ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading
Выпуск # 13 (298) - 14 апреля 2005 г.
Издается еженедельно с октября 1998 г.
Оглавление выпуска:

Следующий выпуск: 21 апреля 2005 г.

Как это было
в Москве
Анатолий Кролл31 марта - 3 апреля в Московском Доме композиторов проходил фестиваль "Российские звезды мирового джаза", который придумал и - при поддержке Российского авторского общества, Союза композиторов Москвы и ряда государственных культурных структур - провел народный артист России, пианист и композитор Анатолий Кролл.
Скромный маленький зал Дома композиторов видывал многое - именно здесь Чик Кориа и Гэри Бертон играли в 1981 г. джем с советскими музыкантами, именно здесь дебютировали в Москве многие из отечественных джазменов, которые сейчас составляют цвет российского (и далеко не только российского) джаза. В прошлом году Анатолий Ошерович уже провел здесь небольшой по объему, но насыщенный по программе и удачный по творческим результатам фестиваль "Все звезды джаза". Успех этого мероприятия позволил в нынешнем году (под слегка измененным названием) расширить программу (четыре дня - в Доме композиторов, плюс еще четыре в клубах - один в JVL и три в "Ле Клубе"!) и добиться устойчиво высокой посещаемости публикой.
Биг-бэнд Игоря БутманаКак и в прошлом году, на фестивале были широко представлены биг-бэнды - на сцене Дома композиторов играли и "Академик-бэнд" Российской академии музыки им. Гнесиных, которым руководит сам Анатолий Ошерович, и составленный из более опытных музыкантов (но тоже находящийся еще в самом начале пути) новый состав JVL биг-бэнда, который базируется в одновременном клубе продюсера Виктора Лившица, и лучший на нынешний момент оркестр России - биг-бэнд Игоря Бутмана. Молодые музыканты показали, что у нашего джаза есть будущее, ну а оркестр Бутмана - что у него есть весьма мощное и убедительное настоящее.
Биг-бэнд Игоря Бутмана
Кстати, биг-бэнд Игоря Бутмана играл довольно необычным составом. Ну, что основной солист секции труб теперь не уехавший в Нью-Йорк Виталий Головнев, а быстро выросший в прекрасного импровизатора Артем Ковальчук - это уже не новость. Но и практически все медные (и трубы, и тромбоны) были представлены новыми лицами. При этом секции нисколько не потеряли в классе групповой игры, а выходя на соло, музыканты демонстрировали прекрасные импровизационные навыки и понимание материала - например, тромбонист Павел Овчинников.
Игорь Бутман, Дмитрий МосьпанЗнакомые лица, правда, по-прежнему составляют секцию саксофонов (сам Бутман и только что вернувшийся со стажировки в Институте Телониуса Монка Дмитрий Мосьпан - тенора, Олег Грымов и Константин Сафьянов - альт, Александр Довгополый - баритон) и, естественно, сердце оркестра - ритм-секцию, она же квартет Игоря Бутмана (барабанщик Эдуард Зизак, басист Виталий Соломонов и пианист Антон Баронин). Интересное репертуарное новшество: мы привыкли, что оркестр Бутмана классно играет "Caravan" Хуана Тизола в мощной современной аранжировке, но на этот раз тема прозвучала в классической версии - такой, какой ее впервые сыграл оркестр Дюка Эллингтона в 1937 г.!
Приятным сюрпризом стало выступление с оркестром санкт-петербургского мультиинструменталиста Давида Голощекина, с чувством сыгравшего на электроскрипке балладу "You Don't Know What Love Is" и в быстром темпе - "There'll Never Be Another You", где вместе с ним на духовой мелодике солировал еще один гость фестиваля, израильский пианист Леонид Пташка.
JVL Big Band
Новый состав JVL Big Band демонстрирует, что оркестру предстоит еще некоторое время набирать уровень, на котором играл прежний состав этого коллектива, хотя уже сейчас видно, что у нового музыкального руководителя оркестра Владимира Андреева есть крепкая хватка и вкус к современному европейскому и американскому оркестровому джазу, а солисты JVL могут играть яркие соло. Запомнилась игра Евгения Печникова (этот мультиинструменталист в оркестре выступает в качестве тенор-саксофониста) и совсем молодых трубачей Петра Востокова и Салмана Абуева, блеснул классом ветеран советского джаза, тромбонист Вадим Ахметгареев, ну а когда к оркестру присоединилась вокалистка Ирина Томаева, то, после короткой, но ожесточенной схватки публики и местных звукооператоров за слышимость голоса певицы, зал услышал сильную фразировку, изящную и уверенную подачу Ирины и эффектные унисоны вокала с оркестром, что и было вознаграждено заслуженными аплодисментами.
