502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0
Выпуск # 27 (312) - 28 июля 2005 г.
Издается еженедельно с октября 1998 г.
Оглавление выпуска:

Следующий выпуск: 11 августа 2005 г.

Специальный
репортаж
North Sea Jazz Festival, Гаага, Нидерланды, 8-10 июля 2005

Пролог

В огромном зале, при абсолютном отсутствии свободных мест, три составивших на этот вечер классическое трио человека играют стандарты. Заезженные, заигранные до дыр, ортодоксальнейшие джазовые стандарты, из тех, которые даже на джем-сейшн предлагать неудобно. "Stella By Starlight", "Doxy", "What Is This Thing Called Love"…
Это, однако, выясняется далеко не сразу. И нельзя сказать, что трио прибегает к каким-то уж совсем необычным аранжировкам из серии "кто дерзостнее сделает" - нет, никакой экстравагантности или нарочитой заумности нет и в помине. В каждой теме выбирается какая-нибудь ей присущая черта (гармоническая последовательность, мелодический ход или ритмический рисунок), которая берется за основу. А уж потом на эту основу постепенно навивается то, что в конце концов образует законченное от первой и до последней ноты музыкальное произведение, воплощенное в присущей именно этой теме форме. Где-нибудь ближе к середине узнается и сама тема, которая звучит совершенно классически, но воспринимается как противосложение к основной идее - свежо, интересно и вместе с тем естественно. Становится очевидным, что тема, как таковая, для музыкантов трио - просто повод для начала игры, и что с тем же успехом они могли бы построить столь же связное повествование вокруг одной произвольно взятой ноты.
Человеку, сидящему за фортепиано, кажется, более интересны баллады - в них он находит больше воздуха, который используется как строительный материал, наряду со звуками ансамбля. Неспешно разворачивает он многослойный гармонический ковер, осматривает его неторопливо - у него будет время дополнить его украшениями в следующем квадрате, слегка изменить краску, добавить пространства, уплотнить изложение ближе к кульминации и, наконец, позволить слушателям перевести дух на репризе. Бас и ударные в этих балладах создают едва уловимую ритмическую пульсацию, воспринимаемую как теплое дыхание огромного зверя. Три инструмента играют как один, достигая звучания, которое хотелось бы назвать изысканным, если бы не присущий этому слову салонный привкус. Не изысканным, а совершенным было это выступление, в мгновение ока проглотившее три часа прохладного сырого вечера.
Музыканты, так и не сказавшие во время концерта ни единого слова, уходят. Но это не конец - это только самое начало. Пианист Кит Джарретт, контрабасист Гэри Пикок и барабанщик Джек ДеДжонетт открыли 30-й джазовый Фестиваль Северного Моря в Гааге.

