ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Выпуск # 18 (303) - 19 мая 2005 г.

Издается еженедельно с октября 1998 г.
Оглавление выпуска:

Следующий выпуск: 26 мая 2005 г.

Специальный репортаж

XV Международный фестиваль Kaunas Jazz 2005 (часть вторая)
Окончание. Часть первая

Joshua Redman Elastic Band

Чтобы услышать хэдлайнера проекта - молодого и обласканного славой американского саксофониста Джошуа Редмана (Joshua Redman) с его Elastic Band-ом, фестиваль Kaunas Jazz на день меняет географические координаты и переезжает в Вильнюс (в официальном названии форума заложена формула "фестиваль двух городов"). На низкой, на одном уровне со зрительным залом сцене вильнюсского Дворца конгрессов - скопление синтезаторов, электроорганов, проводов всевозможных электронных "примочек": концепция Joshua Redman Elastic Band - радикальный отход от принципов акустического звучания квартета, принесшего раннюю славу молодому Редману. Elastic Band - по сути классическое джазовое органное трио во главе с неизменным спутником музыкальных экспериментов Редмана, одним из самых интригующих молодых органистов Сэма Яхеля (Sam Yahel). Именно обилие сочного грува электроорганов всех мастей, а также электрические эксперименты Редмана с разного рода эффектами и модификациями звучания саксофонов определяют саунд группы.
Джошуа РедманКонцерт четко демонстрирует главенство органов и саксофона, при явной вторичности (звуковой базис) перкуссии и гитары. Может быть, просто тандему Редман-Яхель еще не встретились "их" гитарист и ударник? Ведь появлению Elastic Band’a мир обязан совершенно спонтанной встрече Редмана с Яхелем, как-то позвонившего Джошуа с предложением сыграть вместо заболевшего саксофониста. В тот вечер на джеме в клубе Smalls на Манхэттене между музыкантами что-то вспыхнуло, из чего впоследствии и разгорелся огонь Elastic Band’a. А вот постоянного гитариста, как и ударника, у группы нет: в Каунасе четверку замыкали известный чикагский гитарист Джефф Паркер (Jeff Parker) и барабанщик трио и септета Чика Кориа - Джефф Баллард (Jeff Ballard).
Выступление на "Каунас Джазе" - старт европейского турне Joshua Redman Elastic Band в поддержку их нового альбома "Momentum" (кажется, в названии есть некий намек на альбом “Momentum Space” (1999) отца Редмана, тоже саксофониста, Дьюи Редмана - Dewey Redman), релиз которого на лейбле Nonesuch состоится 24 мая (параллельно там же выходит дебютный акустический альбом Редмана с SFJazz Collective, арт-директором которого он является).
Первое отделение музыканты играли как-то нехотя, будто бы над ними стояла учительница с длинной линейкой. Едва протянули сет в 40 минут, чтобы не зевнуть в унисон с публикой: было ощущение, что от музыки не получают удовольствия ни зрители, ни сами музыканты.
Джошуа РедманПосле перерыва в них словно что-то щелкнуло, и перед публикой предстал тот самый Elastic Band и тот самый Редман, сотню громких дифирамбов о которых можно прочесть на страницах самых авторитетных джазовых изданий мира. По духу программа Momentum близка к тому, что делает Рой Харгроув в RH Factor, но в отличие от него Редман ни на йоту не заступает за границы именно джазового поля, и не впускает перебежчиков с поп- и рэп-фронта. Мало кто из музыкантов нового поколения умеет в своей музыке так же изысканно и филигранно, как Редман "смешивать, но не взбалтывать" классическое наследие джаза с современностью. Сегодня он широко использует электронику: как гитарист, имеет на сцене свой собственный бокс и активно пользуется педалями на полу для получения различных эффектов звучания саксофона. Трески и шумы, поначалу воспринимаемые тревожно, как неполадки со звуком, на деле оказываются умышленными "перчинками" всевозможных электронных глитчей и скрэтчей.
Именно стилистическая эластичность заложена Редманом в название бэнда: "Суть в том, что, играя фанк, мы одновременно свингуем!", - признается он после концерта. Собственно музыка - услада для ушей тех, кто ностальгирует по приправленному щедрой горстью R&B фанку с объемным, упругим и плотным звуком электроорганов: обилие боповых гармоний в сочетании с фанковым грувом и детально структурированными, очень мощными партиями саксофона.
Великолепные сочные пассажи Сэма Яхеля на Fender Rhodes чередуются с "говорящими" соло Редмана: точные фразы его саксофона становятся из года в год все более выразительными и индивидуальными. Слышны все обертоны, все нюансы, вся звуковая палитра. Эта тембровая доминанта приводит к тому, что восприятию становятся доступны все тонкости взаимодействия музыкантов, вся их чудесная техника. Ухо выхватывает наследие стиля Weather Report и органного трио Джона Маклафлина, funky аранжировку "The Crunge" Led Zeppelin и трип-хоповую версию стандарта "Lonely Woman" Орнетта Коулмэна (к слову, отец Джошуа, легендарный саксофонист Дьюи Редман, играл с Орнеттом в начале 70-х гг.). А крайне эффектная ритмическая вязь пьес "Swunk" и "Sweet Nasty" делает их опасными конкурентами хитов с первых строчек любых музыкальных чартов!

