ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск # 11, 2005

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading
Говорит народ

"А где же летчик?"
Игорь Вощинин

25 марта состоялось очередное неординарное событие в джазовой жизни Самары - концерт "Гленн Миллер и его время", задуманный идеологами оркестра "Ритм" под управлением Льва Бекасова. Символично, что столь яркое действо, наполняющее энтузиазмом чашу терпения истинных ценителей прекрасного, произошло в Доме ученых, в свете бедственного положения науки в нашей стране.
Следует отметить, что репертуарными корнями оркестр Л.С. Бекасова уходит далеко в прошлое, и это не мудрено: ведь знаменитые пьесы и стандарты подобны вину - чем старше, тем ценнее, если, впрочем, вино изначально не было уксусом. Из года в год на концертах коллектива мелькают одни и те же знакомые лица, что в полной мере свидетельствует о преданности самарской публики джазовой музыке. Состав биг-бэнда неоднократно менялся. Через него, не задерживаясь, прошло большинство профессиональных самарских джазменов.
В чем же причина посвящения программы бэндлидером именно Гленну Миллеру, помимо чисто хронологических аспектов любого подобного мероприятия? Миллера нередко сравнивают с Ю.В.Андроповым. Наряду с внешним сходством оба любили джаз, что является фактом общеизвестным. Быть может, эту особую архаичную энергетику великих столь ярко ощущают именно ветераны.
Пятиминутная проникновенная вступительная речь ведущего, члена российской гильдии джазовых критиков Игоря Вощинина, овеяла собравшихся спертым воздухом сороковых годов прошлого столетия. Слушателям было поведано о возможной причине гибели Глена Миллера. По словам критика, свидетельства очевидцев возможной трагедии - летчиков авиации союзных войск, предположительно сбивших самолет с великим музыкантом на борту - явно проливают свет на обстоятельства кончины маэстро.
Со временем начавшей уставать публике был предложен собственно концерт. Высокой чести открывать его удостоился тольяттинский пианист Владимир Градобоев. Он исполнил "Фантазии на произведения Гленна Миллера", представлявшие из себя попурри, которому больше подошло бы название "Фантазии на тему расстроенного рояля". Сложно сказать, что больше способствовало невразумительному впечатлению, оставшемуся после выступления гостя - плохо настроенный инструмент или техника исполнения, но игра Градобоева напоминала эпоху упадка "Поп-механики" покойного Сергея Курехина. В завершение музыкант исполнил еще несколько тем, которые ведущий охарактеризовал как "не относящиеся к творчеству Гленна Миллера".
Следующий пункт программы заставил перевести дух - речь о трио Михаила Цветкова (клавишные), в состав которого вошли Валерий Хлутчин (бас) и Алексей Раскопов (ударные). Выступление было выдержано в духе традиционного мэйнстрима с вкраплениями более позднего модерн-джаза и несколько оживило публику. Прозвучали, в частности, темы "Босса" Мишеля Леграна и "Песочный мальчик" самого Михаила Цветкова. Однако подлинным украшением этой части концерта стало появление на сцене загадочного человека из зала, доселе молча дефилировавшего перед публикой, который настойчиво потребовал изменения репертуара и подсказал музыкантам, как нужно играть.
Далее свой вклад в концертную программу внесли талантливые молодые музыканты Ильдар Есаков (саксофон), Алексей Титенко (бас) и Сергей Косынкин (ударные), изящно исполнившие тему "Впечатления" Джона Колтрейна и "Your Eyes" Алексея Титенко. Особенно запомнилось эффектное трехминутное соло Сергея Косынкина.
Ведущий с сожалением посетовал на то, что концерт "все дальше уходит от Гленна Миллера", но пообещал вернуть его на нужные рельсы к "старому доброму свингу".
Во втором отделении наконец подали десерт - выступление биг-бэнда "Ритм", репертуар которого действительно почти на сто процентов состоял из произведений Г. Миллера.
Незадолго до этого Игорь Вощинин вновь поведал о деталях гибели самолета, перевозившего американского бэндлидера, оговорившись, однако, что существуют и другие версии гибели музыканта. В частности, среди обломков самолета на морском дне так и не обнаружили Гленна Миллера и пилота. Именно их самих, а не их тел. По словам мэтра, некоторые источники утверждают, что Миллер долетел-таки до Парижа и умер в публичном доме, но эта гипотеза неопровержимо рушится при попытке ответить на вопрос "А где же летчик?". Звучит и впрямь убедительно, ведь мы толком не знаем, где он; летчик мог затерялся на узких улицах "столицы мира" или просто не дойти вместе с Миллером до борделя.
Собственно игра оркестра соответствовала ожидаемому уровню. Некоторая нестройность звучания удачно заглушалась игрой барабанщика Сергея Косынкина. Все, кто был в состоянии, солировали, не стесняясь. Во время исполнения знаменитой композиции "Chattanuga Choo-Choo" кто-то из зрителей охарактеризовал попытки трубачей изобразить паровозный свисток как "удачную имитацию тявканья кутят".
Вокал и женственная манера поведения на сцене Ксении Егоровой, ее артистичная игра с микрофоном в руках, удачно сбалансированные флегматичо-"синатровским" пением звукооператора Альберта Николаева, сломали публичный стереотип, согласно которому главное для вокалиста - это умение петь.
К концу выступления публика в зале несколько поредела, но самые верные поклонники коллектива получили истинное наслаждение.

Алексей Ванидовский

Послесловие очевидца:
Если бы я был преподавателем, а Алексей - моим студентом, я, наверное, ткнул бы пальцем очень во многое в этом тексте, говоря "так не пишут", "не стоит обижать заслуженных ветеранов" и так далее. Но, наверное, в этом случае Алексей посмотрел бы на меня удивленными глазами и сказал бы - "товарищ профессор, так вы же были на этом концерте! Вы же сидели со мною рядом!"
И если бы я был не просто преподавателем, а честным преподавателем - я бы после этого должен был перед ним извиниться. Потому что в данном случае можно спорить о стиле подачи материала (хотя бы потому, что автор пишет в "Полный джаз" впервые и может, подобно основной массе новых корреспондентов, стремиться в первую очередь разрушить старое, а уже потом построить новое), но нельзя спорить о голых фактах.
Двадцать пятого марта в самарском Доме Ученых прошел концерт "Глен Миллер и его время", это был плохой концерт, это был провальный концерт, со всеми атрибутами низкокачественного местечкового утренника. И на мой взгляд, куда больше музыкантов (некоторые из которых, к слову, прекрасно понимают свой уровень и в страшном сне не считают себя джазменами) в сложившейся ситуации виноваты девяносто процентов слушателей, которые продолжают ходить на эти концерты, платить деньги, аплодировать и кричать "Браво".
Время Глена Миллера закончилось полвека назад, товарищи. И концерты коллективов, которые своим уровнем не приближаются к качеству его оркестра даже на одну десятую, следовало бы предварять не словом "Джаз", а словом "Музыкальный театр" или "Джазовый аншлаг".

Юрий Льноградский

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service