ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #20, 2005

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading
Ереван: Первый международный фестиваль авангардной фолк-музыки

За последнюю пару месяцев в джазовой жизни Еревана произошло столько событий, что они с лихвой покрыли джазовый голод наших любителей музыки, накопившийся за прошлые годы. Шутка ли - в конце зимы гастроли двух известных мастеров джаза, в конце марта - первый концерт из задуманной Арменом Тутунджяном джазовой серии, в начале апреля - "Дни джаза-05" и, наконец, - Первый международный фестиваль авангардной фолк-музыки! Материала для обсуждения ереванским джаз-фанатам хватит надолго. Но если все предыдущие события СМИ освещали достаточно подробно, то последнее - фестиваль авангардной фолк-музыки, прошедший в "АвангардФолк" клубе - как-то абсолютно незаслуженно прошло незамеченным прессой. А жаль! Оно более чем достойно внимания. Так что давайте вместе "пролистаем страницы истории" этого трехдневного клубного фестиваля.
О том, что подобный праздник современной фольклорной музыки готовится, знали, говорили и писали давно. Но местные фанаты уже перестали надеяться на визиты серьезных джазовых музыкантов, и поэтому до последней секунды не верили, что все обещанное сбудется. А предыстория фестиваля такова. Еще зимой руководитель Armenian Navy Band, певец и перкуссионист Арто Тунчбояджан, привезя в Ереван Карима Зиада и Азиза Сахмауи (музыкантов из известнейшей группы "Синдикат" Джо Завинула - см. "Полный джаз" #5-2005), обещал весной, в канун скорбной годовщины армянской истории - 90-летия со дня начала геноцида армян в Османской Турции - организовать фестиваль мастеров современного прочтения народной музыки. Несмотря на большие трудности, при помощи спонсоров, он осуществил свою мечту и выполнил обещание.

И вот в первый день, 21 апреля, на сцене - известный в сфере world music коллектив Ifrikya, интернациональный состав, включающий французов, арабов и африканцев, среди которых были и уже упоминавшиеся Карим Зиад (Karim Ziad - барабаны, гумбри, вокал) и Азиз Сахмауи (Aziz Sahmaoui - вокал, перкуссия). Кроме них, в коллективе участвовали Венсан Обай (Vincent Aubaille, клавишные) и Менни Мохаммед (Menni Mohamed, перкуссия). Кстати, басист коллектива не приехал, и его место занял наш музыкант Вардан Аракелян (Time Report), который “каши не испортил”, а может быть - даже “добавил в нее масла”. Многочисленные поклонники подобной музыки с удовольствием слушали марокканскую и алжирскую музыку, круто замешанную на современных западных джазовых и роковых ритмах. Зал был покорен мастерством перкуссионистов и певцов. Они играли с воодушевлением, очень энергично, ярко, смачно (если подобное определение можно употреблять для характеристики музыки) и буквально поставили зал “на уши”. Ну, а когда они запели и заиграли свой мировой хит “Шабиба”, публика просто завизжала от переполнявших ее чувств. Первый день прошел “на ура”.
Во второй день атмосфера слегка изменилась. На сцене клуба выступил дуэт из Греции - певица Кристи Стассинопулу и гитарист Каливиотис Эфстатиос. В своих достаточно сложных (и немного тяжелых для восприятия) композициях они использовали, кроме акустических струнных инструментов, многочисленные электронные эффекты, заполняя все звуковое пространство необычным звучанием и оригинальными гармониями с явной фольклорной основой. Но то ли музыка была слишком сложной, то ли публика не была настроена на серьезное восприятие... дуэт не вызвал бури восторга, как в предыдущем случае. А потом на сцену вышел армянский Time Report. Но я не буду ничего писать об этом коллективе - за последние месяцы их приходилось хвалить уже не раз. Скажу лишь, что и теперь все прошло более чем успешно. Зал тепло принял земляков.
Али КейтаОчередной взрыв произошел на третий день фестиваля. Арто Тунчбояджан, выполнявший по совместительству и роль конферансье, вызвал на сцену своего очередного "брата" - музыканта из Мали по имени Али Кейта. Он играл на экзотическом инструменте - балафоне. Это нечто сродни ксилофону и маримбе, с той лишь разницей, что вместо трубчатых резонаторов на нем подвешены высушенные тыквы. Исполняя африканские мелодии, Кейта, словно шаман, то монотонными повторениями одного и того же квадрата вводил слушателей в состояние магического транса, то, наоборот, играл с такой горячностью и скоростью, что людей буквально выбрасывало из кресел, и они начинали хлопать в такт, подпевать и прыгать в сумасшедшем ритме. Доведя собравшихся до исступления, африканец пригласил на сцену других своих "братьев" - уже известных нам музыкантов из ансамбля Ifrikya и трех армянских музыкантов. Карима и Азиза он знал давно по многочисленным совместным выступлениям, а что касается наших соотечественников, то тут “ларчик открывался просто” - Кейта был днем на саундчеке и, услышав репетицию местных музыкантов, был поражен их техникой и музыкальностью и сразу же пригласил поиграть вместе вечером. И вот на сцене балафонист Али Кейта, перкуссионист и певец Азиз Сахмауи, барабанщик и певец Карим Зиад, басист Вардан Аракелян, виолончелист Артем Манукян и сразу два клавишника (причем, играли они на одном инструменте в четыре руки) - Ваагн Айрапетян и Венсан Обай. Что тут началось! Вы знаете, что означает слово “светопреставление”? Так вот, если бы вы были в тот вечер в клубе, вы бы четко осознали его истинный смысл. Они играли, пели, танцевали, показывали номера в стиле музыкальной эксцентрики. Зал гудел, ревел, взрывался аплодисментами, наиболее экзальтированные девицы пускались в пляс, изображая нечто среднее между африканскими ритуальными плясками, танцем живота и брейк-дэнсом. Зрители настолько разошлись, что потом долго не могли успокоиться и не давали возможности нормально играть второму коллективу - Vahagn Hayrapetyan and Katuner. А в самом конце все вместе вышли на поклон и стояли рядом, купаясь в лучах триумфа - французы, африканцы, армяне, арабы, греки… Перефразируя ставшую крылатой фразу “У преступника нет национальности”, можно сказать, что у настоящих музыкантов, у хорошей музыки нет национальной принадлежности, вернее, ее невозможно определить, да и не надо.
Ну, а в последний день играли хозяева площадки - Аrmenian Navy Band. Я думаю, излишне говорить, что выступление это, превратилось в этакий джем-сейшн, когда каждый норовил вылезти на сцену и показать все, на что он способен. Одним словом, получился праздник, праздник музыки, яркий, веселый и жизнерадостный.

Армен Манукян,
собственный корреспондент
"Полного джаза" в Ереване

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service