ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Выпуск # 20 (305) - 2 июня 2005 г.

Издается еженедельно с октября 1998 г.
Оглавление выпуска:

Следующий выпуск: 9 июня 2005 г.

Как это было
 в Москве
Карла Кук: сбылась мечта...

Карла Кук"Ле Клуб" снова побаловал публику отличным женским вокалом, на этот раз в лице Карлы Кук. В России любят вокалисток с родины джаза и охотно ходят на их концерты; яркая и одаренная Карла Кук ожидания московской публики нисколько не обманула.
Родом из Детройта, она живет в Нью-Йорке - однако корни ее на родине, на американском Среднем Западе: в детстве она пела в протестантской церкви (отсюда - сильное влияние госпела), но родители не запрещали ей слушать и светскую музыку - от ритм-н-блюза до Баха. Первые несколько лет в Нью-Йорке, куда она перебралась 15 лет назад, были обычной для большинства музыкантов столицы мирового джаза борьбой за существование - Карла пела в клубах по вечерам, а днем работала то продавщицей в книжном магазине, то учительницей.
Виталий Соломонов, Карла КукТолько к концу десятилетия ей удалось подняться на следующую ступень - когда на жизнь удавалось зарабатывать только музыкой. С 1999 г. ее альбомы (три, на настоящий момент) выходят на независимом сент-луисском лейбле MAXJAZZ, причем ее дебютная запись, "It's All About Love", удостоилась номинации на "Грэмми" в категории "Лучшее джазовое вокальное исполнение" и очень положительных отзывов придирчивой американской джазовой критики.
Карла Кук и оркестр Игоря БутманаКонцерты певицы в Москве с 25 по 27 мая прошли практически с аншлагом. Омрачил приезд вокалистки лишь энергетический кризис в день ее первого выступления. Чудом добравшиеся в этот день до джаз-клуба зрители при свечах слушали звуки саксофона в исполнении Игоря Бутмана. После столь необычного выступления Карла Кук выступила с оркестром в Парке Горького. Можно сказать, Карле повезло ощутить "ветер перемен" российской жизни буквально в день своего приезда.
Однако оставшиеся дни концертов Карлы Кук московская публика использовала на все сто, оккупировав "Ле Клуб" в полном объеме.
Карла КукУдивительно нежная и сдержанная с виду певица пришлась по душе столичным зрителям, показав внутреннюю силу и энергию своего голоса. По традиции, были исполнены и джазовые стандарты - "Softly", "So What"... Надо заметить, что выбранные Карлой композиции отличались от обычного репертуара заезжих звезд своей нестандартностью и неизбитостью. Большое количество бразильских и аргентинских мелодий в сочетании с классикой джаза идеально гармонировали с образом, созданным вокалисткой.
Карла КукВ свой первый приезд Карла, к ее сожалению, почти не успела осмотреть достопримечательности российской столицы. Однако певица считает, что успеет все охватить в свой следующий приезд. А пока она везет на родину две бутылки водки в подарок друзьям и меховую шапку для себя. "Россия славится своим мехом, это знают даже в Америке", говорит Карла, "и я задалась целью обязательно купить здесь шапку из меха - и, к счастью, осуществила задуманное".

Гульнара Хаматова
(текст, фото)

Постсоветское пространство:
что было
Наш ереванский корреспондент Армен Манукян продолжает рассказывать о многочисленных событиях бурной джазовой весны в столице Армении - весны, ставшей, видимо, одним из самых насыщенных джазовых сезонов в этой стране. Сегодня - рассказ о ереванском Международном фестивале авангардной фолк-музыки...>>>>

22 мая в Большом зале Академии им. Чайковского в Киеве отмечали пятилетие вокального ансамбля Beauty Band. Название коллектива не случайно: в отличие от других известных вокальных коллективов Украины, состоит он только из представительниц прекрасного пола...>>>>

