ВЫШЕЛ В СВЕТ №54 (№1-2014) журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА НА 2014 - ТЕПЕРЬ ДЕШЕВЛЕ И ПРОЩЕ, ЧЕМ КОГДА-ЛИБО!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #27, 2005

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading
Вирджил Михаю о румынском джазе
Вирджил МихаюС Вирджилом Михаю мы познакомились лет двадцать пять назад, если не больше, но заочно! Впервые лично встретились только год назад в Вене. Вирджил сам выучил русский язык - причем так, что даже трудно поверить, что единственный раз он был у нас проездом тридцать лет назад. И вот приехал в связи со съемками фильма и книгой о Михаиле Булгакове.
Наш разговор в студии радио "Культура", конечно же, был посвящен в первую очередь румынскому джазу.


- Румынский джаз - интересное явление. В 50-60-е годы ХХ века во многих странах формируются самостоятельные джазовые школы. Как у вас Вагиф Мустафа-заде, в Швеции - Ян Юханссон, в Польше - Кшиштоф Комеда. У нас такой фигурой был Рихард Ошанитцки, гениально одаренный музыкант-композитор. Вибрафонист, пианист, руководитель биг-бэнда. Увы, Ошанитцки в каком-то смысле жертва тоталитарного режима - от невозможности осуществить многие свои замыслы он стал много пить, и в 1979 году умер, в общем, совсем молодым - в возрасте сорока лет. Ну вот, например, в конце 60-х существовал очень крепкий коллектив с Ошанитцким, фактически, в роли лидера .Он назывался Free-tet (Джонни Рэдукану - контрабас, Дан Миндрила и Штефан Бериндей - саксофоны и отличный, тогда совсем юный барабанщик Эуджен Гонди), но на пластинках он так и не вышел. Хорошо, хоть остались какие-то архивные записи "Радио Бухарест".
Зато Двойной концерт для тенор-саксофона, фортепино, биг-бэнда и симфонического оркестра Ошанитцкого исполнялся в Лейпциге в 1970 году и вышел на пластинке. Совсем недавно я был в Лондоне и показал ее Лео Фейгину. Он сразу захотел ее издать (пока не выходит - нет денег). Так вот, Лео был в полной уверенности, что это - новая работа, сделанная уже в ХХI веке, хотя ей уже почти сорок лет. В общем, не будет большим преувеличением назвать Рихарда Ошанитцкого создателем румынской джазовой школы.

Richard Oschtanitzky Freetet - "Neurasia":
mp3 128 kbps - 8.5 Mb (
переименовано в mp2 для проходимости фильтров)

RealAudio - 1.4 Mb

R.O. - piano, DanMandrila - ts, Stefan Berindei - ss, Johnny Raducanu - b, Wolfgang Guttler - b, Eugen Gondi - dr, Nelu Marinescu - tp

После него, и в чем-то благодаря ему, раскрылись таланты Дана Миндрилы, Джонни Рэдукану, которых я уже упомянул, а также пианиста Мариуса Поппа и вокалистки Ауры Урзичяну. Они, в общем, тоже развивали язык джаза на основе национальных традиций.

Да, Ауру у нас знали хорошо - в первую очередь, благодаря долетавшим сведениям о том, что она выступала с оркестром Дюка Эллингтона. Ну и пластинки были - не все, конечно.

- С Эллингтоном Аура Урзичяну и правда выступала, но Дюк уже был тяжело болен и года через два умер. И Аура как-то растворилась в воздухе Северной Америки - а жаль. Настоящий джазовый талант, что она доказала своими записями стандартов. Жаль…

Aura Urziceanu + Bucuresti Jazz Quintet - "Jocul Tambalelor"
mp3 128 kbps - 4 Mb (
переименовано в mp2 для проходимости фильтров)
RealAudio - 0.7 Mb

А потом настали трудные времена… Диктатура, как в Северной Корее. Джаз был почти что андеграунд, фестивали в Сибиу, например, были почти что оппозицией режиму. Чудом казалось, что что-то вообще происходит - в начале 80-х я решился издать две пластинки на Leo Records, написал аннотации к диску - это была та еще авантюра! Но дуэт "Креатив" (Гарри Тавитян - фортепьяно, Корнелиу Строе - ударные) был слишком значителен для нас, чтобы не сделать его международным достоянием . "Свободный джаз" этого дуэта олицетворял собой свободу в абсолютно несвободной стране. И даже широкая публика чувствовала это.

Можно ли сравнить "Креатив" с нашим трио "Ганелин-Тарасов-Чекасин"?

- Да, конечно. "Креатив", однако, много выступал и с другими музыкантами. Ядро "Креатива", то есть Тавитян и Строе, органически развивало все ту же национальную школу. Но в новое время началось то, что по-английски называется brain drain, утечка мозгов. Все ринулись на Запад, но тех, кому удается оставаться на плаву, можно пересчитать по пальцам: Николай Симеон - в Австрии, Ион Бачу - в Швеции, Петер Вертайхмер - в Израиле, Мариан Петреску и Мирча Стан - в Финляндии. Скрипач Александер Баланеску -в Англии. И все! А остальные - как и Аура Урзичяну - канули в безвестность… Вот, например, пианист Янси Кереши, очень известный - у вас его должны помнить. Он был победителем конкурса на Московском фестивале молодежи и студентов в 1957 году.

Да. У меня сохранились две пластинки - одна на фортепьяно, другая - с электроорганом, правда, это, скорее, поп-музыка. Я, кстати, давно интересовался куда же он делся? Я думал даже, что в Венгрию уехал как представитель национального меньшинства.

- Нет, эмигрировал он в 1968 году и в Америку - но никакой информации… Хотя, наверное, этого предмет отдельного разговора...

(окончание следует)

Беседовал Дмитрий Ухов
фото: Кирилл Мошков

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service