502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #22 (32) - 9 июня 1999 г.
Слово
к читателям
Жара, тополиный пух, Москва (правда, июнь, а не июль) - попсовая песенка сама лезет в уши, помимо воли и разумения. Самая забавная часть российского джазового сезона - лето. "Как вам нравится русская зима? - Та, что с зеленой травой, еще ничего, но вот та, что со снегом - просто ужас!.." Сразу после восьмимесячной зимы (в далеких и нецивилизованных районах Крайнего Российского Юга - семимесячной) по голове бьет тридцатиградусная жара, которая продержится в лучшем случае две недели. И потом все остальные месяцы глубокой зимы вся страна будет с вожделением и содроганием вспоминать: вот такое, доктор, было у нас веселое лето...
Странно, что так медленно развивается у нас культура фестивалей под открытым небом - ведь русские так любят ту свою коротенькую, но очень веселую зиму, что с зеленой травой. Это очень отчетливо показал прошлый сезон: и московский фестиваль в саду "Эрмитаж", где народ радостно валялся на травке и пил пиво посреди грянувшего августовского кризиса; и концерты "Джазовой провинции" под открытым небом - в Орле и Туле, где по две тысячи зрителей ревом и свистом, как на рок-концерте, встречали появление на сцене Голощекина, Герасимова и прочих... Джаз, безусловно - высокое искусство, но прелесть его и своеобразие в том, что эту свою функцию он необходимо и неизбежно сочетает с развлечением, с "оттягом", с которым он, безусловно, гораздо лучше справляется в толпе под открытым небом, нежели в филармоническом зале.
Это вовсе не означает, будто джаз не должен звучать в филармонических залах. Наоборот, пусть он там побольше звучит, и дай Бог здоровья тем энтузиастам, которые не позволяют джазу из этих залов уйти. Просто, будучи искусством уникальной многофункциональности, многослойности, джаз должен звучать НЕ ТОЛЬКО в филармонических залах. Клубную нишу по крайней мере в нескольких крупных городах джаз уже осваивает. Теперь приходит пора еще одной составляющей - открытого неба, парков, стадионов, площадей и прочих массовых народных гуляний. Это тоже надо осваивать, обязательно надо. Вон, посмотрите, Канада - в Монреале сотни тысяч человек неделю подряд давятся на центральных площадях, где играют джаз! А ведь канадская зима лишь чуть-чуть короче нашей.
Так что очередной бросаемый нами в массы лозунг будет таков:
Дамы и господа, друзья, товарищи, паны, пани, паненки, эфенди, леди и джентльмены! Смелее двигайте джаз в массы под открытым небом! Помните, что лето у нас короткое, джаза - немного, и важно успеть свести их вместе!
Как это было
в Москве
Виталий Головнев4 июня в московском "Birdland'е" состоялась премьера концертной программы "Памяти великого трубача Ли Моргана" - первой концертной программы, где "в полный рост" раскрылся стремительно набирающий вес в московском и - шире - российском джазовом мире молодой трубач Виталий Головнев. Кроме него, в программе участвовал тенор-саксофонист Алексей Николаев (в прошлом - первый саксофон оркестра Анатолия Кролла, сейчас работает в биг-бэнде Игоря Бутмана), клавишник Яков Окунь, барабанщик Дмитрий Севастьянов и музыкальный директор клуба - бас-гитарист Алекс Ростоцкий. Виталий Головнев, невзирая на молодость, уже - лауреат премии "Джаз'Ухо-98" в номинации "Надежда года", поэтому мы тем более счастливы предложить вам запись беседы с ним нашего корреспондента Аси Мелкумовой - беседа состоялась сразу после премьеры программы...>>>>
Говорите,
вас слушают
