ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #18, 2005

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading
Ереван: "Весна надежды нашей"
Вардан АракелянПримерно месяц тому назад в Ереване произошло событие, которое, на мой взгляд, изменит к лучшему положение армянских джазовых музыкантов, да и сам статус этого жанра в музыкальной жизни Армении. Ординарный на первый взгляд концерт может стать вехой в истории развития джаза в республике.
Мне много раз приходилось писать и говорить о прямо-таки бедственном положении нашего джаза. Причем речь отнюдь не о творческой, а административной стороне дела. О том, что государственные органы ответственные за культуру, ничем не помогают местным джазменам, о том, что если так будет продолжаться, то мы растеряем весь имеющийся сегодня потенциал. Пока же джаз низведен до уровня ресторанной музыки, когда за вечер игры в прокуренных помещениях, где едят, пьют и громко разговаривают, музыканты получают жалкие 3-5 тысяч (6-10 долларов), да и то не всегда. Отдельные исключения, как известно, лишь подтверждают это грустное правило.
Попытку вытащить армянский джаз из этой бытовухи и серости предпринял попытку наш заслуженный, но полный энергии ветеран Армен "Чико" Тутунджян. Он совместно с Общественным армянским телевидением создал концертную организацию, которая на постоянной основе и целенаправленно будет проводить выступления джазовых коллективов. Он обещал, что обязательно найдется место и для экспериментов на сцене, и для начинающих музыкантов, а в случае коммерческого успеха можно будет думать и о приглашении зарубежных музыкантов.
"Сегодня в Ереване существует два подхода к процессу слушания джаза: "Пойдем поедим пиццу, а заодно и джаз послушаем" и "Пойдем джаз послушаем и пиццу поедим". Я хочу создать третий - "Пойдем слушать джаз", - говорит Чико.
У тех, кто хоть немного знаком с историей мирового джаза, параллель возникнет сама собой - 1942 год, Калифорния, импресарио Норман Гранц создает Jazz At The Philharmonics - концертную организацию, призванную вытащить джаз из питейных заведений и предоставить ведущим музыкантам возможность регулярных выступлений на престижных концертных площадках, а также разъезжать с гастролями. Концерты эти сыграли огромную роль в деле популяризации джаза и становления его в качестве концертной музыки. Нечто подобное решил организовать и Чико.
Конечно, в первый раз было трудно, но друзья и просто любители джаза старались помочь благородному начинанию в меру своих возможностей, и дело пошло. Больше всего тревог вызывал процесс распространения билетов. Чико самолично названивал своим знакомым, приглашая на концерт, но потом подключились СМИ - и стало полегче. Реклама на ОАТ, радиостанциях Hay FM и Радио Ардзаганк (кстати, денег никто за это не попросил - святое дело делаем, ребята!) сыграла свою роль и ко дню концерта наблюдался обратный процесс - Чико скрывался от жаждущих попасть на концерт.
- Понимаешь, - говорил мне Чико, - обидно, когда классный музыкант зависит лишь от хозяина питейного заведения. Нет возможности нормально зарабатывать и даже спокойно музицировать. Чувствуешь себя эдаким приложением к пицце или лангету. А ведь хочется играть то, что хочется, создавать что-то новое, экспериментировать. При сегодняшнем положении дел для всего этого не остается места, да и цели такой не ставиться. А вот будет концертная серия - ребята будут стараться, обновлять репертуар, ведь не будешь каждый раз на концерте играть то же самое. Это ведь не ресторан, где можно играть все подряд (а некоторым посетителям лучше, когда вообще не играют).И атмосфера на концерте совсем другая. Я не имею ничего против клубной джазовой жизни, джаз в клубах и появился, но во всем мире уже давно существует и концертный джаз. Вот и хочу создать у нас тоже такой. Кроме того, я хочу, чтобы все концерты снимались на видео с последующим показом по ТВ, и у наших ребят наконец-то появится демо-записи, которые будет не стыдно представлять зарубежным специалистам.
