ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #18, 2005

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading
"ДоДж-2005": модно?
С самого начала текущего года джазовая общественность Украины, да и не только Украины, с тревогой и нетерпением ожидала наступления мая месяца, в котором - до сей поры традиционно - проводился Донецкий джазовый фестиваль, с 2000 г. ассоциируемый с названием "ДоДж". А причины для тревог были: ресурсы интернет-пространства или снабжали неутешительными новостями о прекращении существования фестиваля, или сообщали о его трансформации в новообразование "Джазовые сезоны", или вообще умалчивали о предпринимаемых в отношении организации фестиваля действиях.
Тем временем подготовка к "ДоДжу" велась, и незадолго до дня его проведения в поисковых интернет-системах появились немногочисленные ссылки на сайты, предоставлявшие информацию о том, когда будет проводиться юбилейный, пятый "ДоДж", и кто включен в программу. Оказалось, что фестиваль расширил свои границы по сравнению с прошлым годом, когда хэдлайнеров и лауреатов донецкого фестиваля можно было лицезреть и на киевских клубных площадках, добавив в свой гастрольный план столицу России. "ДоДж" стал международным не только по факту участия в нем музыкантов из ближнего и дальнего зарубежья, но и по причине собственной мобильности.
Датой базового - донецкого - концерта было определено 12 мая, и уж в этот день зал Дворца молодежи "Юность" был забит до отказа, вопреки дефициту анонсирующей информации и неурядицам, неизбежным в случае изменений в составе команды организаторов.
Но вернемся к собственно событию.
По обыкновению, фестиваль начался с конкурса молодых исполнителей "ДоДж-Юниор", который в этом году мог по праву таковым называться (в прошлом году в конкурсе принимали участие и занимали призовые места музыканты, давно не принадлежащие к юниорской возрастной группе). К сожалению, автор статьи не присутствовала на самой конкурсной программе в связи с тем, что ее проведение было назначено на необычайно раннее время - 9 часов утра, и довольствовалась рассказами третьих лиц и парой выступлений лауреатов конкурса, о которых будет сказано немного позднее.
Алексей Коган и Владимир ФейертагПарадом командовали, по обыкновению, Алексей Коган и Владимир Фейертаг. После вступительного слова, довольно короткого в силу того, что концерт начался с опозданием в полчаса, фестивальную программу открыла горячо принятая публикой (еще до выхода на сцену) Нино Катамадзе в сопровождении группы Insight. Напрасно, напрасно Алексей Коган сомневался в том, что аудитория ранее не слышала этого имени. Впрочем, не видел носителя этого имени Донецк уж точно.
Рыжеволосая, - а, значит, истинная грузинка, - с шикарной небрежной косой, скрученной кверху, чуть угловатая, но этим и привлекательная, всем своим естеством провозглашающая свободу Нино - неоспоримый лидер в своем коллективе. На протяжении всего выступления она то движется по периметру треугольника - от Гочи Качеишвили (гитара) к Давиду Обуладзе (ударные), от него - к Уче Гугунаве (бас-гитара), задавая настроение каждой исполняемой вещи, - то, подчиняясь внутреннему ритму, семенит на месте, то широко вышагивает по сцене, давая волю собственной необузданной энергии.
Нино КатамадзеВне зависимости от того, какие вещи исполняются - будь то "Сулико" в блюзовой интерпретации, прозрачная, нежная босса, приобретающая жесткое джаз-роковое развитие, или фанк с грузинским акцентом, - Нино везде эмоционально подвижна, везде постоянна в своей непосредственности. Она целует микрофон, игриво потрагивает бубенчики, благодарит публику за теплый прием: "спасибо-бо-бо... спасибодоремифасоляси....", комкает обертку только что подаренного букета цветов, спонтанно вовлекая эти звуки в создание музыки. Музыку эту этнической можно назвать с трудом: аутентичный оттенок ей придает разве что грузинский язык, на котором написаны все без исключения песни, да соло барабанщика, потрясающе имитирующего игру на национальном ударном инструменте с помощью обычных барабанных палочек на обычной барабанной установке. В остальном мелодика произведений вполне европейская.
Часто композиции начинаются анафорически: с гитарного грува, на который накладывается остальное музыкальное полотно. В фанковых вещах фигурирует безладовый бас (не такое уж и частое явление), слышны басовые флажолетные паттерны в качестве базового рисунка. Голос у Нино сиплый, да настолько, что высокие ноты в piano превращаются в свистящий шепот, тем не менее, вписываясь в общую канву.