Coco Mbassi & Band

Коко МбассиПриглашение из Парижа группы камерунской певицы и композитора Коко Мбасси (Coco Mbassi) было во многом обусловлено громким успехом на каунасском фестивале 2002 года другой камерунской звезды - Ричарда Бона (Richard Bona). Надо сказать, что музыкальные почерки Бона и Мбасси во многом сопоставимы, кардинальная разница разве что в половой принадлежности исполнителей (пение Коко напомнило также записи Хадьи Нин). Коко Мбасси работает в стиле Afro-Jazz, ни на шаг не углубляясь в джазовый лес, но часто заступая на территорию World и поп-музыки.
Коко родилась в Камеруне в 7 лет выиграла свой первый вокальный конкурс на родине. Переехав с семьей во Францию в возрасте 13 лет, Коко затем поступила в Парижский университет и начала петь в госпел-хоре. Шесть лет спустя началась ее блестящая карьера бэк-вокалистки в ансамблях звезд - от Салифа Кейта до Ди Ди Бриджуотер и Демиса Руссоса. В 1996 году Коко Мбасси удостоилась титула "Открытие" от Radio France International. Первый же сольный альбом "Sepia" (2001) был отмечен премией германских критиков и попал в число номинантов на престижную премию BBC Radio World Music Award.
Приехав в Каунас на следующий день после выступления на таллиннском фестивале JazzKaar, Коко то и дело путалась в географии, и в итоге под занавес исполнила на эстонском (!) балладу эстонской звезды вокального джаза Хедвиг Хансон. Не сказать, что так же удачно: слишком уж горяча каждая клеточка ее тела. В общем, холода было маловато. К слову, afro-white стилистика эстонской певице дается куда лучше, чем северные мотивы - африканке. Хотя в обоих случаях срабатывает негласное правило: "с этим надо родиться" - понятие, перед которым пасует любое музыковедение. То, что делает на сцене Коко Мбасси - это именно то искусство, с которым нужно родиться. И тогда песня о несчастной любви камерунской девушки к парню из соседнего селения звучит как блюз, а народная считалочка, переложенная на джазовый мотив, наполняется свингом. Но взрыв эмоций в зале вызвало даже не пение Коко, а ее танец: сбросив изысканные туфли на высокой шпильке, она исполнила такой зажигательный африканский танец, что зал просто взревел, и на бис Коко вызывали уже криками: "One more dance, ple-e-e-a-ase!”.

