ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 38
2004

Первый московский "КЛЕЗМЕРФЕСТ"
Фрэнк ЛондонКультурный центр "Дом", "Длинные руки", "Рустамушки Интернешнл", МДСТ представляют первый московский "КЛЕЗМЕРФЕСТ" 29 - 31 октября.
29 октября года Культурный центр "Дом" открывает новый ежегодный проект КЛЕЗМЕРФЕСТ - международный фестиваль еврейской музыки. На фестивале будет представлена разнообразная музыкальная культура евреев из разных стран мира. Проведение этого фестиваля в России особенно важно, потому что музыка клезмер и традиционная музыка евреев практически неизвестны в отечестве: традиционная музыка не выходит за пределы еврейской диаспоры, а клезмер в основном звучит в ресторанах, со всеми вытекающими отсюда художественными последствиями. Для широкой концертной публики эта музыка остается закрытой, хотя во всем остальном мире она пользуется заслуженной популярностью последние два десятка лет, активно развивается, впитывая все новые веяния современной музыкальной культуры и, в свою очередь, влияя на мировой музыкальный процесс. 
Фестиваль был задуман художественным руководителем ДОМа - Николаем Александровичем Дмитриевым, но воплотить его идею, к нашему всеобщему сожалению, удалось лишь сейчас, после его безвременной кончины. 
Фестиваль проводится при финансовой поддержке Фонда Форда.

Участники фестиваля:

Doina Klezmer (Финляндия)
Kruzenshtern & Parohod (Израиль)
Borah Bergman (США)
Minsker Kapelye (Минск) 
The Klezmatics (США)

Расписание фестиваля:
  • 29 октября, "Дом", 19.30: Doina Klezmer (Финляндия), Kruzenshtern & Parohod (Израиль)
  • 30 октября, "Дом", 19.30: Borah Bergman (США), Minsker Kapelye (Минск)
  • 31 октября, Международный московский Дом музыки, Театральный зал, 19.30 - The Klezmatics (США)

Участники фестиваля:
Doina Klezmer ("Дойна Клезмер"), Финляндия
Hannu Vasara (Ханну Васара) - скрипка, альт; Markku Lepisto (Маркку ЛЕПИСТО) - аккордеон; Sampo Lassila (Сампо Лассила) - бас; Tapani Jamsen (Тапани Ямсен) - ударные, перкуссия
Репертуар квартета Doina Klezmer - традиционный восточно-европейский клезмер, творчески комбинирующийся с финской музыкой, в частности, с оригинальными сочинениями композитора Сампо Лассила (Sampo Lassila). Музыканты бережно относятся к традициям, но и не уходят от импровизации.
Ансамбль Doina Klezmer образовался в 1996, и у еврейской музыки сразу появилось много новых поклонников в Финляндии. Именно тогда и появилось словосочетание "финский клезмер", которое на слух звучит также заманчиво и нестандартно, как и "японский клезмер"... или "папуа-ново-гвинейский", например.
В 2001 году на шведском лейбле Proprius был выпущен первый альбом финского клезмер-бэнда "Sorja Tanz". Альбом был тепло встречен аудиторией и музыкальными журналами Финляндии и Швеции. Не прошло и трех лет, как Doina Klezmer выпустила новый диск "Nomada" (на Alba Records), и теперь приезжает с новой программой удивить московских слушателей особым, северным звучанием еврейской музыки. 

Kruzenshtern & Parohod ("Крузенштерн и Пароход"), Израиль
Игорь Крутоголов - бас, вокал; Руслан Гросс - кларнет; Гай Шехтер - ударные, перкуссия
Совершенно свежий взгляд, новый подход к клезмер-традиции, рок-н-ролльный задор и присущая молодости ироничная провокативность - все это отличает музыку группы "Крузенштерн и Пароход" от обычных коллективов, играющих клезмер по всему миру. Группа была образована в Израиле осенью 2002 г. Всего за два года клезмер-авангард в исполнении Крузенштерна (и Парохода тоже) стал не просто экспериментом, а новым звучанием традиции. Клезмер под влиянием различных музыкальных стилей (таких, как джаз, хардкор, rock-in-opposition, гаражный рок) преображается поройдо неузнаваемости, сохраняя при этом творческую непосредственность и присущую ему зажигательность. 1 июля 2003 г. на тель-авивском лейбле Auris Media вышел дебютный диск группы "The Craft Of Primitive Klezmer", который получил восторженные рецензии в СМИ. В январе 2004 года записана новая программа "Songs", с которой группа концертирует в настоящее время, регулярно выступая в тель-авивских клубах и уже активно выбираясь за пределы исторической родины. 

