ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #39, 2005

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Рыбинск - в "Сумасшедшем ритме"

18 октября в Рыбинск вновь вернулся раскаленный июль. С кипящим солнцем, обжигающе бодрящим ветром и безудержным ощущением праздника - восторгом полета после максимального разбега. Новую программу джазовых вечеров в к/к "Авиатор", открытую в сентябре фантастическим выступлением московского вибрафониста Анатолия Текучева и его бэнда, продолжили не менее "горячие московские парни" (так их за глаза окрестила присутствующая в зале варьете музыкальная общественность.) Московский квинтет Crazy Rhythm пробил осеннюю меланхолию, нырнул в самую глубину эмоций, подарив каждому слушателю высококачественный, ядреный, абсолютный оттяг.

Артем Ковальчук"Город полон сумасшедших, но мы к ним не относимся. Разве что отчасти"... Представляя коллектив Crazy Rhythm, трубач Артем Ковальчук сказал - как бы между прочим - что в нем играют лучшие джазовые музыканты Москвы. В ходе концерта стало понятно, что это правда... Имена музыкантов пока не в числе тех, что известны всем и каждому. Однако в джазовой среде они уже пользуются огромным уважением. Каждый - яркая индивидуальность, а значит, может быть "гвоздем" программы. Концерт в Рыбинске был построен именно так. В какие-то моменты джазовый очаг по кругу перемещался от трубача к саксофонисту, гитаристу, барабанщику и контрабасисту. И всякий раз солист "взрывался" новыми красками, новыми импровизационными решениями, новым оттенком эмоций. В результате джазовое "полотно" получилось фантастически пестрым, но при этом на редкость гармоничным. В чем, собственно, и проявила себя ансамблевость.
Многие коллективы в желании достичь ансамблевости проходят через долгую "бракоразводную" цепь. У Crazy Rhythm за спиной лишь один год. Однако уже сейчас коллектив выглядит ладно скроенным и очень добротно сшитым. В его составе - подлинные профессионалы с классическим музыкальным образованием: у каждого в кармане - диплом Российской музыкальной академии им. Гнесиных (только саксофонист Дмитрий Мосьпан скоро его получит).
Александр НадеинБлестящий гитарист Александр Надеин - почетный член Crazy Rhythm, солидный возраст которого отнюдь не мешает совершать головокружительные пассажи, которые так любят остальные музыканты. Ироничный и улыбчивый, любящий запустить хорошей шуткой в зал, он с самого начала устанавливает с публикой подлинно дружеские взаимоотношения. Помимо Crazy Rhythm, у Надеина есть свой квартет. Он также играет в известных коллективах Time For Jazz и джаз-оркестре Виктора Лившица под управлением Владимира Андреева (JVL Big Band).
Сергей ВасильевОбаятельный контрабасист Сергей Васильев и барабанщик Павел Тимофеев, не поленившийся привезти в Рыбинск собственную ударную установку - ритм-секция, работающая во многих коллективах, в частности, в ансамбле джазовой музыки "Зеленая волна" под управлением заслуженного артиста России альт-саксофониста Александра Осейчука. Они неоднократно гастролировали по стране с мэтрами отечественного джазового мэйнстрима - пианистами Даниилом Крамером и Григорием Файном.
Дмитрий МосьпанВ концертах в Рыбинске участвовал и трубач Артем Ковальчук, обладатель I премии V-го Всероссийского конкурса молодых джазовых исполнителей (2003 г.). Лауреат Всероссийского и Международного конкурсов саксофонист Дмитрий Мосьпан начинал свою карьеру в конце 90-х в оркестре великого Олега Лундстрема, ушедшего от нас в ночь на 14 октября - почти одновременно с другим великим российским джазменом Александром Веремьевым (у него посчастливилось учиться Сергею Васильеву). Уже тогда, шесть-семь лет назад, 15-летнего Дмитрия назвали чудо-саксофонистом. Сегодня у него есть свой квартет. Дмитрий выступал и выступает со многими именитыми джазменами нашего времени. Кроме того, и Артем Ковальчук, и Дмитрий Мосьпан сегодня входят в состав биг-бэнда Игоря Бутмана, которого знатоки жанра нередко называют ведущей фигурой российского джаза. Почерк его славного оркестра чувствуется и в работе Crazy Rhythm. Пока музыканты играют мощный мэйнстрим в стилистике 60-х. Легко, самозабвенно, с полной отдачей - не чувствуя усталости.
Композиции Чарлза Мингуса, Майлса Дэйвиса, Уэйна Шортера, Джорджа Гершвина и Дюка Эллингтона сменялись собственными сочинениями участников Crazy Rythm (большинство - Дмитрия Мосьпана). Музыканты играли виртуозно, и публика не отставала от них в этом лунном виндсерфинге ни на секунду...

Артем, ваш коллектив существует относительно недавно - как часто вы выступаете вместе?

Артем Ковальчук- Да, в этом составе мы работаем примерно около года, хотя знаем друг друга очень давно. Выступаем по мере того, как поступают приглашения. Это в последнее время случается все чаще. Кроме того, мы все еще играем в других коллективах. Например, мы с Дмитрием работаем в оркестре Игоря Бутмана. У нас там часто бывает очень жесткий гастрольный график. Поэтому делать что-то постоянное в Москве очень сложно. Но возможно...

