перед публикой с черной сумкой через плечо, вел себя, может быть, чересчур спокойно, почти не двигаясь во время игры и изредка одобрительно покачивая головой во время проведений других участников ансамбля. Квартет начал с произведения саксофониста Джекки Маклина. Первые номера посетители "Ле Клуба" встречали достаточно сдержанно, аплодисменты после соло даже походили на формальность.
Однако Эрни не зря славится как мастер баллад. Именно в медленных композициях ему удалось по-настоящему выложиться. От них музыкант явно получал куда большее удовольствие, чем от быстрых пьес - хотя здесь и не было такой возможности продемонстрировать виртуозную технику. Он и реагировал на соло своих товарищей по-другому - с подлинным сопереживанием. Лидер квартета то лицом, то движениями рук, казалось, пытался повторить чужие пассажи, оцененные им как особо удачные.
Переломным моментом концерта стала баллада "Saudade", проникновенно сыгранная дуэтом саксофониста и пианиста Зенгера, ее автора. Музыканты изящно и трогательно исполнили серьезную, задумчивую композицию с альбома Эрни и Кристофа "Blue Topaz" 2000 года. После нее слушатели принимали на ура каждый номер - да и сам квартет заиграл ярче.
Произведения Уоттса, которому на этой неделе исполнится 59 лет, перемежались сочинениями его старших современников-саксофонистов (в частности, Уэйна Шортера) и джазовой классикой. Особенно интересным оказалось исполнение вещи Оскара Петтифорда, где удачно солировал Руди Энгель, до того момента находившийся несколько в тени остальных участников квартета. Во второй части концерта все номера прозвучали поистине зажигательно. Запомнились моменты, когда Уоттс и Зенгер играли в унисон при сложнейших ритмических рисунках.
Джазмены из Германии оказались более открытыми, чем их американский лидер - в перерыве они общались с публикой в баре. Однако и Уоттс, сохраняя солидность и достоинство, держался теперь куда живее. Он активно дирижировал, отсчитывая ритм характерным смыканием ладони и показывая, через сколько тактов снова вступит. Во время чужих проведений Эрни иногда брал в руки кабассу, а в его взгляде на солирующих партнеров читалось уже не просто одобрение, а с восхищение. 

Григорий Дурново
сокращенная версия опубликована:
"Газета", 17.10.2004 
Фото: Павел Корбут

Москва - это вам еще не все 
24-26 сентября в Архангельске прошел традиционный международный фестиваль "Дни Джаза 2004". О том, как проходил один из самых старых и уважаемых джазовых праздников в России, рассказывает архангелогородец Алексей Шептунов...>>>>

5-11 ноября в четырех городах центральной России (Курск, Воронеж, Липецк, Ульяновск) пройдет IX международный фестиваль "Джазовая Провинция-2004". По сравнению с прошлыми годами, когда маршрут этого странствующего фестиваля растягивался на 12-15 городов, его масштаб слегка съежился - что, впрочем, было вполне ожидаемо, если проанализировать постоянное уменьшение финансирования "Провинции" со стороны ее когда-то основного спонсора, Российского Фонда культуры. Впрочем, и в нынешней ситуации фестиваль продолжает представлять населению российской провинции яркую и нешаблонную картину современных импровизационных жанров, провозя по своему маршруту не только интересных российских музыкантов, но и их небанально мыслящих американских и европейских коллег...>>>>

Что намечается:
московские анонсы

Сводная джазовая афиша Москвы на октябрь

29 - 31 октября в культурном центре "Дом" и Международном московском Доме музыки пройдет первый московский "КЛЕЗМЕРФЕСТ", в котором, помимо прочих музыкантов, примут участие две звезды нового американского клезмер-джаза - пианист Бора Бергман, а также выдающийся нью-йоркский коллектив, положивший начал массовой популярности клезмер-джаза в мире - The Klezmatics...>>>>

