ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading
Выпуск # 5 (290) - 16 февраля 2005 г.

Издается еженедельно с октября 1998 г.
Оглавление выпуска:

Следующий выпуск: 24 февраля 2005 г.

Как это было
в Москве


 
Энвер Измайлов10-12 февраля в клубе Cool Train прошел фестиваль "Джаз Этно 2005".
Первый его вечер был, строго говоря, притянут к фестивалю за уши - просто так совпало, что в эти дни в Москве выступал австралийский развлекатель Чарли Макмахон, в зрелом возрасте научившийся играть на инструменте аборигенов тропических районов Австралии - деревянной трубе диджериду - и сделавший из этого нехитрого инструмента забавное, но имеющее мало отношения к собственно музыке дискотечное шоу.
Второй вечер начала довольно протяженным выступлением московская группа Esh, играющая "бразильский джаз" - точнее, бразильскую поп-музыку с использованием джазовых приемов игры. Зато потом был один из лучших моментов фестиваля - часовой сет крымского гитариста Энвера Измайлова.
История Энвера, наверное, известна всем. Рождение в Фергане, среди ссыльных крымских татар, там же - дебют в качестве электрогитариста на свадьбах и танцах (хотя образование Энвер-ага получил по классу фагота). Потом - увлечение джаз-роком и самостоятельное изобретение тэппинга, техники игры, при которой правая рука не ударяет по струнам пальцами или медиатором, а, как и левая, прижимает струны к грифу. Пользуясь такой техникой, гитарист может одновременно извлекать до восьми звуков, причем извлекать их в очень быстрых последовательностях - почти со скоростью пианиста. Все, что нужно - это идеальный контроль над своими пальцами, точное регулирование скорости и силы прижимания струн к грифу и, конечно, незаурядное мелодическое и гармоническое мышление, без которых вся затея теряет смысл.
У Энвера все это есть. Он разрабатывал тэппинг безо всякой оглядки на делавшего то же самое в те же годы Стэнли Джордана и даже не знал о существовании этого американского музыканта. Поэтому в его манере сплелись черноморско-балканская полиритмия и сложные нечетные размеры, европейская гармония, восточные лады и мощь джаз-рока - и все это интуитивно, на ощупь. В результате - гастроли по всему миру (вот и сейчас, уже во второй раз в жизни, Энвер едет в США), ураганный успех на джазовых и этно-музыкальных фестивалях - и скромная жизнь на родине предков, в Крыму.
Первая часть выступления Энвера звучала знакомо - эти самые пьесы, названные по болгарским, турецким, татарским и балканским танцам и наигрышам, он играет постоянно, уже много лет, отчего они, впрочем, не становятся скучнее. Какими бы простенькими и веселенькими не казались эти мелодии, в их основе - сложная полифония. Тембр при этом управляется не электронными приборами, а тончайшими изменениями "атаки" - прикосновения пальцев к струнам.
Энвер умеет заинтересовать публику и не дать ей соскучиться. Почти все композиции недлинные. Только успеешь втянуться - а пьеса уже и кончилась. При этом он почти не "делает шоу" - только иногда озорно взглядывает в публику и между композициями бесхитростно и раскованно с ней общается. Очки у Измайлова надеты на самый кончик носа, как у какого-нибудь старорежимного университетского преподавателя, а в усы все время прячется озорная улыбочка: "профессор дорвался". По счастью, в этот раз он уже не играл свою знаменитую концертную "развлекаловку" - эпическое шумозвукоподражательное полотно под названием "Это случилось в колхозе Завет Ленинский", в каковом полотне он вызывал здоровый хохот любой аудитории, изображая на гитаре мотоцикл, самолет, корову, собаку и позывные "Маяка". Нет, в "Кул Трейне" Энвер сконцентрировался на музыке, и это было правильно.
Джаза, как такового, в репертуаре Измайлова не так уж много. Несколько лет назад для выступлений на джазовых фестивалях он разучил "Take Five" Пола Дезмонда. Левой рукой, как и в большинстве случаев, он играет тему, а правой - аккомпанемент. Неизменный ритмический рисунок аккомпанемента удерживается в его правой руке и на соло, выдержанном в виде сильно развитой мелодической линии и игры с тембрами - от напевных тягучих звуков до имитации банджо. После каждой композиции большая часть аудитории буквально верещит от удовольствия. Барышни побежали за цветами.
А вот очень типичная для Энвера новая пьеса - называется "7/16"(и это именно тот размер, в котором она написана: раз-два, раз-два, раз-два-три). В середине композиции вдруг зазвучала тема "Каравана". Перкуссионное соло: гитарист стучит по струнам ладонями. Звук получается чем-то средним между подзвученными индийскими барабанами табла и электропомехами.
