ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #21, 2005

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading
Юбилейный фестиваль в Сибири: "Джаз у старой крепости" отметил 20-летие
В Новокузнецке прошел трехдневный международный джазовый фестиваль. Это ежегодное мероприятие перешагнуло свой двадцатилетний рубеж и проделало это под аккомпанемент прославленных музыкантов, отметив таким образом свой юбилей.
Продюсер, музыкант и автор, пожалуй, важнейшего на сегодняшний день джаз-фестиваля к востоку от Урала Анатолий Берестов и на сей раз порадовал ценителей элитарной музыки звездным составом приглашенных исполнителей - 1 и 2 июня прошли выступления с именитых джазменов США, Италии и России.
Пайпер, Двоскин, БутурлинаОткрытие фестиваля украсил своим выступлением наш соотечественник - контрабасист-виртуоз Виктор Двоскин в трио с гитаристом Полом Пайпером и вокалисткой Анной Бутурлиной. Этот импровизированный ансамбль, состоящих из ярких представителей джазового сообщества, контрастирующих между собой, представил яркую и разнообразную программу. Полуакустическая гитара Пола Пайпера чутко улавливала и поддерживала всю глубину исполненных композиций. Легко и без малейшего напряжения кисть Пола скользила по грифу, не "забалтывая" ни единой ноты в пассажах. При этом эмоциональная насыщенность джазовых композиций контрастировала с его внешней "клэптоновской" отрешенностью.
Пол Пайпер, музыкант "от бога", начал творческую карьеру в 1986 г., изучая классическую гитару и занимаясь джазом. Быстро вырвавшись на передовые позиции, уже в 1995 г. он становится лауреатом престижного джазового конкурса имени Телониуса Монка (джазовый аналог конкурса Чайковского). Примечательно, что при своей сверхчеловеческой технике Пайпер выбирает амплуа неспешного лирического музыканта. Очень органично звучал его тандем с Бутурлиной, исполняющей мелодичную композицию на русском языке. А вот между Двоскиным и Пайпером несыгранность чувствовалась, что впрочем не умаляло личных заслуг каждого из них.
Виктор ДвоскинПоглядывая с отеческой теплотой на Пола во время выступления, Виктор Двоскин, видимо, нет-нет, да и вспоминал их встречу несколько лет назад. Да, они играли вместе в США, где Двоскин преподает контрабас в Университете штата Вирджиния. С красавицей Анной Бутурлиной Виктор познакомился несколько позже, выступая в России на "Джазовых вечерах Даниила Крамера". Анна начала активную джазовую деятельность, еще будучи студенткой Российской академии музыки им. Гнесиных. Дебютировав на сцене фестиваля "Московская осень", талантливая девятнадцатилетняя вокалистка стала солисткой легендарного биг-бэнда под управлением Анатолия Кролла. Ее неоднократно приглашали сотрудничать со знаменитым оркестром Олега Лундстрема. В настоящее время Анна - солистка биг-бэнда Игоря Бутмана. Забавно, что в век высоких технологий Анна Бутурлина и Пол Пайпер, разделенные расстоянием, смогли подготовить свое выступление посредством интернета. Программа трио была составлена как из классики мирового джаза - ''Lullaby of Birdland'', бразильские пьесы Жуана Жилберто, Ивана Линса, Антонио Карлоса Жобима - так и из собственных произведений. Сценические эксперименты Виктора Двоскина были высоко оценены новокузнецкой публикой.
Продолжил программу первого дня известный во всем мире джазовый трубач, композитор и вокалист Рекс Ричардсон, приехавший в Россию впервые. Свое "русское турне" он открыл в Новокузнецке, чтобы затем выступить в Москве 4 и 5 июня. Ричардсон также является профессором Университета Вирджинии (США), но по классу трубы.