Голландцы - джазовый народ

Говорят, что если нарисовать карту мира, на которой точки земной поверхности будут расположены друг от друга на расстоянии, пропорциональном стоимости грузовых перевозок, то эта карта будет сильно отличаться от того, что мы привыкли видеть: океаны и моря стянутся в точки, а внутренности континентов сильно распухнут. В связи с этим интересно было бы увидеть карту, на которой страны отмасштабированы в соответствии с популярностью джаза. Возможно, такая карта могла бы наглядно проиллюстрировать ощущение приезда из провинции в столицу, которое не оставляло вашего покорного слугу на протяжении всего его недолгого визита в страну мельниц и тюльпанов.
В игрушечном городке Мадюродам на свежем воздухе играет любительский биг-бэнд. За пюпитрами - молодые люди, в основном школьного возраста. Состав оркестра - шесть труб, шесть тромбонов, шесть саксофонов разного достоинства (облейтесь горючими слезами, руководители отечественных самодеятельных джаз-оркестров), клавишные, гитара, бас, ударные, перкуссии. Оркестр слажен в тутти, в полной мере присутствуют штрихи и динамика, подготовленные соло убедительны. Ближе к концу полноценной 2-х часовой программы музыканты пробуют силы в настоящих импровизациях, что не может не вызвать законных аплодисментов - если и не за качество, то за откровенность.
В одном из клубов в центре города ближе к ночи начинается джем-сейшн. Сначала атмосферу разогревает сыгранный квартет, потом подтягиваются и другие музыканты. Музыкантов много, музыканты разные, но ни малейшего признака базара не наблюдается - играют только благозвучными ансамблями, и ни одному гитаристу (трубачу, саксофонисту, ударнику) не приходит в голову лезть на сцену играть, если там в составе уже есть такой инструмент. Оно и понятно - завидев коллегу, музыкант, конечно же, добродушно уступит ему место в следующей пьесе. И самое главное - клуб забит зрителями под завязку, не то что сидеть - стоять негде, даром что раза в четыре больше питерского JFC, а ведь это вовсе и не специализированное джазовое место: вон, пианисты вообще на простеньком синтезаторе играют.
Но самое главное, конечно, происходит в Нидерландском Конгресс-Центре, который вот уже в 30-й (и, увы, последний) раз принимает самый крупный в мире джазовый фестиваль, проходящий в закрытом помещении. На три дня фестиваля это не особенно большое с виду здание превращается в настоящую мировую джазовую столицу - воистину, "дом, народонаселения которого стало бы на целый уездный город", - город со своими улицами, площадями, стадионами, магазинами, ресторанами, со своими транспортными пробками и собственной денежной единицей. И четыре пятых из 70 000 жителей этого города - голландцы.
С тех пор, как в 1976 году Пол Экет организовал Фестиваль Северного Моря, его стены видели всех великих джазовых музыкантов, каковых только мир знал. Каунт Бэйси, Диззи Гиллеспи, Майлс Дэйвис, Сара Воэн, и снова Майлс Дэйвис, и Маккой Тайнер, и Дэйв Брубек… Их помнят, их портреты и автографы украшают стены, и ни на одно мгновение из остающихся трехсот шестидесяти двух дней в году, когда в Конгресс-Центре нет фестиваля, это место не утрачивает своего джазового духа.
Концертное дело здесь поставлено на самую серьезную ногу. Даже маленькую площадку готовят к выступлению как минимум восемь человек. Для каждого музыканта расставляются мониторы, выдается персональное полотенце и бутылочка с водой, лидеру предоставляется отдельный микрофон для общения с публикой, все инструменты без исключения озвучиваются, заново производится sound-check, рояль проверяется настройщиком по всему диапазону. На каждом концерте за звуком с микшерского пульта следит звукооператор. И так - четыре раза в день на каждой из пятнадцати площадок.
Справедливости ради надо сказать, что, помимо джаза в узком смысле этого слова, фестивальная программа содержит много околоджазовой или популярной музыки: все-таки фестиваль - изрядное коммерческое предприятие. Но скажите на милость, разве плохо провести два-три дня в воодушевленной дружелюбной толпе, разогреваемой неистовыми Элом Грином, или Чака Хан, или Кэнди Далфер, хоть при звуках их музыки и не очень хочется "встать и снять шляпу"? Впрочем, встать и снять шляпу тоже есть повод - приехав один раз на такой фестиваль, можно сразу утолить свой реликтовый голод, побывав на концертах сразу всех знаменитых музыкантов, чьи фотографии с пластинок, мой читатель, конечно, висят в красном углу твоего скромного жилища. Пробежимся же вместе по площадям и переулкам фестивального города, кусая по дороге локти от того, что не до всего мы добежали, не все увидели, не всех услышали - галопом по европам в буквальном смысле слова.

Bobby McFerrin & Randy Weston Quintet

Бобби МакферринВокалист-импровизатор Бобби Макферрин на фестивале был сервирован квинтетом Рэнди Вестона - коллективом, исполняющим афро-джазовую музыку: яркую, энергичную, но, кажется, не дающую особой пищи для размышлений.
Впрочем, до размышлений ли, когда помещение наполняется музыкой, имеющей температуру расплавленного металла. Особенно хочется отметить обжигающие соло контрабасиста Алекса Блэйка, оснащенного, по всей видимости, ядерной энергетической установкой. Используя гитарные приемы при игре на своем чудовищном инструменте, Блэйк оказывался совершенно самодостаточным, и это в окружении музыкантов такого-то уровня!
Наслаждаясь роскошной поддержкой, создаваемой его партнерами, Макферрин откровенно развлекался, а вместе с ним веселился и весь зал, для которого происходившее на сцене, похоже, воспринималось как отличный повод скоротать вечерок в хорошей компании.
Бобби МакферринВместе с тем не пропадало ощущение того, что коллеги Макферрина оставляют ему маловато пространства для самовыражения. Данная проблема в конце концов была решена радикальным способом: маэстро остался на сцене один, и тут-то мы (в сокращенном, правда, варианте) и услышали то, чему двумя днями позже свидетелями стали посетители следующего сольного концерта маэстро, состоявшегося в Москве.

Bobby McFerrin & Randy Weston Quintet: Bobby McFerrin (lead vocals), T.K.Blue (alto flute, alto sax), Benn Powell (trombone), Alex Blake (bass), Randy Weston (piano), Neil Clarke (percussion).


Jean ‘Toots’ Thielemans

Тутс ТилемансМузыкант и композитор, живая легенда со внешностью доброго дедушки - Тутс Тилеманс -собрал на главной площадке фестиваля внушительную компанию "друзей". Не говоря о пианисте Кенни Вернере, постоянном его спутнике - среди друзей оказался симфонический оркестр, исполнявший аранжировки, местами диссонировавшие со звучанием основного состава. Впрочем, и в основном составе было сыграно немало, хотя, вспоминая впечатления от выступления Тилеманса на концерте "Триумф джаза" в Москве, кажется, что в тот раз мастер находился в лучшей форме - соло были подлиннее, звук поглубже, динамика поразнообразнее, да и сами темы поинтереснее.
Кроме оркестра, Тилеманса пришли поддержать своим вокалом Роберта Гамбарини, Лиз Райт и Джеми Каллум. Конечно, вокал украшает любой концерт, но все-таки читанные с листа аранжировки или спетые в стандартной манере стандарты оставили по себе ощущение некоего несоответствия реализации изначальному замыслу. Впрочем, бесконечное обаяние маэстро да исполненный (в который раз) на пару с Вернером хит “What a Wonderful World” удержали концерт на должной высоте.

