ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #34,2005

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Рецензии

* * * * * - шедевр
* * * * - отличная работа
* * * - хорошая работа
* * - хорошо, но скучно
* - не стоит затраченного времени


Monty Alexander
-
"Live At The Iridium"

Telarc, 2005

61:20

* * * *

Монти Александер - очень удачный пример того, что должен сделать музыкант извне США, чтобы добиться успеха в джазовом мэйнстриме. Четыре с лишним десятилетия его карьеры в США - еще не повод для того, чтобы пианиста из Кингстона перестали называть "ямайским" пианистом. Но при этом ямайские элементы он использует в своей игре крайне дозированно и очень редко - в данной концертной записи, сделанной в нью-йоркском "Иридиуме" в мае минувшего года, например, это всего два трека из девяти ("Happylypso/Funji Mama" и отчасти "Mount Zanda"), да и то ямайский колорит в теме быстро вытесняется добротным американским свингом в импровизационном развитии.
Свинг - ключ к пониманию стиля Монти. Стилистикой величайшего свингового пианиста столетия, Оскара Питерсона, и его предшественника Ната "Кинг" Коула Александер овладел в совершенстве, до степени смешения, изрядно подбавив ритм-н-блюзового напора более поздних последователей Питерсона (или, точнее, пианистов, шедших в одном с ним направлении) - Джина Харриса или, скажем, Джуниора Мэнса. Монти блестяще чувствует стиль, идеально удерживается в его рамках (шагов вправо-влево у него просто не может быть), да и с чисто инструментальной точки зрения он почти совершенен. Чего у него нет - это стремления совершать эти самые шаги вправо-влево, искать что-то новое. Александеру вполне достаточно того, что стандартным языком американского мэйнстрима он овладел в абсолютном совершенстве. Ну, а что "ямайский след" за ним тянется уже пятый десяток лет - так это пианист научился обращать себе на пользу, тонкими мазками (чтобы, не дай Бог, не отпугнуть чугуннолобых любителей мэйнстрима) изредка вписывая ямайский колорит в мэйнстримовую ткань, что позволяет безошибочно отличать его от других пианистов того же направления.
Точная и стильная игра контрабасиста Хасана Шакура, барабанщика Марка Тэйлора и перкуссиониста Роберта Томаса-мл. в этой записи создает мощную поддержку работе самого Монти. Плотная, но в то же время вполне "дышащая" концертная запись, удачно передающая и экспрессию ансамбля, и объем помещения клуба (звукорежиссер Джек Реннер, продюсер - сам Монти Александер), хорошо воспроизводит одно из самых совершенных воплощений джазового мэйнстрима сорокалетней давности, воплощаемого Монти Александером с не меньшей убедительностью, чем на его лучших альбомах 60-70-х.

 


Terence Blanchard
-
"Flow"

Blue Note, 2005

73:33

* * * * *

Около года назад ваш рецензент не жалел превосходных степеней, чтобы описать первый после перехода на Blue Note альбом нью-орлеанского трубача Теренса Бланшарда "Bounce" - несомненно, лучший в его дискографии. Второму альбому не удалось повторить творческий успех первого - хотя это тоже мощная работа. Единственный показатель, по которому "Flow" не сможет соревноваться с предыдущей записью - это цельность. Рецензент, впрочем, не исключает, что стилистический и тембральный эклектизм новой работы Бланшарда - сознательный ход. В этом "звуковом винегрете" есть и "сладкие" красивые звучания, развертывающиеся в соответствии с характерной изобразительной драматургией - они напоминают о протяженной карьере Бланшарда-кинокомпозитора. Есть джазовый мэйнстрим (хотя его и немного) - Бланшард не дает забыть о своих нью-орлеанских корнях и о годах работы в одном из главных коллективов джазового мэйнстрима 80-х, Art Blakey Jazz Messengers. Есть и упругий, моторный ритм-н-блюз, дополнительно оживляемый динамичными, жгучими тембрами вновь актуального ныне раннего джаз-рока. Нет только того непротиворечивого единства, которое цементировало материал предыдущего альбома. Впрочем, а) соблюсти столь тонкий баланс элементов в столь насыщенной разнородными идеями работе чрезвычайно трудно, б) если новый альбом не сравнивать с предыдущим, а воспринимать "как есть" - он все же превосходен.
К "рабочему ансамблю" Теренса (группе, с которой он постоянно выступает и ездит на гастроли) здесь добавилось несколько приглашенных музыкантов, но среди них не слишком много имен "звездного" уровня - только давний друг и учитель, великий пианист Хэрби Хэнкок, записавшийся в двух треках. Но его участие понятно: он - продюсер этого альбома, и именно его продюсерские решения определяют звучание этой работы. Бланшард, собственно, и с Columbia несколько лет назад ушел в основном потому, что активно не признавал доминировавшей в политике крупных лейблов тенденции навязывать артистам "приглашенных звезд", роль которых в улучшении продаж альбомов еще нужно было бы доказать - а вот слаженность ансамблей и вообще уровень подачи авторского материала весьма страдали от того, что время подготовки "приглашенных звезд" к записи в любом случае намного меньше, чем у "рабочих ансамблей". Среди сильнейших участников записи, помимо самого трубача - изобретательный саксофонист Брис Уинстон и каменно-надежный барабанщик Кендрик Скотт.

Константин ВолковКонстантин Волков
для Stereo & Video

 

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service