Marilyn Mazur Future Song

Мэрилин МазурОдна из самых экстравагантных джазовых перкуссионисток Мэрилин Мазур, известная по сотрудничеству с такими мэтрами, как Майлс Дэйвис, Ян Гарбарек, Арильд Андерсен, Нильс-Хеннинг Эрстед Педерсен, привезла в Каунас свой проект Future Song.
Перкуссионистка, композитор, вокалистка, пианистка, танцовщица и бэнд-лидер Мэрилин (наполовину полька, наполовину африканка) родилась в Нью-Йорке, а в возрасте 6 лет с семьей переехала в Данию. Ребенком она начала играть на фортепиано и заниматься балетом. В 1973 году Мазур собрала свою первую музыкальную команду Zirenes, в которой выступала как композитор и пианистка. С 1975 года она начала пробовать себя в качестве перкуссионистки в различных группах (перкуссию Мазур изучала в Королевской Датской Консерватории). В 1985 г. на записи альбома "Aura" Палле Миккельборга (Palle Mikkelborg) состоялось знакомство Мазур с великим трубачом Майлсом Дэйвисом, у которого она проработала до 1989 г., после чего сконцентрировалась на собственном проекте Future Song.
Future SongМазур не скрывает, что идея Future Song пришла к ней именно во время мировых турне с Майлсом: "группа музыкантов со всего мира, исполняющая вселенскую музыку человеческих чувств". Сегодня Future Song - это Мэрилин Мазур, вокалистка Анна Кеманис (Anna Kemanis) из Калифорнии, датские саксофонист и флейтист Ханс Ульрик и басист Клавс Ховман, немецкая пианистка хорватского происхождения Эльвира Пленар, норвежские ударник Одун Клейве (Audun Kleive) и гитарист Эйвинд Орсет (Eivind Aarset), постоянный участник проектов Нильса Петера Мольвяэра.
Уже второй альбом группы, "Small Labyrinths", вышел на одном из самых авторитетных европейских лейблов - ECM (1994), благодаря тому, что Мазур с 1991 г. участвовала в проектах одной из главных звезд ECM - саксофониста Яна Гарбарека. В Каунасе музыканты исполнили программу самого свежего своего альбома - "Daylight Stories" (2004), перемежая ее новыми композициями.
С первых же тактов зал накрыла полупрозрачная дымка эзотерики и экзотики. Мэрилин, как циркачка, орудовала среди настоящего леса из перкуссии со всего мира: как рассказала нам Мазур после концерта, коллекционирование различных перкуссионных инструментов - ее давняя страсть. Так что ее дом давно уже напоминает музей перкуссии, подсчитать число экспонатов которого нет никакой возможности. Смеясь, Мэрилин поведала, какой шок обычно вызывает ее гастрольный багаж у таможенников, который принимают его то за контрабанду, а то начинают искать "бомбу" среди диковинных по форме инструментов. Самым экзотическим инструментом своей коллекции Мазур назвала маленький китайский колокольчик, после удара по которому его надо быстро раскручивать в воздухе на длинной веревочке, и тогда звук получается совершенно прозрачным.
Также Мазур призналась, что, несмотря на то, что во многом ее музыка инспирирована индийской музыкой, Индия до сих пор остается страной ее мечты, где она еще ни разу не была…
Писать о музыке Future Song - неблагодарный труд: словами и терминами ее не описать, разве что эмоциями и ассоциациями. Живая музыка неживых инструментов: то минорная, бормочущая, то громкая, сплетенная из самых радостных звуков, но так же гладко ложащихся на ухо. И даже сквозь самые грустные мелодии здесь проглядывает совершенно искренняя любовь к жизни.
Понадобится воображение, чтобы все правильно понять и воспринять. Закройте глаза, отключитесь от внешнего мира, отбросьте клише и маркетинговые уловки: перед вами искусство в чистом виде. Так шумит море и лес, так поет природа. Вы ощутите причастность к ней, не исключая мертвых городов исчезнувших цивилизаций и еще не обретших физических очертаний мультикультурных мегаполисов будущего. Музыка, построенная на смене гармоний, без пренебрежения мелодией и часто повторяющимися квадратами мотивов. Эклектическая смесь негромкого джаза с глубинным world в духе Яна Гарбарека, акустической психоделики раннего Pink Floyd и джаз-рокового наследия Майлса Дэйвиса, приправленная толикой инди-рока и клочками воспоминаний из хиппи-юности. В ней холодноватый электронный саунд электрогитары, красивый, как узоры мороза на стекле, выступает связующим звеном со звучанием индастриала. А совершенно живые звуки перкуссии и местами абсолютно джаз-роковая ритм группа - как брызги текилы или горячего чая с жасмином, если хотите. Вселенская тоска медитативного, совершенно бестелесного вокала Анны Кеманис в унисон с экстатическими партиями джазового саксофона…
Песни будущего, созданные приверженцами антиглобалистского world fusion, заставляют задуматься именно о планетарной общности всех инструментов и всех рождаемых ими мелодий. Ибо в звуках этой собранной со всего мира по крупицам перкуссии в исполнении интернациональной команды музыкантов - целая Вселенная, и она смотрит на тебя взглядом телепата, и ты не можешь оторваться…