Вообще нового материала было достаточно много. Вот совсем новая - пьеса памяти Джона Леннона и Джорджа Харрисона, минорная грустная песенная тема. В ней Измайлов заявил новое направление своих поисков - эксперименты с сэмплером. Для начала он закольцевал свой аккомпанемент, причем не одну, а последовательно две партии. Левая рука гитариста зажала гриф буквально в кулак, прижав все струны и таким образом подняв строй инструмента; правая рука стремительными нажатиями на струны у грифа выводит мелодическое соло. Гитарный процессор Измайлова выдает уже не чистый, а искаженный звук соло - как будто кто-то играет на старом аналоговом синтезаторе.
Финал концерта - время джаз-роковой мощи. Энвер перестроил гитару, и в правой руке его появился медиатор. Звучит композиция под душевным названием "Соло хора имени Пятницкого в сопровождении оркестра народных инструментов". Звучит тремоло на ослабленных струнах, действительно напоминающее оркестр балалаечников. А на басовых струнах путем их прижатия левой рукой выводится тема "Эй, ухнем". Тембр - точь-в-точь хор, только слов не слышно. Богатая оркестровая динамика, как раз в заявленном духе оркестров народных инструментов. Начинается вторая часть - фанковый гибрид "Эй, ухнем" и "Во поле береза стояла". Тут уже пошел тяжелый "чес" медиатором по струнам, задранные на усилителе низкие частоты позволяют Энверу звучать и за ритм-секцию, и за оркестр. В финале на сцену выходит приглашенная звезда (сюрприз для именинника - арт-директора клуба Cool Train саксофониста Олега Киреева) - скрипач Гасан Мамедов из легендарных туркменистанских эхтно-фьюжн-групп "Гунеш" и "Ашхабад". Измайлов держит тон, сродни базовому тону в индийской музыке, а Мамедов играет тему, богатую характерной восточной мелизматикой. Внезапно гитара разражается мощными аккордами в фанковой ритмике, и все узнают известную тему Измайлова "Крымско-татарский фанк". Мамедов, подхватив идею за лету, заиграл характерными рваными фразами. Энвер пускает в ход весь свой электронный арсенал... звучит две гитары... три... пять... Финал!
Энвер Измайлов и Гасан Мамедов
Самым интересным явлением третьего, заключительного дня фестиваля было выступление архангелогородской группы "Восток-Север", которой руководит гитарист Тим Дорофеев. С ним играет именитая ритм-секция - собственно, ритм-секция легендарной джаз-группы "Архангельск", которую когда-то возглавлял ныне покойный саксофонист Владимир Резицкий: контрабасист Николай Клишин и барабанщик Олег Юданов. В руках этих опытных, тонких музыкантов, исходивших вместе с Резицким множество троп на путях соединения северного русского фольклора и новой импровизационной музыки, огромный опыт. И опыт этот, безусловно, помогает лидеру - Тиму Дорофееву - цементировать материал нового проекта, фронтмены которого - два вокалиста.
Джаваншир Назымов и Тим Дорофеев
Екатерина Зорина из Северодвинска несколько лет работала в Ансамбле Дмитрия Покровского - самом важном в истории современного практического изучения русского фольклорного наследия коллективе 1980-х, сделавшем для пропаганды подлинной русской музыки во всем мире куда больше, чем все официозные "народные певцы", вместе взятые. Самый молодой участник коллектива - Джаваншир Назымов. Его пение следует традициям азербайджанской музыки, как и его игра на струнных инструментах тар и саз.
"Восток-Север"Наиболее интересные моменты в игре проекта - длинные унисонные ходы, которые вместе играют гитара и тар, и моменты сплетения вокальных линий, когда голоса Назымова и Зориной звучат одновременно: лад поморской песни и лад азербайджанского мугама пытаются взаимодействовать, между ними возникают биения и тонкие отзывы друг на друга, а гитара Дорофеева пытается примирить эти далекие музыкальные миры. Многое получается. Коллективу еще предстоит работать над чувством формы, над цельностью композиции, над удержанием всего концерта в едином ключе - пока это в значительной степени набор пьес, форма которых иногда бывает очень крепкой, а иногда вдруг расползается прямо в руках у музыкантов. Но самое впечатляющее уже сейчас можно показывать любой аудитории - это, собственно, идея слияния Востока и Севера, ранее приходившая в голову разве что Яну Гарбареку, но реализованная совершенно иными средствами.

