ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading
Выпуск # 12 (297) - 7 апреля 2005 г.

Издается еженедельно с октября 1998 г.
Оглавление выпуска:

Следующий выпуск: 14 апреля 2005 г.

Специальный репортаж
Голландские джазовые встречи: окно в мир

В 2003-м году в связи с петербургским фестивалем "Окно в Нидерланды" "Полный джаз" посвятил довольно много места голландскому джазу (мой исторический очерк - часть 1, часть 2 - и отчет о самом Фестивале Саши Бурова). И вот у нас есть новый повод поговорить о джазовой жизни этой страны.
17-19 марта в Амстердаме состоялась очередная "Голландская джазовая встреча" (Dutch Jazz Meeting) - первая была организована в 1998 году. Между прочим, сами голландцы свои мероприятия не нумеруют. И вообще славятся своим неформальным подходом ко всем, казалось бы, в том числе и сухим протокольным мероприятиям. Например, список гостей фестиваля составляется по алфавиту, но не по фамилиям, а по... именам. Так, ваш корреспондент оказался между Dioni (так напечатано: на самом деле - Дионизием Пионтковским из Польши) и Edin'ом (Зубцевичем из Боснии).
"Голландские джазовые встречи" проводит раз в два года Dutch Jazz Connection - фактически государственная организация, призванная пропагандировать местный "джаз и импровизационную музыку", в первую очередь, за рубежом. Поэтому многих зарубежных журналистов, менеджеров, продюсеров, промоутеров приглашают за счет фестиваля.
Я был на предыдущей "Встрече" в декабре 2002-го года и в Будапеште прошлой осенью на "Голландско-венгерских днях" - в рамках последней сессии European Jazz Odyssey (очень серьезного, но, увы, временного культурного проекта Евросоюза). И - соответственно - могу сравнивать и кое-что обобщать.
Главное - впрочем, скорее для самих голландцев, чем для гостей: в феврале этого года в Амстердаме частично открылся новый "Дом музыки" (Muziekgebouw), предназначенный для двух центров новой музыки - академического IJsbreker'a и новоджазового BIMhuis'a. IJsbreker'у - по словам композитора Маурисио Кагеля, "поразительному сочетанию музыки и кухни" - стало в старом помещении тесно. Сочетание и впрямь поразительное: представьте себе довольно дорогой ресторан, где обедают, как меня однажды угораздило, под музыку Михаила Фабиановича Гнесина. Но от IJsbreker'a пока в "Дом музыки на реке Ай" переехал только офис Центра современной музыки Gaudeamus.
BIMhuis ("Бимхаус") - если кто не знает - это старейший в Европе новоджазовый центр, который без перерыва существовал на одном месте более 30 лет! Но, говорят, окружающие начали жаловаться, что вокруг него слишком шумно. Странно, однако: толпы туристов, интересующихся местной специальностью - так называемыми coffee shop'ами и домом-музеем Рембрандта, оказывается, шумят меньше, чем интеллигентная новоджазовая публика!
сцена BIMhuisБолее того: в новом суперсовременном комплексе решено было воспроизвести интерьер старого помещения - лишь слегка увеличили вместимость с 350 до 400 мест и заменили металлические кресла более удобными - деревянными.
Вместо задника - вид на город, за сплошным стеклом на расстоянии 80-100 метров совершенно бесшумно (!) скользят скорые поезда (комплекс "Дома музыки" рядом с Центральным вокзалом, на набережной реки Ай). Естественно, предусмотрено и "затемнение" на случай дневных концертов или театрализованных мероприятий.
Так или иначе, но новый джаз из BIMhuis'а первым начал осваивать новый "Дом музыки", и очередная "Голландская джазовая встреча" стала первым крупным мероприятием международного масштаба.