Borah Bergman (Бора Бергман), США - фортепиано
Внимание! А теперь... Маэстро! Именно так и можно озаглавить предстоящее выступление Боры Бергмана на КЛЕЗМЕРФЕСТЕ в Москве. Один из самых эксцентричных персонажей джазового мира, уникальный пианист, определение стилю которого в течение десятилетий подыскивают музыкальные критики разных поколений. Его не с кем сравнить - и в этом все сходятся. Сознательно подчеркивая равенство между правой и левой руками, свое одинаково виртуозное владение обеими, олицетворяющее перекрещивающуюся свободную игру, он создал свой собственный стиль, который позволяет ему импровизировать и отличает его от всех других джазовых пианистов. Он всегда удивляет свою аудиторию, и, несмотря на огромное количество записей, выпущенных Бергманом, его необходимо слушать именно на концертах. 30 октября Бора собственной персоной выступит на сцене Культурного центра ДОМ со своей новой программой "Meditations", которая великолепно дополнит программу фестиваля и уж точно выведет ее за рамки традиционных представлений о еврейской музыке, дополнит новым содержанием и, несомненно, джазовым звучанием.
Бора Бергман родился 13 декабря 1933 года в Бруклине, Нью-Йорк. Его часто сравнивают с Сесилом Тэйлором (Cecil Taylor), но больше по причине отсутствия какой-либо другой подходящей аналогии, чем из-за специфических стилевых подобий. Сам же Бора говорит, что на его творчество повлияли Ленни Тристано (Lennie Tristano) и Бад Пауэлл (Bud Powell). В детстве Бергман обучался игре на кларнете, и только когда ему исполнилось 20, он сел за фортепиано. Решив создать свою собственную манеру игры и свой собственный стиль, он так прокомментировал это желание в интервью джазовому критику Фрэнсису Дэвиду: "Я знал, что бессмысленно стараться звучать почти также хорошо, как Бад Пауэлл". Бора посвятил несколько лет жизни тренировке своей левой руки, стараясь научиться играть ей так же, как и правой. Одно время это стремление привело к созданию композиций исключительно для левой руки. Вдохновленный примером Джона Колтрейна и его "Chasin' the Trane", он захотел создать особый стиль, требующий высокой выносливости, и, под влиянием музыки Орнетта Коулмена (Ornette Coleman), способствовал тому, чтобы этот стиль в большей степени отражал равные возможности ее форм.
Бергман верит в то, что, будучи сыном родителей, увлеченных левыми политическими взглядами, он впитал идеи равноправия с молоком матери, и именно родители оказали влияние на его стремление к одинаково хорошему владению обеими руками, упорство и настойчивость в достижении своей цели. 
В те годы, когда Бергман записывался не так часто, он занимался преподавательской деятельностью. Этот опыт - опыт умения настоять на своем, отстаивать свои взгляды и мысли, решимость в достижении своих целей - в дальнейшем пригодился ему в его музыкальной карьере, когда его преданность персонифицированному, идиосинкратическому стилю вызвала агрессивное сопротивление и насмешки со стороны известных критиков. Тем не менее, похвальные отзывы многих других критиков все же заглушили голоса сомневающихся.
В настоящее время Бора Бергман - популярный в фестивальных кругах и уважаемый записывающийся музыкант. Его творчество регулярно получает хвалебные отзывы в прессе за оригинальность и неповторимость. Но он помнит о своей стезе и продолжает медленно и верно двигаться вперед своим собственным путем - путем Пианиста. 