Jean ‘Toots’ Thielemans (harmonica), Kenny Werner (piano), Ray Drummond, Aram Kersbergen (bass), Jeff Hamilton (drums), Frits Landesbergen (percussion), Jurre Haanstra (conductor). Guest vocals: Roberta Gambarini, Lizz Wright, Jamie Cullum.

Brad Mehldau

Брэд МелдауОдин из наиболее ярких представителей сольного джазового фортепиано, американец Брэд Мелдау по программе должен был быть представлен двумя следующими друг за другом концертами, которые заранее были мной отмечены как события, которые пропустить нельзя ни в коем случае. Однако в связи с задержкой самолета из Осло эти два концерта ужались до скромных сорока минут, втиснутых между двенадцатью и часом ночи.
Эти сорок минут в музыкальном плане были едва ли не самыми интересными за все фестивальное время. В оригинальных композициях звучание фортепиано Мелдау было совершенно классическим, лишенным привычных джазовому уху блюзовых тонов, синкопированности и свинга. Изложение было построено на использовании различных фактур, остинантности и полифонии, причем определить наличие импровизации (или темы?) не представлялось возможным. С другой стороны, исполнение стандартов было гораздо менее интересным - казалось, что музыкант намеренно избегает джазовой аутентичности, в результате чего в музыке ощущалась изрядная доля искусственности. По общему же впечатлению от этого небольшого концерта можно сказать, что Мелдау является одним из наиболее интересных солирующих пианистов в области импровизационной музыки, с языком которого предстоит еще разобраться.

McCoy Tyner All Stars Band

Маккой ТайнерС легкой руки организаторов квинтет одного из основоположников модального джаза Маккоя Тайнера попал в рубрику "пост-боп", что вызвало у меня определенные опасения - граница между музыкой и физкультурой в данной области весьма тонка, наблюдать же упражнения в беглости у меня не было никакого желания.
Эти опасения были напрасны - с первых нот стало понятно, что здесь будет настоящее дело. Коллектив исполнял в основном тайнеровские темы (порадовали нас и знаменитым “Blues On The Corner”), причем исполнял их в совершенно титанической манере. Тут как нельзя кстати оказался и звук саксофониста Гэри Бартца - плотный, концентрированный, лишенный малейшего визга, - и манера контрабасиста Чарнета Моффетта извлекать звук легким ударом смычка по струне в районе порожка, в результате чего возникает эффект игры слэпом. Сам же маэстро находился в прекрасной форме и демонстрировал свою "фирменную" мелкую технику, гармоническое мышление и метрическое чувство.
На протяжении всего концерта Маккой Тайнер вид имел весьма суровый и улыбнулся лишь однажды - когда на одной из его импровизаций, исполненных с нечеловеческим напором, техника не выдержала и дала густой низкий фон.

McCoy Tyner All Stars Band: Gary Bartz (alto-, soprano sax), Ravi Coltrane (tenor sax), McCoy Tyner (piano), Charnet Moffett (bass), Eric Gravatt (drums).

Бэла ФлекBela Fleck, Stanley Clarke, Jean-Luc Ponty

Банджо, бас-гитара и скрипка - нет, друзья, это не легкомысленное кантри, это три виртуоза, три единственных в своем роде музыканта собрали огромный зал, почти что стадион, своих благодарных слушателей.
Музыка тут была умная, тонкая, и вместе с тем энергичная и наэлектризованная. Исполнив несколько пьес в трио, музыканты разошлись и дали друг другу поиграть соло. Соло эти были технически чрезвычайно сложны, насыщенны и содержательны, а остальное надо было слышать.
Жан-Люк ПонтиБанджоист Бэла Флек, впрочем, был не чужд и элемента клоунады, продемонстрировав уверенную игру носом. Стоит ли осуждать его за это, если в результате уровень контакта с публикой достигает такого значения, что зал взрывается овацией не после, а одновременно с финальным аккордом.

Bela Fleck (banjo), Stanley Clarke (bass), Jean-Luc Ponty (violin)