2 декабря, 20-00, концертный зал им. П.И. Чайковского: "В джазе только классика" - пианист Ури Кейн (США)
Ури Кейн - выдающийся джазовый пианист, композитор и импровизатор, "музыкант-хамелеон, с легкостью интегрирующий любой стиль в свой красочный музыкальный парад" - так пару лет назад в "Полном джазе" определил творческий образ Кейна наш постоянный автор Иван Шокин.
Джаз, классика, электронная, этническая и религиозная музыка свободно смешиваются в его феерических импровизациях. Для Ури Кейна не существует музыкальных границ или табу. Но в полном блеске он проявил себя как интерпретатор именно классической музыки. Кейн одинаково блестяще экспериментирует как с музыкой Баха, Шумана и Малера, так и с популярными мелодиями 20-х годов.
По манере Кейна часто сравнивают с Хэрби Хэнкоком, оба активно используют электропиано; и тот и другой, будучи изначально джазовыми музыкантами, весьма и весьма склонны к выходу за рамки джазового формата. Его игра никого не оставляет равнодушным: одни устраивают ему долгие овации, другие обвиняют в осквернении классики. "Это не попытка отвергнуть эту музыку, осмеять ее или как-то легковесно экспериментировать с ней, - отвечает Кейн своим критикам. - Это идет от любви к ней".
Его единственный концерт в Москве состоится 2 декабря на сцене Концертного зала им. П.И. Чайковского при поддержке Посольства США.
Программа концерта
"The Diabelli Variations" - обработка вариаций на тему вальса А.Диабелли Бетховена для фортепиано и камерного оркестра 
Это произведение представляет собой вариации на 33 вариации Бетховена на тему вальса композитора и музыкального издателя Антона Диабелли. Кейн внимательно изучил то, как Бетховен пародировал оригинальную (довольно скучную) тему, и создал собственную пародию на пародию. И это получилось блестяще, местами очень смешно. Кейн четко следует за бетховенскими вариациями, по крайней мере, в оркестровой партии, а сам как бы выдает свои комментарии и остроумные ремарки на фортепиано...
Кейн показывает, что даже Бетховен полностью не исчерпал возможности вальса Диабелли, особенно если согласиться с тем, что иные стилистические элементы, такие как джаз, могут служить дополнительным источником художественного вдохновения. 
В данной аранжировке Diabelli Variations партия оркестра вся выписана, а Кейн в основном импровизирует. Что полностью соответствует бетховенскому духу. Импровизация Кейна отражает все то время, которое прошло после Бетховена...
"Love Fugue" - вариации на цикл песен "Любовь поэта" Шумана (op.48) для голоса, фортепиано, гитары и 2 чтецов 
"В своей интерпретации "Love Fugue" Кейн превратил вокально-фортепианный диалог произведения Шумана в обмен между собственным роялем и гитарой Дэйвида Гилмора.
Кейн постарался подчеркнуть эротизм шумановского цикла. Он вложил в уста вокалиста стихи Гейне на простом английском со строчками типа "Ты знаешь, что хочешь меня". В интерпретации Марка Ледфорда они вполне напоминают сегодняшние поп-песни". ("The New York Times")
Исполнители:
Ури Кейн - фортепиано; 
Дэвид Гилмор - электогитара;
Марк Ледфорд - вокал, чтец
.