По этому ли поводу, или, хочется думать, скорее из-за повышенного спроса на голландский джаз во всем мире эта "Встреча" приняла какой-то почти вселенский масштаб: ожидали 120 гостей из-за рубежа - собралось больше 140, от Южной Африки до Мексики. Солидная делегация с родины джаза - корреспонденты "Даунбита", "Джаз Тайма", продюсер из Линкольн-центра, арт-директор крупнейшего калифорнийского клуба/зала Yoshi's, наш хороший знакомый музыкант и обозреватель газеты International Herald Tribune Майк Зверин.
Арбузова, Народицкий, Кан, Ухов, ГороховскаяНаши - кроме вашего корреспондента - Наталья Арбузова из Нижнего Новгорода, Феликс Народицкий из Петербурга, Александр Кан из Лондона, а также живущая в Амстердаме Валерия Гороховская (на фото в этой последовательности). Это не считая менеджера крупного брюссельского агентства Curatores (оно устраивает гастроли по Европе Фреда Херша, Эндрю Хилла, Энтони Брэкстона) Екатерины Ситниковой, между прочим, дочери известного в свое время джазфэна и коллекционера.
Планировали 26 "сетов" в четырех концертах, но большинство гостей приехало днем раньше - на первый концерт ICP "на новом месте", ради чего, собственно, и перенесли "Встречи" с декабря на этот март. Кроме того, все время развлекал публику игрой на тромбоне и пением мастер церемоний Нико Нейхолт в костюме Звездочета из "Золотого петушка".
- А сейчас я позову одну важную даму, - предупредил Нейхолт в ходе первого концерта и вернулся из-за кулис под руку с элегантной молодой блондинкой в дорогом брючном костюме.  - Мы вместе учились в школе, - добавил он, - А если кто не знает - это наш министр культуры.
Молодая леди и впрямь оказалась министром культуры Меди ван дер Лан. Г-жа министр обратила внимание только на одно обстоятельство: джаз в Нидерландах - это не только голландский джаз; это еще и музыка/музыканты из бывших заморских владений Нидерландов. В этом году их и впрямь было больше, чем обычно: голландцы почему-то очень гордятся певицей из Кюрасао Изалин Калистер. Представьте себе Уитни Хьюстон и Тину Тернер, поющих под афро-карибские ритмы. Но к джазу эта явно музыкальная и очень эрудированная артистка, по-моему, имеет не больше отношения, чем названные поп-дивы. Как и биг-бэнд Rumbata (салса) и Fra Fra Sound (афро-бит). Гораздо интереснее раскручиваемая влиятельной фирмой ENJA группа Boi Akih (читается "Бой Аки") с вокалисткой Моникой Акихари (Молуккские острова) - настоящий импровизационный world jazz с индийским уклоном, сравнимый с "Шакти" (Нильс Браувер - акустическая гитара, Сандип Бхаттачарья - табла и вездесущий Эрнст Райсигер - виолончель). Мода на разнообразную этнику, естественно, дает о себе знать - например, духовое трио De Jongens Driest ("Отчаянные ребята") - по имиджу очень близкое нашему "Три О" - играет более компактные по форме и по фактуре композиции-стилизации под клезмер и регги.
Но в целом - как и раньше - в современном голландском джазе господствует "новый голландский свинг", постмодернистское течение, описанное в названных выше статьях из "Полного джаза". Напомню - его основателю, пианисту Мише Менгельбергу, в этом году исполняется 70, барабанщику Хану Беннинку - 63. В расцвете таланта - первое поколение их последователей (блестящее трио Fugimundi трубача Эрика Флуманса все с тем же виолончелистом Райсигером, Corkestra пианиста-изобретателя забавных инструментов вроде помеси скрипки и... аккордеона Кора Фулера, мини-оркестр Bik Bent Braam пианиста Михила Брама и его тезка, тоже пианист Михиль Бортслап). Называю только участников "Голландской джазовой встречи'05". Но в этот раз определенно стало ясно, что и у них есть совсем молодые последователи в лице гротескно-постмодернистских групп Bite the Gnatze (на материале фолк-рока) и the Astronotes - дерзкое сочетание биг-бэнда и лаунджа в духе "розового" Зорна, оркестр Jargon композитора Мориса Хорстхауса (почти симфоджаз).