Неизвестный Питерсон

Оскар ПитерсонКонцерт титана джаза пианиста Оскара Питерсона многими воспринимался, без сомнения, как главное блюдо фестиваля. Оно и понятно - оказавший огромное влияние на развитие джаза музыкант, чье гармоническое мышление и импровизационная манера стали уже хрестоматийными, являет собой пример живого классика в прямом смысле слова. Побывать на концерте Питерсона для любителя джаза - все равно, что побывать на концерте Шопена для любителя классики, даже если музыкант ничего не будет играть, а просто будет сидеть на сцене и, улыбаясь, смотреть в зал.
Концерт начался в типичной питерсоновской манере: сначала на сцену вышел и заиграл в полном одиночестве ударник Элвин Куин, потом к нему присоединился басист Дэвид Янг, потом - гитарист Ульф Вакениус, и, наконец, из левой кулисы появился сам Питерсон, Питерсон-глыба, Питерсон - матерый человечище. Видно было, что передвижение дается ему с трудом, поэтому некоторое время потребовалось на то, чтобы пересечь сцену и устроиться за инструментом. Наконец, рояль зазвучал под питерсоновскими пальцами - и музыка та была незнакома.
Эти знаменитые пассажи, рассвингованные до самых мелких долей метра, эти безумные темпы, эти синкопированные секвенции - все осталось в прошлом, застыло на бесценных записях, растворилось в беге времени. Оставаясь метрически безукоризненно точным, но безуспешно пытаясь вернуть былую свободу непослушным пальцам, Питерсон мог только обозначать ход своих мыслей, от прихотливо украшенного фасада остались грубые леса, от пассажей - опорные ноты. Вся внутренняя "кухня" его исполнительского метода выступила наружу, но то, от чего захватывало дух - ушло навсегда.
Зато, лишенный своей ошеломляющей техники, Питерсон обрел такую сосредоточенность исполнения в балладах, которую мы прежде в нем и не подозревали. В этих балладах, написанных им в классической манере и классической гармонии, был другой, неизвестный Питерсон - созерцатель, философ, минималист. Баллады те посвятил он ушедшим друзьям и коллегам - Норману Грантцу, Нильсу Педерсену, Рэю Брауну, Милту Джексону и, увы, многим, многим другим.
Оскар Питерсон
Oscar Peterson Quartet: Oscar Peterson (piano), Ulf Wakenius (guitar), David Young (bass), Alvin Queen (drums)

Эпилог

На фестивале такого масштаба нет возможности посетить не то что все концерты, но даже те концерты, которые хотелось бы посетить. Равно невозможно в одном репортаже рассказать о всех концертах, которые посетить все же удалось - концертах Чика Кориа, Кенни Вернера, Хэрби Хэнкока, Джона Зорна, Фила Вудса, Дэвида Санборна и многих других. Да и вообще, музыка - это то, что лучше один раз услышать самому.

У Дейва Брубека есть тема "King For A Day". Фестиваль Северного Моря можно назвать "Kingdom For Three Days", и в следующий раз это королевство распахнет свои двери 14, 15, 16 июля 2006 г. в Роттердаме. Говорят, там будет больше места для публики...

Дмитрий Булычев,
Гаага - Санкт-Петербург
специально для "Полного джаза"
фото автора

Как это было в Москве
22-23 июля изрядная часть московской джазовой общественности покинула столицу, погрузившись в Северном речном порту на борт четырехпалубного теплохода с громким именем "Карл Маркс". По традиции, уже седьмое лето подряд это старомодное (постройки 1957 г.), но все еще надежное изделие кораблестроителей бывшей Германской Демократической Республики на сутки увозит из Москвы несколько сотен слушателей и несколько десятков музыкантов, чтобы на целую ночь и на половину следующего дня встать у тихого берега отдаленного Пестовского водохранилища. Были на борту и авторы "Полного джаза", которые с удовольствием наблюдали в течение путешествия и за многочисленной московской джазовой молодежью, и за ветеранами жанра...>>>>

Сергей Пронь20 июля в "Джаз-арт клубе", с 2004 г. работающем каждую среду в помещении клуба "На Брестской", прошел концерт одного из наиболее интересных российских музыкантов современности - екатеринбургского трубача Сергея Проня.
Несмотря на "мертвый сезон" в столице, слушателей в зале было немало. Возможно, не последнюю роль в этом сыграл тот факт, что московская публика за последние годы все же привыкла пусть к нечастым, но полновесным выступлениям Проня на большой, как правило - фестивальной сцене (редкое исключение - появление его в качестве специального гостя кёльнского оркестра WDR Big Band в феврале 2004 года), и услышать его в амплуа клубного музыканта было весьма любопытно. Впрочем, разница в программе оказалась не существенной. К тому же выступал Пронь со своим постоянным московским партнером, молодым пианистом Владимиром Нестеренко. Ансамбль дополняли Сергей Васильев на контрабасе и Павел Тимофеев за ударной установкой.
На концерте Сергей Пронь не изменил своей обычной стилистике: стремительные темы, построенные на коротких синкопированных мотивах, обязательная смена темпов внутри композиции, игра с ритмическими рисунками и стилями - как правило, в пьесах можно четко выделить два стилистических полюса, например, джаз-рок на восемь восьмых и бибоп, а также многие иные варианты сочетаний. Специфичен и интересен подход Проня к громкостной динамике - у него она служит скорее не образам, а экспрессии, как если бы художник отказался от изображения предметов и сосредоточился на цветовых переходах. Этому впечатлению способствует и то, как музыканты обращаются с гармонией - как правило, единожды оттолкнувшись от нее, они отправляются в "свободное плавание", не считая нужным строго придерживаться канонических рамок, и лишь время от времени обозначая их не всегда очевидными способами. Впрочем, Сергей Пронь не отказывается от образов наотрез. Просто их контуры в большей степени определяются стилевыми особенностями ритма, чем мелодическими средствами. В частности, серьезность музыкального материала не помешала нескольким парам слушателей начать ритмично подергиваться под звуки самбы, а потом и вовсе пуститься в пляс, когда в одной из пьес обозначился явственный ритм вальса.
Владимир НестеренкоКраски инструментов Проня (а пользовался он разными инструментами, обладающими весьма разными и тембрами, и динамикой звучания, и звуковысотным диапазоном - флюгельгорном, трубой и "карманной трубой", pocket trumpet) удачно оттенялись красками, предлагавшимися клавишником Владимиром Нестеренко. В отличие от прежних инкарнаций "Джаз-Арт клуба", в нынешнем нет акустического рояля, но выбранный Нестеренко на синтезаторе тембр аналогового электропиано удачно сочетался с тембровыми находками екатеринбургского трубача и позволял интересно раскрасить экспрессивную звуковую палитру ансамбля.