Анна Филипьева (текст),
Кирилл Мошков (текст, фото)

Москва - это вам
еще не все
Квартет Анастейши Рене3-12 марта в России пройдут гастроли нью-йоркского квартета вокалистки Анастейши Рене. Этот "американо-сибирский" проект под названием "Из Нью-Йорка с любовью" представляют житель Нью-Йорка Аркадий Фримэн (когда-то известный российской аудитории как тубист группы "Три О" Аркадий Кириченко) и житель Новосибирска Вячеслав Семушкин.
Концерты пройдут:
  • 3-4 марта - Омск
  • 5, 7-8 марта - Новосибирск
  • 9 марта - Томск
  • 10 марта - Тюмень
  • 11-12 марта - Москва (клуб "Форте")

Анастейша РенеВокалистка Анастейша Рене (Anastasia Rene) начала петь в шестилетнем возрасте. Она брала частные уроки по вокалу, а также получила степень бакалавра по курсу африканской и афроамериканской музыки на джазовом факультете Университета штата Нью-Йорк (SUNY) в Олд-Уэстбери.
Как и у многих молодых певцов сегодня, диапазон стилей, в которых пробовала себя Анастейша, весьма широк: это и рок, и джаз, и соул, и фолк, и поп, и фанк, и даже world beat. Среди известных джазовых музыкантов, с которыми она выступала - барабанщик Ральф Питерсон и басист Эссиет Эссиет. В последнее время она много работает с собтсвенным квартетом, а также принимает участие в концертах многочисленных джем-бэндов в Новой Англии (The Aaron Katz Band, Assembly of Dust и др.). Среди тех, кто повлиял на нее, Анастейша выделяет Нину Симон, Кассандру Уилсон и Чаку Хан.
Гитарист Ник Рассо (Nick Russo) - активно работающий клубный музыкант, постоянно играющий в нью-йоркских джазовых клубах в диапазоне от Blue Note и Birdland до Cleopatra’s Needle и Kavehaz. Среди тех, с кем он играл - Фрэнк Уэсс, Майлс Гриффит, Барри Алтшул, Ив Корнелиус, а на дебютном сольном альбоме Ника, вышедшем в 2002 г., он пригласил записаться легендарного трубача Эдди Хендерсона, басиста Эссиета Эссиета и барабанщика Ральфа Питерсона. Ник Руссо также занимается составлением и редактированием методической литературы для молодых гитаристов - именно он написал двухтомник "Metallica: легендарные приемы" и составил для лейбла GRP сборники гитарных арпеджио и упражнений для гитаристов, выпущенные известным издательством Hal Leonard.
Барабанщик Айэн Петилло (Ian Petillo) родился в городке Глен Коув, штат Нью-Йорк, в 1977 г. Он выдержал конкурс на стипендию в престижном Государственном университете Северного Техаса, но в 1998 г. уехал в Японию играть с диксилендом, так что образование потом пришлось завершать в заочном колледже. Среди джазовых музыкантов, с которыми он работал - певица Джейн Монхайт, трубач Лу Солофф, гитарист Рон Аффиф. Однако самой известной его работой стало участие в оркестре телешоу известного комика Билла Косби.
Басист Джерри Макдональд (Jerry McDonald) в равной степени владеет акустическим контрабасом и электрической бас-гитарой и, как и три его соратника по квартету Анастейши Рене, активно работает на нью-йоркской клубной джазовой сцене.