В небольшом клубе (куда не поместилась даже половина приезжих гостей) был устроен концерт авангардистов - академических музыкантов, экспериментирующих с ортодоксальным фри-джазом - квинтета Loos, известных у нас авант-рокеров Palinxs, группы POW саксофониста-компьютерщика Люка Хауткампа и еще четырех коллективов и солистов. Но запомнилось, прежде всего, выступление одного из гитаристов легендарной панк-группы the Ex - так сказать, европейского аналога Sonic Youth - Люка Экс с виолончелистом Тристаном Хонсингером и сенегальским гриотом Серинье Гейе (Serigne M. Gueye).
Ортодоксального мэйнстрима, который понравился бы представителю Линкольн-центра на "Голландских встречах", похоже, принципиально не показывают, современного хард-бопа и даже кул-джаза с элементами фри-джаза - сколько угодно. Трио Юри Хонинга, проект Хюса Янссена Sound Lee, посвященный музыке Ли Конитца и самим саксофонистом-классиком, можно сказать, авторизованный. Была стилизации и под соул-джаз братьев Эддерли - восьмерка New Cool Collective.
В единственном числе был представлен и более-менее предсказуемый фьюжн, правда, тоже со своей изюминкой - с мелодекламацией. Не рэпом, как у позднего Майлза Дэйвиса, а именно мелодекламацией. Свои стихи под электронную трубу Барта Мариса и актуальный nu jazz c диджеем Grazzhoppa выразительно читал пожилой афроамериканец по прозвищу Каин (Kain), участник легендарного поэтического объединения the Last Poets - "Последние поэты", в 60-е соратник "свободного джаза" - Арчи Шеппа, Альберта Эйлера, Макса Роуча.
StagebusНаконец, уже во дворе музея кораблестроения и мореходства, где устроили заключительный прием для гостей (среди корабельных двигателей, ощутимо пахнувших машинным маслом), нас встречал Stagebus - гибрид передвижной сцены и жилого трейлера (см. фото). Музицировало трио пианиста Рене ван Хелсдингена с индонезийской скрипачкой/вокалисткой Лулук Пурванто. В толпе, как вы понимаете, состоящей из видавших виды профессионалов, повис восторженный ропот. Крохотная Лулук Пурванто, в руках которой скрипка кажется альтом, ловко управлялась со своим инструментом и пела в унисон свои импровизации. После фестиваля ансамбль на своей "Антилопе-гну" отправляется на пять месяцев в Канаду - цифра 60 на кузове трейлера указывает на цель турне: напоминать о том, что 60 лет назад окончилась II Мировая война, а, значит, Нидерланды были освобождены от фашизма...
- Если бы у меня были деньги, я бы в нее их инвестировал, - прокомментировал кто-то у меня за спиной, - и она бы побила Риджину Картер.
И это, конечно, далеко не вся современная джазовая сцена Голландии, а только то, что нам показали. И, учтите, местным музыкантам приходится конкурировать с лучшими из лучших - перед "Встречей" в Бимхаусе выступали дуэт из Квинтета Нового танго Астора Пьяццолы и норвежский nu jazz'овый Supersilent, на следующий день после окончания "Голландской джазовой встречи" - квартет Криса Поттера и трио Эндрю Хилла с Воном Фримэном.
Но конкуренция, наверное, неправильное слово.
Только что вышел новый диск квинтета одного из ведущих трубачей современного американского креативного джаза - Дэйва Дугласа. В его составе два амстердамца - натурализовавшийся американец Майкл Муор и барабанщик Дилан ван дер Скифф. Без комментариев.