Автор сольных пластинок и сайдмен десятка джазовых альбомов, в Сибири Ричардсон продемонстрировал блестящую технику - в том числе и сложную технику "цепного дыхания". А юные музыканты из городков Осинники и Калтан, привезенные на фестиваль Сергеем Неверовым, слушая выступление трубача, пожалуй, получили незабываемый урок классного звучания. В свои молодые годы Ричардсон дает сольные концерты и мастер-классы в Шанхайской консерватории в Китае, университете Мельбурна и Сиднейской консерватории (Австралия), Университете Фессалоник (Греция), Королевском музыкальном колледже (Англия). В последние годы музыканта часто приглашают выступать именно в качестве джазового и классического вокалиста в лучшие джазовые ансамбли с разных концов света - симфонические оркестры Гуанчжоу (Китай), Токио и Осаки (Япония), U.S. Navy Band and Orchestra (США, Вашингтон), All Stars Big Band (Австралия, Сидней). Неудивительно, что журнал Down Beat включил Рекса в список лучших трубачей мира.
Вот с таким феноменальным партнером ученице продюсера фестиваля Анатолия Берестова - Елене Жилиной - пришлось сдавать свой, наверное, "главный экзамен" в жизни. Шутка ли - петь с мастером такого уровня! Тем отраднее, что сибирячка продемонстрировала достойное исполнение и богатый диапазон. Будем надеяться, что Анатолий Михайлович оценил выступление ученицы по достоинству и будет к ней снисходителен. Ведь это была ее "звездная" премьера.
Первый день выступления так и завершился бы в рамках официальной программы, если бы Берестов не был Берестовым. Появившись в конце вечера на сцене в своем амплуа творческого хулигана, неожиданно для всех собравшихся он предложил трио Двоскина и Рексу Ричардсону сыграть небольшой джем-сейшн. Каким-то непонятным образом автор проекта втянул в это дело и ветерана джаза Джеймса Оуэнса. Корифей времен расцвета джазовой культуры готовился выступать только на второй день, но вызов принял. Ричардсон с готовностью предоставил в его распоряжение свои инструменты, и темнокожий трубач явил настоящий фейерверк - технический и музыкальный. Многие тогда, наверное, вспомнили озорную эпатажность вкупе с взрывной энергетикой Сергея Манукяна, а сочное звучание трубы в руках Ричардсона придавало композиции вкус и выдержку.
Свое яркое шествие Оуэнс продолжил и на второй день. Его выступление с итальянскими музыкантами закрепило за мероприятием статус фестиваля невероятно смелых экспериментальных составов. Как играли итальянцы! Безусловно, творчество потомков Цезаря требует к себе более пристального внимания. Джеймс Оуэнс, как всегда, творил мощно и ярко. Его способность, как сейчас говорят, "зажечь", его феерия драйва, вкус "того самого" джаза середины прошлого столетия вызывали восторг.
Йотам Зилберстайн, Аркадий Овруцкий
В тот же день фестиваль продолжил Йотам Зилберстайн с обновленным составом трио - Аркадий Овруцкий (бас-гитара), Ким Плейнфилд (ударные) - представлявшего, соответственно, Израиль, Россию и США. Йотам - израильский музыкант, преподносящий джазовую музыку в тонком ближневосточном преломлении. Кроме того, его программа всегда украшена вкраплениями бразильских мотивов ударных инструментов. На концерте Йотам исполнял композиции со своего последнего альбома "Arrival", а также представил на суд слушателей свежую пьесу, созданную под впечатлением от испробованного на Украине борща, который и дал пьесе название - "Борщ". Подтверждением тому, что для джазового музыканта даже узор на пирожном может послужить почвой для возникновения новых идей, стала композиция "Вода без газа", принадлежащая перу Овруцкого. На протяжении всего осеннего турне 2004 года Аркадий и Йотам пили воду без газа, и вот результат - взрывная, веселая и бесшабашная музыка. Кроме того, на суд слушателей Зилберстайн представил композицию, посвященную Эхуду Маноку, который в свое время вдохновил своей музыкой Йотама на творческие поиски.
Аркадий и Йотам встретились в июле 2004 г. в Италии на творческом семинаре. А на новокузнецком джем-сейшне в ночь со 2 на 3 июня Зилберстайн и Ричардсон нащупали "общую волну" и очень понравились друг другу в творческом плане. Кто знает, какой проект нас ждет в будущем...