PercaDu

PercaDuВ продолжение путешествия по миру перкуссии - следующий концерт фестиваля, "темные лошадки" его программы - израильский дуэт PercaDu (Томер Ярив и Ади Мораг) . Название проекта - слияние первых слогов “Percussion” и "Duo". И способ получения названия, и музыка, которую играет дуэт, вызывают прямые ассоциации с популярным в начале 90-х датским Safri Duo, название которого также произошло от суммы первых букв фамилий музыкантов Savery и Friis. Safri начинали как авангардный проект, а потом с головой ушли в clubbing.
Израильскому PercaDu в следующем году будет 10 лет: дуэт был создан во время учебы Томера и Ади в Rubin Academy of Music Тель-Авивского университета. В 2002-м музыканты вместе окончили датскую Королевскую Академию музыки. До недавнего времени Томер и Ади были солистами израильского филармонического оркестра, и как отголоски сего "классического сотрудничества" - обилие в репертуаре дуэта аранжировок произведений Баха, Равеля, Стравинского... Первый альбом PercaDu "Works for Marimba and Percussion" вышел в 2002-м и состоял в основном из произведений современных израильских композиторов, написанных специально для них.
PercaDuДо начала выступления на "Каунас Джазе" PercaDu были "темной лошадкой" в его программе. Первые, весьма стандартные композиции для маримбы, исполненные дуэтом, ничем особенно не поразили: да, отличная техника, удивительно точный синхрон, но при чем тут джаз?.. Перелом в настроении публики, да и самих музыкантов случился, пожалуй, на четвертой пьесе - "Fingertips": парни вышли на авансцену, взяв в руки совершенно диковинные инструменты. "Это НЛО - прямиком с Марса!" - пошутил Ади Мораг, показывая редкий швейцарский инструмент в виде двух спаянных металлических тазов. Звук эта штука выдает совершенно невероятный - что-то среднее между маримбой и фортепиано! В это время пальцы Томера выбивали гулкую дробь то на модерн-версии западно-африканского джембе, то на огромном нигерийском глиняном кувшине-барабане уду. Надо отметить, что сцена вообще напоминала музей перкуссии: четыре вибрафона и маримбы, две или три ударные установки, гонг и масса мелкой перкуссии со всего мира (музыканты дуэта в совершенстве владеют игрой на 52 различных перкуссионных инструментах!). Исполняя пьесы в четыре руки, многие из которых написаны для трех и более перкуссионистов (как, например, "Спиричуэл для маримбофона" современного японского композитора Минору Микки), музыканты, как молнии, сновали по сцене, порой совершая цирковые по ловкости трюки. От современной классики перешли к старинным еврейским мелодиям, а затем устроили настоящий drum-театр, исполняя пьесу Тан Дуна "Orchestral Theatre No. 1", громкий и неистовый финал которой увенчали боевые выкрики на японском!
15 минут оваций и три биса - привыкшую каждый год удивляться каунасскую публику не так просто поразить, скажу вам. На прощание - "Полет шмеля" Римского-Корсакова, исполненный на одной маримбе в четыре руки: при этом музыканты двигались во все нарастающем бешеном темпе вокруг инструмента то по часовой стрелке, то против. Цирк!
Нашлись в зале и те, кто недовольно фыркал: "Это академическая музыка, при чем тут джаз!". Но, слушая Римского-Корсакова и Мики в исполнении PercaDu, ни на минуту не задумываешься о том, что один из них "классик", а другой - "авангардист". В интерпретации дуэта вся музыка звучала как не имеющая времени и пространства, и тем более узкожанровой принадлежности: тот же "Полет шмеля" дает широчайшее поле для импровизации в смысле бесконечности вариаций темпа его исполнения, и в какой-то мере является исключительно джазовым по духу. Так что два главных козыря "Каунас Джаза" - демократичность и полистилистичность в очередной раз восторжествовали!..
Грег ОсбиФинал фестиваля - "концерт по просьбам зрителей" - совместное выступление в Вильнюсе Philip Hamilton Group (американского вокалиста и перкуссиониста Филиппа Хэмилтона) и саксофониста Грега Осби, в первый раз покоривших сердца литовцев на "Каунас Джазе" 2004 года. Но 10 дней джазового марафона и последний автобус до Минска, уходящий за час до начала концерта - вот две причины, по которым я сказала себе в этот раз "No more jazz!". И нет мне за это прощения

Анастасия Костюкович,
журнал "Jazz Квадрат" (Минск, Беларусь)
фото: Билл Пэл (США),
Грита Радзевичюте (Литва)

Фестиваль - это всегда не только музыканты, которые на нем выступают; это еще и люди, которые организуют фестиваль. Именно благодаря своим продюсерам фестиваль может стать (ну, или не стать...) музыкальным событием.
"Каунас джаз" - это его бессменный арт-директор Йонас Ючас. Портрет юбилейного фестиваля в Каунасе мы завершаем беседой с г-ном Ючасом, который рассказывает о том, как фестиваль стал таким, каков он сейчас...>>>>