Летом прошлого года "Полный джаз" подробно писал об одном из самых необычных джазовых фестивалей в мире - проходившем в Республике Тыва "Устуу-Хурээ". И вот неожиданное известие: тувинское "культурное" начальство отменяет фестиваль. С подробным анализом ситуации с джазовым фестивалями в российской глубинке вообще и с "Устуу-Хурээ" в частности - наш редактор Юрий Льноградский...>>>>

В Уфе в начале марта пройдет фестиваль "ДжазМастер-Уфа", который соберет в столице Башкирии лучшие силы из числа джазовых музыкантов, вышедших на большую российскую и мировую сцену из этого города...>>>>

В Саратове в конце марта пройдет "Открытый конкурс молодых барабанщиков Поволжья": внимание, молодые музыканты!..>>>>

"Музыка мира" звучит в Ереване

Говорят, как встретишь новый год, так его и проведешь. Если верить этой народной примете, ереванских любителей джаза в новом году ожидает масса приятных сюрпризов. Кому не терпится - могут сразу прочитать конец этого повествования, ну, а тем у кого нервы покрепче - советую читать все подряд, в середине тоже много чего любопытного.
Карим ЗиадИтак, я предлагаю начать с начала. Я имею ввиду начало года. Дело в том, что в январе в Ереване недельку гостили и играли два знаменитых, популярных и востребованных в своем жанре музыканта - Карим Зиад и Азиз Сахмауи. Первый - уроженец Алжира, второй - Марокко. Оба исполнители на восточной и африканской перкуссии и вокалисты. А Карим Зиад еще играет и на экзотическом африканском струнном инструменте гумбри. Достаточно сказать, что в настоящее время оба являются участниками ансамбля легендарного Джо Завинула, а также часто выступают с ансамблем Чеба Мами. На счету обоих многочисленные выступления по всему миру, записи с мировыми звездами этно-джаза и world beat, а Карим Зиад - еще и арт-директор престижного фестиваля подобного же направления у себя на родине. Именно в "Syndicate" Завинула они встретились и подружились с другим его участником - американо-армянским перкуссионистом Арто Тунчбояджаном, по приглашению которого и приехали в Ереван.
На протяжении нескольких дней они выступали вместе Armenian Navy Band (ANB) в клубе "АвангардФолк". Для представления сегодняшней табели о рангах в этом жанре, и чтобы ни у кого не возникло мысли, что армянские музыканты имели бледный вид рядом с заезжими звездами, приведу следующий более чем убедительный факт: армянский коллектив ANB, созданный и руководимый Арто Тунчбояджаном (кстати, он предпочитает называть стиль исполняемой им музыки "авангард-фолк") по итогам прошлого года был назван самым популярным в мире в этом жанре, обогнав великого Пако де Люсию и очень популярную сейчас Бебель Жильберто. Это по версии международного специализированного интернет-сайта - www.worldmusiccentral.org. Ну а если для кого-то это покажется недостаточно убедительным, могу добавить, что третий по счету альбом ANB - "Sounds of Our Life" - занял четырнадцатое место в мире среди номинированных в 2004 году 950 альбомов. Причем признанно это не абы кем, а Союзом европейских радиостанций (www.worldmusicnight.com). Так что тот, кто побывал в те дни в "АвангадФолк" клубе, на протяжении трех часов имел удовольствие слушать замечательную музыку с ярко выраженной фольклорной основой в исполнении первоклассного интернационального состава.
Азиз СахмауиВ один из первых же дней пребывания африканских музыкантов на армянской земле мне удалось поговорить с гостями. Выяснилось, что путь к мировой музыке Карим Зиад и Азиз Сахмауи прошли почти одинаковый. Любовь к музыке своей родины, попытки играть и петь в самодеятельных коллективах, первые профессиональные шаги в ансамблях, обслуживающих свадьбы и частные вечеринки, расширение кругозора и изменение пристрастий благодаря широкому использованию современных аудионосителей, и как результат - они оба оказываются в стане приверженцев и исполнителей музыки в стиле world beat, соединяющей воедино народные (в данном случае африканские и восточные) ритмы и гармонии с современными приемами и инструментами. Позже оба переезжают во Францию и там продолжают свои эксперименты в этой области. Причем, как уверяли меня оба, Париж - самое подходящее место для самого разного рода "опытов" в области смешивания наследия музыкальных культур мира. Ни в Германии, ни в Англии, например, этого сделать бы не удалось.
Наш разговор длился довольно долго. Гости с удовольствием общались, охотно отвечали на вопросы и всячески выражали свою доброжелательность.

Как вы попали в коллектив Джо Завинула?