Избранная дискография:
Borah Bеrgman/Roscoe Mitchell: The Italian Concert (2002) 
Borah Bergman/Oliver Lake: A New Organization (1999) 
Borah Bergman/Peter Brotzmann/Andrew Cyrille: Exhilaration (1997)
Borah Bergman/Hamid Drake: Reflections on Ornette Coleman and the Stone House (1995) 
Borah Bergman/Evan Parker: The Fire Tale (1994) 
Borah Bergman/Andrew Cyrille: The Human Factor (1993) 


Minsker Kapelye ("Минскер Капелье"), Белоруссия
Дмитрий Слепович (Dmitri Slepovitch) - кларнет; Зарина Сицинская (Zarina Sitsinskaya) - скрипка; Александра Зебрина (Alexandra Zebrina) - альт; Виолетта Коренкова (Violetta Korenkova) - виолончель; Татьяна Кукель (Tatiana Kukel) - цимбалы; Ольга Селочник (Olga Selochnik) - фортепиано

Творчество этого ансамбля, созданного в 2001 году исследователем и пропагандистом еврейской традиционной музыки - Дмитрием Слеповичем, - посвящено изучению богатейшего наследия восточно-европейской еврейской музыки. Группа стремится к аутентичному звучанию исполняемых произведений - и это, пожалуй, главное. Этнографические экспедиции позволяют дополнять программу неизвестными ранее произведениями, к тому же все участники группы - студенты и аспиранты Белорусской государственной академии музыки, а значит, во время своих выступлений они еще и проходят свой личный курс обучения, пишут дипломы и защищают диссертации... прямо на сцене.
В переводе с идиш название ансамбля означает "Минская капелла". Именно так - капелье, компанье, оркестр - называли себя клезмерские ансамбли, игравшие несколько столетий на свадьбах, бар-мицвах и других важных событиях в жизни восточно-европейского еврейства.
В 2002г. музыканты "Минскер капелье" записали свой дебютный альбом - "А файерл фар дэм харцн" ("Огонек для сердца"), в котором представили ряд композиций как классического клезмерского репертуара, так и созданных по материалам экспедиций.

The Klezmatics ("Клезматикс"), США
Matt Darriau (Мэтт Даррьо) - флейты, этнические духовые инструменты; Lisa Gutkin (Лайза Гуткин) - скрипка; David Licht (Дэвид Лихт) - ударные; Frank London (Фрэнк Лондон) - труба; Paul Morrissett (Пол Морриссетт) - бас, цимбалы; Lorin Sklamberg (Лорин Скламберг) - аккордеон, вокал
The Klezmatics

