ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #19, 2005

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading
"ДоДж-2005": Донецк, далее везде
Джазовое движение Украины довольно интенсивно, особенно в сравнении со штилем первых независимых лет. Качественно и уверенно развернули крылья одесский "Джаз-Карнавал", фестиваль под окнами Дома Волошина на набережной Коктебеля, "Джаз на Днепре" в Днепропетровске, фестивали в Виннице, Черновцах, Львове, несколько джазовых фестивальных проектов в Киеве и, наконец, донецкий "ДоДж".
Он имеет давнюю историю, начатую еще во времена совковой комсомолии, в 1969-м. Сумели тогда джазовые музыканты приспособиться к условиям идеологического, да и творческого подавления. "ДоДж" стал всесоюзной джазовой отдушиной, форточкой, дающей глоток свежего джазового воздуха всему Союзу. Потом форточку прикрыли, и он заглох. В новые времена возрождение и дальнейшее существование донецкого фестиваля связаны с именем продюсера Александра Серого и медиа-группы Level.
Что услышали поклонники джаза нынче? Начнем с того, что "ДоДж"-2005, как и его предшественники, проходил три дня. Однако с большими нововведениями: в самом Донецке фестивальные мероприятия прошли в течение одного дня.
12 мая с 9 утра до 14 часов в ДК Юность шло конкурсное прослушивание молодых джазменов. Вечером - концерт взрослых участников фестиваля и выступление двух свежевыпеченных юниоров-победителей. А на закуску - ночной джем-сешн. Нагрузка на всех активных участников была очень велика: жюри, конкурсантов, артистов, слушателей конкурса "ДоДж-Junior", организаторов, журналистов, да и публику, посетившую основной фестивальный концерт, который длился с семи вечера 12-го до двух ночи 13 мая.
Днем 13 мая значительная часть арт-команды перелетела в Киев, чтобы 14-го выступить на двух площадках - в театре на Печерске и клубе "Персона". А 16-го "ДоДж" уже предстал перед московской публикой. Но вернемся в Донецк.
Ранним утром 12 мая к 9 часам публика уже сидела в зале ДК Юность, предвкушая удовольствие от выступления молодых джазовых надежд. Некоторые претенденты были мне знакомы, других я слышала впервые. На первом этапе конкурса было подано более 100 заявок-записей. Компетентная комиссия выделила из них 11 наиболее профессиональных, которые и состязались в мастерстве. Были представлены молодые музыканты Донецка, Киева, Москвы и Ростова-на-Дону.
Премии распределились так: Гран-при и $10000 не были присуждены, I премию получили два номинанта: пианист Алексей Чернаков (Москва, 16 лет, студент Гнесинского училища - принят прямо на ІІІ курс класса Игоря Бриля) и московский же коллектив с оригинальным названием "Ансамбль №1", в составе студентов Гнесинской Академии (класс известного альт-саксофониста, профессора Гнесинки Александра Осейчука). II премий тоже оказалось две, она досталась московскому саксофонисту Андрею Красильникову и донецкой группе Be Complete. И третью получили команда Impression из Киева (солистка - молодая певица Аня Коханчик) и биг-бэнд Днепропетровского музыкального училища им. Глинки п/у Юрия Паламарчука. Кроме того, дипломами жюри отметило следующие номинации: бас-гитара - Сергей Данилевич, перкуссия - Рафет Рамазанов, вокал - Анна Коханчик, контрабас - Дмитрий Белоусов, тенор-саксофон - Олег Остапчук, альт-саксофон - Андрей Красильников, труба - Евгений Речкалов, гитара - Александр Павлов, а также авторская композиция "Клаустрофобия" Алексея Чернакова и аранжировки Рады Покаржевской (Донецк, "Be Complete").
Лешу Чернакова я слышала впервые около года назад в Южном под Одессой, на детском джазовом фестивале памяти Леонида Утесова. Он, тогда еще 15-летний ученик московской 28-й ДМШ, уверенно взял Гран-при, переиграв около 250 соперников. Нынче в марте, побывав на концертах Первого Московского международного конкурса молодых пианистов, я вновь была захвачена зрелостью и креативностью его искусства. "ДоДж" подтвердил талант и мастерство молодого исполнителя в третий раз.
Игорь Бриль, пианист, профессор Гнесинской академии, неизменный председатель жюри "ДоДж-Junior":
- Мастерство джазмена включает в себя все абсолютно: владение жанром, шоу, если позволяют рамки конкретного стиля, ощущение себя в процессе исполнения, а это подразумевает чувство юмора. Все вместе.