Дмитрий Ухов (Амстердам - Москва)
фото: Артур ван дер Дрифт

 

Как это было
в Москве
Цикл “Мировое джазовое ревю”, придуманный пианистом Даниилом Крамером для Московского международного Дома музыки, завершился 30 марта мини-фестивалем венгерского джаза (нынешний год был объявлен Годом венгерской культуры в России). Венгрия не попадает в список стран, давших миру самых знаменитых джазовых музыкантов. И, по-видимому, зря - во всяком случае, концерт показал, что выходцы из этой страны не только прекрасно разбираются в тенденциях современной музыки и показывают высокий класс игры, но и, возможно, способны многому научить других.
Открыло программу трио клавишника Жолта Кальтенеккера. Представляя лидера ансамбля, Крамер отметил, что это чуть ли не единственный пианист, использующий в джазовом репертуаре технику Листа. В московском выступлении, однако, Кальтенеккер продемонстрировал другие приемы. В последние годы музыкант все чаще обращается к электронике. В трех номерах из четырех он выбирал для синтезатора тембры, крайне близкие к звучанию гитары, подчас даже не верилось, что он сидит за клавиатурой. В произведениях Кальтенеккера рваные, кривые ритмы нередко сочетались с удивительно трогательными мелодиями, настроение, несмотря на резвый темп и резкие сбивки, могло быть и задумчивым, и печальным. Фурор произвела композиция, построенная на испанской теме. Отдельно хочется упомянуть ударника Андраша Деша - его арсенал ограничивался одной тарелкой, жестяным кувшином и тумбой, на которой он сидел, и при этом атаки, которые он производил часто одними руками, без палочек, стоили работы целого ансамбля перкуссионистов.
Следом выступил квинтет под руководством гитариста Аттилы Ласло. Этот исполнитель является одновременно преподавателем в будапештской Академии музыки имени Листа и руководителем биг-бэнда, шесть лет возглавлял местный Союз джазовых музыкантов. Композиции ансамбля Ласло, написанные в русле современного американского джаза, может быть, оказались не столь искрометными, как пьесы Кальтенеккера, но каждый из пятерых участников продемонстрировал истинную виртуозность и умение сочетать различные стили. Автором некоторых номеров был Кальман Ола, игравший на рояле и синтезаторе. А саксофонист и кларнетист Михай Борбей после выступления в составе квинтета вернулся на сцену во втором отделении, уже как участник квартета Mirrorworld.
Этот ансамбль, основанный скрипачом Золтаном Лантошем, смешивает достижения современного джаза и по-прежнему популярного направления world music. Лантош приезжал в Москву летом 2003 года на фестиваль ЭТНА, где выступил вместе с монгольской певицей по имени Урна. Его сольные номера имели некоторое сходство с кельтскими танцами. В этот раз скрипач представил более насыщенную и всеобъемлющую программу. Лантош более восьми лет прожил в Индии, изучая национальную музыку. Участники квартета умудрялись соединять в кратких и быстрых проведениях Индию и Балканы, элементы звучания гамелана и классики двадцатого века.
Корнел ХорватОсобое внимание зала было приковано к перкуссионисту Корнелу Хорвату - этот музыкант, окруженный огромным набором самых разных ударных инструментов, играя в одиночестве и аккомпанируя другим, как будто находился в состоянии транса. Наиболее сильное впечатление произвел дуэт Лантоша и Хорвата, в котором Корнел солировал на металлическом инструменте, похожем на летающую тарелку. Он выстукивал причудливую мелодическую линию, которую Лантош затем повторял на индийской скрипке тарангини. После этого Борбей, вооружившийся этнической флейтой, и цимбалист Миклош Лукач тоже сыграли дуэтом. Ассортимент Борбея включал еще ряд флейт и венгерский духовой инструмент тарогато. Лукач, заменивший объявленного в программке гитариста Габора Юхаса, поначалу держался в тени остальных музыкантов, его было хуже слышно, однако во второй половине выступления Mirrorworld он явно выдвинулся вперед и сыграл виртуозное соло, полное интересных хроматических переходов. Обязательный для концертов цикла финальный джем с Крамером не показался в этот раз просто данью традиции. Сперва пианист выступил вдвоем с Лантошем, и электрическая скрипка, до этого звучавшая объемно, даже громоподобно, заиграла тихо и лирично. В последнем номере (называющемся, как и сам коллектив - Mirrorworld) рояль Крамера вполне органично вписался в этническую канву, сотканную участниками квартета. Выступление ансамбля без преувеличений заставило посетителей Дома музыки испытать потрясение - правда, только тех из них, кто решился остаться: почему-то, несмотря на не самый поздний час, зал, и без того далеко не заполненный, во втором отделении все больше и больше редел. Но наиболее стойкие оказались свидетелями поистине небывалого представления, в котором отразилось музыкальное наследие практически всего мира.

Григорий Дурново
Сокращенная версия опубликована "Газетой"