Уральский Диксиленд
Вплотную к оркестрам примыкал и "Уральский диксиленд" челябинского трубача Игоря Бурко. Хотя этот наитрадиционнейший коллектив и состоит всего из шести музыкантов (подробнее о них см. материал Натальи Риккер из Челябинска), они обладают чисто оркестровой культурой звукоизвлечения, скромными тембровыми средствами диксиленда добиваются весьма эффектных и плотных звучаний, и при этом каждый из них - весьма компетентный в своем стиле солист. Не делая никакого "сверхъестественного шоу", диксиленд тем не менее легко удерживал внимание публики все три вечера фестиваля в Доме композиторов, да потом еще, говорят, отличился и в клубах (JVL и "Ле Клуб"), где продолжалась программа фестиваля.
Секстет Игоря БутманаКроме биг-бэнда, саксофонист Игорь Бутман в другой день фестиваля показал еще и секстет, но совсем не традиционный. Это тот самый его секстет с легендой советского джаза Германом Лукьяновым, с которым Игорь только что очень удачно выступал в США. Острые и сильные тембровые сочетания этого состава, расцвеченные необычным звучанием редкого инструмента, на котором сейчас играет Герман Константинович (альтгорн), удачно подавали публике заковыристые аранжировки, сделанные Лукьяновым.
Игорь БутманВ отличие от многих других коллективов, секстет Бутмана не стал вступать в бой с мастерами звукоцеха, а просто проигнорировал все микрофоны - и не прогадал: в небольшом зале Дома композиторов мощное и одновременно мягкое звучание ансамбля в естественном балансе слушалось необыкновенно выигрышно.
Герман ЛукьяновЯркие и увлекательные соло всех участников - не только лидера (Бутман известен способностью буквально из ничего сделать страстный полет в стратосферу), но и альтиста Олега Грымова, пианиста Антона Баронина, контрабасиста Виталия Соломонова и барабанщика Эдуарда Зизака - продемонстрировали, что ансамбль, дебютировавший этим составом считанные месяцы назад, набрал уже весьма убедительный класс; внешняя неброскость соло Германа Лукьянова выгодно оттеняла страстность более молодых участников ансамбля, поскольку за этой неброскостью стоит сорокалетний опыт и глубина проникновения материал, в которой Герман Константинович знает себе не слишком много равных.
Давид ГолощекинБыли и малые "джемовые" составы. Удачно джемовал Давид Голощекин - то с израильским пианистом Леонидом Пташкой, то с художественным руководителем фестиваля Анатолием Кроллом. Выступление Пташки тоже, в общем-то, было джемом - с ним почти без подготовки сыграла ритм-секция студенческого "Академик-бэнда" (контрабасист Антон Чумаченко и барабанщик Александр Розенбаум), и сыграла успешно, хотя не всегда могла чем-то уравновесить сокрушительный напор пианиста.
Зато Леонид очень удачно прозвучал на духовой мелодике с Кроллом на фортепиано, а затем был выполнен один из самых эффектных трюков фестиваля - пока Анатолий Ошерович играл на рояле, Давид Голощекин взялся за контрабас, а Леонид Пташка сел за барабаны, и... получилось, как будто так и было задумано, хотя Голощекин профессионально играл на контрабасе только в молодости, а Пташка так и вовсе в склонности к игре на ударных замечен пока что не был...
Голощекин и ПташкаНу, а квартет Кролла "Мы из джаза" в джемовости трудно заподозрить - это один из самых подготовленных сейчас малых составов московского мэйнстрима, раз за разом удачно подтверждающий свой класс не только опытом Анатолия Ошеровича и экспрессивной игрой саксофониста Антона Румянцева: игра, скажем, барабанщика Александра Зингера изрядно прибавила в классе после его недавней стажировки в США.
Уже во второй раз Анатолию Кроллу удалось показать на сцене Дома композиторов весьма широкий спектр коллективов и музыкантов, которые и впрямь, как заявлено в названии фестиваля, представляют вполне мировой уровень. Специфическая "композиторская" публика таким представлением, кажется, осталась вполне довольна, и это позволяет с уверенностью смотреть в будущее этого негромкого, но представительного музыкального форума.