Как вы оцениваете творческие возможности и перспективы сегодняшнего победителя, вашего ученика Алексея Чернакова, яркого музыканта?

- Конечно, и в собственных композициях, и в аранжировках творчество у Алексея - во главе угла. Плюсом является и его работоспособность, поразительная неотвлеченность от всего остального, житейского: он отличный организатор, способный прекрасно организовать репетицию, добиться точного исполнения замысла. В связи с этим вспомню мнение Марсиаля Соляля, французского пианиста, о критериях, по которым можно судить музыканта: фантазийность, владение инструментом и формой. Все это присуще Чернакову.

Рада ПокаржевскаяПрекрасное впечатление оставили молодые донечане из "Be Complete". Особенно привлекла лидер - вокалистка Рада Покаржевская, студентка Академии им. Прокофьева, очень способная девушка, обладающая большим потенциалом и лидерскими качествами. Она мастерски “снимает” произведения с аудиограмм, дополняет собственными аранжировками и оригинальной исполнительской манерой. Коллектив (а певице помогали вокальное трио и инструментальный ансамбль) выглядел очень индивидуально, современно и профессионально.
Вечером начался большой фестивальный концерт. Первой на сцену поднялась певица из Грузии Нино Катамадзе. Справедливо сказано о ней, что ее легко полюбить, но с ней сложно расстаться. Действительно, после выступления ее группы Insight хочется броситься покупать билет в Тбилиси и лететь вслед за этим сказочным голосом... Песни джаз-фанк-феи, исполняемые на непонятном гортанном и нежном грузинском языке, остаются где-то глубоко внутри тебя, и их не хочется отпускать! Певица много улыбается и смеется во время выступления, она как будто находится в состоянии светлого транса. Этому способствуют и ее светлое красивое лицо, простые наряд и прическа, отсутствие грима, полная открытость чувств и мыслей.
Нино КатамадзеУ нее совершенно индивидуальная вокальная манера и техника. Певица как будто помогает себе и слушателям руками, ходьбой по сцене, изгибами тела, редкими странно-неуклюжими жестами, даже прыжками. Она не боится естественности. Эта женщина не заботится о том, как она будет выглядеть, поступающая на сцене по велению сердца, волшебница, покоряющая и очищающая души людей. Ее позитивная энергетика колоссальна и не только стихийно-интуитивна. Многие композиции имеют очень значительную протяженность, в ходе их развития возникают чередующиеся сильные динамические подъемы и спады, временами мне казалось, что я ощущаю буквально симфоническое развитие драматургии композиций. Она использует множество перкуссийных примочек, и в руках этой волшебницы все превращается в музыку, даже целлофан от подаренных цветов, которым она очень нежно и мягко пошуршала перед микрофоном, привнес в атмосферу зала дополнительную позитивную эмоцию.
Ломкое, огромного диапазона меццо-сопрано Катамадзе несет в себе изначальную политембральность. Актриса родилась и выросла в Грузии, окончила Батумское музучилище, впитала культуру своего народа, многому научилась у живших в Кобулети рядом с грузинами греков, на ее становление наибольшее влияние оказала красота родного края: гор, моря, свежего ветра, солнца, цветов, запахов родной земли. Ее детскость одновременно выражает вечную мудрость и глубокие непреходящие ценности. Ей есть, чем поделиться со своими слушателями, она популярна на западе, и мы счастливы, что приобщились к искусству большого мастера.
Играть после артиста такого уровня очень непросто. Хочется отметить, что организаторы фестиваля не учли этого момента, и драматургия концерта оказалась "сбитой с ритма". Вторыми были участники киевского квинтета Александра Рукомойникова. В его составе попеременно солировали два крепких мощных саксофониста (сопраниста-тенориста): Рукомойников и киевский немец Гетц Грюнберг, несколько лет работающий в наших клубах. Вместе с ними на сцене были пианист Алексей Саранчин, бас-гитарист Игорь Закус и барабанщик Алекс Фантаев - все признанные мастера, виртуозы, известные киевские профи. Играли ярко, мощно, энергетично, но осталось ощущение прямолинейности, нетонкости, нечуткости. Несколько лет назад после концерта известных французских музыкантов выходя из зала я услышала одобрительное замечание слушателей по поводу их игры: "валят конкретно". Именно так на языке музыкантского сленга можно обозначить стиль, в котором отыграли киевляне. Впрочем, Грюнберг чесал на теноре и сопрано как бы “между прочим”, Рукомойников имеет звук мощности вожака стада слонов, Саранчин наяривал как реактивный самолет, Закус стоял как скала, а Фантаев выделывал свои традиционные акробатические номера палочками, лицом, глазами, ногами и всем, чем хочешь. Выступление квинтета выглядело, как дуэль-состязание, настойчивое стремление что-то доказать. Но удивить и убедить стандартами можно лишь при условии супер-высокого класса игры, потому что в джазе это - как в академической музыке играть Баха.