Группа KLEZMATICS - это в первую очередь "новый клезмер": традиционная еврейская музыка в современных аранжировках. Во вторую - постмодернистское звучание мистических корней... И не в последнюю очередь, все участники группы - звезды мировой музыки, впервые приезжающие в Москву в таком составе. С момента образования Klezmatics прославляет экстатическую, почти вакхическую (без градуса!) природу музыки своими произведениями, которые одновременно являются и фантастически сумасбродными, и возвышенными, и провокационными, и рефлексивными, и танцевальными. И публика это знает. Чувствует. И стремится попасть на концерты Klezmatics любыми возможными способами. Энергичность и блистательность Фрэнка Лондона (напомним, что он уже выступал на площадке Культурного центра "Дом" с клавишником Энтони Коулменом в 2000 году и - годом позже - ), жизнерадостность и профессионализм группы в целом снискали себе славу по всему миру. Можно с уверенностью предположить, что, несмотря на Halloween, московская аудитория падет под напором обаяния "нового клезмера". 
Подробнее о музыкантах:
Мультиинструменталист и композитор Мэтт Даррьо (Matt Darriau) играет на дудочках, флейтах и других этнических деревянных духовых инструментах. Все его творчество воодушевлено длительной приверженностью джазу, клезмеру, балканской и кельтской музыке. 
Помимо его работы с Klezmatics, у него есть свой собственный балканский квартет Paradox Trio, третий CD которого "Source" исследует точки соприкосновения между балканской музыкой и музыкой klezmer. Вторая запись квартета "Flying At A Slant" была номинирована в 1998 на German Critics Award. Paradox Trio регулярно выступает на главных европейских джазовых фестивалях и фестивалях world music. Совсем недавно Мэтт Даррьо вместе со своим Recycled Waltz Orchestra совершил поездку по США, исполняя музыку к фильму Бернарда Эррманна (Bernard Herrmann).
Еще один проект Мэтта (вместе с участником "Клезматикс" Фрэнком Лондоном) - септет Ballin' the Jack, в репертуаре которого - ранняя swing музыка, скомбинированная с современной импровизацией. После выхода их первого CD "Jungle" последовали приглашения на главные международные джазовые фестивали; их последний релиз называется "The Big Head". 
Даррьо также является членом духового оркестра Les Miserables (Les Miserables Brass Band) и группы Whirligig, исполняющей кельтскую музыку. Он писал музыку для кино, театра и танца, он получил несколько государственных грантов и званий. Журнал Jazziz назвал Мэтта Даррьо одним из 150 самых влиятельных джазовых музыкантов последних пятнадцати лет, имея в виду то влияние, которое он оказал, привнеся балканские ритмы и ритмы world музыки в джаз.
Скрипачка и композитор Лайза Гуткин (Lisa Gutkin) - одна из самых занятых музыкантов Нью-Йорка. Ее разнообразная музыкальная палитра привела к сотрудничеству со множеством музыкантов, к образованию Downtown Celtic' Group, группы Whirligig и, наконец, к ее присоединению к Klezmatics. 
Лайза играет более чем на 100 записях, пишет музыку для кино, радио, телевидения и театра. Ее новые композиции можно услышать в последнем сезоне фильма "Секс в большом городе", ее появление на экране (с Klezmatics) в настоящее время вызывает интерес во всем мире. 
Лайза выступала и записывалась с некоторыми из лучших традиционных ирландских музыкантов с обеих сторон Атлантики. Как участница Fast Folk Collective она появлялась с The Roches, Shawn Colvin, Suzanne Vega, Richard Shindell и другими. Она сотрудничала с Джейн Сиберрай (Jane Siberry), Джоном Кэйлом, Бобом Ньюирсом с их струнным квартетом Soldier String Quartet (John Cale & Bob Newirth with the Soldier String Quartet) и с R&B Pru.
Иногда Лайзу можно услышать вместе с The Demolition String Band в их проекте Ola Belle Reed и с Lisa's Pieces (группы, исполняющей ее оригинальные композиции). Ее недавно выпущенный сольный альбом "Sidewalk Angel" (Ангел Тротуара) можно услышать на сайте Whirligig. 
Дэвид Лихт (David Licht) (барабаны) родился в Детройте и рос в Гринсборо, Северная Каролина, где он играл музыку разных стилей, включая джаз, блюз, фолк, рок и даже бразильскую и африканскую музыку. В начале 80-ых он принял участие в записи альбома и совершил поездку по миру с психоделической группой рок-пародии Shockabilly, в которой на гитаре играл неповторимый Юджин Чадборн (Eugene Chadbourne). 
Переехав в Нью-Йорк и в 1985, Дэвид быстро стал частью второй волны возрождения музыки klezmer, слушая и обучаясь по винтажным записям 78rpm, которые продолжают оказывать огромное влияние на его творчество. 