Постсоветское пространство:
что будет
В нашей "внестоличной" рубрике продолжается развитие нового проекта журнала "Полный джаз" и всего портала "Джаз.Ру", проекта, призванного помочь региональным российским джазовым организаторам сделать решительный шаг навстречу как своей местной аудитории, так и включению джазовой жизни своего города в общероссийскую, более того - общую для всего постсоветского пространства культурную среду. Всех, кто имеет отношение к организации джазовых мероприятий в России, Украине и других странах Восточной Европы, всех, кто следит за ними и кто хочет знать о джазовых событиях на территории, где читают "Полный джаз", больше, своевременнее и полнее - всех мы призываем ознакомиться с деталями нашего нового проекта, называющегося просто - "Анонсы от Джаз.Ру": сегодня у нас - Калининград, Новокузнецк, Оренбург, Саратов, Рязань, Ярославль, Киев и Харьков...>>>>
Что намечается:
столичные анонсы
Билли Кобэм4 и 5 июня в клубе JazzTown с новой программой проекта Culture Mix выступит величайший джаз-роковый барабанщик Билли Кобэм (Billy Cobham).
Существует не так уж много случаев, когда музыкант-барабанщик обретает всемирную известность. Билли Кобэм - ярчайший пример барабанщика-звезды. На протяжении более чем тридцати лет он пользуется признанием как мастер ударных, музыкант-новатор, никогда не останавливающийся на достигнутом.
С начала 70-х Билли Кобэма считают наиболее интересным барабанщиком в таких синтетических направлениях, как джаз-рок и фьюжн. И основа этой репутации - даже не исключительная техника игры Кобэма, а его огромная музыкальная пластичность и подвижность, позволяющая ему находить новые краски и вносить свежие идеи в самый разный музыкальный материал.
Музыкант родился в Панаме 16 мая 1946 г. В трехлетнем возрасте семья перевезла его в Нью-Йорк, где он и вырос. Отслужив в армии ударником военного оркестра, Кобэм в 1968 г. около года провел в ансамбле знаменитого джазового пианиста Хорэса Силвера, после чего стал работать в качестве сессионного студийного музыканта. Кроме этого, он играл в ранней джаз-рок-группе Dreams с братьями Майклом и Рэнди Бреккерами (1969-70), участвовал в записи восьми альбомов Майлса Дэйвиса (в том числе эпохальной работы "Bitches Brew", считающейся едва ли не главным альбомом джаз-рока, и не менее известных "Live-Evil" и "Jack Johnson") и на протяжении двух с половиной лет (1971-73) был членом одной из двух важнейших групп в истории джаз-рока - Mahavishnu Orchestra британского гитариста Джона Маклафлина.
Начиная с 1973 г., Кобэм возглавлял свой собственный проект под названием Spectrum; правда, с конца 70-х он в основном работает как "вольный стрелок", эпизодически собирая электрические фьюжн-группы под своим именем. Впрочем, успеха альбома "Spectrum", записанного Кобэмом в 1973 г. и считающегося одной из важнейших работ в джаз-роке всех времен (одно время его даже называли лучшим джазовым альбомом в истории!), ни одна из его более поздних работ повторить так и не смогла.
Одно из главных занятий барабанщика - преподавание: Кобэм пишет учебники, выступает с мастер-классами и т.п. Кроме того, он - "артист-эндорсер" таких музыкальных компаний, как Yamaha и Shure (то есть он эксклюзивно пользуется их продукцией - соответственно, малыми барабанами и микрофонами - в рамках соответствующих рекламных контрактов). На протяжении всего творческого пути Кобэм экспериментирует, стараясь идти в ногу со временем. В начале нового тысячелетия он записал гибридный по звучанию альбом "Drum’n’Voice", насыщенный элементами хип-хопа и ритм-н-блюза, а также мотивами восточной этники.
Уилберт ДжиллВ клубе Jazz Town Билли Кобэм выступит в новом составе и с новой программой. В нынешнем составе проекта Culture Mix играют американский пианист и клавишник Марк Соскин (Marc Soskin), датский гитарист Пер Гаде (Per Gade), немецкий бас-гитарист Штефан Радемахер (Stefan Rademacher) и мастер игры на стил-пэне (steel pan) Уилберт Джилл (Wilbert Gill, на фото).
Специально для российских поклонников великий барабанщик даст четыре концерта в клубе Jazz Town: 4 июня - в 19:00 и 23:00, 5 июня - в 17:00 и 21:00.
Билеты в кассе клуба: Таганская пл., д. 12. тел.: 101-1117

3 июня в Санкт-Петербурге открывается новый джазовый клуб Street Life. Это новый проект команды клуба Take Five, уже пять лет работающего в Приморском районе северной столицы. Открытием нового клуба (2-я Красноармейская ул., д. 6, метро "Технологический институт") команда Take Five делает решительный шаг в центральные районы Петербурга и расширяет свою потенциальную аудиторию - ведь в Street Life не пять столиков, как в Take Five, в новом клубе может поместиться до 150 человек.
И атмосфера общения любителей нешаблонной, яркой музыки, свойственная клубу Take Five, и проводимый им фестиваль "Осенняя джазомания", и интерес к новым проектам - все это перемещается в клуб Street Life.
Уже в июне петербургская публика услышит новые петербургские коллективы - проекты мастера губной гармоники Макса Некрасова, Влада Колчина и др. Первыми в России посетители нового клуба услышат Горана Кайфеса (Швеция), New Cool Colleсtive и King Kong 5 (Нидерланды), трио Андрея Светлова (Франция) и т.д.
Некоторые джазовые музыканты впервые будут играть вместе с ди-джеями. Street Life станет первым в Петербурге джазовым танцполом. Кроме того, клуб Street Life вводит традицию абонементов известных джазовых музыкантов, первым из которых станет "Французский абонемент Андрея Светлова".
"Клуб Street Life экспериментирует, но уважает традиции", заявляют его создатели: на сцене клуба будут выступать и "Джаз-бэнд Алексея Канунникова", и академические музыканты.

