ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #13, 2005

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading
"Уральский диксиленд": "Играть диксиленд сложно, потому что отдаешь много сил"
Уральский Диксиленд
Пару месяцев назад в интервью челябинской радиостанции "Студия 1" один из самых популярных и концертирующих отечественных джазовых музыкантов пианист Даниил Крамер заметил: "Челябинск - джазовый город, и это слышно". Продолжая его мысль, добавлю: Челябинск - джазовый город, и это видно. Здесь есть джазовые музыканты, и их появление на большой сцене для местной публики - событие. 19 марта в зале челябинской филармонии с сольным концертом выступил "Уральский диксиленд Игоря Бурко". Казалось бы, "Диксиленд" и его музыкантов мы видим и слышим практически на каждом джазовом мероприятии. Совсем недавно, в декабре прошлого года, в театре драмы чествовали юбиляра Бурко. Однако стоило филармонии повесить афиши с простым и знакомым каждому меломану призывом "Хэлло, Сачмо!", челябинцы стремительно скупили билеты. Коллектив, на самом деле, любим местной публикой. Джаз, который играет "Уральский диксиленд", вполне гармоничен и оптимистичен, а потому понятен простому уральскому сердцу.
Игорь Бурко умеет создать праздник. Драматурия концерта незамысловата: шесть человек в элегантных черных смокингах исполняют один за другим джазовые стандарты, репризы Бурко - а именно он ведет концерт - лаконичны. Здесь важно другое - высочайший профессионализм исполнителей и, главное, умение убедительно представить стиль диксиленда, как один из самых драйвовых и живых. Как сказали бы музыковеды, коллектив абсолютно аутентичен в выбранном направлении.
Повод для встречи - 105-летие титана джазовой сцены Луи Армстронга. А это означало, что репертуар будет состоять из "золотых хитов", услышать которые всегда чрезвычайно приятно. Кроме того, Игорь Бурко выдержал хорошую "театральную" паузу - шесть лет! - не "выпуская" "Диксиленд" на сольный концерт ровно с тех пор, когда коллектив окончательно вернулся с многолетних гастролей по Голландии. Словом, все, что было необходимо сделать, чтобы обеспечить полную зрительскую явку, профессиональный шоумейкер Игорь Бурко выполнил. Зал был полон, слушатель восторжен, плэй-лист ожидаем. Со плаката нам белозубо улыбался Армстронг, на сцену легко и быстро вышли Игорь Бурко (труба), Алексей Тимшин (кларнет, тенор-саксофон), Наиль Загидуллин (тромбон), Валерий Сундарев (банджо, электрогитара), Владимир Риккер (контрабас) и Борис Савин (барабаны) и без лишних слов отыграли добротную порцию традиционных для себя и для своего направления пьес - "South Rampart Street Parade", "Moon Glow", "Lady, Be Good" и др. Большая часть из них была записаны "Диксилендом" лет 10 назад в Голландии, а затем издана несколькими дисками. На концерте музыканты предпочли не экспериментировать с аранжировками этих произведений. И поскольку "голландские" пластинки я, благодаря своей джазовой радиопрограмме, знаю практически наизусть, то интересно было слушать не интерпретацию стандартов, а то, как изменилось звучание секстета. Ведь с того времени сменились саксофонист, тромбонист, не стало рояля.
В общем, первое отделение концерта отдало дань уважения творчеству самого коллектива. Публика "разогрелась" до нужного настроения и предвкушала песни и пьесы великого Сачмо. Выйди тогда он на сцену и сыграй с Игорем Бурко в дуэте, наверное, никто бы и не удивился. Но звук трубы Армстронга заменила напористая и яркая труба Бурко, уютно "хрипел" вместо Луи Борис Савин, последовательно лились самые известные произведения, некогда исполнявшиеся легендарным трубачом: “New Orleans”, “Basin Street Blues” и др.
В финале Бурко торжественно объявил "Cаrаvаn", вероятно, не подозревая, что это будет далеко не последняя тема. Слушатель не хотел отпускать "Диксиленд". Из зала раздались возгласы: люди выкрикивали названия джазовых стандартов, требуя продолжения концерта. Скажу честно, такое знание джазовой хрестоматии меня поразило. Все выглядело так, как если бы мы жили не в Челябинске, а где-нибудь в Новом Орлеане. Что это было: любовь к родным джазменам, американскому классику или желание продлить праздник? Наверное, все вместе. "Диксиленд" с удовольствием внял просьбам сыграть на бис. Последовали еще две пьесы и обещание о новом скором концерте на той же площадке. Музыканты так же непринужденно, как появились, ушли за кулисы, а зритель, довольный и взбудораженный, двинулся в сторону гардероба. А я, пока музыкантов не одолела усталость после двух с половиной часов шоу, побежала брать интервью. Хотелось поймать это удивительное настроение диксилендовцев, которым они зарядили народ в тот вечер.
Первым удалось "поймать" музыкального руководителя "Уральского диксиленда" Валерия Сундарева.

Валерий СундаревВалера, я хочу поздравить тебя с полным аншлагом и успехом концерта. Но, как мне кажется, это был ожидаемый успех, ведь впервые за шесть лет своего постоянного пребывания в Челябинске "Уральский диксиленд" выступил с сольным концертом, без всяких "примесей".

- Это действительно так. Я вспоминал недавно, были сольники, но в этих концертах принимали участие и другие члены нашего муниципального учреждения культуры "Уральский диксиленд".

А что натолкнуло на такую идею? Жили себе спокойно. Шесть лет, семь бы прожили и восемь…

- Открылся филармонический зал, и нужно пользоваться тем, что в городе появилась еще одна площадка, на которой можно давать полноценные концерты. Не какие-то сборники-солянки в рамках того или иного фестиваля, а просто сольно выступать.