Анна Филипьева (текст),
Кирилл Мошков (текст, фото)

Алексей Кузнецов17 июля на летней площадке одной из новых московских джазовых площадок - клуба FAQ-Cafe в Газетном переулке - состоялось выступление одного из виднейших джазовых гитаристов страны Алексея Кузнецова.
Народный артист России Алексей Алексеевич Кузнецов - знаковая фигура московского (шире - российского, еще шире - постсоветского) джазового мэйнстрима. Алексей Алексеевич - один из тех ветеранов отечественного джаза, кто не стал искать счастья "за бугром", а работает в России, радуя поклонников джазового мэйнстрима. Он - частый гость на российских джазовых фестивалях, а его огромная просветительская и преподавательская деятельность, которую он ведет в московском салоне "Аккорд", заслуживает, строго говоря, отдельного рассказа.
Выступление 17 июля намечалось в рамках "творческой мастерской FAQ-Cafe", и играть вместе с гитаристом должен был Игорь Кондур (контрабас). Зрители и музыканты расположились в уютном дворике. Первое, что бросалось в глаза - отсутствие контрабаса. Вместо него на сцене рядом с гитарой мэтра стояло цифровое фортепиано Korg SP200. Выяснилось, что контрабасист Игорь Кондур не смог присоединиться к Алексею Алексеевичу из-за гастролей с Валерием Сюткиным, и его заменит один из лучших джазовых пианистов страны Лев Кушнир.
Первые же аккорды гитары в пьесе Керна "All The Things You Are" определили характер концерта - спокойный, добрый, почти домашний. Мягкое звучание инструмента Кузнецова и легкие вставки Кушнира сразу привлекли внимание и сидящих за столиками, и случайно проходивших по переулку прохожих. Приятно было смотреть, как люди оторвались от своих салатов, мяса, гарниров, десертов, вин, пива, коньяков, кофе, сигар, сигарилл и кальянов. Все смотрели на улыбающееся лицо гитариста, разговаривающего своей гитарой, на серьезное лицо пианиста, шевелящего губами, как будто уговаривая гармонии родиться. Никто никому не мешал, это был тот случай, когда хотелось, чтобы произведение звучало как можно дольше, желательно - вообще не прекращалось. В перерывах музыканты шутили про переводы песен, как с пьесой Арлена "Come Rain Or Come Shine" ("То ли дождик, то ли снег…"), “Israel” или "Минорный блюз", как его называет сам Алексей Кузнецов. Не надо говорить о том, насколько тонко и мастерски оба музыканта владеют своими и инструментами. В таких классических джазовых темах, как "Lover Man", "Body & Soul", "Blue In Green" и в паре сольных вещей Алексей Алексеевич показал всю мощь своего искусства.
Ко второй половине концерта свободных столиков вообще не осталось, некоторые просто стояли в переулке и слушали завораживающие звуки, извлекаемые музыкантом. Даже начинающаяся гроза не смогла прервать этого прекрасного действа. Под завывания ветра, при свете одного-единственного фонаря, свет которого одиноко падал на клавиши цифрового рояля, слышались последние аккорды сюиты, составленной из произведений "герцога" джаза Дюка Эллингтона. Первые капли дождя резко вырвали зрителей из теплой атмосферы музыки. Как бы ни хотелось попросить музыкантов сыграть на бис, это было невозможно из-за дождя, поэтому концерт пришлось завершить на этой предпоследней ноте.