Сергея ЛетоваСегодня мы слушаем Сергея Летова - одного из самых известных в стране новоджазовых музыкантов, саксофониста, флейтиста, руководителя известнейшего ансамбля "Три О" (где играли Аркадий Шилклопер,Юрий Парфенов, Александр "Фагот" Александров, Аркадий Кириченко), интернетчика, владельца "Макинтоша", деятеля т.н. концептуального искусства, да к тому же еще брата Егора Летова (главного панка России, с позволения сказать). В последние годы деятельность Сергея Летова прочно связана с Интернетом. Об этом, равнео как и о многом другом, с ним беседует Маргарита Фузеева из компании "Ручные компьютеры", с которой Сергей сотрудничает...>>>>
Москва - это вам
еще не все
Итак, Большой Сезон по всей стране медленно угасает. В Европейской части - напомним - уже на следующей неделе начинается передвижной фестиваль "Джазовая провинция" (кстати, ознакомьтесь с расписанием)! А вот в Сибири кое-где сезон уже закрывается. Об этом - наш корреспондент в Томске Валерий Рыбаков...>>>>
Что намечается: московские
анонсы
Главный московский анонс на сегодняшний момент - это московский концерт фестиваля "Джазовая провинция-99", который состоится в КЗ им. Чайковского 22 июня. Нам стало известно, что билеты на этот концерт будут стоить необычайно дешево (от 10 до 50 рублей), так что ожидается приличный наплыв слушателей. Итак, кто же будет участвовать в московской части "Джазовой провинции"?
Мэтр петербургского джаза Давид Голощекин, не так уж часто выступающий в Москве, представит программу "Мир джазовой скрипки". Из Петербурга будет также дуэт юного мастера игры на губной гармонике Максима Некрасова и одного из лучших молодых пианистов северной столицы - Николая Сизова. Директор фестиваля, курский пианист Леонид Винцкевич, выступит со своим трио, с которым ездил по стране еще в 70-е - с участием его брата Сергея Винцкевича на басу и Николая Емельянова на ударных. Кроме того, вместе со своим эстонским партнером, саксофонистом Лембитом Саарсалу, а также с питерским гитарситом Гасаном Багировым и архангелогородской ритм-секцией - барабанщиком Олегом Юдановым и контрабасистом Николаем Клишиным - Винцкевич будет играть в составе сборной, сопровождающей американскую вокалистку Эвелин Уайт. Темнокожая певица из Атланты уже выступала на "Провинции" (в том числе и в Москве) в прошлом году и произвела своим низким глубоким голосом самое благоприятное впечатление.
Еще один представитель США на фестивале - уже знакомый нам нью-йоркский саксофонист Майк Эллис, который едет по всему маршруту "Провинции", включая Центральную Россию и Поволжье. Майк уже планирует весьма интересные совместные номера с разными участниками фестиваля.
Леонид и Сергей Винцкевичи - не единственные представители своего музыкального семейства: на сцену КЗЧ выйдет также сын Леонида, альт-саксофонист Николай Винцкевич, в этом году успешно гастролировавший с отцом и Лембитом Саарсалу по США и названный Московской ассоциацией джазовых журналистов. Вместе с клавишником Алексеем Филимоновым Николай будет играть модный эйсид-джаз.
Уникальный проект "Петербургские саксофоны" представит легендарный музыкант - Геннадий Гольштейн, учитель Игоря Бутмана. Много лет когда-то лучший альт-саксофонист питерского джаза по собственной воле находился вне джазового процесса, и вот год назад на сцене этого же зала был показан первый его проект по возвращении в джаз - "Далекие радости". Переключившись на кларнет, Гольштейн и в музыке мигрировал от столь любимого им раньше Чарли Паркера к свингу середины 30-х. Впрочем, роль его как инструменталиста в "Петербургских саксофонах" невелика: здесь он - бэндлидер, управляющий 20-ю (!) своими учениками-саксофонистами!
Помимо Российского фонда культуры, в организации московского концерта "Джазовой провинции" участвуют компания "Богема Мьюзик" и концертная фирма "Содружество"
Таким будет концерт "Джазовой провинции" в Москве. Не пропустите!