In Memoriam
Игорь Уваров15 мая в полдень в Новосибирске скоропостижно скончался один из самых известных джазовых музыкантов Сибири, когда-то лучший вибрафонист страны Игорь Уваров.
Он родился 30 мая 1949 г. в городе Борисов, Белорусская ССР, в семье военного. Жизнь и служба перебрасывала эту семью в разные уголки страны, пока в начале 60-х они не осели в Новосибирске. Игорь в 1968 г. окончил Новосибирское музыкальное училище по классу баяна, в 1977-м - Новосибирскую государственную консерваторию по классу ударных. В 1968-1971 гг. работал преподавателем в музыкальной школе. Джаз начал играть с 1969 г. под влиянием Виктора Бударина, вибрафон освоил самостоятельно. В 1973 играл в джаз-оркестре "Новосибирск", в 1974-84 - в различных джазовых комбо Новосибирска и постоянно - во всех составах оркестра Виктора Бударина, с которым выступал на всех крупных фестивалях в СССР и России. Он же совместно с Будариным являлся аранжировщиком почти всех композиций, которые играл оркестр.
В 1981 г. он организовал "Западно-сибирский джаз-квартет" (Игорь Дмитриев - ф-но, Юрий Евтропов или Петр Ржаницын - электробас, Евгений Перевалов или Сергей Беличенко - ударные). В 1982 играл с Игорем Широковым и с ансамблем "Бумеранг". В 1985-м отдал дань авангардному джазу, играя в группе "Снежные дети" Сергея Беличенко.
Уваров выступал на фестивалях в Москве, Риге, Ярославле, Фергане, Красноярске, Абакане, Барнауле, Томске, Баку, Алма-Ате, Цюрихе. В 1988-89 гг. работал в Баку в ансамбле "Гайя". Вернувшись в Новосибирск, продолжал работу с малыми группами. Входил в междугороднее объединение "Золотые годы джаза" (Валерий Колесников, Анатолий Вапиров, Игорь Дмитриев и др.).
После серьезной болезни в 1998 г. вновь вернулся к джазовой практике, выступал по городам Сибири и Урала. В 1999 году гастролировал в США. Концертировал и записывался с различными музыкантами, в том числе с Игорем Бутманом, Георгием Гараняном, Даниилом Крамером, Сергеем Беличенко, Николаем Панченко, Геннадием Калининым, Владимиром Панфиловым.
Даже в последнее время, будучи больным, инвалидом, он не бросал джаз и с охотой принимал участие в различных джазовых проектов в Новосибирске, Новокузнецке, Томске, Нижневартовске, Екатеринбурге. При этом он был признанным авторитетом в среде джазовых музыкантов и пользовался большим уважением и почетом, особенно среди молодых джазменов.
Интервью Игоря Уварова "Полному джазу", 2000 г.