Анна Филипьева,
Кирилл Мошков

Москва - это вам
еще не все
В нашей "внемосковской" рубрике продолжается премьера нового проекта журнала "Полный джаз" и всего портала "Джаз.Ру", проекта, призванного помочь региональным российским джазовым организаторам сделать решительный шаг навстречу как своей местной аудитории, так и включению джазовой жизни своего города в общероссийскую, более того общую для всего постсоветского пространства культурную среду. Всех, кто имеет отношение к организации джазовых мероприятий в регионах России, всех, кто следит за ними и кто хочет знать о джазовых событиях на территории, где читают "Полный джаз", больше, своевременнее и полнее - всех мы призываем ознакомиться с деталями нашего нового проекта, называющегося просто - "Анонсы от Джаз.Ру"...>>>>

Не всякая новость быстро перевалит Уральский хребет. Некоторые новости, впрочем, хороши не только сами по себе, но и как повод для знакомства общероссийской аудитории с коллективами, играющими в музыкальной жизни своего региона заметную роль, но редко вырывающимися на простор всей страны.
Челябинск - уникальный город: только там, да еще в двух-трех точках на карте России, лидером местной джазовой жизни является диксиленд. Самое консервативное и отчаянно сопротивляющееся изменениям направление джаза, оформившееся в 1940-е, но декларативно базирующееся на принципах 1910-1920-х, когда-то имело массу приверженцев по всему бывшему СССР. В каждом городе был диксиленд, а то и не один. Ныне же в строю остались только самые стойкие, и "Уральский диксиленд" трубача Игоря Бурко - один из них. В последние несколько месяцев этот коллектив вышел из своего уральского укрытия и показался сначала на фестивале "Лада-джаз" в Санкт-Петербурге, потом - на фестивале Анатолия Кролла в московском Доме композиторов (см. "Как это было в Москве"). Настало время познакомиться с "Уральским диксилендом" чуть поближе...>>>>

 
Что намечается:
московские анонсы
Джефф "Тэйн" Уоттс (фото: Йос Кнепен)27-29 апреля в "Ле Клубе" играет квартет выдающегося джазового барабанщика нью-йоркской мэйнстримовой сцены - Джеффа "Тэйна" Уоттса (Jeff "Tain" Watts).
Джефф Уоттс родился 20 января 1960 г. в Питтсбурге (Пенсильвания), городе, откуда родом были такие легенды джазового барабанного искусства, как Кенни Кларк и Арт Блэйки. С четвертого до 10 класса средней школы Уоттс обучался исполнению академического репертуара на малом барабане.
"Потом родители купили мне ударную установку", вспоминает музыкант. "Я начал слушать популярную музыку по радио. После того, как мне исполнилось 17, мой брат Джеймс стал покупать мне записи в стиле фьюжн, и я, как и другие музыканты моего поколения, начал раскручивать историю этой музыки в обратную сторону: послушаю альбом Чика Кориа - узнаю, что Чик Кориа играл с Майлсом Дэйвисом, а Майлс - с Чарли Паркером, и так далее...".
Джефф "Тэйн" Уоттс (фото - Скотт Чернис)Уоттс изучал классические ударные (прежде всего литавры) в питтсбургском Университете Дюкесни, после чего поступил на джазовое отделение бостонского колледжа Беркли. Там его сокурсниками были будущие звезды - Брэнфорд Марсалис, Кевин Юбэнкс, Грег Осби и др. По словам Тэйна, он очень тщательно готовился к будущей работе в джазе, учась играть буквально все - и ему повезло: его первой профессиональной работой в джазе было участие в квинтете трубача Уинтона Марсалиса, как раз в те годы стремительно рвавшегося к славе. Тэйн проработал у Уинтона до 1988 г., а уже год спустя играл у его брата - саксофониста Брэнфорда Марсалиса, вместе с которым в 1992 г. стал штатным музыкантом популярнейшей телепрограммы канала NBC "Tonight Show" ("Сегодня вечером"). В 1995-м этой работе пришел конец, и Уоттс стал играть в ансамбле другого выдающегося саксофониста - Кенни Гарретта. Кроме того, он гастролировал и записывался с Джорджем Бенсоном, Маккоем Тайнером, Данило Пересом, Майклом Бреккером, Бетти Кратер... В 1999-м барабанщик выпустил свой дебютный альбом в качестве лидера, "Citizen Tain". Эта запись показала его не только как мощного мастера ударных, но и как зрелого композитора. Три года назад последовала вторая, не менее зрелая работа - "Bar Talk", а в прошлом году Уоттс выпустил концертный альбом "Detained at the Blue Note".

