ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #22
Виталий Головнев:
"Я хотел бы выбрать самое важное,
самое искреннее и истинное..."
Виталий ГоловневКак начинался твой музыкальный путь в Москве ?
- В 1991 году я с первого раза поступил на эстрадно-джазовое отделение гнесинского музыкального училища, что на Ордынке. Это была счастливая случайность. Мои родители тогда хотели, чтобы я поступал в какое-нибудь другое учебное заведение - например, в военно-музыкальное училище. Но в нашей семье есть человек, который очень любит джаз. Как раз благодаря ему, моему дяде, я попал из Нальчика в Москву, и это он создал мне такие условия, чтобы я попытался поступить. Получилось. Потом два года армии. А теперь я студент второго курса Российской Академии Музыки.
Джазом я всегда занимался сам, но несколько человек вдохновили меня по-настоящему и не дали уйти в сторону. Во-первых, это мой преподаватель игры на трубе Евгений Александрович Савин. Я обязан ему всем, что умею, и очень благодарен за то, что он сделал из меня такого исполнителя. Во-вторых, это те музыканты, с которыми я обычно играю - Яков Окунь, Алексей Николаев, Ваня Фармаковский. Наша встреча в училище, кажется, будет самым важным событием в жизни потому, что она помогла становлению моего музыкального опыта, вкусов, вообще подхода к музыке и к инструменту.
Твои музыкальные вкусы: что это ?
- Я консервативный человек в музыке. Люблю определенные направления, определенный ряд музыкантов. И вообще, мне кажется, то, что я приобрел в общении с моими любимыми музыкантами, чем я живу в музыке, что мне нравится, - это самое нужное и самое правильное. Я должен идти своей дорогой, никуда не сворачивать, и тогда я достигну того, к чему стремлюсь. А это пока моя единственная цель.
Так за какими кумирами ты тянешься ?
- Много музыкантов, их можно долго перечислять, но в тоже время все они только маленькая частичка огромного музыкального мира. Конечно, меня просто обвинить в "однобокости". Но, что я могу поделать, если именно они вдохновляют на самое большое. Великий состав Майлза Девиса и Колтрейна, бессмертный ансамбль Эрика Долфи и Букер Литла, Уэйн Шортер во всех стилях и направлениях, которых он играл, трубач Ли Морган...
И в тоже время, с кем из российских музыкантов ты хотел бы играть?
- Мне кажется, что в этом городе я уже играю с такими людьми. Это мои друзья, о которых я уже говорил, это и музыканты из оркестров Лундстрема, Бутмана, Осейчука, где я сейчас работаю. Хотя, может быть, кому-то покажется странным, что, отвечая на этот вопрос, я не называю имен мэтров. Я отношусь к ним с большим уважением, благодарен тем, кто, как Игорь Бутман, увидел во мне музыканта и тем самым во многом помог мне. Но, оглядываясь назад, я вижу, что с самого начала со мной рядом талантливые, но такие же молодые музыканты, как и я. И только благодаря им, я открыл самое идеальное, то, что называется музыкальными истинами.
Что ты можешь сказать о джазовом образовании в России ?
- Оно есть. Но... Как бы его и нет. Оно больше напоминает классическое... Тебе покажут, как получить красивый звук или как играть в разных жанрах, то есть помогут стать профессионалом. Но джазу не научат. Это невозможно. Также как невозможно и немыслимо научить образу жизни. Пройдя все этапы "музыкальных университетов", до джаза добираешься, только любя его всем сердцем... Но всегда очень нужен совет хороших людей, тех, кто задаст направление.
У тебя есть творческие планы ?
- Нет. То, что происходит сейчас, мне интереснее того, что будет завтра. Александр Ростоцкий часто приглашает играть в своем клубе. На фестивали зовут не часто. Да я и сам не стремлюсь. На тех фестивалях, где мне довелось играть, я выступал не как бэндлидер, то есть у меня не было группы под названием "Golovnev Vitaly". Но это и не главное. Главное - играть хорошую музыку с любимыми музыкантами.
А мечта ?
- Конечно, есть. Я бы очень хотел послушать "вживую" кого-нибудь из гениев. Наверное, это возможно, только если поехать в Америку. Хотя бы только послушать, прикоснуться к звукам великих Сонни Ролинса, Элвина Джонса...

Беседовала Ася Мелкумова

На первую страницу номера