В концерте участвовала юная донечанка Маша Степаненко в сопровождении взрослого инструментального октета. Отработали добросовестно, но! Цитирую классика: как завещал великий Ленин - учиться, учиться, и еще раз учиться!
Гуида Ди ПальмаПорадовал латиноамериканский ансамбль Jazzinho, в настоящее время обитающий в Англии. Этот джазово-боссановный европейский коллектив постоянно участвует в главном европейском фестивале в Монтре. Его солистка-вокалистка Гуида Ди Пальма - явление неординарное и яркое. Она не только опытная исполнительница со своей собственной техникой и стилистикой. Гуида - полная противоположность Нино Катамадзе. Она очень эротична и сексапильна. В своем арсенале она имеет не только музыкальные, но и танцевально-ритмические приемы, поддерживая интерес публики на высоком градусе напряжения.
Трио американского гитариста Дина Брауна уже известно в Киеве. Он выступал здесь несколько раз. Донечане услышали его впервые. И не были разочарованы. Ему помогали отличные и именитые партнеры: бас-гитарист Стив Логан - могучий темнокожий красавец - и барабанщик-поляк Кшиштоф Завадский.
Дин БраунБрауна мало слышать, его нужно видеть. Его грубоватый, лишь временами изысканный фьюжн - с частыми ритмическими и тональными "перебивками", ускорениями и замедлениями, даун-бит, подчеркивающий каждую долю, - вводит слушателей в мощный драйв. Браун - с длинными прямыми волосами, некрасивый и одновременно привлекательный, непрерывно двигается, дергается, скачет, меняется в лице, приплясывает. Его следует смотреть и слушать одновременно. Правда, лучше бы он не пел. Поет он, хотя и мало, но плохо, "никак". И все же удовольствие от выступления трио получаешь немалое.
Последними были киевляне группы "Ночной квартал", но усталость и перегруженность программы не дали возможности воспринимать их более внимательно, как они того, возможно, заслужили. Хотя по первой же композиции стало ясно, что с джазом они не слишком дружны.
В Киеве в "Персоне" играли отличные ребята из группы Ethnovation. Во главе ее стоит очень молодой скрипач - пианист - композитор - аранжировщик Усейн Бекиров. Он учится в Академии Чайковского как скрипач, но это прекрасный талантливый композитор и продвинутый пианист. Пианистической "школы" ему пока немного не хватает, но он берет другим: энергетикой, фантазийностью, разнообразием приемов, неординарностью. Это очень талантливый музыкант, и у него все еще сложится, причем скоро. Его коллектив на прошлом "ДоДже"-2004 уже выступал, правда, под другим названием: Freenational Band, произведя небольшой фурор. Они играют модальный этно-фьюжн, и играют его преотлично: татарские, македонские, болгарские, украинские мотивы в сочетании со сложной ладотонально-гармонической основой и отличным владением инструментами делают их стиль индивидуальным и привлекательным.
Каков итог? Современный джаз имеет две тенденции: интеллектуально-европейскую и энергетично-американскую. Обе они частично используют технический и выразительный арсенал друг друга, взаимообогащаясь и взаимопроникая. Джаз - настоящая, серьезная музыка, акт творения, способ создания и передачи определенной информации, в которой мы нуждаемся, через одновременные и последовательные комбинации ритмически, динамически и тембрально организованных звуков. И потребность в таком искусстве всех, кто посетил концерты "ДоДжа" в Донецке, Киеве и Москве, была весьма удовлетворена и насыщена духовной пищей.
Фестиваль закончился. Столица ли Донецк? Это не главное. Главное, что в городе проходит много джазовых концертов в филармонии (например, как гласят городские афиши, 15 и 30 мая). Здесь же проводятся экзамены джазового факультета академии Прокофьева, и зал всегда полон, в город приезжает много джазовых гастролеров. Все это радует.

Ольга Кизлова,
музыковед, Киев

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service