Но, даже признавая несомненный талант и своеобразие стилистики Нино Катамадзе, автор не может назвать свое впечатление от ее выступления иначе как неоднозначное. И устойчивое. Льющаяся в зал эксцентрика иной раз казалась скорее плодом актерства и желанием заинтересовать слушателей, чем необходимым условием рождения музыкального произведения. Наверное, большинство присутствовавших на "ДоДже" такое мнение не разделят, овации Нино Катамадзе и группе Insight были обеспечены на редкость интенсивные, в антракте публика охотно обсуждала удачность этого выступления, некоторым посчастливилось приобрести диски с записями коллектива.
Продолжение фестиваля ознаменовалось награждением лучших конкурсантов "ДоДж-Юниора 2005". Номинаций, как всегда, было много; в жюри участвовали преподаватели Донецкой консерватории им.Прокофьева, гости фестиваля - Анатолий Кролл, Алексей Коган, Владимир Фейертаг, возглавлял жюри мэтр советского джаза Игорь Бриль.
Алексей ЧернаковЧто касается лауреатов - лидирующее положение заняли воспитанники Московского музыкальной академии им.Гнесиных. 1-ю премию и приз за лучшую композицию получил пианист Алексей Чернаков, 2-я премия и приз в номинации "лучший тенор-саксофонист" отошли Андрею Красильникову (кстати, при объявлении его имени Алексеем Коганом была произнесена преинтереснейшая фраза:"все члены жюри поставили одинаковые баллы, все было предопределено, потому, что это музыкант из России..." - наверное, оговорка).
Самое большое количество наград в номинациях по отдельным инструментам заработали участники группы Impressions, в том числе Анна Коханчик, получившая премию в номинации "вокал". Им же присвоена 3-я премия, наравне с биг-бэндом из Днепропетровска.
На тему лауреата 2-й премии, донецкой вокальной группы Be Complete, хотелось бы высказаться отдельно. Эта группа развилась из коллектива ВС, заявившего о себе на конкурсе "ДоДж-Юниор-2004". Руководителем обоих образований является студентка 4 курса Донецкой консерватории Рада Покаржевская. Мало того, что Рада пишет совершенно изумительные аранжировки всех вещей, исполняемых группой (за которые она не единожды удостаивалась премии в соответствующей номинации), она умело, - хотя и инстинктивно, по ее словам - работает над тем, что является самым трудным в ансамблевом пении - над "звучанием единого организма".
Be CompleteУровень группы сильно вырос по сравнению с прошлогодним. Поменялся состав участников, - собственно, иначе Be Complete не смогли бы участвовать в конкурсе, ведь в 2004 г. Рада сотоварищи уже становилась лауреатом "ДоДжа". Из "старых" наличествовал талантливый бас-гитарист Сергей Данилевич; Вика Корженок и Юлия Харитонова (вокал). Новоприобретение - Рафет Рамазанов (премия "лучший перкуссионист"), Дмитрий Иващенко (вокал) и (внимание!) степист Михаил Атамась. Таким образом, оригинальное сочетание вокал+бас-гитара получило дополнительную ритмическую поддержку. И, кроме того, что Be Complete абсолютно зрело, самодостаточно, свежо и интересно звучат, они еще и делают шоу из своего выступления. Нужно сказать, что по технике исполнения участникам Be Complete уже можно не делать скидок на студенческий статус. Содержанию же материала можно лишь радоваться: скорее всего, это далеко не предел их возможностей.
На гала-концерте Be Complete представили композицию Виктора Вутена (Victor Wooten). В процессе слушания не хотелось ничего анализировать. Хотелось - просто слушать искренних, естественных, влюбленных в музыку ребят. Очень хочется, чтобы у них в дальнейшем все сложилось подобающим образом.
И снова о "взрослой" программе фестиваля.
Гётц Грюнберг, Александр РукомойниковЕе продолжил украино-немецкий квинтет под руководством Александра Рукомойникова (саксофоны). Международность квинтету обеспечивал Гётц Грюнберг (саксофоны), частый гость на украинской земле и частый соучастник подобных этому проектов. На басу - Игорь Закус, ударные - Алик Фантаев, рояль - Алексей Саранчин. В репертуаре - Хорас Силвер, Уэйн Шортер, Джо Хендерсон.
И можно было бы обстоятельно написать о том, какое удовольствие было получено от выступления столь именитых (по крайней мере, в пределах Украины) музыкантов. Да рука не поднимается. И дело не в мастерстве исполнителей.