20 июня в Московском еврейском общинном центре в рамках программы "Музыкальные ступени" выступит один из самых ярких этно-джазовых коллективовВосточной Европы - арт-джаз-фолк-группа "Тригон" (Молдова).
Тригон
Лидер "Тригона" Анатол Штефанец (струнный альт) на девятом году существования коллектива собрал совершенно новый состав, в котором теперь играют одаренные молодые музыканты, владеющие всем спектром и фольклора Молдовы и Румынии, и современного европейского джаза и джаз-рока. Это Валентин Богеан (духовые инструменты, вокал), Дорел Бурлаку (клавишные, губная гармоника) и Гари Твердохлеб (ударные). Этот состав дебютировал летом прошлого года на фестивале "Варненско лято" в Болгарии, а в Москве пока выступал только в камерном помещении центра "ДОМ".
Ведущий концерта - Моисей Рыбак ("Эхо Москвы")
Начало в 19.00. Адрес МЕОЦ: 2-й Вышеславцев переулок, д. 5А (м. "Новослободская", "Белорусская", "Рижская"), тел: 231-2777, вход по пригласительным билетам.


Летом прошлого года московский культурно-развлекательный центр "Golden Palace" начал цикл программ, посвященных джазу. Здесь уже успешно прошли конкурс джазовых вокалистов (победители - Карина Кожевникова и Анна Бутурлина) и конкурс джазовых альт-саксофонистов (гран-при - Алексей Круглов, приз зрительских симпатий - Тимофей Хазанов).
Очередной конкурс пройдет в КРЦ "Golden Palace" 9 июня: на сцену выйдут молодые тенор-саксофонисты, и, может быть, профессиональное жюри откроет новое имя в джазе. В состав жюри войдут известные музыканты, джазовые критики и педагоги. Этот конкурс будет проводиться в три тура, которые пройдут в один день. По результатам соревнования будут определены победители в номинациях "Гран-при" и "Приз зрительских симпатий".
КРЦ "Golden Palace": Адрес: 3-я улица Ямского поля, 15 (м. "Белорусская"-радиальная). Тел. 232-1515. Сбор гостей: 22.00
Чтение
Сегодня мы начинаем публикацию фрагментов книги московского композитора, аранжировщика, саксофониста и джазового педагога Юрия Чугунова. В середине 70-х он был одним из тех, кто положил начало преподаванию джаза в советских музыкальных учебных заведениях; его перу принадлежит самый первый отечественный учебник по джазовой гармонии (1976). Книга "Семь кругов джаза" вышла в Москве в 1999 г. и повествует не только о личной истории Чугунова, но и о том, что собой представляла московская и - шире - советская джазовая жизнь три-четыре десятилетия назад...>>>>
А в это время
за бугром...
Oscar Brown, Jr.29 мая в Чикаго на 79-м году жизни скончался певец Оскар Браун-мл. За свою долгую жизнь он перепробовал множество занятий - был актером в радиошоу, копирайтером в рекламном агентстве, агентом по недвижимости, писал песни (его первую песню, "Brown Baby", записала великая исполнительница госпел Махалия Джексон) и сценарии, занимался политикой, но известность обрел как певец. Его первый (и, по многим оценкам, лучший) альбом, "Sin and Soul", вышел в 1960 г. на Columbia - эта и ряд других записей на грани дажза и ритм-н-блюза принесли Брауну славу, в особенности - его вокальные версии джазовых стандартов, к которым он сам написал слова ("All Blues" Майлса Дэйвиса, "Work Song" Эддерли, "Watermelon Man" Хэнкока и даже регтайм "The Entertainer", в его исполнении превратившийся в печальную биографию автора музыки, легендарного Скотта Джоплина). В 1962 г. он был ведущим легендарной серии телепередач "Jazz Scene USA", вошедших в историю общественного признания роли джазовой музыки в культурной жизни США. Браун был весьма активен на ниве защиты гражданских прав афроамериканцев - не только в музыке (его вокал звучит в сюите "Freedom Now" другого джазового бунтаря, барабанщика Макса Роуча), но и в общественной деятельности (Браун дважды - правда, безуспешно - пытался избираться в конгресс). С 1975 по 1994 гг. Оскар Браун-мл. не записывался как певец, и только в 1995 г. на маленьком лейбле Weasel Disc вышел интересный альбом "Then & Now". В последние годы певец выпустил еще два альбома, правда, оставшихся почти незамеченными критикой и публикой.
Книги