Сергей Беличенко

Иван Соколовский15 мая в Москве от инсульта умер в реанимации музыкант Иван Соколовский, выпускник МГУ, автор работ о постмодернизме и пост-историзме, а также о русской религиозной философии конца девятнадцатого - начала двадцатого столетия, разносторонний клавишник-самоучка.
В 1985 г. он организовал с Алексеем Борисовым первую российскую техно/индастриал-группу "Ночной Проспект", затем выступал с популярной группой "Центр", создал базировавшийся на якутском фольклоре этно-техно-дуэт с мастером горлового пения Альбертом Кувезиным "Ят-Ха" и электронный проект Soft Animals.
В последнее время Иван регулярно работал с новоджазовым саксофонистом Сергеем Летовым, участвовал в песенном проекте Саинхо Намчылак Who Stole The Sky. Мы писали, например, о его выступлении в культурном центра "Дом" с российско-французским новоджазовым проектом Zoojazz в марте 2004 г. (фотография, которой мы сопровождаем это печальное сообщение, была сделана именно тогда...).
Как это было
 в Москве
Фестиваль “Альтернатива”, придуманный еще во второй половине 1980-х годов, стал первым мероприятием, которое в 1999-м, сразу после открытия, провел Культурный центр “Дом”. Для этой сцены, и без того необычной, готовой к экспериментам, “Альтернатива” подошла как нельзя лучше, поскольку ее цель - объединение представителей авангарда самых разных направлений.
В этом году "Альтернатива" проходила в "Доме" с 5 по 8 мая. Открыл фестиваль барабанно-шумовой квартет “ФИГС” из Петербурга, все участники которого известны по другим проектам: лидер, Николай Судник, - по коллективам "ЗГА" и "Ветрофония", Екатерина Федорова - по проекту "Ива Нова", Алексей Иванов - по "Надо Подумать" и "Союзу Коммерческого Авангарда", Маркус Годвин - по The Noise of Time. Их музицирование с использованием металлических пластин, старенького раздолбанного проигрывателя и ряда других приспособлений являло собой этакий организованный хаос. То тихий, то громкий, местами почти беспорядочный стук и звон, украшенный зловещим, хриплым пением Судника, завываниями Федоровой и криками Годвина, оказался на удивление структурирован и увлек немногочисленную публику с первых же звуков. Обрадовал способ завершать композиции: Иванов просто бросал на пол тарелки. Наверняка многим запомнился эпизод, когда Судник изобразил с помощью подручных средств хроматический вариант хабанеры из оперы "Кармен".
Другим музыкальным коллективом, представлявшим постсоветское пространство, был российско-белорусский вариант ансамбля “Князь Мышкин”, выступавший в последний день. Непосредственно на концерте после десяти лет перерыва к группе присоединился пианист Юрий Васильев, бывший журналист "Московских новостей". Москву в коллективе также представлял саксофонист Александр "Элис" Алехин, а Минск - лидер ансамбля гитарист Леонид Нарушевич и перкуссионист Владимир Кравченко. Внезапное внедрение Васильева вполне соответствовало духу группы, основной принцип которой - полная свобода импровизации.
Творчество певиц-композиторов почти незапланированно оказалось темой второго дня фестиваля. Первая часть была отдана произведениям скончавшейся два года назад Альбины Стояновой-Стефану: электронным сочинениям, романсам (в том числе на стихи Симеона Полоцкого) в блистательном исполнении Светланы Савенко, а также композиции “А-Трели” для кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано, написанной по заказу “Альтернативы” 1995 года. Вторую, более продолжительную часть заняло выступление ElettroVoce - яркого польского дуэта композиторов: певицы Агаты Зубель и пианиста и электронщика Цезары Духновского. На фоне бесформенных мазков рояля или космических волн, синтезированных на компьютере, артистичная Зубель протяжно и отрывисто, низко и высоко, плавно и резко пела-рассказывала. Особенно запомнилось ее собственное произведение, так и называвшееся “Рассказы”, в котором излишне красивые и патетичные фразы прерывались деловитым “и так далее”. Помимо сочинений Зубель и Духновского, прозвучали несколько затянутое "Chant d’ailleurs" бразильского композитора Альфредо Виньяо и искрометная "Секвенция III" Лучано Берио для женского голоса.
ElettroVoce
Нынешняя “Альтернатива” была отмечена рядом интересных пересечений и встреч. Например, результатом сотрудничества композитора Ираиды Юсуповой, видеохудожника Александра Долгина и поэта Дмитрия Александровича Пригова стали три видеооперы, в двух из которых Пригов выступил в качестве безмолвного исполнителя перформанса, а в третьей старательно уговаривал кота сказать слово “Россия”. К тому же фестиваль, носящий подзаголовок “музыка в реальном времени”, завершился совместной импровизацией участников выступивших ранее коллективов с Марией Нефедовой, звездой ансамбля Покровского, в качестве запевалы.
Но, по-видимому, главными носителями идеи соединения несоединимого стали музыканты из американской группы Spooky Actions. Само название ансамбля, позаимствованное у Эйнштейна и обозначающее взаимодействие частиц в микромире, применительно к творчеству может обозначать нечто вроде пушкинских “странных сближений”.
Spooky ActionsГруппа исполнила произведения композиторов новой венской школы - Антона Веберна и Арнольда Шенберга - в новоджазовой обработке. Среди других проектов группы - обработки индейской музыки и грегорианских хоралов Хильдегарды Бингенской, музыканты планируют также сделать переложение "Квартета на конец времени" Мессиана.
Сочинения для струнного квартета, фортепиано или женского голоса, кларнета и бас-кларнета были переложены для гитары, пропущенной через процессор (лидер группы Брюс Арнольд), контрабаса (Дэвид Филипс; кстати, сын знаменитого британского контрабасиста Барра Филипса), ударных (Тони Морено) и духового инструмента - флейты, кларнета или саксофона (Джон Гантер). Удивительно, но в таком обличии, с богатой импровизацией, нововенцы звучали абсолютно органично, и казалось, что именно из их строго выстроенных произведений и возник авангардный, свободный джаз. На концерте все участники, не отрываясь, смотрели в ноты, однако Арнольд объяснил, что это просто привычка и 75% их музыки составляет импровизация.

Григорий Дурново
сокращенная публикация - "Газета"
фото: Кирилл Мошков

Постсоветское пространство:
что было
12 мая в Донецке началось одно из крупнейших для Украины джазовых событий сезона - очередной фестиваль "ДоДж-2005", в этом году охватывавший три города: по одному большому концерту на своей родине в Донецке, а также в Киеве и Москве. Впечатлениями от донецкого концерта делится украинский представитель портала "Джаз.Ру" Татьяна Балакирская...>>>>

27 апреля в рамках фестиваля памяти композитора Эдисона Денисова в старинном сибирском городе Томске играл московский новоджазовый проект "Второе Приближение". Впечатления и размышления - в материале нашего томского автора, известного под сетевым именем serpent...>>>>

