ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #19
Рецензии
Mark Alban Lotz - Blues For Yemaya: Lotz of Music In Havana
Mark Alban Lotz -
Blues For Yemaya:
Lotz of Music In Havana
VIA Music, 1999
Марк Альбан ЛотцЭтот альбом, записанный на Кубе и выпущенный в Нидерландах - результат сотрудничества нидерландского флейтиста Марка Альбана Лотца и его группы Lotz Of Music с кубинскими музыкантами (главным образом - вокалистами и перкуссионистами). Музыка альбома представляет собой достаточно прямолинейное, но, как ни странно, вполне убедительное и органичное сочетание современного джаза и кубинского фольклора, причем - одного из самых экзотических его слоев, культовой музыки афро-кубинского неоязыческого культа "сантерия" (он же - "Закон Ошо"). Распеваемые кубинскими участниками проекта тексты - это песнопения на смеси испанского и вульгаризованного западноафриканского языка йоруба, посвященные "Оришам" - главным божествам сантерии.
Единственное, что беспокоит при прослушивании первых треков - довольно резкие переходы, почти "склейки" между аутентичным музицированием кубинцев (их в записи участвовало свыше полутора десятков), основанным на африканской гетерофонии, и "продвинутыми" гармониями голландцев: оба этих музыкальных пласта не смешиваются, а, скорее, чередуются. Потом к этому чередованию привыкаешь и начинаешь отмечать весьма недурную игру не только лидера Лотца, но и Маартена Орнштейна (кларнет, бас-кларнет, тенор-саксофон), пианиста Стефана Шмида, басиста Йоса Махтеля (кстати, в двух треках он вместо акустического баса играет на тубе) и барабанщика Стефана Крюгера. Впрочем, этого последнего многочисленные кубинские перкуссионисты переигрывают начисто, равно как вокалисты во главе с Алексисом Зайасом Росабалем и Амалией Педросо оказываются в конечном счете все равно убедительнее голландцев. Аутентичный фольклор в очередной раз демонстрирует, что способен впитать и переварить все, в том числе и весь этот джаз. Хотя, вероятно, джазовая часть участников записи уверена, что это джаз переварил фольклор.
Pago Libre - Wake Up Call (Live in Italy)
Pago Libre -
Wake Up Call
(Live in Italy)
Leo Records, 1999
Проект Pago Libre существует уже десять лет, и уже несколько лет в нем принимает участие один из ведущих российских импровизаторов - Аркадий Шилклопер. Впрочем, он тут не лидер. Лидер, скорее - швейцарский пианист Джон Вольф Бреннан. Именно он и контрабасист Даниэле Патуми основали квартет десять лет назад вместе со скрипачом Стивом Гудманом и трубачом Ларсом Линдваллом. Кстати, именно аббревиатура этих четырех фамилий составила название коллектива. Но Линдвалл и Гудман давно покинули ансамбль: их заменили, соответственно, Шилклопер и скрипач Чо Тейссинг.
Запись была сделана живьем на фестивале "Sol Fest" в Кьостро делла Бадья на острове Сицилия в сентябре 1997 г. Продюсер альбома, он же - руководитель Leo Records Лео Фейгин, хорошо знакомый слушателям Би Би Си как Алексей Леонидов, давно собирался выпустить "живую" запись Pago Libre, зная, что сильная сторона группы - ее концертные выступления и что энергетика, как он определяет - "грубая сила" концертных выступлений ансамбля способна перевесить достоинства студийных записей.
И действительно, этой "грубой силы" здесь полно. Музыкально это типичная европейская "новая импровизационная музыка", где все "от головы" - строго дозированные элементы современного камерного академизма, "безбашенного" фри-джаза, характерных шилклоперовских попевок и кунштюков, столь знакомы по другим проектам с его участием, эпизодов строжайшим образом выписанных в нотах, искушенно аранжированных и совсем "диких", спонтанных... Если бы не "грубая сила", временами достигающая здесь почти эпического (или, наоборот, животного) напряжения - может быть, было бы временами скучновато. Но энергия спасает.
Boris Lebedinsky & John Lamb - Orange and Green
Boris Lebedinsky & John Lamb -
Orange and Green
Boris Lebedinsky
Productions, 1999
Участники этой записи, гитарист Борис Лебединский и контрабасист Джон Лэмб, вовсе не оранжевые и не зеленые, как можно было бы решить, исходя из названия альбома - один из них белый, другой - черный. Оба живут во Флориде, но если Лэмб там и родился, то Лебединский - уроженец Ленинграда. Только он уже давно, лет пятнадцать, если не больше, живет в США. Попытав счастья в Нью-Йорке (там он играл с Элвином Джонсом, Джо Пассом и другими знаменитостями), Борис наконец осел в городе-тезке своей родины - Санкт-Петербурге, Флорида. Здесь он встретил неплохого контрабасиста Джона Лэмба. И вот - результат их сотрудничества.
Борис играет на акустической гитаре акустическим звуком, и это - принципиальная "фишка" всего альбома: оба инструмента звучат в чистой акустике ,без всяких там ревербераторов и прочей электронной "кухни", прозрачным и острым звуком прямо на переднем звуковом плане, как будто оба играют у вас в комнате. Чуть "бухающий" контрабас уравновешен чуть слишком острой, звенящей гитарой. Из девяти треков альбома семь - стандарты, причем очень известные ("Cottontail", "Misty", Satin Doll" и т.п.), две пьесы написаны Лебединским. Обоих инструменталистов трудно назвать выдающимися виртуозами, но у обоих есть главное - вкус и опыт, позволившие им создать приятное для слуха и в то же время не совсем шаблонное звуковое полотно в лучших традициях бибоповых и пост-боповых гитарно-басовых дуэтов прошлого.

Константин Волков

На первую страницу номера