- Очень просто. Мы выступали на одном фестивале - он со своим "Syndicate", мы со своим составом "Maghreb & Friends". После нашего выступления он подошел и предложил присоединиться к нему.

Так просто?

- Джо - очень хороший и простой человек. С ним очень легко иметь дело. Он всегда прямо и четко выражает свои мысли и говорит только то, что думает.

А вы не испытывали трудностей, так сказать совместимости в музыкальном плане?

- Абсолютно! Ты намекаешь на то, что мы принадлежим к разным культурам? Но разве это имеет значение? Во-первых, хотя я и жил до 20 лет в Алжире, я все время слушал европейские радиостанции, и поэтому хорошо знал и другую музыку. Алжир всегда был своеобразным котлом, где сплавлялись в одно единое характерные черты разных культур. Чтобы быть востребованным, нужно было одинаково хорошо знать и родной фольклор, и французские песни, и музыку берберов, и современный фанк. Ну, а сейчас мир стал гораздо меньше, мы стали ближе друг к другу - пара часов полета, и ты в центре Европы. А во-вторых, культура вообще, и музыка в особенности, не признает границ, языковых различий, рассовой или религиозной принадлежности. Состав "Syndicate" многонациональный, музыканты собрались в него с разных континентов. И что? Мы понимаем друг друга с полуслова, нам достаточно бывает нескольких репетиций и программа готова. Так что с этим у нас проблем нет.

А как вы оказались в Ереване?

- Пригласил Арто. Мы с ним познакомились у Завинула. Он фантастический музыкант и замечательный человек. Мы с ним сыгрались и подружились. Он пригласил - мы с радостью приняли приглашение и приехали. Мы очень довольны - нас здесь прекрасно принимают. Руководство клуба "АвангардФолк" сделало все, чтобы у нас не было организационных и бытовых проблем, а ANB - великолепный ансамбль и в его составе приятно и легко играть. Ну а армянская публика нас просто очаровала - внимательно слушает, активно реагирует. Кстати, это тоже ответ на твои предыдущие вопросы. Казалось бы, мы играем африканские ритмы, поем арабские песни на непонятном языке, но армянам нравится. Так что дело не в национальной принадлежности. Народная музыка чистая, искренняя, доходчивая, а если еще и хорошо, от души исполненная, то она просто не может не понравиться, будь ты африканцем, армянином или эскимосом. Например, европейским слушателям нравится африканская музыка, но они не совсем понимают, что в ней происходит. А когда комбинируешь ее с европейским или американским звучанием, музыка эта становится мягче, понятнее, доступнее.
Карим, Азиз и Арто Тунчбояджан
А какую музыку вы все-таки играете, выступая в разноплеменном составе австрийца Завинула или, скажем, с ANB? Западноевропейскую, армянскую или, наоборот, ваши партнеры начинают играть африканскую?

- Мы играем хорошую музыку. Ту, что предпочитаем сами, и знаем, что нравится публике. Красивые мелодии, энергичные ритмы - это любят все. Настоящие музыканты не делят музыку по национальности. Мы играем музыку мира.

А чем, собственно, объяснить, что сейчас во всем мире так популярен этно-джаз и другие направления, связанные с фольклором?

- Людям надоело слушать синтетическую музыку, утилизированную, без корней, не находящуюся в гармонии с окружающей природой. Вот и потянулись люди обратно к истокам, к бабушкиным песням и танцам.. Народная музыка в современной обработке, фольклорные темы одного народа, наложенные на ритмы другого и исполненные на современных инструментах вперемежку с народными, - все это дает великолепный и часто неожиданный результат. Вот на моем последнем альбоме (Карим Зиад говорит о своей последней работе - альбом 2004 года “Shabiba”) играют известный сейчас в мире вьетнамский гитарист Нгуен Ле, боснийский пианист Боян Зульфикарпашич, французы Жан-Филипп Рикель и саксофонист Винсен Маскар, африканские и арабские музыканты. Каждый привносит в музыку что-то свое, свойственное только ему, частичку своей души, красоту и богатство культуры своего народа, и в результате получается очень красиво, здорово, понятно и приятно абсолютно всем.