Харуки Мураками. "Джазовые портреты".
Иллюстрации Макото Вада. Перевод с японского Ивана Логачева
Москва, ЭКСМО, 2005

Что и говорить, книга неожиданная и весьма занятная. Неожиданная, потому что это не исследование самой музыки или исторический экскурс, а книга ощущений и впечатлений. Книгу прочитал залпом, а потом еще раз, но неспешно, с толком и расстановкой. Японец сумел простыми словами поведать о том, что годами копилось в душе от постоянно прослушиваемого. Главное, что эти ощущения, по крайней мере для меня, почти полностью совпадают. Благо, что большинство дисков и произведений, упомянутых в книге, есть в моей фонотеке, и стоило лишь протянуть руку к полкам винила и CD. Что я и делал, читая книгу повторно. Даже встреча Харуки с очередным приобретенным виниловым диском, "облизыванием конверта" и установкой, почти не дыша, с сердечным подпрыгиванием, "блина" на диск проигрывателя, точно соответствует происходившему со мной в юности. Только такие приобретения достойных фирменных дисков в те годы, особенно в нашем сибирском захолустье, были связаны с невероятными трудностями и материальными затратами, в отличии от возможностей японца. Зато преодоление этих трудностей добавляло дополнительную душевную радость, неведомую и, возможно, непонятную японскому автору.
Вероятно, и скорее всего, кому-то книга покажется наивной и отличной от собственных привязанностей. Но поставьте или вложите диск в звуковоспроизводящую аппаратуру и попробуйте еще раз сопоставить оценки услышанного с писательскими. Если это и не произведет впечатления, и оценки не совпадут, то вы хотя бы лишний раз окажетесь среди тех музыкантов, их музыки и их эпохи. Они все-таки достойны нашей памяти.
Я думаю, что книга после прочтения подвигнет российских любителей джаза вновь прослушать любимых исполнителей, а тех у кого нет этих дисков - поискать их в бескрайнем море аудиопродукции, издаваемой всякими путями на наших просторах.
Об иллюстрациях замечательного японского художника Макото Вада нужно говорить отдельно.
"Занятная" же эта книга потому, что изобилует - в очередной раз, как и многое, что издавалось о джазе в нашей славной стране - множеством явных и грубых ошибок. Я не думаю, что в этом повинен модный сейчас у нас японский автор. Все дело, очевидно, в переводчике и редакторах - как обычно, далеких от джаза. Было бы понятно, если книга издавалась в "тьмутараканье", но в нашей славной столице достаточно сведущего народа, которому можно было бы дать прочитать гранки перед печатью или после, снабдив каждый экземпляр книжки приклеенным листком опечаток, как в старые добрые советские времена. Много времени это не заняло бы.
В редакторском посвящении книга адресована "и для тех, кому только предстоит узнать его (джаз - ред.) лучше". И вот кинется такой неофит искать диски "баритониста" Чета Бейкера, "кларнетистов" Бобби Хэкетта, Нэта Эддерли и Бикса Бейдербека, "гитариста" Лафаро, "настоящего бас-гитариста" Рэя Брауна... Ладно уж то, что в голове у него сложится твердое впечатление, что у бас-гитары Рэя Брауна был какой-то"мост", который он "высоко поднимал"... (речь в оригинале, конечно, о высоко установленной подставке под струнами контрабаса - ред.).
Я уже не говорю о самих музыкантах, которые могут перевернуться в гробах, если случайно услышат, что им вложили в руки не те инструменты, к которым они привыкли в жизни, в которой мы пока еще присутствуем.
А книгу все-таки необходимо приобрести всем, кто не равнодушен к этой великой и вечно молодой музыке. Она найдет достойное место на медленно (годами, десятилетиями!) пополняемой полке изданий о джазе на русском языке. Да и саму книжку держать в руках приятно, даже не раскрывая. Она входит в любовно изданную серию книг писателя. За что отдельная благодарность издателям. Если бы еще удалось не пролить в бочку меда пресловутую ложку дегтя...

Валерий Рыбаков,
Томск

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:

Гульнара Хаматова,
Армен Манукян,
Ольга Кизлова,
Юрий Льноградский,
Валерий Рыбаков,
Юрий Чугунов,
Кирилл Мошков

Редакторы:
Кирилл Мошков,
Юрий Льноградский

Зарубежная информация
соб.инф.

Фото:
Кирилл Мошков,
Гульнара Хаматова,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков

 


Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

 

 

Подписка: получайте наши новости и анонсы на e-mail или через rss

© "Полный джаз", 1998-2017
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на переводы материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако во всех случаях на таковую перепечатку следует получить письменное разрешение редакции портала "Джаз.Ру". При перепечатке обязательно следует сохранять авторство и ссылаться на источник (портал "Джаз.Ру").
использование информации. правовые сведения

свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-24637 от 13 июня 2006 г.

    
     Rambler's Top100 Service