Алексей Золотовицкий

Говорите,
вас слушают
Сегодня мы слушаем нашего коллегу из Румынии - джазового критика, исследователя и историка джаза (а также известного румынского поэта) Вирджила Михаю. Автор интереснейшей книги о джазовой культуре Португалии ("Jazz Connections in Portugal: A Romanian Viewpoint"), корреспондент американского джазового журнала Down Beat в Румынии, Вирджил Михаю (Virgil Mihaiu) из трансильванского города Клуж-Напока активно ездит по Европе и США, изучая джазовую сцену и музыкальные (впрочем, как и литературные) сообщества, блестяще владеет несколькими языками (включая русский), издает книги своей поэзии на румынском и английском языках - но, в начале июля впервые за тридцать лет посетив Россию, он рассказывал нашему постоянному автору, музыкальному обозревателю радио "Культура" Дмитрию Ухову, конечно же, в первую очередь о джазовой сцене своей страны, сцене, известной у нас очень мало...>>>>
Что намечается:
 столичные анонсы
19-21 августа в Москве вот уже в восьмой раз открывается очередной джазовый сезон. Конечно, нет такого мероприятия - "открытие джазового сезона". Есть VIII московский международный фестиваль "Джаз в саду Эрмитаж". В небольшом уютном парке в центре Москвы уже в восьмой раз - три дня первоклассного джаза...>>>>
Радио
В последний летний месяц Радио "Культура" (91.6 FM в Москве; 67.58 УКВ в Оренбурге, 102.5 FM в Ульяновске, 101.7 FM в Иркутске, 103.6 FM в Тюмени) приглашает своих слушателей в увлекательное музыкальное путешествие. В августе в эфире радиостанции - три ярких джазовых события.
С 1 по 17 августа в эфире Радио "Культура" - концерты из цикла "Евроэкспорт". Впервые в российском радиоэфире прозвучат лучшие джазовые концерты, записанные в Европе и Америке в 2003-2004 году.
Комментирует концерты проекта "Евроэкспорт" обозреватель Радио "Культура", председатель российской секции Международной ассоциации джазовых журналистов Дмитрий Ухов: "Радио "Культура" входит в систему Европейского вещательного союза и, в связи с этим, имеет доступ к записям концертов и исполнителей, которые делают крупнейшие радиостанции мира. Это огромное богатство музыки разных жанров и направлений в исполнении звезд. Нами были отобраны лучшие джазовые записи, сделанные в Европе и в США в 2003-2004 гг. Все они будут только в эфире Радио "Культура" и только один раз. Это будет настоящее захватывающее джазовое приключение, которое испытываешь однажды и запоминаешь на всю жизнь".
1, 2, 3 августа в 19.00 - "Выдающиеся джазовые события", цикл концертов, которые ретранслирует Европейский радиовещательный союз, впервые предоставляя их российской радиостанции - радио "Культура".
Дмитрий Ухов решил начать цикл с события, действительно, мирового значения: 18 октября 2004 г. в нью-йоркском Линкольн-центре состоялось открытие первого на родине джаза (и, наверное, во всем мире) джазового концертного комплекса Джаз в Линкольн-центре (Jazz at Lincoln Center - сначала сокращали J@LC, теперь упростили - JALC). В JALC -три зала: собственно концертный "Театр Фредерика Роуза", "Кока-кола клуб имени Диззи" (Гиллеспи) и камерный зал Аллена. Национальное общественное радио (производитель некоммерческих программ, на которые подписываются более 700 кабельных и FM-радиостанций) и знаменитая джазовая радиостанция WBGO в Ньюарке вели прямую трансляцию открытия "Джаза в Линкольн-центре". Выступили: в первую очередь, разумеется, два джазовых биг-бэнда - Оркестр Линкольн-центра под управлением трубача Уинтона Марсалиса и Афро-Латинский оркестр Артуро О'Фарилла. Их гости - альт-саксофонист Джо Ловано, дуэт барабанщиков Роя Хэйнса и его внука Маркуса Гилмора (двойное соло в "Sing, Sing, Sing"),отец и сын Дик и Тэд Нэш, саксофонист Пакито д'Ривера. А также, естественно, во всех трех залах обязательно появлялся и сам арт-директор "Джаза в Линкольн-центре" Уинтон Марсалис.
Сюрпризом для знатоков буду выступления двух вокалисток: Эбби Линкольн - в контексте мэйнстрима и - настоящее открытие! - Сэнди Стюарт. Она выступает в "Кока-кола Клубе" под аккомпанемент своего сына - пианиста Билла Шарлапа.
15 и 16 августа в эфире Радио "Культура" - концерт, состоявшийся 6 июня 2004 года во Франции, в Национальном центре драматического искусства Нормандии в городе Эрувилль Сен-Клэр. Это музыкальное событие было посвящено 60-летию открытия Второго фронта и транслировался Радио Франс.
Завершит проект "Евроэкспорт" 17 августа концерт легендарного американского певца и пианиста Бобби Шорта, записанный в Нью-Джерси в 1990 году.