Ури КейнУри Кейн родился 8 июня 1956 г. в Филадельфии, штат Пенсильвания, США. Под влиянием своих родителей в возрасте восьми лет начал изучать фортепиано. В двенадцать лет начал заниматься фортепиано с французом Бернаром Пейффером. В то время джаз уже был его любовью. Он увлекся творчеством пианиста Гленна Гульда и великих джазовых музыкантов, среди которых были Хэрби Хэнкок, Оскар Питерсон, Сэсил Тейлор. 
С 1981 года начинает свою профессиональную карьеру, работая с известнейшими музыкантами, среди которых Фредди Хаббард, Кларк Терри, Бенни Голсон, Фил Вудс и Макс Роуч.
В начале следующего десятилетия Кейн начинает играть с Sam Rivers-Barry Altshul band, а так же играет и записывается с кларнетистом Доном Байроном (Don Byron), трубачом Дейвом Дугласом (Dave Douglas) и саксофонистом Джоном Зорном (John Zorn).
Играл с ансамблями, возглавлявшимися Филли Джо Джонсом, Хэнком Мобли, Джонни Коулсом, Микки Рокером, Одином Поупом, Джимми Мерриттом, Бутси Барнсом и Гровером Вашингтоном. Учился в Университете штата Пенсильвания, изучал композицию под руководством Джорджа Роучберга и Джорджа Крамба.
Кейн записал 14 альбомов в качеcтве лидера. Первые два СD "Sphere Music" (JMT/Polygram 1993) и "Toys" (JMT/Polygram, 1995) отдают дань уважения великим джазовым пианистам Телониусу Монку и Хэрби Хэнкоку. С 1996 г. записывается на лейбле Winter&Winter. Выпустил "Urlicht/Primal Light" (1996), "Wagner in Venezia" (аранжировки музыки Рихарда Вагнера, (1997), "Gustav Mahler in Toblach" (аранжировки музыки Густава Малера, 1998), "Love Fugue" (вариации на цикл песен "Любовь поэта" Шумана, 2000), "The Goldberg Variations" ("Гольдберг-вариации" Баха, 2000), "The Diabelli Variations" (обработка вариаций на тему вальса Ф.Диабелли Бетховена, 2002). В 2003г. вышел новый СD "Dark Flame" (песни Малера).
В последние годы Кейн работал по заказам Венской Volksoper, Базельского камерного оркестра, ансамбля The Seattle Chamber Players, The Beaux Arts Trio. Пенсильванский Балет в 2002 г. исполнил его "Голдберг-вариации" в хореографии Вэла Канипароли. В сентябре 2003г. Кейн руководил Музыкальным биеннале в Венеции, где исполнил свое новое произведение "Синдром Отелло". В феврале 2004 г. исполнил вариации на тему вальса А.Диабелли с Кливлендским симфоническим оркестром, а в июне выступит со своим трио в знаменитом нью-йоркском клубе the Village Vanguard. 
В последние несколько лет Кейн работал в группах, возглавляемых Доном Байроном, Дэйвом Дугласом, Терри Гиббсом и Бадди де Франко, Кларком Терри, Рашидом Али, Арто Линдси, Сэмом Риверсом и Барри Альтшулем, в Woody Herman Band, Enja Band и др.
Выступал на многих джазовых фестивалях, в т.ч. в Монреале, Монтерее, Сан-Себастьяне, Ньюпорте, а также на фестивалях классической музыки в Зальцбурге, Голландии, Израиле, Нью-Йорке (Линкольн-Центр), фестивале Мюнхенской Оперы.
Пресса и критика об Ури Кейне
Ури Кейн
"Бесспорно, Ури Кейн - гений. Самый обыкновенный, признанный - правда, пока еще не всеми - гений", - так писал Иван Шокин в "Полном джазе" об Ури Кейне два года назад, рассказывая о его выступлении на фестивале JazzSaalfelden 2002.
"Умение Кейна показывать известное с незнакомой стороны, смешивая музыкальные стили, поистине поразительно. Владение разнообразной стилистикой и музыкальной историей позволяет ему искусно превращать классические композиции в современные произведения" ("The New York Times").
"На самом деле освежающие вариации Кейна на классические темы открывают много новых возможностей для так называемой серьезной музыки" ("International Herald Tribune").
"Владение разнообразной стилистикой и музыкальной историей позволяет ему искусно превращать классические композиции в современные произведения" ("The New York Times").
"Гибкая мягкая игра Кейна и его возвышенные реинтерпритации соответствуют утверждению Сэмюэля Кольриджа, что "гений высочайшего типа" предполагает умение модифицировать старое произведение в нечто совершенно новое". "The New York Times"
"Ури Кейн и подобные ему стряхнули с себя цепи буквоедства и вернули музыкантам право на импровизацию, которым они пользовались во времена Моцарта. Большинству не хватает смелости принять этот вызов, однако те, кто решаются, бывают вознаграждены расширением горизонтов, которые, как в классике, так и в джазе, были сужены в течение долгих десятилетий".
(Из статьи известного британского музыковеда Нормана Лебрехта)
Официальный сайт Ури Кейна
Справки и заказ билетов: 299-6141, "Турне"

Использованы фотографии Петра Ганнушкина (DownTownMusic)

Клубный фестиваль "Jazz в Старом Городе"
"News Pub" (13 ноября), "Cool Train" (20 ноября), "Апельсин" (27 ноября)