13-15 мая в самарском концертном зале "Дзержинка", своеобразном "роддоме" местного джаза, прошел третий всероссийский фестиваль "Клуб Движение встречает друзей". Наш представитель в Самаре (и второй редактор "Полного джаза") Юрий Льноградский рассказывает о том, какой молодая джазовая сцена российского Поволжья предстала на этом фестивале, какие продемонстрировала тенденции, какими заинтересовала именами...>>>>

"Примерно месяц тому назад в Ереване произошло событие, которое, на мой взгляд, изменит к лучшему положение армянских джазовых музыкантов, да и сам статус этого жанра в музыкальной жизни Армении. Ординарный на первый взгляд концерт может стать вехой в истории развития джаза в республике" - пишет наш ереванский корреспондент Армен Манукян. Что именно случилось в древнем кавказском городе, что такого судьбоносного для джазовой сцены Армении затеяно?..>>>>

Постсоветское пространство:
что будет
В нашей "внестоличной" рубрике продолжается премьера нового проекта журнала "Полный джаз" и всего портала "Джаз.Ру", проекта, призванного помочь региональным российским джазовым организаторам сделать решительный шаг навстречу как своей местной аудитории, так и включению джазовой жизни своего города в общероссийскую, более того - общую для всего постсоветского пространства культурную среду. Всех, кто имеет отношение к организации джазовых мероприятий в России, Украине и других странах Восточной Европы, всех, кто следит за ними и кто хочет знать о джазовых событиях на территории, где читают "Полный джаз", больше, своевременнее и полнее - всех мы призываем ознакомиться с деталями нашего нового проекта, называющегося просто - "Анонсы от Джаз.Ру"...>>>>

17-22 мая по нескольким городам России пройдет очередной тур самарской группы "New A". Саксофонист Ильфат Садыков, бас-гитарист Алексей Титенко, гитарист Михаил Павельев и барабанщик Сергей Косынкин посетят с новой программой Нижний Новгород, Рязань, Иваново и Москву.
“New A” можно назвать своего рода послом портала "Джаз.Ру". С момента своего образования понимая перспективность сотрудничества с порталом, коллектив активно пользовался его ресурсами и связями для организации первых гастрольных поездок. В предстоящем туре наиболее характерен концерт в Иваново: о конкретных джазовых энтузиастах этого города участники группы узнали из репортажа в "Полном джазе", а рекомендации ивановцам по коллективу дал автор этого репортажа Михаил Митропольский. Далеко не первый выезд группы на гастроли оказывается, по сути, возможным только благодаря той инфраструктуре, которая образована порталом.
Редакция портала рекомендует музыкантам и представителям СМИ перечисленных ниже городов посетить программы коллектива. Туры "New A" уникальны многим. Во-первых, зрители, увидев коллектив вживую, смогут самостоятельно убедиться в компетентности и дальновидности "Джаз.Ру" (напомним, что группа была взята нашими представителями под опеку практически в момент создания, не будучи никому известной даже на самарском уровне). Во-вторых, знакомство с музыкантами позволит понять не только успешность, но и доступность тех организационных усилий по продвижению местных коллективов, которыми занимается портал. В-третьих, наконец, с коллективом путешествует его продюсер, редактор спецпроектов "Джаз.Ру" Юрий Льноградский, готовый не только рассматривать и прорабатывать в деталях самые разные совместные проекты портала и российской провинции, но и доказывать сомневающимся необходимость этих проектов.
Кроме того, 21 мая состоится первое сольное выступление коллектива в Москве (клуб-ресторан "Европа и Азия", метро "Аэропорт"). Это событие нельзя, пожалуй, назвать сколько-то выдающимся для столицы, но оно позволяет основном массе читателей "Полного джаза" увидеть полновесную сольную программу самарского коллектива и решить для себя на основе личного впечатления, соответствует ли шумиха вокруг провинциальной группы ее действительному уровню или нет.
Расписание концертов:

  • 17 мая, 14.00 - Нижний Новгород, музыкальное училище им. Балакирева
  • 17 мая, 20.00 - Нижний Новгород, джаз-клуб "Джем-престиж"
  • 18 мая, 20.00 - Рязань, джаз-кафе "Фонтан"
  • 19 мая, 18.30 - Иваново, концертный зал ИГХТУ ("Банка")
  • 20 мая, 20.00 - Нижний Новгород, клуб-ресторан "Тинькофф"
  • 21 мая, 20.00 - Москва, клуб-ресторан "Европа и Азия"
  • 22 мая, 18.00 - ЦДХ

24 мая концертом в московском клубе "Синяя Птица" начинается российское турне проекта United Nation Band, в составе которого - израильский гитарист Йотам Зилберстайн, американский барабанщик Ким Плэйнфилд и московский бас-гитарист Аркадий Овруцкий. Проект выступит также в Калуге, подмосковном Жуковском, Кирове, Новосибирске и Новокузнецке...>>>>