Видар Бюск21-25 апреля в Москве и Владимире пройдет серия клубных концертов норвежского блюзового гитариста Видара Бюска (Vidar Busk). Бюск - легендарная фигура, звезда первой величины и безусловный лидер скандинавского блюза. В Норвегии Бюск сыграл важнейшую роль в приобщении широких масс населения к блюзовой музыке. Во многом благодаря тому, что Видар добился недостижимой для блюзовых музыкантов известности. За последние несколько лет он получил две норвежские премии Грэмми, а две неблюзовые пластинки Видара были проданы по небольшой Норвегии 100-тысячным тиражом. При этом, для блюзового сообщества в Осло и узкого круга ценителей Бюск - один из главных норвежских блюзменов на сегодняшний день. Его музыка с одной стороны утонченна и рафинирована, с другой - доступна и кричаще эмоциональна. В свои 30 с лишним лет Бюск уже успел повлиять своим стилем на очень многих музыкантов-гитаристов.
В его нынешнюю группу входит исполнитель на губной гармонике Эйрик Бергене (Eirik Bergene) - молодая кровь, горячий ценитель и мастер традиционного блюза. С этим дуэтом связаны очень большие ожидания, ибо Бюск и Эйрик способны заряжать друг друга блюзовой энергией. Бюск запомнился московской публике своими концертами в 2002 году, Эйрик был в России дважды - со своей группой и в составе шоу "Blues Harp Melt Down". С ними Россию посетят басист Билл Троиани (Bill Troiani) и барабанщик Фроде Сторвик (Frode Storvik).
Гастроли организованы сайтами blues.ru и norge.ru при поддержке Посольства Норвегии и приурочены к 100-летию российско-норвежских связей, установленных, когда Россия стала первым государством, признавшим независимость Норвегии.

Расписание тура:
21 апреля, четверг - Дом у Дороги, 21:00
22 апреля, пятница - Форте, 21:00
23 апреля, суббота - B.B.King, 20:00
24 апреля, воскресенье, г. Владимир, Z-Club, 20:00
25 апреля, понедельник, RJ Club, 19:00 - мастер-класс (гитара / гармоника)

15 апреля в Киеве и 17 апреля в Москве (Московский международный Дом музыки) выступает японская пианистка так называемого "современного" (contemporary) или "мягкого" (smooth) джаза - инструментальной поп-музыки с использованием элементов джазового музицирования - Кейко Мацуи. Сегодня мы публикуем интервью с этой инструменталисткой, взятое редактором "Полного джаза" для журнала Play…>>>>