Неплохо зная репертуар "Уральского диксиленда" и внимательно слушая то, что вы сегодня играли, я обратила внимание, что исполняли вы своего рода "The Best"…

- Мы решили сыграть то, что проверено на публике не первый год, и то, что нам больше всего нравится исполнять.

В том числе "Cаrаvаn"? Не лукавя....

- Мы, кстати, не так давно играем эту пьесу в данной аранжировке. Не знаю, кто ее сделал, потому что мы слушали какой-то оригинал, а снял ее на наш состав Алексей Тимшин. И она еще не сильно нам надоела.

Из разряда таких же "нетленок" "Dream A Litlle Dream Of Me". Кто аранжировал эту композицию? Почему-то Игорь Владимирович на концерте долго готовил публику: дескать, не пугайтесь, сейчас парни запоют хором…Но получилось же все стройно и красиво.

- Аранжировку написал Наиль Загидуллин, в полном объеме, с первой ноты до последней, за исключением сольных фрагментов. Вокальную аранжировку сделал он же. И мы, когда начали репетировать, ничего не поменяли: все было грамотно и удобно для исполнения.

Знаешь, мне показалось, что гитара сегодня солировала меньше, чем духовые. Это обусловлено самой стилистикой диксиленда?

- Почему, у нас все инструменты равные. Дело в том, что традиционный диксилендовый состав, допустим, чикагского стиля предполагает еще фортепиано. И, естественно, гармонические возможности у состава расширяются неимоверно. А так как у нас нет фортепиано, приходится обходиться одним гармоническим инструментом, и может быть, за счет этого создается впечатление, что гитара меньше играет. На самом деле это не так, у нас полнейший паритет.

Валерий Сундарев докурил сигарету и отправился на следующий концерт. Через час уже с другим составом он должен был выступать в одном из челябинских клубов. А Игорь Бурко, наконец, закончил общение с восторженными слушателями, которые прорвались за кулисы, собрал трубу и был готов дать интервью.

Игорь БуркоИгорь Владимирович, разрешите внести свою лепту в поздравления. Концерт получился по-настоящему успешным. Было заметно, что челябинская публика истосковалась по сольным выступлениям "Уральского диксиленда".

- Одна из причин, почему мы так долго не давали такого концерта, заключается в том, что в Челябинске до сих пор не было площадки, которая бы устраивала нас по техническим, финансовым и другим показателям. Но зато мы выступали сольно в других городах - в Тольятти, Томске. Сегодня мы сами получили удовольствие от концерта. Мы не ожидали, между прочим, что будет такой ажиотаж. Думаю, что то, что мы сегодня начали, будем еще продолжать.

Получается, что вы вернулись в родные пенаты… (Много лет назад, в 70-е, "Диксиленд"работал под крылом Челябинской областной филармонии - Н.Р). На вашем юбилее в декабре прошлого года Владимир Фейертаг предложил мне тему для статьи в свой джазовый альманах: почему стиль диксиленда в таком высоком качестве сохранился именно в Челябинске и почему он столь популярен. Так вот, этот вопрос я хочу адресовать вам.

- Ну, во-первых, я челябинец, я создавал этот "Диксиленд", я предан этому стилю, хотя работал и в биг-бэндах, и в шведских составах, и прочая. Диксиленд - не такой легкий жанр, как может показаться на первый взгляд. Играть диксиленд сложно, потому что отдаешь много сил. Ты постоянно должен что-то изображать на трубе, выкладывать душу. Я думаю, ярче всего это можно выразить в диксиленде.

Кстати, к вопросу о стиле. Как оставаться свободным в рамках достаточно архаичного стиля? Вы же себя вполне комфортно чувствуете. Ведь сейчас в России существует не больше десятка диксилендов.

- Дело в том, что "Уральский диксиленд" всегда отличался от других таких же составов. Я всегда стремился играть в "черной" манере, как играют афроамериканцы. Это нормальная "махра", которая отсутствует у других диксилендов. У нас в стране диксиленды чаще играют би-боп. С точки зрения нот у них все грамотно, но нет души. Они просто играют музыку. А публику не обманешь. Наши соло на концертах более традиционны, ближе к стилю ранних диксилендов. Сегодня мы, например, играли старую пьесу "Kansas City Stomp", она очень показательна в этом отношении. В ней мы попытались воспроизвести звучание диксиленда, скажем так, годов 30-х. Мы много работали за рубежом и обратили внимание на то, что в Европе тоже мало диксилендов. Мы сумели пристроиться к условиям западного музыкального рынка и продержались там, без малого, 11 лет. Вернулись только потому, что уже хотелось домой, надоело говорить на чужом языке.

Говоря об успешности "Уральского диксиленда", Игорь Бурко слегка поскромничал. Когда я выключила микрофон, он добавил, что через две недели коллектив отправляется в Москву на фестиваль "Российские звезды мирового джаза", что все четыре дня форума он будет участвовать в концертах: художественный руководитель фестиваля Анатолий Кролл счел, что "Уральский диксиленд" вполне вписывается в определение "звезда российского масштаба". Там же, в Москве, секстет три дня будет выступать в "Ле Клубе". И это прецедент в истории клуба, поскольку ранее в нем диксиленды еще не играли. Насытив родной Челябинск звуками диксиленда, коллектив под знаменем миссионера будет радовать раритетной традицией другие российские города и веси, чтобы затем вновь соскучиться и с триумфом вернуться.

Наталья Риккер, Челябинск
радио "Студия 1", программа "Джаз-тайм"

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service