Оркестр Игоря Бутмана воспитывает выносливость? Вы выглядите так, будто сидели в зале, а не работали на сцене в бешеном ритме почти три часа...

- Думаю, да... Вообще, мы очень много получаем от оркестра. Там работают просто шикарные музыканты, с которыми играть всегда очень приятно. И Игорь является для нас примером. Он еще более энергичный человек, чем мы. Все ребята, играющие в биг-бэнде, очень его любят и уважают. Он великолепный музыкант, у него масса других положительных качеств...Когда мы общаемся, не пытаемся копировать его, но в силу частоты такого общения, естественно, перенимаем какие-то его черты. Это помогает в работе, в творчестве, да и в жизни вообще..

Кто из ныне работающих в Москве джазменов является для вас бесспорным авторитетом в плане мастерства?

- Я могу назвать очень много имен по-настоящему шикарных музыкантов... Александр Осейчук, Игорь Бриль и многие, многие другие...Нам очень повезло, что довелось и доводится с ними общаться. Этому во многом, кстати, поспособствовала учеба в музыкальной академии им. Гнесиных. Туда поступают ребята со всех регионов России. У всех есть какие-то неповторимые качества. Мы друг у друга учимся, растем...

Вам, как и многим другим музыкантам в России, приходится самому выполнять работу менеджера коллектива?

- Да, приходится... Помимо того, что каждый день заниматься на инструменте, еще общаться с людьми, отвечать на звонки и т.д. Это непросто, но что делать?

Не наблюдается ли в настоящее время в России тенденции к структурированию бизнеса в сфере джазовой музыки?

- Это только-только сейчас начинает появляться - в основном, в Москве. Там существует около десятка джаз-клубов, так или иначе выстраивающих траекторию работы джазовых коллективов. При этом, несмотря на условия мегаполиса, каждый может идти своим путем... С другой стороны, популярность джаза даже в Москве, не говоря об остальной России, не может сравниться с его популярностью, скажем, в Нью-Йорке. Там на одной улице может оказаться несколько очень хороших джаз-клубов, где играют великолепные музыканты. У нас в стране вкус к джазу только развивается...Поэтому упорядочивание бизнеса в этой сфере пока лишь в самом начале...

Московские джаз-клубы всегда полны посетителей?

- Могу сказать, что "Ле Клуб", арт-директором которого является Игорь Бутман, не имеет недостатка в завсегдатаях. Игорь имеет возможность приглашать лучших джазменов - из регионов России или из Америки. Сегодня этот джаз-клуб - лучший не только среди джаз-клубов Москвы, но и всей России. ("Ле Клуб" расположен в Театре на Таганке. По результатам 1999 г. Московская ассоциация джазовых журналистов присудила "Ле Клубу" премию "Джаз'Ухо" в категории "Точка года". Весной 2001 г. по результатам 2000-го клуб под руководством Игоря повторил этот успех. Американский журнал Down Beat включил клуб в число ста лучших джазовых клубов мира. Биг-бэнд Игоря Бутмана с весны 1999 г. играет в клубе каждый понедельник... - прим. Л.Г.) Музыканты в "Ле Клубе" играют, в основном, для себя. Но многим людям нравится их слушать. Обстановка там очень демократичная...

Джаз в России очень нуждается в меценатах... Есть ли в этом плане позитивные изменения?

- Да, такая тенденция есть. Но заниматься поиском меценатов приходится опять же самим музыкантам. Хотя бывают случаи, что некоторые люди сами выражают желание посодействовать в организации концерта или записи диска...

Сколько их у вас уже записано?

- В данном составе пока один. В конце октября в Москве планируем записать еще один альбом. Потом у нас с Дмитрием есть другой состав музыкантов, исполняющий авторскую музыку - тоже готовится альбом. Есть еще несколько альбомов, в записи которых я участвовал по приглашению других коллективов.

Работать предпочитаете в России?

- Да. С оркестром Игоря Бутмана мы с гастролями побывали в разных странах. Много выступали в Америке. Но остаться там у меня лично мысли не было... Я люблю Россию...

Несмотря на то, что джазмены здесь не богаты?

- Это сложно сказать: богаты - не богаты... Богатство находится внутри человека. А то, что касается материальных ценностей... Все ведь можно совмещать: заниматься музыкой и вести какой-то бизнес... В принципе... А вообще, я могу сказать, что и в Америке далеко не все джазовые музыканты - миллионеры. Хотя хороших музыкантов очень много. Просто в Америке другой уклад, другой подход к жизненным ценностям и к джазовому искусству. Не могу сказать, что у нас, в России, к нему относятся плохо, нет. Просто у нас люди в большей мере заняты повседневными делами... А они отвлекают от духовной пищи...

Сумасшедший ритм, драйв, который мы сегодня все почувствовали, - для вас основное в джазе?

- Я бы не сказал, что основное. Мы просто хотим сейчас, на этом этапе, играть мэйнстрим, музыку 60-х годов и даже более раннюю. Затем постепенно изучать следующие пласты в джазе. Так у нас, возможно, получится найти собственный стиль - со временем. Хотя это, конечно, очень сложно сделать, потому что, в принципе, все уже придумано...

Лиана Гаврилова,
Рыбинск

обсудить материал

На первую страницу номера

Rambler's Top100 Service