4, 5, 6, 7 августа в эфире Радио "Культура" - концерты летнего Le-фестиваля в "Ле Клубе".
Первый летний Le-фестиваль прошел в августе 2002 г. В этом году состоится уже четвертый по счету Le-фестиваль. В нем примут участие и российские джазовые звезды, и молодые, подающие большие надежды коллективы. И есть все шансы на то, что летний Le-фестиваль в "Ле Клубе" станет одним из самых запоминающихся и ярких музыкальных событий августа. Тем более, что в этом году впервые концерты фестиваля смогут услышать не только посетители самого известного джазового клуба России, но и аудитория Радио "Культура". Вот что сказал об этом фестивале арт-директор "Ле Клуба", саксофонист Игорь Бутман: "Le-фестиваль в "Ле Клубе" восполняет недостаток культурных событий в августе. Для джазовых исполнителей наш фестиваль - последнее концертное выступление лета, накануне долгожданного отпуска. И счастливое, летнее настроение звучит в каждой исполняемой ноте. Участниками этого замечательного музыкального праздника в августе смогут стать не только посетители клуба, но и слушатели радио "Культура"".
Расписание концертов Le-фестиваля в эфире Радио "Культура":
  • 4 августа, 19.00 Сергей Манукян - вокал, клавишные и Даниил Крамер - рояль
  • 5 августа, 19.00 Аркадий Овруцкий - бас, Юлия Рома - вокал; Вадим Эйленкриг - труба и группа "XL"
  • 6 августа, 19.00 Яков Окунь - рояль, Алекс Ростоцкий - бас
  • 7 августа, 19.00 Анатолий Кролл - рояль, Симон Ширман - саксофон, скрипка; группа "Omnium Band".

Ведущий концертов в эфире Радио "Культура" - Кирилл Мошков, главный редактор интернет-портала "Джаз.Ру".

18, 19, 20 и 21 августа в гостях у Радио "Культура" - Московский международный фестиваль "Джаз в саду "Эрмитаж". В этом году фестиваль "Джаз в саду "Эрмитаж" пройдет в восьмой раз. Традиционно этот праздник собирает огромное количество поклонников джаза. В прошлом году фестиваль за три дня посетило более 10 тысяч человек. И все же до недавнего времени "Джаз в саду Эрмитаж" оставался праздником только для москвичей. Благодаря трансляциям Радио "Культура" возможность услышать концерты этого фестиваля появится у поклонников этого музыкального жанра за пределами столицы.
Генеральный продюсер и арт-директор ММФ "Джаз в саду "Эрмитаж" Михаил Грин: "С каждым годом фестиваль набирал силу и из чисто российского постепенно перерос в полноценный международный фестиваль с участием известнейших исполнителей джаза со всего мира. В этом году в фестивале примут участие: новый оркестр "Академик-Бэнд" под руководством народного артиста России Анатолия Кролла, квинтет "Newtone" из Новосибирска, ансамбль джазового аккордеониста Владимира Данилина, квинтет известного московского саксофониста Валерия Киселева, знаменитый "Уральский диксиленд" из Челябинска. Свои новые программы представят ансамбли Олега Киреева, "Бриль Бразерс" и "Фанки-лэнд" скрипача Феликса Лахути. Среди иностранных участников: ансамбль Регины Репман из Германии, грузинско-немецкий этно-джазовый квартет The Shin, ансамбль самого знаменитого российского джазмена в США - Валерия Пономарева, пианист из Турции Кент Мете, голландский контрабасист Йорис Теепе, трубач-виртуоз из Франции Мишель Марр, который выступит вместе со звездой советского джаза саксофонистом Александром Пищиковым, живущим сейчас в Берлине, квартет легенды польского и европейского джаза Збигнева Намысловского. И, как всегда, в фестивале примут участие звезды американского джаза: выдающийся саксофонист и флейтист Джеймс Сполдинг, замечательный нью-йоркский тенор-саксофонист Дон Брейден и известная певица Синтия Скотт. В прошлом году мы успешно начали сотрудничество с Радио "Культура". В этом году оно продолжится концертами участников фестиваля в Пятой студии на Малой Никитской, которые публика сможет услышать в прямом эфире на Радио "Культура".
Концерты участников Московского международного фестиваля "Джаз в саду "Эрмитаж" в эфире Радио "Культура":