Напоследок музыканты, еще раз напомнив мне о том, что настоящая музыка не знает и не признает границ, пошли готовиться к очередному выступлению. А я, соответственно, начал устраиваться поудобнее за столиком. Выступление прошло прекрасно. Армянская публика на африканскую музыку реагировала достаточно бурно, как и предрекали музыканты.
Через пару дней музыканты улетели в Европу, в очередное турне с "Syndicate", но обещали вернуться и (внимание!), может быть - даже с самим маэстро Джо Завинулом. И это будет уже второй сюрприз для ереванских джаз-фэнов. Ну а третий, как мне сообщили почти по секрету, заключается в том, что весной же в Ереване собираются проводить фестиваль этно-джаза. Но кто, когда точно - это пока большой секрет. Учитывая, что февраль - последний месяц зимы и весна не за горами, ждать осталось недолго. Потерпим!

Армен Манукян,
собственный корреспондент
"Полного джаза" в Ереване

Что намечается:
 московские анонсы

Дэйв УэклТорговая марка "Parliament" и Игорь Бутман представляют: 2-5 марта в "Ле Клубе" играет участник легендарных групп клавишника Чика Кориа Elektric Band и Akoustic Band, один из самых значительных барабанщиков в стиле фьюжн Дэйв Уэкл (Dave Weckl, США) и его группа Dave Weckl Band: Стив Вайнгарт (Steve Weingart) - фортепиано, Гэри Мик (Gary Meek) - саксофон, Рик Фьерабаччи (Ric Fierabracci) - бас.
Фьюжн-барабанщик Дэйв Уэкл родился в Сент-Луисе 8 января 1960г. Проучившись пару лет в университете Бриджпорта, музыкант переехал в Нью-Йорк, где много играл в различных джазовых и джаз-роковых проектах, в том числе French Toast и Nitesprite. В начале 80-х Уэкл работал в основном как сессионный музыкант, записываясь не только с джазменами и джаз-рокерами - с гитаристом Биллом Коннорсом из группы Чика Кориа Return to Forever, группой Brecker Brothers, саксофонистом Пакито Д’Риверой - но и звездами соул и поп-музыки: гитаристом Джорджем Бенсоном, певицей Дайаной Росс, экс-вокалистом Led Zeppelin Робертом Плантом и поп-дивой Мадонной. На одном из нью-йоркских концертов с Биллом Коннорсом барабанщика заметил один из создателей фьюжн, клавишник Чик Кориа, и пригласил его играть в своей новой группе Elektric Band, где Уэкл задержался на целых 7 лет, записываясь и с другим проектом Кориа - Akoustic Band.
Дэйв УэклПараллельно Дейв Уэкл продолжал сессионную деятельность и играл с оркестром "всех звезд" фьюжн-лейбла GRP - GRP All-Star Big Band. Именно на GRP Уэкл записал в 1990 г. свой первый сольный альбом "Master Plan". Там же в 1992 г. вышел альбом "Heads Up", а в 1994 - "Hard-Wired". Вообще Уэкл крайне плодовитый музыкант: его сольные работы следовали с завидной регулярностью - "Rhythm of the Soul" (1998), "Synergy" (1999). Начало нового века ознаменовалось выпуском дисков "Transition"(2000) , "The Zone"(2001) и "Perpetual Motion" (2002). Именно материал этого альбома Уэкл представлял в Москве на концертах в "Ле Клубе" в мае 2003 г.
В последнее время Уэкл играет в новом составе Elektric Band Чика Кориа, где легендарного басиста Джона Патитуччи сменил совсем молодой Рик Фьерабаччи, который учился играть по записям Патитуччи с Уэклом, так что в паре со знаменитым барабанщиком чувствует себя как дома и даже вошел в состав его сольного проекта.
"Ле Клуб": ул. Верхняя Радищевская, 21 (здание Театра на Таганке)
Телефон для справок и заказа столиков: 915-1042
Начало концертов в 20:30.

