ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 39
2004

Ереван: "Армадам", "Time Report", кто следующий?
АрмадамНесмотря на постоянные и, надо признать, вполне обоснованные жалобы и стенания ереванских джазовых музыкантов и их поклонников по поводу скудости и серости джазовой жизни в городе, следует признать, что в последнее время что-то в этом плане стало меняться. В огромном количестве музыкальных магазинов продается масса качественных джазовых альбомов, по радио и ТВ крутят хороший джаз, и, наконец, в Ереване открылось много клубов, кафе, где можно послушать "живой" джаз. К традиционному "Поплавку" (кстати, на мой взгляд, в последнее время теряющему свой джазовый лоск) прибавились "Браво", "Леди Блюз", "The Club", "2х2", "Авангард фолк клуб"... И хотя джазовая музыка звучит там достаточно разная (как в стилевом, так и в качественном аспекте), в любом случае это некий прогресс. Я стараюсь не пропускать хороших выступлений, и вот впечатлениями о двух из них я бы и хотел поделиться с читателем.
Клуб "Авангард фолк" выгодно отличается от других своей репертуарной политикой. Руководство клуба пытается придерживаться изначально выбранного пути - музыка с ярко выраженной фольклорной основой (причем не только армянской). За последние две недели там выступили два коллектива, полностью отвечающие этим требованиям - септет "Армадам" и квинтет "Time Report". Несмотря на стилистические различия, музыка и одного, и другого коллектива вызвала большой интерес у ереванских меломанов.
Коллектив "Армадам" приобрел широкую известность и уважением в городе после прошедших этой весной Дней джаза. Тогда ансамбль произвел буквально фурор, показав программу, состоящую из произведений в стиле этно-джаз, нью-эйдж и уорлд-бит. В массе своей произведения были аранжированы и исполнены в этакой импрессионистской манере, когда хочется не слушать и вникать, как и что играет конкретный музыкант, а получать удовольствие в целом, как бы растворяясь в музыке. Слушая их первую программу, я представлял себя скачущим на верблюде где-то в аравийской пустыне или вкушающим сразу все удовольствия жизни, находясь в гареме у шейха. Мелкий бисер уда (кстати, исполнитель - студент Ереванской консерватории, гражданин Сирии, Тарек Мустафа), сложный перестук специфической восточной перкуссии Эдуарда Арутюняна, прекрасные аранжировки "под Восток" буквально завораживали слушателей. 
Армадам
Новая программа, показанная коллективом пару недель назад, мало чем отличалась по сути от дебютной. Тот же настрой "а-ля Тысяча и одна ночь", та же манера аранжировки. Но на сей раз опытный музыкант, барабанщик Александр Григорян (тот самый, что еще в 80-х делал записи на фирме "Мелодия" в составе трио Арташеса Карталяна, исполняя армянские народные мелодии в джазе) вместе со своими партнерами сумел сделать программу более конкретной, стройной, осмысленной. Не было больше убаюкивающих длинных соло на фоне монотонного гармонического периода. Музыканты не просто "лабали" в питейном заведении, отрабатывая свои деньги. Они не просто "играли на время", пытаясь создать видимость музицирования. Все их действия были отточены, композиции отработанны, импровизации заранее обдуманны. Коллектив очень здорово балансирует на стыке трех жанров, не отдавая явного предпочтения ни одному из них. Причем этой манеры они придерживаются, играя и армянские народные мелодии, и собственные композиции, и даже джазовые стандарты, пытаясь за счет аранжировки и инструментария придать им ориентальное звучание. 
Очень удачным кажется ход с введением в состав виолончелиста Артема Манукяна (из ансамбля "INTO"), который играл то смычком, пытаясь воссоздать звучание кяманчи, то пиццикатто, подражая уду или тару. Кстати, по словам руководителя коллектива, количество инструментов (сейчас, кроме уже названных, в "Армадам"-е играют пианист Рубен Сатян, басист Артур Молитвин, флейтист Валерий Толстов, саксофонист Сурен Кярунц ) будет увеличиваться за счет фольклорных инструментов - дудук, блул, шви - и тогда мы будем иметь целый этно-джазовый оркестр (по типу "Armenian Navy Band" Арто Тунчбояджана). Учитывая возраст участников (почти все они - студенты), можно надеяться, что через год-два за счет приобретения опыта и мастерства "Армадам" превратится в серьезное музыкальное образование. В эти дни "Армадам" ожидает официальный релиз своего первого альбома на греческой фирме "Libra Music". А дальше - работа над новым альбомом для этой же фирмы.
Time ReportЧто касается второго коллектива, который я имел удовольствие слушать в клубе "Авангард-фолк", то тут давно все известно и понятно. Ни у кого в городе давно не возникает сомнений, что "Time Report" один из двух наших лучших джазовых коллективов. Причем, если трио Ваагна Айрапетяна играет в основном джазовые стандарты в почти традиционной манере, то "Time Report" исполняет целиком и полностью свой специфический репертуар. Это весьма энергичная музыка, настраивающая на внимательное слушание. Программа состоит из обработок произведений Саят-Нова, Комитаса и народных армянских мелодий. Обработки почти все выполнены клавишником квинтета Хачатуром Саакяном и фантастическим саксофонистом Арменом Уснунцем. Вот уже лет 6-7 существует этот коллектив, и ни разу ему не изменил вкус в подборе и аранжировке произведений. Если это лирическое произведение, то слушатели внимают ему, затаив дыхание. Если что-то поживее, то энергетика, льющаяся со сцены, заводит слушателей, генерируется в зале и возвращается на сцену, подпитывая настрой музыкантов. И так по кругу до бесконечности. К концу вечера в зале буквально висит положительный заряд, благотворно влияющий и на тех и на других. Более того, со сменой барабанщика квинтета (раньше это был Александр Григорян, тот самый, который затем и создал уже упоминавшийся "Армадам") поменялось звучание состава. Если раньше оно было мерное, отшлифованное до мельчайшей ноты и удара барабанщика, то после того, как пятым участником "Time Report" стал Арман Джалалян, их музыка поменяла настроение. Нет, она не стала сумбурной или разухабистой. Она просто зазвучала мощнее, жестче, ударнее, "джаз-роковее", в отличии от предыдущего "этно-джазого" звучания. Сейчас практически каждая композиция в их исполнении - это боевик и хит. 
Если к уникальной способности Хачатура Саакяна аранжировать народные композиции так, чтобы придать им современный дух, при этом не опошлив, прибавить прямо-таки феноменальную технику и широкий музыкальный кругозор Армена Уснунца, да вспомнить крепкого басиста Вардана Аракеляна, могущего создавать прочную гармоническую основу композиций и виртуозно солирующего, то можно получить полную картину происходящего на сцене. Да, не забыть бы еще одного участника и этого коллектива. Эдуард Арутюнян, "заслуженный перкуссионист джазовой армянской сцены" - играет и с "Time Report", и с "Армадамом" и практически со всеми джазовыми и околоджазовыми составами города. От его нюансов много зависит в окрасе мелодий. И он не упускает ни одной возможности сделать композицию краше и богаче. Если бы я не боялся громких слов и пафосных эпитетов, я бы назвал "Time Report" супер-группой армянской сцены.
Вот пожалуй, и все впечатления от джазовой жизни Еревана за последние несколько месяцев. Правда, знающие люди предрекают бурную джазовую концовку года в столице Армении. Но, это, как говорится, "поживем - увидим!" 

Армен Манукян,
собственный корреспондент "Полного джаза" в Ереване,
первая публикация - газета "Голос Армении"

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service