Сидя во втором ряду зрительного зала и щурясь на каждый истошно-пронзительный звук, издаваемый неотстроенной аппаратурой, я вспоминала давние споры в чате "Разговоры о Джазе" о том, почему на постсоветском пространстве так слабо развита школа звукорежиссуры...
Игорь ЗакусОб Алексее Саранчине не могу ничего сказать, ибо я его попросту не услышала. Игорь Закус - о, многострадальный Закус - смог себе позволить осторожное, в полсилы соло только к концу программы, до этого контролируя активность звукоизвлечения и насыщенность партий во избежание лишних "запираний" на низких частотах. Несмотря на акустические препятствия, можно было утверждать, что Игорь остается верен себе: мягкий, вкрадчивый звук, изящная фразировка, тонкий вкус. Александр Рукомойников - изобретателен, вдумчив; Алик Фантаев - техничен, несколько напряжен при игре.
Одним словом, обидно, что квинтет не прозвучал так, как мог бы прозвучать. Тем не менее, зрительный зал прочувствовал бОльшую часть того, что музыканты хотели ему сказать, тепло и благодарно принимая каждую вещь.
Заключительным номером первого отделения (хотя заявленным первым в печатной версии программы) выступил коллектив Марии Степаненко. Мария Степаненко - единственная из конкурсантов "ДоДж-Юниора", которая была представлена на гала-концерте на равных позициях с хэдлайнерами; единственная из конкурсантов, в адрес которой Анатолий Ошерович Кролл произнес проникновенную речь о преемственности джазовых поколений, завершив ее декларацией приглашения Марии на Московский фестиваль "Звезды мирового джаза". Владимир Борисович Фейертаг долго и убедительно говорил о джазовом таланте м-ль Степаненко. Сама же Мария, не дав завершить Владимиру Борисовичу вступительную речь, появилась на подмостках и сделала в микрофон "раз-раз".
Собственно, к чему это все. Да к тому, что, уважаемые Анатолий Ошерович и Владимир Борисович, обманывать - нехорошо. Это ведь люди, более-менее разбирающиеся в музыке, или, как минимум, обладающие слухом, могут отделить зерна от плевел. А сколько в зале ДМ "Юность" было людей, впервые столкнувшихся с явлением джаза? И услышавших из уст корифеев, что Это (см. ниже) - хорошо? Мои соседи по ряду - по всей видимости, неискушенные слушатели - с нескрываемым изумлением смотрели на сцену. Надеюсь, что эти люди не испытают слишком сильного разочарования при первом знакомстве с джазом. Джаз этого не заслуживает.
Да, если придерживаться формальностей, то нужно упомянуть, что коллектив Марии Степаненко представлял собою мини-оркестр, включающий духовую секцию; исполнялись стандарты, в том числе "Cry Me A River", от которой действительно хотелось сry, и как минимум an ocean. Бас был озвучен нормально.
После выступления Марии Степаненко наступило время долгожданного антракта.
Второе отделение открылось выступлением лауреатов 1-й и 2-й премий конкурса. Несомненно, Алексей Чернаков по праву получил премию "за лучшую композицию", сочетавшую в себе стилистику классицизма и джазовые новации. В составе ансамбля - Макар Новиков (премия "лучший контрабасист"), ударные - Петр Талалай, с Вашего позволения, "мистер фортиссимо". После того, как отыграли конкурсанты, стало понятно, что во временном отношении фестиваль не ограничится 12-м мая, т.е. закончится далеко за полночь. В начале одиннадцатого вечера аудитория была поставлена перед фактом того, что впереди ее ожидает три полновесных программы. Впрочем, никто против этого не возражал, даже наоборот.
Дин Браун, Стив ЛоганПредставляя Dean Brown Trio, Алексей Коган вынужден был не только вспоминать все коллективы, в которых играл каждый из участников трио (к слову, произносились имена уровня Маркуса Миллера), но и извлекать из памяти джазовые байки, а также давать краткое содержание/художественный перевод заявленных в программе музыкальных произведений. Тем временем Дин Браун и Стив Логан расчехляют инструменты и настраиваются, а Кшиштоф Завадски, расставляя ударные, на русском языке удивленно вопрошает: "Где мои тарелки?!". Тарелки находятся, приготовления, наконец, окончены, и полусонная аудитория забывает и об утомительном ожидании, и о том, что ей положено быть полусонной.