 
Как это было
в Киеве
Во второй половине марта джазовая жизнь Киева оказалась оживленной и контрастной. Мы писали о фестивале "Еднисть", сегодня - рассказ еще о двух очень разных джазовых вечерах.
В Колонном зале им. Лысенко Национальной филармонии с большой программой выступил Национальный симфонический оркестр Украины. За его пультом в этот вечер стоял заслуженный артист Украины Виктор Плоскина. В программе первого отделения были исполнены две симфонические картины Дж. Гершвина "Американец в Париже" и сюита на музыку "Порги и Бесс". Оркестр звучал отлично, привлекали многообразные краски и тембры отдельных групп, выразительные соло духовых, а знакомые мелодии, гармонии и ритмоинтонации радовали любителей популярной симфонической музыки. Однако все ждали второго отделения.
И вот на сцене украинско-польский пианист и композитор Константин Виленский. Продолжатель известной украинской композиторской династии много лет живет и работает в Польше, где сделать джазовую карьеру весьма непросто. Но музыкант успешно конкурирует с сильной польской школой, стал ее органической частью. Например, на фестивале во Вроцлаве его имя прозвучало рядом с Адамом Маковичем и Лешеком Можджером. Он пишет музыку, концертирует как академический и джазовый пианист, играл с Королевским Оркестром Брюсселя, Иерусалимским симфоническим и Варшавским филармоническим оркестрами. Еще в Союзе на "Мелодии", а в последние годы - в Израиле и Польше он записал шесть альбомов. Киевский проект с Национальным симфоническим Украины был задуман художественным руководителем и главным дирижером оркестра, заслуженным деятелем искусств Украины и России Владимиром Сиренко, пригласившим Виленского участвовать в совместном симфоджазовом проекте как неординарного джазового музыканта. Получился содержательный и интересный околоджазовый "кроссовер".
Константин Виленский - мастер лирической миниатюры. Сначала в его обработке прозвучала исполненная в сопровождении оркестра сюита - три украинские народные песни: первая - танцевальная, вторая - кантиленная, третья - зажигательная коломыйка. Затем в сольном фортепианном преломлении пианист сыграл народную лирическую "По садочку ходжу" и две фортепианно-оркестровых обработки популярных песен: Виталия Филипенко "До тебе" и Платона Майбороды "Пісня про рушник" - очень лирично, в традициях украинской песни 60-70-х годов.
Наиболее привлекательной частью программы стало исполнение трех фантазий для джазового трио с оркестром (к автору присоединились польский контрабасист Томаш Купець и сын - киевский ударник Сергей Виленский). С неослабевающим интересом следили слушатели, как в калейдоскопе на темы Моцарта промелькнули фрагменты "Маленькой ночной серенады", "Волшебной Флейты", соль-минорной симфонии. Обработка ми-минорной прелюдии Ф. Шопена была сделана в виде не выходящей за рамки мэйнстрима и шопеновской двадцатипятитактовой формы миниатюры, одновременно по-джазовому свежей, привлекательно-остроумной и броской. Завершали концерт прелестные вариации на тему 24-го скрипичного каприса Паганини, блестяще аранжированные, виртуозно исполненные всеми концертантами. После оваций пианист вышел "на бис" и показал свой tour de force - джазовую обработку "Полета шмеля".
Виленский играет технично, по-настоящему пианистично, ярко. Его музыка интонационно покоится на славянском мелосе - украинском и польском, которым он хорошо владеет. Порой стиль пианиста близок романтизму, в оркестровках подчас возникали параллели с приемами Гершвина, временами слышались интонации европейской киномузыки 70-80-х годов (Косма, Леграна). И хотя игра с оркестром не создает широкого поля для импровизации, и пианист скорее высказывался джазовым языком, чем творил сиюминутно, использованные средства выстроили своеобразный собственный почерк музыканта, привлекательный, приветливый, с добрым юмором.