17 марта в стенах культурного центра "Дом" единственный в Москве концерт дал один из самых интересных коллективов, обитающих на просторах бывшего СССР. Имя ему "Тригон".
Trigon
"Тригон" - значит треугольник. Первые 10 лет своего существования коллектив из Кишинева действительно оправдывал свое название: это было трио во главе с бессменным идейным вдохновителем, композитором и по совместительству скрипачом - точнее, альтистом - Анатолием Штефанцом. С тех пор утекло в Дунае немало вод, и молдавский коллектив, поменяв практически весь свой состав, за исключением центрального участника - Штефанца - превратился в квартет: Анатол Штефанец (струнный альт), Валентин Богеан (духовые инструменты, вокал), Дорел Бурлаку (клавишные, губная гармоника) и Гари Твердохлеб (ударные).
Дорел Бурлаку, Валентин БогеанВообще говоря, количество музыкальных инструментов, которые "Тригон" использует во время выступления, существенно превышает количество музыкантов. Признаться, такой плотности мультиинструменталистов на одну квадратную сцену автору этих строк видеть еще не доводилось. Во время выступления музыканты с такой легкостью меняют инструменты, что начинает казаться - возьми в руки любой музыкальный инструмент, и он тут же зазвучит.
Почти вся музыка "Тригона" в той или иной степени программна - ну, во всяком случае, за ней легко прочитываются весьма выпукло обрисованные звуковыми средствами визуальные образы. Концерт начался с подвижной веселой композиции "Иноходец". Затем была исполнена довольно драматичная пьеса "Люди Молдовы" с тревожными и гордыми интонациями, широким поступательным пиццикато в теме, соло на сопрано-саксофоне, имитирующем народные деревянные духовые инструменты, и характерной "эпической" ритмикой, не лишенной при этом определенного джазового колорита, вроде ломаных триолей и ритмических смещений. Все эти средства действительно очень эффектно реализовали заявленную в названии тему размышлений о народе своей страны.
Анатол Штефанец, Дорел БурлакуВиновниками возникновения одной из исполненных на концерте композиций, по словам Штефанца, отчасти оказались участники московского новоджазового трио "Второе приближение" (волею случая двое из них присутствовали на концерте в "Доме" в качестве слушателей). "Тарантелла", которую московский проект часто исполняет на своих концертах, подала молдавскому музыканту идею обратиться к итальянской традиции, в результате чего появилась пьеса "Хорантелла" - своеобразный гибрид задорной тарантеллы (характерный пунктирный ритм, стоп-таймы и бесшабашная разудалая тема) и размеренной хоры. Справедливости ради нужно отметить, что стилистически композиция этими двумя элементами не ограничилась. В своем развитии она превращалась то в марш, то в быстрый свинг, то опять возвращалась в первоначальное русло с тем, чтобы снова измениться.
Но не только ритмическими экспериментами побаловал публику "Тригон". Среди и без того весьма легко визуализирующиейся музыки квартета были и чисто изобразительные, образные композиции - такие, как "Старый поезд" и "Зимний обычай".
Пожалуй, ни один другой вид транспорта в сознании человека не обладает таким романтическим ореолом, как транспорт железнодорожный. Снова и снова обращаются к нему взоры творческого люда. "Старый поезд" благодаря стараниям Штефанца и Дорела Бурлаку - именно он своей хроматической губной гармоникой задавал тон композиции - оказался наделен своим собственным характером, мыслями и воспоминаниями. Мы видим поезд спящим (Дорел Бурлаку имитирует храп). Вот состав, словно живое существо, просыпается, слышен медленный тяжкий стук колес (имитация малого барабана), вот он решил "тряхнуть стариной", собрался с силами, разогнался… свист, грохот маховиков, неритмичный стук одряхлевших колес… невелики уже стариковские силы. Снова погружается он в дрему, и снится ему, что он опять молод, полон сил, мчится куда-то вдаль, мерно постукивая колесами, и впереди еще многие версты пути…
Композиция "Зимний обычай" возродила в слушателях надежду на приход сильно запаздывающей в этом году весны. Звуковые средства ансамбля богато живописали скрип валенок по снегу, разговоры деревенских мужиков, мычание животины в хлеву и целое море ласкового мартовского солнышка, заставив вспомнить аналогичную по функциональности пьесу крымского гитариста Энвера Измайлова "Это случилось в совхозе Завет Ленинский".