Мауша АднетНа протяжении трех суббот в ноябре (с 13 по 27) в трех московских клубах пройдет новый клубный фестиваль "Jazz в Старом Городе", который представят ценителям джаза российский коньяк "Старый город" и агентство "АртМания" (в числе проектов которого - фестиваль современной импровизационной музыки "Усадьба. Джаз" в Архангельском). Организаторы приготовили, по их определению, "коктейль из разнообразной джазовой музыки со звездами первой величины и яркими премьерами".
Гости фестиваля - крупнейшие западные и отечественные исполнители. На "Jazz в Старом Городе" впервые приедет бразильская певица Мауша Аднет (Maucha Adnet). Среди хэдлайнеров также - вокалист и шоумен Майлз Гриффит (Miles Griffith) из Нью-Йорка, который выступит с выдающимися питерскими музыкантами - пианистом Андреем Кондаковым и контрабасистом Григорием Воскобойником. И, наконец, с теплых холмов Грузии спустится вокалистка и автор музыки Нино Катамадзе со своим психоделическим фанк-джазом и группой "Инсайт" - у зрителей появится редкая возможность услышать одну из самых ярких молодых джазовых певиц и получить невероятно мощный эмоциональный заряд. 
Фестиваль изобилует премьерами. В субботу 13-го в клубе "News Pub" на Петровке - совместный проект всемирно известного российского саксофониста Анатолия Герасимова с певицей Тиной Кузнецовой, а также джаз-фламенко "Фламма" Йоэля Гонсалеса (Yoel Gonzales) - кубинца-перкуссиониста, навсегда осевшего в Питере. В субботу 20 ноября в клубе "Cool Train" прозвучит новый проект саксофониста Олега Киреева "Экзотик - бэнд" в стиле "world music". И наконец, на суд самых искушенных меломанов будет представлена молодая группа "Джаз Аэро", виртуозно исполняющая музыку переживаний и чистых эмоций. 
Acid jazz на фестивале будет представлен уникальными дуэтами, совмещающими современную танцевальную музыку и живые инструменты. DJ Валерий Марьянов (он же популярный телеведущий) и джазовый скрипач Феликс Лахути творят в жанре acid jazz и фанк. Второй дуэт - чрезвычайно энергичная живая "Ritmosekta" от неутомимого бывшего ленинградского, а ныне китайгородского барабанщика Микшера и Ко. 
Майлз ГриффитКаждый день на фестивале - особенный. Самый латинский день - 13 ноября в клубе "News Pub", где выступят  бразильские музыканты, Герасимов и Йоэль Гонзалес, которые устроят джем-сейшн в завершение первого дня фестиваля. День традиционного клубного джаза - 20 ноября в клубе "Cool Train": трио Андрея Кондакова с чернокожим певцом Майлзом Гриффитом, новая музыка от "Джаз Аэро" и погружение в мир саксофониста Олега Киреева, которое перетечет в DJ Party Валерия Марьянова и Феликса Лахути. Наконец, постджазовым инновациям отдана третья суббота, 27 ноября в клубе "Апельсин", где выступит покорившая Москву грузинская джаз-дива Нино Катамадзе, сибирско - американский струнный дуэт "Белый Острог" и группа виртуозного гитариста и философа Дмитрия Четвергова. 
Джазовые выступления будут сопровождаться дегустацией коньяка и шоколада "Старый город", выступлением артистов, розыгрышами сувенирного компакт-диска и вручением подарков от коньяка "Старый город".

Программа фестиваля

  • 13 ноября. Клуб "News Pub"
    19:30 - 20:10 "Flamma" Yoel Gonzales (перкуссия) (Санкт-Петербург)
    20:20 - 21:00 Анатолий Герасимов (саксофон) и проект "Ритуальные танцы"
    21:20 - 21:50 Maucha Adnet (вокал) Bossa-Nova (USA, New York)
    22:00 - 23:00 Jam Session
  • 20 ноября. Клуб "Cool Train"
    19:30 - 20:10 Группа "Джаз Аэро" (ударные, саксофон, клавишные, бас-гитара)
    20:20 - 21:00 Miles Griffith (вокал), Андрей Кондаков (фортепиано), Григорий Воскобойник (контрабас), Александр Машин (ударные)
    21:20 - 21:50 "Экзотик Band" Олега Киреева (саксофон)
    22:00 - 23:00 DJ Марьянов и Феликс Лахути
  • 27 ноября. Клуб "Апельсин"
    19:30 - 20:10 Группа Дмитрия Четвергова (электрогитара)
    20:20 - 21:00 Дуэт "Белый Острог" (электроскрипка и электроакустическая гитара)
    21:20 - 21:50 Нино Катамадзе (вокал) и группа "Инсайт" (Грузия, Тбилиси)
    22:00 - 23:00 "Ritmosekta" Микшер и Company (acid jazz)