Дмитрий "Бобин" АлександровПротивоположной стилистике - тотальной импровизации и раскрепощенности - 21 марта в зале театра Оперетты порадовались киевские поклонники крепкой и интересной джазовой группы Схід-Side, которые вместе с артистами отпраздновали ее 10-летие. Коллектив был основан в Харькове, все участники первого состава были выпускниками Харьковской консерватории. Но вот уже пять лет, как Схід-Side перебрался в столицу, и сегодня в нем играют Дмитрий "Бобин" Александров (саксофоны), гитарист Владимир Шабалтас и барабанщик Александр Лебеденко. Много лет в ансамбле работали клавишник Алексей Саранчин и контрабасист Денис Дудко, которые год назад покинули коллектив. Им на смену пришли Илья Ересько и Валентин Корниенко. В этом сезоне в новом составе группа уже сыграла несколько концертов проекта "Open Land". Слушателями бесплатных программ была в основном студенческая молодежь, тянущаяся к интеллектуальной музыке, высокое качество которой было обеспечено сполна.
Юбилейный концерт удался. В первом отделении играли друзья Схід-Side - инструментальные ансамбли, один другого привлекательнее, каждый со своим ярким лицом: трио Родиона Иванова, квартет Игоря Закуса, "Комбо Гетца Грюнберга", "Night Groove", "Муренко Бэнд", "Этновация". Второе было отдано именинникам, очень весомым и роскошным подарком которым стало их совместное выступление с одним из известнейших трубачей традиционного джаза и джаз-рока - Рэнди Бреккером, осуществленное благодаря поддержке компании "Квазар-Микро" и лейбла Lemma Records. Концерт стал уникальным событием для украинского музыкального сообщества, поскольку замечательный американский джазмен исполнил не классику жанра, а композиции группы Схід-Side.
Корпорация "Квазар-Микро" поддерживает украинских джазовых музыкантов и помогает талантливым исполнителям донести свое творчество до слушателей, способствуя развитию некоммерческой музыки: сегодня увидели свет уже 28 аудиодисков современных джазовых исполнителей. Но вернемся в Оперетту и отметим, что в ходе концерта состоялась официальная презентация нового CD группы "Схід-Side" - альбома "Brand New", включающего 8 акустических композиций гитариста группы Владимира Шабалтаса; что Бреккер играл своим бархатно-нежным и одновременно могучим звуком, легко вспархивая в заоблачные дали самых неожиданных пассажей. Схiд-Side во главе с Александровым и Шабалтасом показал интересную музыку. Начали с акустики; спустя некоторое время настроение концерта перетекло в эйсид-джаз, а под занавес вышли ребята из поп-группы ТНМК ("Танок на Майдане Конго") и дружеским хип-хопом поддержали праздничное настроение именинников и довольных слушателей.

Ольга Кизлова,
Киев

 