Анатол Штефанец, Валентин БогеанНемало в концерте прозвучало и так называемой world music. Собственно говоря, черты ее проглядывали в большинстве композиций, причем не только тех, в которых использовались типичные балканские ритмы, лады или целые тематические образования, как, например, в маршеобразной композиции с остроумным названием "Марш отсюда", написанной, по словам Штефанца, на материале старого молдавского гимна - здесь народная тематика соседствовала с интонациями в духе Стравинского. Атмосферу "народного" создавали и специфические грубоватые и вместе с тем виртуозные штрихи, как, например, в композиции "Дружба народов", в основе которой лежал небезызвестный "Полет шмеля" в крайне медленном темпе, наделенный характерной фанковой ритмикой; и специфические тембры инструментов, как, например, в танцевальной по своему характеру композиции, где наравне с использованием разнообразных электронных приспособлений типа "лупов" и специфической обработки звука альтовой скрипки звучала деревянная торцевая флейта. Названия композиций вроде "Дойна, товарищи, в ногу" или "Японский блюз" также заранее настраивали публику на соответствующее восприятие. Открытый, богатый фольклорной мелизматикой вокал Валентина Бурлаку в композиции, исполненной в память Николая Дмитриева, сыграл свою роль в том же направлении.
Анатол ШтефанецНужно отметить, что выступление на сцене "Дома" спустя год после того, как не стало его основателя и бессменного руководителя на протяжении пяти лет, Николая Дмитриева, давалось музыкантам в эмоциональном плане очень нелегко. Обычно остроумный, жизнерадостный, поминутно сыплющий остротами Анатол Штефанец явно был подавлен и нашел в себе силы для более привычного непринужденного общения с публикой только во втором отделении. Но высокий профессионализм музыкантов позволил им отыграть концерт на должном уровне, несмотря на сильную эмоциональную нагрузку. В результате публика - к сожалению, не настолько многочисленная, насколько заслуживает этот коллектив - оказалась полностью во власти музыкантов и, судя по овациям, ничто не мешало ей наслаждаться происходящим музыкальным действом.
Гари ТвердохлебНо, наверное, самое сильное впечатление на слушателей в этот вечер произвел "Японский блюз". Нужно отметить, что данный номер - а поскольку визуальное впечатление от происходящего на сцене действа при исполнении данной композиции, пожалуй, не менее сильно, чем сам музыкальный материал, то правильнее называть это именно "номером", на цирковой манер - гарантированно производит впечатление на публику. По крайней мере, такой же зрительский восторг по поводу "Японского блюза" авторам "Полного Джаза" доводилось уже видеть не позднее чем прошлым летом на фестивале "Варненско лято" в Болгарии, где "Тригон" впервые представлял свою квартетную программу за пределами родной Молдовы. Интрига номера заключается в том, что трое участников коллектива одновременно играют на одной бас-гитаре - кто пальцами, кто барабанными палочками, кто просто ладонями, в результате чего получается плотная музыкальная ткань из очень специфических перкуссивных звуков, не слишком-то, прямо скажем, ассоциирующихся с бас-гитарой.
Завершающим номером концерта была исполнена, по словам г-на Штефанца, "малоизвестная" композиция "Караван" в духе зажигательной громогласной румбы. Понятно, что после такого накала страстей уйти музыкантам со сцены, не сыграв что-нибудь "на бис", никто не даст, поэтому, идя на поводу у слушательских чаяний, все четверо в буквальном смысле этого слова "прокряхтели" в микрофоны чисто вокальную (за исключением соло виолы под вокальный аккомпанемент) композицию - "Хэулиту", которой "Тригон" завершает практически все свои выступления. Музыканты добивались нужного ритмичного звучания, ударяя себя кулаками по груди и артикулируя различные гласные звуки, прерывая и разнообразя их акцентированным дыханием.
Перед концертом Анатол Штефанец рассказал, что "Тригон" уже сделал запись этой программы, но музыкантам не понравилось, как запись была сведена, и сейчас ее в Кишиневе пересводят. Будем ждать: последний альбом "Тригона" выходил еще в формате трио, а на территории России у ансамбля и вовсе издавался только один альбом, "Free Gone" (1999).