Он был менеджером рекорд студии Noise NY, записывался и выступал с легендарной группой Bongwater, писал и исполнял музыку для современного танца. Он играет более чем на 30 альбомах, выпущенных лейблом Shimmy Disc. Дэвид выступал и записывался с Энди Статманом (Andy Statman), Дэвидом Кракауэром (Davi(David Krakauer), Майклом Алпертом (Michael Alpert), Питом Соколоу (Pete Sokolow) и Klezmer Plus, Giora Feidman, Zalmen Mlotek и всемирно известной писательницей и рассказчицей Ниной Джэйфф (Nina Jaffe). Лихт принимал участие в записи альбома "Partisans Of Vilna", впоследствии номинированном на премию "Грэмми", был штатным преподавателем игры на ударных в организации Living Tradition's Klezkamp с 1987 г. 
Трубач и композитор Фрэнк Лондон (Frank London) является членом группы Hasidic New Wave, выступал с Джоном Зорном (John Zorn), LL Cool J, Мэлом Тормом (Mel Torme), Lester Bowie's Brass Fantasy, LaMonte Young, They Might Be Giants, Дэвидом Бирном (David Byrne), Джейн Сиберрай (Jane Siberry), Ben Folds 5, Марком Рибо (Mark Ribot), Морисом Эль Медиони (Maurice El Medioni) и Gal Costa. Он принимал участие в записи более чем 100 альбомов. 
Его собственные записи включают "Invocations" (церковная музыка); духовой клезмер-ансамбль всех звезд Di Shikere Kapelye и Brotherhood Of Brass; "Nigunim" и The Zmiros Project (еврейские мистические песни, с вокалистом Klezmatics Лорином Скламбергом); "The Debt" (музыка для кино и театра); The Shekhina Big Band; саундрек к кинофильму "The Shvitz"; а также четыре альбома с Hasidic New Wave. 
Фрэнк был музыкальным руководителем THE KNEE PLAYS Дэвида Бирна и Роберта Вилсона (David Byrne and Robert Wilson's), сотрудничал с палестинским скрипачем Саймоном Шахином (Simon Shaheen), преподавал еврейскую музыку в Канаде, Крыму и горах Катскилл (the Catskills), продюсировал альбом цыганской звезды Эсмы Редзеповой (Esma Redzepova), был одним из основателей Духового оркестра Les Miserables (Les Miserables Brass Band) и the Klezmer Conservatory Band.
Пол Морриссетт (Paul Morrissett) (бас/цимбалы) - собиратель и опытный исполнитель на традиционных народных инструментах Балкан и Скандинавии. Он путешествовал по миру, обучаясь у таких мастеров этники, как норвежские скрипачи Хоук Буэн (Hauk Buen) и Альф Твейт (Alf Tveit), и у таких весьма уважаемых фолк- музыкантов Болгарии, как исполнитель на болгарской волынке gaida Костадин Варимезов и исполнители на струнно-смычковом инструменте gadulka Мишо Маринов и Атанас Вылчев. 
Вместе с балканским духовым оркестром Zlatne Uste Balkan Brass Band и оркестром ансамбля танца Георга Томова Пол записывался на многих студиях и выступал на разных концертных площадках и в разных городах (от Центра Линкольна до Загреба), играя на таких инструментах, как kaval, бас, zurla, скрипка, труба, аккордеон и tamburitza. Он проводит семинары на фестивалях и является штатным сотрудником в организациях Lark in the Morning, Buffalo on the Roof and the Balkan Music and Dance camps.
Певца Klezmatics Лорина Скламберга (Lorin Sklamberg) можно услышать в качестве вокалиста и аккордеониста на более чем трех дюжинах записей, включая альбом "Songs Are All I Have: The Musical Legacy Of Vladimir Heifetz", "Source" с Мэттом Даррьо и его Paradox Trio и альбом "Knitting On The Roof" с пианистом Ури Кейном (Uri Caine), "Don Byron Plays The Music Of Mickey Katz" (с кларнетистом Доном Байроном) и "Live In The Fiddler's House", на котором он играет дуэтом со скрипачом Ицхаком Перлманом (Itzhak Perlman). 
Он является одним из основателей некоммерческой организации Living Traditions, в течение 14 лет координировал Klezkamp (Еврейская программа народных искусств), а в настоящее время служит звуковым архивариусом в Институте еврейских исследований YIVO. 

Культурный центр "Дом"
Адрес: Большой Овчинниковский переулок, 24, строение 4 (рядом со станцией метро "Новокузнецкая")
телефон для справок и заказа билетов: (095) 953-7236
факс (095) 953-7242 
info@dom.com.ru
www.dom.com.ru 

Московский международный Дом музыки
Адрес: Космодамианская набережная, д.52, стр.8 (метро "Павелецкая")
телефон для справок: 730-1011 (с 10 до 22 часов)
e-mail:
spravka@mmdm.ru

Большое спасибо:
ДОМ, Фонд Форда, Sim, Арт-Бля, Длинные руки, Линия График, Выражайтесь печатно, Афиша, Турне, Видеодом, Флайнет, Остенгруппе, Академсервис, радио Культура, 
Российскому Еврейскому Конгрессу, Еврейскому культурному центру на Никитской,
Американскому Еврейскому Распределительному комитету "Джойнт", Еврейскому Агентству в России, Посольству Финляндии в Москве, Финэйр, CECARTLINK,директору Еврейского Молодежного Клуба Ковальзон Валерии, Борису Рубинштейну, Е.Я.Сатановскому и Б.Л.Динцу, Юлии Корольковой

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service