Аккредитация по телефону: 230-2884, 747-6963, пресс-атташе фестиваля: Анастасия
Покрышкина

Руководитель фестиваля: Мария Сёмушкина 
Музыкальный продюсер: Наталья Ломоносова
Стоимость билетов 500-800 руб.
Официальный сайт фестиваля

Конкурсы
С 21 по 28 марта 2005 года в Москве состоится Первый Московский Международный конкурс джазовых исполнителей (фортепиано). В работе жюри конкурса примут участие известные российские и зарубежные пианисты и педагоги. Сегодня мы публикуем расписание, программу конкурса, список музыкальных тем для участников, а также официальные Условия проведения конкурса на русском и английском языках; прямо из "Полного джаза" можно скачать оба бланка Заявления об участии в конкурсе...>>>>

2 ноября, "Golden Palace", конкурс молодых саксофонистов
Летом этого года культурно-развлекательный центр "Golden Palace" начал цикл новых программ, посвященных джазу. Второго ноября здесь пройдет уже второй конкурс молодых джазовых исполнителей. Если на первой программе соревновались талантливые вокалисты (победителями стали Анна Бутурлина и Карина Михайловская), то сейчас, в рамках второго джазового конкурса, на сцену выйдут молодые саксофонисты, и, может быть, профессиональное жюри откроет новое имя в джазе. В состав судейской комиссии войдут профессиональные джазмены - руководители крупнейших бэндов, джазовые критики, педагоги и известные джазовые вокалисты. Этот конкурс будет проводиться в три тура, которые пройдут в один день 2 ноября в Культурно-развлекательном центре "Golden Palace". По результатам соревнования будут определены победители в номинациях "Гран-При" и "Приз зрительских симпатий".
Адрес: 3-я улица Ямского поля,15; телефон: 232-1515
Начало: 21.30


Издательский дом "Классика-XXI" и интернет-портал "Джаз.Ру" объявляют конкурс на создание инструментальных сборников джазовых пьес для начинающих музыкантов под условным названием "Первые шаги в джазе".
На конкурс принимаются сочинения в трех номинациях:
1. Произведения для солирующих инструментов.
1. Пьесы для солиста с ритм-секцией (ф-но, бас, ударные,
гитара)
1. Произведения для джазового ансамбля (не более 4
исполнителей).
Инструменты - фортепиано, скрипка, кларнет, саксофон, флейта, баян/аккордеон, ударные, контрабас (бас).
Объем каждого сборника не должен превышать 32 стр. в формате 60х84 1/8 (А-4).
Уровень сложности - 1-3 классы ДМШ.
С победителями конкурса будет заключен договор на издание с выплатой авторского гонорара.
Рукописи высылаются по адресу: 123098, Москва-98, а/я 28 с пометкой
"Джазовый конкурс" в бумажной распечатке или рукописи.
В сборники, помимо нотного материала, может быть включена текстовая (пояснительная) часть. Возможен вариант приложения СD с записью произведений, включенных в сборник или "минусовки" в случае публикации ансамблевого произведения.
Крайний срок подачи рукописей - 1 февраля 2005 года.
Результаты будут опубликованы на портале "Джаз.Ру" не позднее
1 июня 2005 года.
Дополнительная информация - по e-mail: classica-xxi@mail.ru

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:

Григорий Дурново,
Алексей Шептунов,
Кирилл Мошков

Редактор:

Кирилл Мошков

Зарубежная информация
cоб.инф.

Фото:
Кирилл Мошков,
Павел Корбут,
Петр Ганнушкин,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков

 


Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

© "Полный джаз", 1998-2004
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на переводы материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако во всех случаях на таковую перепечатку следует получить письменное разрешение редакции портала "Джаз.Ру". При перепечатке обязательно следует сохранять авторство и ссылаться на источник (портал "Джаз.Ру").

    
     Rambler's Top100 Service