Анна Филипьева (текст),
Кирилл Мошков (фото)

Москва - это вам
еще не все
В нашей "внемосковской" рубрике сегодня премьера нового проекта журнала "Полный джаз" и всего портала "Джаз.Ру", проекта, призванного помочь региональным российским джазовым организаторам сделать решительный шаг навстречу как своей местной аудитории, так и включению джазовой жизни своего города в общероссийскую, более того общую для всего постсоветского пространства культурную среду. Всех, кто имеет отношение к организации джазовых мероприятий в регионах России, всех, кто следит за ними и кто хочет знать о джазовых событиях на территории, где читают "Полный джаз", больше, своевременнее и полнее - всех мы призываем ознакомиться с деталями нашего нового проекта, называющегося просто - "Анонсы от Джаз.Ру"...>>>>

30 марта - 3 апреля в Самаре прошел пятый джазовый фестиваль "Музыкальный коллаж". Он оставил неоднозначные впечатления - и у публики, и у музыкантов, которые в нем участвовали, и у нашего представителя в Самаре Юрия Льноградского...>>>>

 
Что намечается:
московские анонсы
Richie Cole13 апреля в "Ле Клубе" в сопровождении трио санкт-петербургского пианиста Андрея Кондакова играет Ричи Коул - один из самых известных боповых альт-саксофонистов последних трех десятилетий. Известный критик Скотт Янов писал, что, когда в 70-е годы искусство бопа находилось в тени джаз-рока, именно Ричи Коул сумел доказать, что боп не только не устарел, но и продолжает приносить людям радость. Его альбом 1977 г. "Alto Madness", как и ряд других его сольных работ конца 70-х на лейбле Muse, до сих пор входят в число обязательных для слушания молодым альт-саксофонистом: этими записями Коул доказал, что языком бибопа может быть изложен любой музыкальный материал - от темы из "Последнего танго в Париже" до заглавной темы сериала "Star Trek".
Ричи Коул родился 29 февраля 1948 г. в Трентоне (Нью-Джерси), где его отец владел джазовым клубом. С 10 лет он обучался игре на альт-саксофоне, после школы два года учился в колледже Беркли в Бостоне и в 1969 г. уже играл в биг-бэнде легендарного барабанщика Бадди Рича. Он работал также в двух других легендарных оркестрах той эпохи - Дока Северинсена и Лайонела Хэмптона. В течение всех 70-х он был постоянным партнером певца Эдди Джефферсона, но это сотрудничество прервалось трагической случайностью - в 1979 г. Джефферсона застрелили в Детройте прямо возле клуба, где они выступали. В 80-е Ричи Коул был музыкальным руководителем аккомпанирующего ансамбля вокальной группы Manhattan Transfer. В 90-е он поселился в Вашингтоне, где активно преподает. Несколько лет он был председателем столичного отделения Национального фонда искусств США.
Ричи Коул познакомился с Андреем Кондаковым в 1989 г., когда Андрей в составе своего квартета с гитаристом Андреем Рябовым аккомпанировал Ричи в его турне по СССР. С тех пор они достаточно регулярно играют вместе.

Петр БаронПольский культурный центр в Москве, "Le Club" и Игорь Бутман представляют: 14 - 16 апреля - Петр Барон - саксофон (Польша), Йоахим Менцель - фортепиано (Польша), Аркадий Овруцкий - бас, Давид Ткебучава - барабаны.
Известный джазовый музыкант, саксофонист Петр Барон (р. 1961, Вроцлав) дебютировал в возрасте 16 лет на фестивале "Джаз над Одрой’77", а в 1980 г. на том же фестивале получил 2-ю премию. В 1984 получил Grand Prix на фестивале Jazz Aldia в Сан-Себастьяне (Испания). Петр Барон работал почти со всеми видными польскими джазовыми музыкантами, среди которых Збигнев Намысловский, Томаш Станько, Хенрик Маевский, Хенрик Миськевич, Ярослав Сметана, Петр Войтасик, Ян Пташин Врублевский и др., а также с такими европейскими и американскими джазменами, как Рэй Чарльз, Арт Фармер, Дэвид Фризен, Эл Порчино, Яспер ван Хоф, Билли Харпер, Эдди Хендерсон. Петр Барон является, в частности, основателем и участником культового Travelling Birds Quintet в составе Барон-Войтасик-Олешкевич-Станкевич-Конрад. Музыкант принимал участие в записи более 60 альбомов, в том числе совместно с Артом Фармером и Эдди Хендерсоном. Петр Барон записал также 5 авторских дисков: "Take One" (1995), "Tango" (1996), "Blue Rain" (1997), "Богородица" (2000) и "Reference" (2003). Последний из этих дисков создан в Нью-Йорке при участии таких мастеров джаза, как Джон Хикс, Виктор Луис, Эдди Хендерсон и Дарек Олешкевич. Сейчас Петр Барон является лидером сразу в трех составах: трио, квартете и квинтете, он также много и успешно сотрудничает с ведущими польскими джазовыми коллективами. Российские поклонники польского джаза уже имели возможность познакомиться с исполнительской манерой Петра Барона в 1999 и 2003 гг. В 1999 он выступил в составе квинтета "Walk Away" на фестивале "Джаз на открытом воздухе" в Саду Эрмитаж.
Йоахим МенцельПианист Йоахим Менцель - выпускник знаменитого джазового отделения академии музыки в г. Катовице. Записывался и играл с такими музыкантами, как Давид Фридман (вибрафон), Руфус Райд (бас), Терри Кларк (барабаны), Збигнев Намысловский (саксофон), Ярослав Сметана (гитара), Петр Войташек (труба), Анджей Куджич (бас) и др. Начиная с 1991 года - участник квартета Януша Муньяка. В этом составе Йоахим регулярно выступает в Кракове, а также на различных джазовых фестивалях, включая варшавский Jazz Jamboree. С 1993 года регулярно сотрудничает с американским кларнетистом Брэдом Терри, известным также как мастер художественного свиста. Вместе они записывались и играли в Соединенных Штатах, Польше, Великобритании, Германии и России. В 1995 году Менцель участвовал в российско-польском проекте "Song for Sonny" вместе с Казимиром Йонкиншем, Аркадием Овруцким и Олегом Киреевым. В этом же году польская звукозаписывающая компания Govy Records выпустила одноименный диск (переиздан в России в 2001 г.) В 1996 г. Йоахим Менцель стал лауреатом конкурса им. Телониуса Монка в Вашингтоне.