Рэнди Бреккер в Киеве: мы к вам заехали на час

Рэнди Бреккер21 марта в Киевском театре оперетты выступил легендарный трубач Рэнди Бреккер в сопровождении украинской джазовой группы Схід-Side. Хотя, правильнее было бы сказать: на празднование своего 10-летия Схід-Side пригласили одного из самых известных трубачей последних четырех десятилетий. То, что в Украине Бреккер был впервые, не так даже и примечательно по сравнению с другим фактом: исполнял он не что попало, а исключительно музыку, написанную участниками Схід-Side, что само по себе беспрецедентно для украинской джазовой сцены.
Концерт был долгим и насыщенным. В первом отделении отыграли друзья Схід-Side: Трио Родиона Иванова (кстати, на диске их барабанщика Валерия Волкова 10 лет назад записался тот самый Бреккер), квартеты Игоря Закуса и Александра Муренко и группа Night Groove. Бреккер большую часть концерта отсидел за кулисами и с удивленным видом то и дело замечал, что у нас, оказывается, очень пристойно играют. Во втором отделении он продолжал удивляться.
С ним Схід-Side зазвучал по-иному. Будто все вместе приехали из Америки, будто понимают друг друга с полуслова. А музыка-то не простая. А репетиции-то было от силы больше часа. И познакомились прямо на сцене. Для джаза это, мягко говоря, в порядке вещей.
Программа очень насыщена и ярко индивидуальна - от современного акустического джаза до эйсида, даже хип-хопа. На последней композиции на сцену вышли еще двое старинных друзей группы - фронтмены украин ской поп-группы "Танок на майданi Конго" - и влупили эсидовый "Поплавок" Владимира Шабалтаса (в вокальной версии называется "Все чесно"). Уже немного поредевший и подуставший от продолжительности и плотности музыки зал взлетел под потолок. А еще часа два-три после концерта Бреккер напевал эту песню и говорил: "Да, старик, это будет большой хит"…
Схiд-Side и Рэнди БреккерЕще он время от времени повторял: "Мне уже не 25", имея в виду свой график в те дни. Может, когда-то он был способен "на большее", но и сейчас, глядя на него, мало веришь, что человек, которому вот-вот будет 60, способен "хоть на такое". К примеру, ночь не поспать, из Италии прилететь в Киев, а через сутки отправиться в Израиль, в течение недели отыграть несколько концертов и записаться с совершенно разными людьми в совершенно разных стилях. "Сумасшествие с заездом на день, часовой репетицией и серьезным концертом… М-да… Но я такое практикую гораздо чаще, чем ты можешь подумать", - говорит Рэнди. Не зря он так востребован в качестве приглашенной звезды. Правда вот, у его брата, саксофониста Майкла, восемь премий Grammy, а у Рэнди - только 3. И сольных альбомов у брата больше. Но были времена, когда эти братья не только возглавляли вместе хит-парады, но и выручали из "неприятностей" многих музыкантов, чьи композиции практически никто больше не был в состоянии "выгрести".
У Рэнди не так много альбомов, вышедших под его именем, но каждый из них - это собрание звезд первой величины. Есть сотни, если не тысячи альбомов, в записи которых он принимал участие. Считать их он никогда не брался - говорит, "боюсь, пришлось бы выбирать между занятием музыкой и подсчетом этих записей". Далеко не все видел даже. О половине вряд ли и вспомнит.
Он прошел все стадии музыкального и жизненного опыта - от игры второй трубой в духовой секции до содержания собственного джаз-клуба, выступления на самых известных музыкальных мероприятиях мира и "халтур" за 50 баксов в нью-йоркских полуподвальных заведениях.
Рэнди Бреккер - громадный дядька без намека на звездные "понты", в прекрасной музыкальной форме и с широкими взглядами на вещи. Ему очень понравилось то, что он играл 21 марта, и те, с кем он это делал. Так что проект Рэнди Бреккер & Схід-Side однозначно будет иметь продолжение (это он мне по секрету шепнул).

