ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #23,2005

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Рецензии

* * * * * - шедевр
* * * * - отличная работа
* * * - хорошая работа
* * - хорошо, но скучно
* - не стоит затраченного времени


Stefano di Battista
-
"Parker’s Mood"

Blue Note, 2004

54:50

* * * *

Итальянский альт-саксофонист Стефано ди Баттиста принадлежит к тонкой, но весьма влиятельной прослойке европейских импровизаторов, исповедующих стопроцентно американский, глубоко традиционалистский подход к джазу. Как и его частый партнер, трубач Флавио Больтро (который, кстати, в качестве сайдмена участвует в записи четырех из 10 треков и этого альбома), ди Баттиста скрупулезно следует канонам джазового мэйнстрима, причем в каждой новой записи обнаруживает тонкое знание какого-нибудь отдельного пласта мэйнстримовой мудрости. В более ранних работах он звучал "как в 60-е", играя добротный, искушенный хард-боп; в новом альбоме он погружается в историю джаза еще дальше, исповедуясь в глубокой любви к бибопу 40-50-х. Собственно, это - посвящение Чарли Паркеру, имя которого синонимично понятию "бибоп" и основополагающе для понятия "альт-саксофон в последние 60 лет".
Многие партии Паркера итальянский саксофонист играет совершенно дословно, скрупулезно воспроизводя не только ноты, но и интонации великого джазового реформатора (и правда, в гершвиновской "Embraceable You", например, манера "Птицы" воспроизведена с пугающей идентичностью). Вошедшая в легенду виртуозность Паркера, как видно, и нынче представляет собой манящий вызов, иначе вряд ли пытался бы ди Баттиста так точно воспроизвести ее. Глубокому проникновению в сущность бибопа, с его сумасшедшими даже по нынешним понятиям темпами и сложными альтерациями, как нельзя лучше способствует участие в записи великого пианиста Кенни Барона - хотя 62-летний мастер только родился тогда, когда Паркер нащупывал очертания великой бибоповой революции, ему все же привелось долго играть с трубачом Диззи Гиллеспи, равновеликим соратником Паркера, пережившим того почти на четыре десятилетия, а следовательно - язык бибопа Барон знает изнутри и досконально.
Альбом добротно записан в миланской студии Officine Meccaniche звукорежиссерами Массимо Симонетти и Тристаном Дево. Единственное (неявное, впрочем) противоречие звука и материала: подлинный бибоп все-таки не успел быть записанным в аудиофильном стерео...

 


Till Brönner
-
"That Summer"

Universal Classic & Jazz Germany, 2004

57:58

* * *

Европейская версия smooth jazz зачастую сильно отличается от американской - хотя бы потому, что в американском "мягком джазе" очень сильно влияние ритм-н-блюза. Но с трубачом и вокалистом Тиллом Брённером в этом смысле все в порядке - он звучит настолько интернационально, что по звучанию его альбома догадаться о его немецком происхождении сложновато. Мягкий, спокойный вокал, элегическая труба... поневоле вспомнишь Чета Бейкера. Однако там, где у Бейкера было подлинное чувство, у Брённера неизбежно оказывается стилизация - и неудивительно, ведь идеям покойного Чета уже полвека, да и помещает их Брённер в "современную" стерильную звуковую среду, насыщенную синтетическими звучаниями и характерными холодноватыми гитарными партиями (между прочим, один из столпов contemporary jazz - Чак Лоуб). Приятная, добротно сыгранная, качественно записанная (Арне Шуманн, Йенс Куфал, студия Nucleus, Берлин) музыка. Правда, в ней практически ничего не происходит - но такова сверхзадача всего жанра в целом, и с раскрытием этой сверхзадачи Тилл Брённер справляется как нельзя лучше.

купить альбом

Jamie Cullum
-
"Twentysomething"

Verve, 2004

56:57

* * * * *

Сам факт, что представляющий Verve в России Universal Russia напечатал этот альбом в виде так называемой "кириллики" (то есть "облегченной" с точки зрения полиграфии местной версии, предназначенной для распространения только в России по низкой цене - кстати, почему-то сильно отличающийся от оригинальной версии и по композиции альбома, да еще и на два трека короче), говорит, что второй (и дебютный на международном рынке) альбом 22-летнего британца рассматривается международным концерном как серьезная заявка не только на творческий, но и на коммерческий успех. И, надо признать, небезосновательно.
Джейми Каллум - не виртуоз на фортепиано и клавишных, и его вокал трудно назвать изощренным или мощным. Но у него есть безошибочно своя, стопроцентно индивидуальная интонация, он очень искренен (особенно - когда не старается воспроизводить манеру своих очевидных кумиров, Ната "Кинг" Коула и Фрэнка Синатры) и при этом точно знает, чего и каким образом он будет добиваться.
Часть альбома - это весьма свежие и приятные прочтения не самых банальных стандартов (автора особенно порадовала акустическая фанк-версия "I Could Have Danced All Night", в русской версии известной как "Я танцевать хочу", и расслабленно-хулиганская "What A Difference A Day Made", которая открывает "кириллическую" версию альбома); другая часть - неглупые, изобличающие хороший вкус и умение хорошо компилировать шаблоны популярной песни последних четырех-пяти десятилетий авторские песенки самого Джейми, среди которых, как утес, возвышается заглавная песня альбома - нервная, острая, явно автобиографичная, построенная на "цепляющем", хотя и вполне традиционном риффе.
Юный британский певец чуть более укоренен в джазе, чем его американский прототип - Нора Джонс, которая вдохновлялась тем же Кингом Коулом и примерно так же дрейфует от юношеского ученичества в джазе в сторону искушенной, умной акустической поп-музыки, основанной на джазовых приемах аранжировки, игры и даже, временами, пения. Но его продюсер, Стюарт Ливайн (Simply Red, Джо Кокер, Би Би Кинг, Дэвид Сэнборн, The Crusaders…), реализует свои концепции не в пример явственнее, чем продюсер Норы Джонс - ветеран Ариф Мардин. В частности, буклет альбома содержит гордую декларацию продюсера: вся запись была сделана принципиально живьем, без монтажа, коррекции, да еще и на 100% аналоговую аппаратуру. Остается снять шляпу.
Купить альбом

Константин ВолковКонстантин Волков
для Stereo & Video

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service