Стив ЛоганПервая композиция начинается синкопированным грувом, стилистика джаз-роковая, даже, скорее, роковая с вкраплениями импровизации. Энергетика такова, что зал немедленно принимается хлопать в такт. Логан выдает сочные, аппетитные соло, но гитарист Дин Браун, даже аккомпанируя, остается в центре внимания. На Брауна просто невозможно не смотреть. Каждый аккорд - неспешный ли, выдержанный, или яростный, каждую удачную фразу, каждый глисс, каждую отдельно взятую ноту Дин иллюстрирует так, что явно дает понять, что он имеет в виду: он "говорит" с залом. Ироничный, самоироничный, неожиданный в решениях, Дин выделывает коленца, скачет огурцом, приподнимается на цыпочки, одновременно мимически изображая звуки, извлекаемые с помощью "вау-вау" на гитарном процессоре (кстати говоря, прелюбопытно звучат такие фанковые "примочки" в свинговых вещах), марширует на месте, застряв на одном аккорде, имитирует прогулку по горячим углям; реминисцируя "Полет Шмеля", следит за воображаемым шмелем... словом, нет ни единого звука, назначение и роль которого в произведении не были бы восприняты слушателями адекватным образом.
Благодаря Брауну, автор статьи наконец определила для себя важность артистизма на живом концерте. Только артистизм должен быть не чужеродным, словно маска, надеваемая по мере необходимости, а идущим изнутри.
Кажется, что все силы техобеспечения брошены на обслуживание хэдлайнеров. Тут тебе и световое шоу, и чистое звучание. Стойки с вокальными микрофонами принимают на себя роль театрального "ружья на стене", которое обязано выстрелить: Браун поет рок-балладу, Логан демонстрирует чудный басовый вокал.
А на часах уже 23:30. А зал полон.
В последнем произведении трио играет со стилями, начиная его с блюза а-ля Гэри Мур, и наращивая обороты до такой кондиции, когда басовая партия приобретает опасную для здоровья ее исполнителя форму. В целом, шоу Dean Brown Trio безусловно удалось на славу.
JazzinhoПолуночниками на "ДоДж"е стали английская группа бразильского происхождения Jazzinho и украинская ритм-н-блюзовая команда Nightblock. В лице Jazzinho тенденция к матриархату на "ДоДже" обретает концептуальную завершенность: это 3-й по счету коллектив, в котором главенствует женщина. Гуида джи Пальма (вокал), знойная южноамериканка, не оставляет ни малейшего повода для сомнений в том, что именно ей принадлежит первенство в управлении бэндом. А бэнд немаленький: Патрик Замбонин (бас), Хелдер Пэк (ударные), Джон Кроуфорд (клавишные), мультиинструменталисты Ансельмо Нету (мандолина, беримбау, пандейро, перкуссия) и Марсело Андраджи (флейта, саксофоны, скрипка).
Ансельмо НетуДжи Пальма непосредственно во время пения показывает на пальцах , на сколько долей должна быть сбивка у ударных, энергично дает указания звукорежиссерам, не пренебрегая перебежками по сцене... подумалось, что вот таких, явных, индикаторов управления процессом и не хотелось бы наблюдать - исчезает иллюзия загадки в музыке.
Группа работает в стиле латин-джаз, редко выходя за его рамки, а если и выходя, то очень ненадолго. К примеру, в композиции "Afrolozo Brazileiro" любопытное сочетание перкуссии, рояля и флажолетов на басу неизбежно направляется в русло традиционной босса-новы.
Гуида - обладательница сильного сопрано солидного диапазона, впрочем, местами звучащего нервно, напряженно, с натяжкой, - возможно, виной тому поздний час, все-таки после полуночи голосовые связки функционируют не так, как должно.
NightblockЗакрывала "ДоДж" вышеупомянутая группа Nightblock. Несмотря на то, что фестиваль длился уже седьмой час, и что уже давно наступило 13 мая (пятница, между прочим), Nightblock-у внимали не менее трех четвертей зала, в рядах которых автор этих строк уже не числилась.
А мораль сей басни такова. Юбилейный фестиваль "ДоДж-2005" получился в общем и целом интересным, многогранным, публика собралась понимающая и благодарная. Только вот... слоган "ДоДж - это модно!" неплохо было бы пересмотреть. А то ведь, ненароком, превратится фестиваль в "Фабрику Звезд".

Татьяна Балакирская,
Донецк - Краматорск
фото: автор
и Виктор Никулин (Донецк)

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service