Earth, Wind & Fire3 и 4 марта в Государственном Кремлевском дворце состоятся первые концерты в России легендарной группы Earth, Wind & Fire. 6 марта ансамбль выступит в Ледовом дворце Санкт-Петербурга.
Организаторы российских гастролей группы - рекламное агентство Rich & Famous и культурно-развлекательный центр Jazz Town.
В 1970-е группа "Земля, Ветер и Огонь", созданная в 1969-м чикагским сессионным барабанщиком Морисом Уайтом, были одной из сильнейших сценических фанк-фьюжновых групп, способной и на могучее концертное шоу, не уступавшее фанк-феериям Джорджа Клинтона с его Parliament/Funkadelic, и на музыкально насыщенные, стилистически многообразные и исполнительски совершенные студийные работы, не уступавшие лучшим виниловым образцам джаз-рока тех лет. Полудюжине их альбомов, записанных с 1974 по 1979, сопутствовал огромный коммерческий успех. В 1983-м Моррис Уайт распустил группу, а ее самый популярный участник, вокалист Филип Бэйли, начал удачную сольную карьеру в поп-музыке. Однако с 1987 музыканты в тех или иных составах, неизменно включавших только Уайта и Бэйли, то и дело пытались - с переменным успехом - собраться вновь.
Нынешний состав EWF приближен к классическому. Это композитор, вокалист и идейный вдохновитель группы Морис Уайт, бас-гитарист Вердин Уайт, барабанщик Ральф Джонсон и одна из самых значительных фигур коллектива - вокалист Филипп Бейли, чей фантастический фальцет обеспечивает ему 100-процентную узнаваемость. Творчество музыкантов представляет собой удивительную смесь блюза, джаза, рока, характерных элементов музыки "соул" и восточного мистицизма.
За свою историю музыканты Earth, Wind & Fire записали свыше 50 альбомов, которые разошлись по всему миру тиражом более 100 миллионов экземпляров. Семь альбомов ансамбля стали дважды платиновыми. В признание своих музыкальных заслуг группа по всему миру шестнадцать раз номинировалась на Grammy (последний раз в 2004 г.) и шесть раз становилась обладателем этой самой престижной мировой музыкальной награды. В 1995 году звезда ансамбля появилась на голливудской Аллее Славы, а в 2000-м музыканты были включены в Зал Славы Рок-н-ролла.

 
А в это время
за бугром...