Вячеслав Криштофович-младший
журнал "Нота", Киев
фото: Александр Зубко

"Магический" джаз от Николая Ооржака

Николай ОоржакУже в пятый раз в Киев приезжал тувинский шаман-музыкант Николай Ооржак. Свое знакомство с украинской столицей он начал когда-то в стенах Школы джазового и эстрадного искусств, где делился своими навыками в области горлового пения с педагогами и учащимися. Сразу после первого концертного выступления (оно состоялось в рамках проекта "Зимние джазовые вечера" памяти Евгения Дергунова) директору Школы, известному джазоведу Петру Полтареву, пришла идея соединить в рамках своего телевизионного проекта ("Полтарев-джаз") проникновенные вокальные медитации Николая с музыкальными идеями известного своими полистилистическими находками ансамбля Er.J.Orcestra. В результате живого эфирного спонтанного музицирования появился новый тувинско-украинский этно-джазовый продукт, который звучал очень свежо и нестандартно. С этого момента Николай Ооржак стал желанным гостем на киевской джазовой сцене. 3 апреля он нанес визит в джазовую школу и представил в ее большом концертном зале свою "магическую" программу.
Как обычно, свое концертное выступление Ооржак предваряет ритуальным действом, чтобы наполнить пространство зала энергией Света и Добра. Церемония начинается с зажигания свечей, далее звучит молитва-обращение к высшим силам с просьбой о подключении к миру Гармонии. Эффект усиливают звуки бубна, заклинания-установки (раскрыть сердце, наблюдать за своими мыслями и чувствами и т.п.). Мастер считает, что только после вхождения в состояние душевного равновесия и покоя можно "правильно" воспринимать музыку, постигать тайны ее беспредельно богатой внутренней жизни.
Следующий этап подключения к "высокой реальности" - вокальные композиции музыканта. Многоуровневые горловые пассажи завораживают и с потоком звуковых волн уносят далеко за пределы видимого мира, пытаясь найти отклик в душе каждого воспринимающего. Порой они превращаются в мощный резонанс зала, особенно тогда, когда музыкант извлекает откуда-то из глубин "утробные" возгласы, переходящие в плотный всеобъемлющий гул.
Николай Ооржак и ученикиНиколай Ооржак побывал в Киеве несколько раз и уже успел обзавестись здесь учениками. Некоторых из учеников мастер пригласил поучаствовать в своем выступлении. Ребят вызвали прямо из зала и снабдили необходимым перкуссионным реквизитом. Хотя их роль в импровизированном ансамбле сводилась в основном к построению остинатного аккомпанемента - они создавали плотный голосовой и шумовой фундамент, контрастирующий с гибкими мелодическими узорами Ооржака - момент творческого общения все же состоялся. Все остались довольны: слушатели получили очередную порцию свежих музыкальных переживаний, а будущие "шаманы" - импульс для покорения новых творческих высот.
Следующая страница программы была посвящена джазовым экспериментам. Происходящее на сцене можно было бы определить скорее как джем-сейшн, нежели просто как концертное выступление. Представители ансамбля Jazz Impression (Анатолий Алексанян - лидер, фортепиано, Rhodes piano; Александр Даров - барабаны; Тарас Столяр - бандура; отсутствовал только контрабасист Максим Гладецкий) присоединялись к гостю из Тувы постепенно. Поначалу была очерчена ритмическая пульсация (барабаны), вносящая особый восточный колорит, цементирующая весь последующий ход музыкального развития. Затем начала прорастать интонационная канва - эмоциональный голос партии фортепиано, на который наслаивались декламационные выказывания бандуры. Несмотря на этнический характер звучащей музыки, периодически в ней проявлялся джазовый драйв - как правило, за счет свингующих пассажей, органично встроенных пианистом Алексаняном в общий план импровизационного процесса.
Несмотря на то, что музыканты никогда не играли вместе, все стилистические разногласия удалось привести к общему джазовому знаменателю.
Николай Ооржак и Владимир СоляникЗато в случае с Владимиром Соляником (ф-но) Николаю Ооржаку удалось незаметно склонить джазового музыканта в сторону своего фольклорно-лирического мышления. Под лирические раскаты фортепианного сопровождения со сцены доносились знакомые интонации народных песен, рассказывающих о возвышенных чувствах веры, надежды и любви, перерастающие порой в полноценный, спетый в необычной (горловым пением) манере романс. У Соляника уже есть опыт музыкального общения с шаманом, однако известная тяга этого пианиста к спонтанным сиюминутным творческим проявлениям отразилась в качественно новом звучании дуэта.
Так закончилась еще одна джазовая история Николая Ооржака. Зарядив киевское пространство своим шаманским творческим началом, он обязательно вернется в следующий раз, чтобы собрать созревшие плоды будущих музыкальных и мистических откровений.

Елена Супрун
музыковед, Киев

 
ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:

Вячеслав Криштофович-мл.,
Анна Филипьева,
Кирилл Мошков,
Елена Супрун,
Юрий Льноградский,
Ольга Кизлова,
Наталья Риккер

Редакторы:
Кирилл Мошков,
Юрий Льноградский

Зарубежная информация
соб.инф.

Фото:
Кирилл Мошков,
Александр Зубко,
Йос Кнепен,
Скотт Чернис,
Роберт Хоффман,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков

 


Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

 

 

Подписка: получайте наши новости и анонсы на e-mail или через rss

© "Полный джаз", 1998-2017
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на переводы материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако во всех случаях на таковую перепечатку следует получить письменное разрешение редакции портала "Джаз.Ру". При перепечатке обязательно следует сохранять авторство и ссылаться на источник (портал "Джаз.Ру").
использование информации. правовые сведения

свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-24637 от 13 июня 2006 г.

 

    
     Rambler's Top100 Service