  • 18 августа, 19.00 - "Уральский диксиленд", квартет The Shin. Пятая студия. Прямая трансляция.
  • 19 августа, 19.00 - квартет Валерия Кисилева, ансамбль "Бриль Бразерс". Пятая студия. Прямая трансляция.
  • 20 августа, 19.00 - квартет Владимира Данилина, квинтет Алексея Подымкина. Пятая студия. Прямая трансляция.
  • 21 августа в 19.00 - трансляция заключительного концерта фестиваля "Джаз в саду Эрмитаж".
Чтение
Мы завершаем публикацию фрагментов книг московского композитора, аранжировщика, саксофониста и джазового педагога Юрия Чугунова. В середине 70-х он был одним из тех, кто положил начало преподаванию джаза в советских музыкальных учебных заведениях; его перу принадлежит самый первый отечественный учебник по джазовой гармонии (1976).
В ##305-308 мы опубликовали четыре фрагмента из книги "Семь кругов джаза" (1999), а в предыдущих трех выпусках - три первых фрагмента из более новой работы, "Музыкальные пути". Сегодня - завершающий, четвертый отрывок из этой книги...>>>>
А в это время за бугром...
Альберт Мангельсдорф. Фото: Марк Вольраб25 июля во Франкфурте-на-Майне (Германия) скончался один из ведущих джазовых музыкантов Европы - тромбонист Альберт Мангельсдорф.
Он родился во Франкфурте-на-Майне 5 сентября 1928 г. Ему было 12, когда в разгар войны его старший брать Эмиль познакомил его с джазом. Семья жила тогда в городе Пфорцхайме; Альберт начал изучать игру на скрипке и основы гармонии под руководством своего дяди, академического музыканта. "Когда дядя и тетя уходили на работу в театр", вспоминал Мангельсдорф, "мы включали "вражеское радио", что было строжайше запрещено. Мы слушали джаз - американцы передавали много Гленна Миллера, но звучали и Дюк Эллингтон, и Каунт Бэйси, которые нравились мне гораздо сильнее. Да и мой брат со своими друзьями слушали настоящий джаз".
В 1946 г., после войны, Альберт Мангельсдорф начал осваивать игру на гитаре и первое время играл в танцевальных ансамблях, работавших в клубах американской армии. Однако из всех инструментов джазового ансамбля больше всего его интересовал тромбон, и с 1947 г. он переключился на этот инструмент. "Тромбон", говорил Мангельсдорф, "инструмент крайне сложный, и прогресс молодого музыканта проявляется очень медленно. Я то и дело терял кураж". Однако несколько лет занятий с солистом группы тромбонов оркестра Франкфуртской оперы Фрицем Штаром, а также изучение музыки Лени Тристано оказали очень серьезное влияние на молодого музыканта.
В течение 1950-х Мангельсдорф много играл с другими молодыми европейцами, впоследствии образовавшими первое поколение оригинальных европейских джазовых музыкантов со своим голосом, не ограничивавшихся копированием американских образцов - Хансом Коллером, Аттилой Цоллером и др. В 1957 г. он возглавил "Джазовый ансамбль Радио Гессена", а в 1958 г., будучи членом International Youth Band, впервые принял участие в Ньюпортском джазовом фестивале в США. "Это был самый важный момент в моей жизни", вспоминал Мангельсдорф, "именно там я понял, общаясь с музыкантами, что то, о чем я и раньше думал, правильно: важно найти свой собственный путь, не копируя никого".
В 1961 г. Мангельсдорф создал свой квинтет с саксофонистом Хайнцем Зауэром, просуществовавший почти десятилетие. В этом ансамбле он развил и укрепил принципы игры, в следующем десятилетии сделавшие его одним из ведущих джазовых инструменталистов Европы. Но еще до этого, в 1965-м, Мангельсдорф победил в опросе критиков журнала Down Beat как "музыкант, заслуживающий большего признания", неоднократно выступал на Ньюпортском фестивале, снискал похвалы многих джазовых титанов (так, пианист Джон Льюис, лидер Modern Jazz Quartet, называл его "самым важным новатором тромбона").
Конец 60-х принес радикальную смену стилистики, в которой работал Мангельсдорф: он обратился к фри-джазу, играя эпохальные концерты с квинтетом трубача Манфреда Шоофа, или в дуэте с саксофонистом Петером Брётцманном, или с большим составом Globe Unity Orchestra. Двигался в направлении фри-джаза и его собственный ансамбль с Хайнцем Зауэром, сократившийся до квартета. Однако к середине 1970-х Мангельсдорф пришел к выводу, что ограничивать себя каким-то одним стилем означает обеднять свою музыку. Опыт, полученный в свободной импровизации, изрядно расширил и углубил его возможности и как исполнителя, и как композитора, но он никогда не замыкался исключительно в рамках "фри".
Альберт Мангельсдорф. Фото: Йос КнепенВ 1971 г. он записал свой первый полностью сольный альбом, "Trombirds", демонстрировавший весь спектр его исполнительских возможностей, включая полифоническую игру на тромбоне (с использованием собственного голоса) - так называемую технику multiphonics - и массу других экзотических приемов. Эта сторона творчества Мангельсдорфа получила наивысшее воплощение в его знаменитом сольном концерте на Олимпийских играх в Мюнхене. Критики определяли концепцию его сольных выступлений как "один человек, один тромбон, один микрофон". Из сольных записей Альберта Мангельсдорфа лучше всего известен альбом "Purity" (Mood Records, 1990).
Из своих записей 1980-1990-х он сам особенно ценил дуэтную работу с американским саксофонистом Ли Конитцем, идеи которого оказали на Мангельсдорфа большое влияние, и работы с крупными составами United Jazz and Rock Ensemble и Globe Unity Orchestra. В 1990-е музыкант был музыкальным директором Берлинского джазового фестиваля.
Альберт Мангельсдорф продолжал концертировать до последних дней жизни. Полтора года назад он дал блестящий концерт во Франкфуртском Доме оперы в честь своего 75-летия...
ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:

Анна Филипьева,
Дмитрий Ухов,
Алексей Золотовицкий,
Дмитрий Булычев,
Юрий Чугунов,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
соб.инф.

Фото:
Кирилл Мошков,
Йос Кнепен,
Марк Вольрат,
архив сервера "Джаз в России"

Воплощение:
Павел Абраменков

 


Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

 

 

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

    
     Rambler's Top100 Service