В Иерусалиме теперь тоже есть свой джазовый фестиваль
окончание. Начало в #4

Моше Янковский"Бибоп, джаз-рок, фьюжн" - это был девиз третьего дня. Если квартет Липковича был составлен стандартно, то в квинтете Муравина к привычной четверке добавился перкуссионист, что напомнило "Аллегро" начала 80-х и виртуозного Генбачева с коллекцией ударных от конго до колокольчиков и погремушек. Здесь эту роль играл Моше Янковский - безумно одаренный мультимузыкант, выходец из Питера. Из Израиля он уехал в Испанию, где учился фламенко, потом, вернувшись домой и уйдя в религию, заиграл вместе с покойным Кунсманом хасидскую музыку и, не отказываясь от нее, вернулся в джаз. Янковский, кроме перкуссионных ударных, поет, играет на блок-флейте, турецком струнном инструменте саре и… постоянно способствует поддержанию высокой джазовой температуры концерта. Рядом с ним идеально работающая ритм-группа - опять Гродский и барабанщик Женя Галкин, выпускник питерского джаза, игравший несколько лет в Берлине в… ансамбле московского саксофониста Александра Пищикова. Муравин - молодой пианист, выдвинувшийся в последний год в число лучших в Израиле. Яша на редкость многогранен, в его репертуаре несколько виртуозных классических сочинений, он умеет играть рок, я уже писал о его работе в танго, но сильнейшая сторона его дарования - джазовый пианизм. Здесь не только техника, но сочетание ее с глубиной звука, умением играть левой рукой, невзирая на наличие баса и вкусом в импровизациях. Солистом-духовиком в квинтете был виртуозный и мощный трубач Геннадий Литвак, в прошлом солист минского оркестра Финберга, ныне участник различных коммерческих музыкальных проектов, дорвавшийся до джаза и ненасытно воспользовавшийся этой возможностью.
Фьюжн представлял уроженец Болгарии, молодой композитор Валентин Лазаров. Он сольно исполнил на электронных клавишных получасовую программу собственной музыки, которая великолепно могла бы оформить кино- или сценическое действо, но не очень подходила для концертного звучания. Полагаю, что на втором "Джаз-глобусе" недостатки будут устранены. Как, впрочем, у последовавших за Лазаровым музыкантов.
Александр Айзенштадт в конце 70-х годов в Москве был одной из заметных молодых джазовых фигур. В его оркестре играли будущие звезды - валторнист Аркадий Шилклопер и тубист Аркадий Кириченко, а сам он всегда находился на грани джаза и джаз-рока, приближаясь к последнему. Интонационно Саша остался тем же, хотя за 25 лет утекло много воды и поменялись взгляды и места проживания, и именно поэтому понятие "джаз-рок" появилось в заголовке концерта. Но сам Айзенштадт против этого названия, мотивируя тем, что в его нынешнем составе нет баса и барабанов. Сегодня Саша играет в дуэте с трубачом Борисом Шлепаковым - великолепным академическим музыкантом (бывший артист оркестра Большого театра), обладателем богатого, красочного звука, но с абсолютным отсутствием джазового темперамента. Возможно, композитору Айзенштадту именно такой исполнитель и нужен, но выносить подобное сочетание на публику и более получаса кормить ее однообразной и полностью лишенной драйва музыкой невозможно.
Михаил КулльДжем-сешн, начавшийся ближе к полночи, вернул публику к жизни. К участникам квартета Муравина добавился Гаммер со студентами и новый репатриант Михаил Кулль (лауреата Московских фестивалей в "Юности" и "Молодежном" в 60-е можно специально не представлять). Зазвучал "Си джем блюз" и публика забыла, что ей завтра на работу…
Последний вечер фестиваля, названный "Апофеозом джаза", открылся выступлением "Jerusalem art ensemble" - так назвал свое трио Михаил Агрэ. Пианист и композитор из Свердловска еще на родине был в числе главных джазовых заводил. На ряде фестивалей он выступал вместе с Курехиным и Летовым, но выгодно отличался (и не растерял этого по сей день) от обоих настоящим высшим музыкальным образованием и совершенным владением своим инструментом. Агрэ играет разную музыку, от либерального мейнстрима до очень жесткого авангарда. Его новый проект - это попытка сочетания разных стилей, где нежные квазистандартные мелодии вдруг разрываются чудовищными звуками зашкаливающих приборов и свистом колонок - и звуки эти тоже задуманы, а не случайно возникают. У Агрэ два единомышленника - неплохой бас-гитарист Слава Френклах, тяготеющий к року и супербарабанщик Влад Неделин - бывший лениградец, который мог бы украсить любой состав, независимо от стиля музыки, страны и цвета кожи большинства исполнителей.
Нахум ПереферковичЗавершали фестиваль дуэты мэтров, по цепочке передававшие друг другу джазовую эстафету. Рики Манор пела под аккомпанемент своего мужа Нахума, затем маэстро Переферкович играл с Гаммером - этот дуэт пианиста и кларнетиста был ярчайшим эпизодом именно израильской музыки, где трудно найти границу между клезмером и джазменом и где, как говорил Рома Кунсман, музыка делится только на плохую и хорошую. Затем Гаммер, уже на саксе, играл с Ганелиным, после чего… началась торжественная часть, посвященная 60-летию художественного руководителя "Джаз-глобуса". В Иерусалиме постоянно божественное присутствие, и случайностей не происходит - мы долго готовили этот фестиваль, а пришелся он как раз на дни Славиного юбилея. После коротких речей и долгих аплодисментов был заключительный джем. На этот раз студенты вместе с Гаммером и Куллем играли диксиленд. А потом, как обычно на фестивалях, музыканты и публика не могли оторваться друг от друга. Разбежались лишь глубоко за полночь, расставаясь на год. До следующего фестиваля.

Владимир Мак,
Иерусалим

 
ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:

Анна Филипьева,
Кирилл Мошков,
Юрий Льноградский,
Армен Манукян,
Владимир Мак

Редакторы:
Кирилл Мошков,
Юрий Льноградский

Зарубежная информация
cоб.инф.

Фото:
Кирилл Мошков,
Юрий Льноградский,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков

 


Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

 

 

Подписка: получайте наши новости и анонсы на e-mail или через rss

© "Полный джаз", 1998-2017
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на переводы материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако во всех случаях на таковую перепечатку следует получить письменное разрешение редакции портала "Джаз.Ру". При перепечатке обязательно следует сохранять авторство и ссылаться на источник (портал "Джаз.Ру").
использование информации. правовые сведения

свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-24637 от 13 июня 2006 г.

    
     Rambler's Top100 Service