Сергей МанукянМосковский Еврейский Общинный Центр представляет: в цикле "Музыкальные ступени" для креативной молодежи и творческой публики - 28 апреля (19.00) программа "Юбилей маэстро" в честь юбилея Сергея Манукяна. Выдающийся российский джазовый вокалист и клавишник отмечает свой 50-летний юбилей в МЕОЦ. Гость праздника - профессор Университета Техаса в Сан-Антонио, пианист Валерий Гроховский.
Ведущий программы - музыкальный обозреватель радиостанции "Эхо Москвы" Моисей Рыбак.
Проезд: 2-й Вышеславцев пер. д.5а. М. "Новослободская", "Белорусская", "Рижская". Вход по пригласительным билетам, которые можно получить в офисе 301 (тел. 231-2777).

 
А в это время
за бугром...
5 апреля в Баку (столице Азербайджана) начался международный фестиваль "Баку джаз-2005". На фестивале, организованном Фондом друзей азербайджанской культуры, министерствами культуры, молодежи, спорта и туризма и Бакинским джазовым центром, выступают The Zawinul Syndicate клавишника Джо Завинула, трио Кристофа Буссе (Германия), квартет пианиста Якова Окуня (Россия), саксофонист Грег Осби (США), музыканты из Турции, Индии, Шотландии и других стран. В фестивале участвуют и джазовые исполнители из Азербайджана.
Первый концерт прошел на столичной площади Низами, под открытым небом. Перед многочисленными зрителями выступили джазовый оркестр "Арена", группа Orient Express, вокальная группа "Бери бах" и др. - концерт продолжался весь день.
Вечером в Бакинском джазовом центре состоялось открытие фестиваля. По сообщению информационного агентства "АзерТАдж", "министр культуры Азербайджана Полад Бюль-Бюль оглы, ректор Бакинской музыкальной академии Фархад Бадалбейли, генеральный директор Бакинского джазового центра Раин Султанов и другие рассказали о джазовой музыкальной культуре Азербайджана, пожелали фестивалю успехов".
Фестиваль будет длиться семь дней, в течение которых его участники выступят в Джазовом центре и Бакинской оперной студии, а кроме того - будут ежевечернее собираться в Джазовом центре на джем. Заключительный концерт состоится 12 апреля во Дворце им. Гейдара Алиева.
 
ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:

Дмитрий Ухов,
Анна Филипьева,
Кирилл Мошков,
Григорий Дурново,
Юрий Льноградский

Редакторы:
Кирилл Мошков,
Юрий Льноградский

Зарубежная информация
АзерТАдж,
соб.инф.

Фото:
Кирилл Мошков,
Артур ван дер Дрифт,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков

 


Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

 

 

Подписка: получайте наши новости и анонсы на e-mail или через rss

© "Полный джаз", 1998-2017
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на переводы материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако во всех случаях на таковую перепечатку следует получить письменное разрешение редакции портала "Джаз.Ру". При перепечатке обязательно следует сохранять авторство и ссылаться на источник (портал "Джаз.Ру").
использование информации. правовые сведения

свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-24637 от 13 июня 2006 г.

 

    
     Rambler's Top100 Service