Билли Кобэм
Есть у джазменов такое жаргонное выражение -"порвать зал”, что значит - заставить зрителя забыть обо всем, донести до слушателя всю гамму звуковых ощущений и взорвать его душу эмоциональным зарядом. На такое способны немногие музыканты, даже из именитых. Легенда джаза, композитор и барабанщик Билли Кобэм - как раз из разряда "подрывников". Именно он и стал "гвоздем программы" фестиваля на третий день. Имя этого афроамериканского исполнителя зазвучало в мире в 70-х годах. Тогда, наряду с Майлсом Дэйвисом, он стоял у истоков нового направления - джаз-рока, поставив для последующих исполнителей высокую планку профессионализма. На сегодняшний день Билли Кобэм является самым влиятельным мастером игры на барабанах в стиле джаз-рок/фьюжн. Описывать ритмические рисунки, исполненные маэстро - все равно, что черпать воду ситом. Отмечу лишь, что многослойная программа была насыщена разностилевыми, богатыми гармонически и динамически, протяженными туттийными эпизодами и сменами ритмических фактур - под стать составу квинтета, с которым приехал Кобэм. Один из наиболее ярких музыкантов Билли Кобэма - перкуссионист Уилберт Джилл, мастер игры на стил-пэне - карибском ударном инструменте ("стальной котел с многочисленным выпуклостями на внутренней поверхности, удар по каждой из которых дает звук определенной высоты", так определяет этот инструмент портал "Джаз.Ру"). Именно с его помощью создавались яркие краски в музыке ансамбля, развивающиеся при содействии Кобэма в полиритмические пласты. Приятно будоражащий звук стил-пэна Джилла запомнился всем - в Кузбасс, а возможно и в Сибирь, этот экзотический инструмент попал впервые.
Впрочем, каждый из участник состава Culture Mix был по-своему шедеврален. Впечатлили смачные, яркие соло со скрипичным звучанием Пера Гаде (гитара). Бас-гитарист Штефан Радемахер играл на контрастах фантастической экспрессии исполнения и отрешенной флегматичности поведения. Используя разнообразные инструменты, он добивался богатого звука - бархатистого, похожего на "электрический" контрабас. А Марка Соскина вообще язык не поворачивается назвать клавишником - он Пианист от бога. Многослойность его исполнения запомнилась всем.
Билли Кобэм
И, конечно же, бескомпромиссно агрессивные барабаны Кобэма. Их, кстати, специально для маэстро новокузнецкий джаз-клуб "Геликон" закупил в Японии. На основе коммерческого соглашения Кобэм играет только на барабанах фирмы "Yamaha”.
Для зрителей прозвучали незабвенный "Yellow Cabriolet", "Red Baron", написанная на Кубе "Cuba On Horizon".
На суд публики было представлено несколько композиций из нового альбома "Colours", записанного в октябре 2004 года. Он стал вторым для нового состава группы Culture Mix. Была и своеобразная премьера "забытой мелодии" в свежей аранжировке - "By Design". Билли Кобэм планирует включить эту композицию в следующий альбом. Кроме того, известный джазмен раздумывает об использовании в своих композициях звучания еще одного ударно-мелодического инструмента - вибрафона.
Надо сказать, что за последние 15 лет Анатолий Берестов избаловал новокузнечан хорошей музыкой и воспитал в новокузнецких слушателях изысканный вкус, не терпящий пошлости и намека на халтуру. И Кобэм, по понятным причинам, пришелся им по душе. Неистовая публика настойчиво требовала виновника на бис, не позволяя шестидесятиоднолетнему музыканту передохнуть, наконец, за кулисами после трехчасового выступления. Взяв себя в руки, он задал-таки еще 15 минут драйва.
Как и полагается по законам жанра, закрытие фестиваля происходило под массовые танцы зрителей. Билли Кобэм "порвал зал”.

Денис Измайлов,
Новокузнецк
Илья Пилипенко (фото)

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service