Time Report
Но вот настал день концерта. У входа в Государственный кукольный театр затор - не пройти. Все спрашивают лишний билетик, пытаются организоваться в группы для "прорыва", на имеющих билеты смотрят с завистью... Заходим, рассаживаемся. И вот на сцену выходит Армен Тутунджян, в двух словах рассказывает всю предысторию, а потом приглашает на сцену первоклассный коллектив Time Report.
Армен УснунцДостаточно длинный концерт - около трех часов - прошел, как всегда, успешно. Армен Уснунц (саксофон), Хачатур Саакян (клавишные), Вардан Аракелян (бас), Арман Джалалян (ударные), Эдуард Арутюнян (перкуссия) и приглашенный дудукист Вардан Григорян в очередной раз доказали, что они коллектив мирового уровня (кстати, за несколько дней до этого они вернулись из более чем успешной поездки по Швейцарии). Как всегда, в исполнении этого квинтета (на сей раз секстета) звучал армянский джаз - обработки народных мелодий, песен Комитаса и Саят-Нова, авторские произведения с ярко выраженной фольклорной основой. Некая неординарность события (все-таки не очередное выступление) заставляла музыкантов выкладываться на все сто. Музыка в их исполнении звучала острая, напряженная, энергичная, но удивительно мелодичная. Зрители были более чем довольны, каждый раз награждая музыкантов горячими аплодисментами.
Арман ДжалалянЧико неназойливо руководил концертом - что-то коротко говорил, представлял музыкантов, рассказывал. Поздравил двух участников ансамбля с важными событиями - Армена Уснунца с рождением третьей дочери, а Армана Джалаляна с получением статуса Yamaha Artist: благодаря своему мастерству наш барабанщик стал "лицом" всемирно известной японской фирмы. Получив в подарок великолепную ударную установку, он будет теперь везде представлять эту марку. Кстати, по словам Чико, такого статуса нет ни у одного барабанщика в нашем регионе (а может, и во всем СНГ? - Поправьте, пожалуйста, если кто знает!).
Хачатур СаакянЧто меня поразило больше всего? То, что на концерте было очень много молодежи. Причем не той, что гоняет на папиных машинах и небрежно выдавливает из себя пару-тройку всем известных имен, а именно той, в семьях которых озабочены хлебом насущным. Многие из них попали на концерт "всеми неправдами", сидели на ступеньках и каждый раз прятались, когда на горизонте появлялись работники театра. Но они сидели и слушали джаз, они пришли сюда за музыкой, за искусством, каждый раз бурно реагируя на удачные ходы музыкантов. Мне кажется, что это главная фишка концерта и всего начинания Чико. Молодежь, любящая джаз, должна иметь возможность слушать его в спокойной, подобающей обстановке. Ведь это они будут определять будущее лицо страны, они будут представлять страну за рубежом, и мы просто обязаны создать им условия для этого роста. Каждый в своей области. Чико уже занялся этим в своей.
Концерт прошел успешно по всем параметрам, а это означает, что опыт удался, организатор доволен результатами, и мы, слушатели, можем ожидать продолжения концертной серии. И что же ожидает любителей джаза в ближайшее время? Следующим будет представлять свое мастерство пианист Ваагн Айрапетян. У него сегодня два абсолютно разноплановых коллектива - его постоянное боповое трио и недавно созданный джаз-рок-секстет "Котята". Первым, в начале июня, отыграет трио.
В заключении открою маленький секрет. У Армена Тутунджяна далеко идущие планы, среди которых организация не только "просто" концертов, но и тематических, посвященных юбилейным датам, конкретным именам, праздникам и т.д. Т.е. то, что почти никогда в Армении не делалось. Одним словом - планов громадье. И дай Бог, чтобы ему хватило сил и уменья воплотить их в жизнь! От этого зависит развитие целого пласта армянской культуры. А с этим шутить нельзя.

Армен Манукян,
собственный корреспондент
"Полного джаза" в Ереване

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service