Что намечается:
столичные анонсы

1 июня в Московском международном Доме музыки пройдет благотворительный концерт" Джаз Детям", в котором примут участие вокальная группа New York Voices, биг-бэнд Игоря Бутмана, легендарный саксофонист Джеймс Муди и мультиинструменталист Давид Голощекин...>>>>

21 мая в здании Центрального Дома работников искусств на новой сцене клуба Art`eria состоится литературно-музыкальный спектакль "Антигерой не нашего времени" в исполнении ансамбля "Круглый Бенд" саксофониста Алексея Круглова.
В основе спектакля - стихи русских поэтов разных эпох. В первом действии со сцены звучат стихи Маяковского, во втором - Пушкина, Лермонтова, Есенина, Высоцкого, Талькова. Литературную часть постановки дополняют цитаты из произведений Цветаевой, Блока, Булгакова, Достоевского и Цоя. Музыкальная композиция “Антигероя…” - это синтез различных стилей и направлений. В исполнении секстета звучат авангард, фольклор, рок, джаз, рэп. Солист - саксофонист и композитор Алексей Круглов.
"Антигерой не нашего времени", по определению Круглова - собирательный образ русского поэта. Это одна из самых зрелищных постановок "Круглого Бенда".
Адрес клуба Art`eria - ул. Пушечная, 9/6 (м. "Кузнецкий мост"), тел. 925-0267, 924-9347
Тел. для справок 291-2789
Начало в 19.30


Эдди Паренти1-4 июня в Москве играет российско-американский джазовый дуэт "Диалог" - Эдди Паренти, США (скрипка) и Александр Виницкий (гитара).
Эдди Паренти родом из Нью-Йорка, но живет в одном из самых приятных и спокойных городов Западного побережья США - Портленде (Орегон), где существует на удивление активное и творчески сильное джазовое сообщество (в 1998 г. российская публика на фестивале "Джазовая провинция" встречалась еще с одним членом этого сообщества - гитаристом Джоном Стоуэллом; кстати, в Портленде долго жил и наш экс-компатриот, пианист Андрей Китаев).
Эдди Паренти больше всего любит играть джаз, у него есть собственное (достаточно известное на Северо-Западе США) трио String City. Однако играл он и в портлендском симфоническом оркестре, а также в массе коллективов, исполняющих разного рода этническую музыку (кельтско-ирландскую, американский фолк, клезмер и т.п.). В 2000 г. у него вышел альбом с забавным портлендским коллективом Everything's Jake, который играет свинговую и досвинговую музыку 20-30-х гг. - менее "постмодернистски", чем это делают представители неосвинга, но более современно, чем это делают исполнители традиционного джаза.
В 2000-2004 гг. Эдди Паренти неоднократно выступал в России, в том числе в клубах Санкт-Петербурга, Ярославля и Москвы.

  • 1 июня, 21.00 - 23.00, клуб "Cool Train" (метро "Маяковская", клубный комплекс Б2, 3 этаж)
  • 2 июня, 21.30, клуб "Реставрация". Леонтьевский пер. д.7. (метро "Пушкинская", возле здания ТАСС). Вход 150 р.
  • 3 июня, в 18.30, Театр Елены Камбуровой. ул. Большая Пироговская 53/55 (м. "Спортивная", тел. 246-8175), касса работает с 15.00 до 19.00. Билеты 250-300 р.
  • 4 июня, 12.30. Музей-усадьба "Архангельское" (фестиваль "Русский стиль. Усадьба. Джаз").
ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:

Анастасия Костюкович,
Юрий Льноградский,
Григорий Дурново,
Армен Манукян,
serpent,
Владимир Каушанский,
Татьяна Балакирская,
Кирилл Мошков

Редакторы:
Кирилл Мошков,
Юрий Льноградский

Зарубежная информация
соб.инф.

Фото:
Кирилл Мошков,
Татьяна Балакирская,
Виктор Никулин,
Юрий Льноградский,
Грита Радзевичюте,
Билл Пэл,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков

 


Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

 

 

Подписка: получайте наши новости и анонсы на e-mail или через rss

© "Полный джаз", 1998-2017
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на переводы материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако во всех случаях на таковую перепечатку следует получить письменное разрешение редакции портала "Джаз.Ру". При перепечатке обязательно следует сохранять авторство и ссылаться на источник (портал "Джаз.Ру").
использование информации. правовые сведения

свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-24637 от 13 июня 2006 г.

    
     Rambler's Top100 Service