25 июня в здании "Культурного центра на Петровских линиях" (Петровские линии д.1/20, напротив бывшего входа в нотный магазин на Неглинке) состоится "Мини-Мульти-Фьюжн" фестиваль "Пластилиновый Одиссей". Начало в 18.00. В программе - выступления молодых, новых или малоизвестных музыкантов, в том числе групп "Кегли Маугли" , "The Eternal Wanderers", "Пустота" , гитариста Никиты Калашникова (джаз), вокалиста Александра Рыбакова (городской фольклор), гостей фестиваля. А также проект Одиссея Богусевича и друзей "1001 ночь". Вход по билетам (20 руб), билеты можно заказать по e-mail c пометкой "билет" или купить непосредственно в день концерта (зал на 72 места).

Рецензии
Сегодня в рецензиях - два добравшихся до нас нью-йоркских альбома, из числа тех, по которым уже успела пройтись американская критика. Привыкнув доверять оной американской критике, мы с удивлением обнаружили, что ее американские рецепты вовсе не всегда должны служить руководством к действию для наших собственных экспертов...>>>>
А в это время
за бугром...
Мэл Торме5 июня на 74 году жизни умер легендарный поп-джазовый вокалист Мэл Торме, прозванный за свой голос "Бархатным Туманом" ("the Velvet Fog"). Его пресс-агент Роб Уилкокс сообщил, что певец был доставлен из его дома в Беверли-Хиллс (Лос-Анджелес) в медцентр Калифорнийского университета по поводу осложнений, вызванных перенесенным им еще в 1996 г. инсультом. Там, в клинике медцентра, он и скончался в присутствии своей жены Али и всех пяти детей. По поводу смерти певца уже успел высказаться многолетний партнер Торме, пианист Джордж Ширинг (вместе с которым Торме получил два своих "Грэмми"; третий был вручен ему в феврале этого года за "Вклад в течение жизни"), актер Харри Андерсон (вместе с которым Торме в конце 80-х играл в телесериале "Ночной суд"), друг певца - актер-комик Джерри Льюис и другие.
Сам Мэл Торме рассказывал, что его профессиональная певческая карьера началась в 4-летнем возрасте, однако до окончания школы (1943) он не собирался становиться джазовым певцом. Больше того, его менеджмент принуждал его заниматься исключительно "крунингом" (исполнением мягких сентиментальных песенок вполголоса), что и принесло ему прозвище "БархатныйМэл Торме Туман", которое он терпеть не мог: сам он предпочитал импровизационный джазовый вокал. Он аранжировал все, что исполнял, самостоятельно; часто сам себе аккомпанировал на фортепиано; играл на барабанах; вел ток-шоу на ТВ в 50-е гг; за роль в телефильме "Комедиант" был номинован на "Эмми" как "лучший актер второго плана" в 1956-м; написал свыше 300 песен, среди которых популярные "Born To Be Blue" и "The Christmas Song". Он продолжал выступать и в 90-е, только ограничил себя в алкоголе ("бокал вина, и все"), перестал курить и не поднимал тяжестей. Он старался спать 7-8 часов перед тем, как петь, утверждая, что способен "удовлетворительно петь" после 6 часов сна, но "между 6 и 8 часами есть все-таки разница в результатах". Последние его выступления состоялись незадолго до инсульта в 1996 г. Еще в 1998-м врачи и менеджмент певца серьезно обсуждали возможность его возвращения на сцену...

Джо ЛованоС 1 по 11 июля в Монреале пройдет XX Международный джазовый фестиваль - один из трех крупнейших в Канаде (наряду с Торонто и Ванкувером). В этом году в Монреале выступят музыканты из 20 стран, которые дадут 100 концертов, разделенных на 10 серий. Два музыканта - тенор-саксофонист Джо Ловано и канадский пианист Оливер Джоунс - приглашены возглавить собственные концертные серии: так, Ловано выступит: с трио барабанщика Пола Мотиана с участием гитариста Билла Фриселла; в квартете с гитаристом Джоном Скофилдом, басистом Дэйвом Холландом и барабанщиком Алом Фостером; вместе с тенористами Майклом Брекером и Дэйвом Либмэном; в квартете с трубачом Томом Харреллом и, наконец, в "специальном ансамбле" со своей женой Джуди Ловано, трубачом Тимом Хагансом и басистом Эдом Шуллером. Арт-директор фестиваля Андре Менар уверен, что такая схема организации концертных серий, впервые примененная в Монреале десять лет назад (первым ее опробовал контрабасист Чали Хэйден), весьма прогрессивна.
Кассандра УилсонВокалистка Кассандра Уилсон откроет фестиваль конценртным шоу, построенном на ее последнем альбоме "Traveling Miles" (в качестве специального гостя в шоу примет участие легендарный афро-американский трубач Олу Дара. Еще одна знаменитая джазовая вокалистка последних лет, канадка Дайана Кролл, также воссоздаст на фестивальной сцене свой последний альбом - "When I Look In Your Eyes", материал которого она будет исполнять с оркестром из 30 человек. Среди других звезд в фестивале будут участвовать трубач Марк Айшем, бразильский гитарист-вокалист Каэтану Велосу, пианист Дейв Брубек, вокалистка Дайен Шуур, канадский (ныне базирующийся в Лондоне) трубач Мэйнард Фергюсон, норвежский саксофонист Ян Гарбарек в сопровождении Hilliard Ensemble, гитарист Джон Маклохлин с перкуссионистом Закиром Хуссейном и многие другие.
Подробнее с расписанием и артистами фестиваля можно ознакомиться на фестивальной Веб-странице.

Бобби СанабрияПонедельник, 21 июня - Праздник Музыки! Уже много лет в этот день по всей Европе проходят музыкальные мероприятия, приуроченные к придуманному во Франции Празднику. В этом году базовое представление Праздника в Париже будет продублировано в Люксембурге, Австрии и Финляндии. В нем примет участие французское фьюжн-трио Prysm, люксембургский квартет трубача Гаста Вальцинга, финский джазовый дуэт вокалистки Кариты Холмстрем и контрабасиста Теппо Хаута-Ахо, а также австрийский World Beat Jazz Quartet, в составе которого - саксофонистка-флейтистка Каролина Штрассмайер, пианист Джон Ди Мартино, легендарный кубинский барабанщик Бобби Санабрия и живущий в Нью-Йорке русский контрабасист Борис Козлов (экс-Mingus Big Band).

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать!
Материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!
ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:
Константин Волков,
Ася Мелкумова,
Маргарита Фузеева,
Кирилл Мошков,
Валерий Рыбаков

Редактор:

Кирилл Мошков

Источники:

Down Beat,
Associated Press,
Reuters,
PRNewswire

Фото:
Владимир Лучин,
Павел Корбут,
Мартин Коэн,
Associated Press,
архив сервера
"ДжазвРоссии"

Воплощение:

Павел Абраменков