ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #40, 2005

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Джаз в Азербайджане: обзор

Любая книга или статья по истории джаза невозможна без экскурса в его историю, в его черные корни. И обязательна небольшая прогулка по Нью-Орлеану - все начиналось именно там. Я тоже не буду отходить от стандартов - в джазе без них нельзя. И расскажу немного о моем Баку - городе, который нельзя не любить.
Для начала просто произнесите слова Джаз и Азербайджан - и покатайте их на языке. Покатайте так, как будто Вы хотите почувствовать аромат хорошего марочного коньяка "Бакы". И уже по тому, как звучат эти слова, Вы поймете, что Джаз и Азербайджан - родственные души. Именно поэтому терпкий вкус азериджаза снискал заслуженную славу не только в моей стране, но и далеко за ее пределами.
То, что Баку был кузницей нефтяных кадров для всего бывшего СССР, знают все - да это и не удивительно. Но я сейчас назову всего лишь несколько имен - и сразу станет ясно, что Баку был кузницей не только нефтяных, но и джазовых кадров. Константин Орбелян - руководитель государственного эстрадного оркестра Армении, Константин Певзнер - руководитель государственного эстрадного оркестра Грузии, маэстро Вагиф Садыхов - пианист, еще в советские времена перебравшийся в Москву… Этот ряд можно продолжать и продолжать. Но есть одно, что объединяет всех вышеназванных музыкантов - все они мои земляки.
Вы бывали когда-нибудь на Приморском бульваре Баку? Если нет - то послушайте пьесу Эмиля Ибрагима "Старый бульвар", вошедшую в его альбом "Тетралогия". В этой пьесе - аромат нашего бульвара. Аромат, настоянный на запахе цветов, моря и нефти - и возможный только в моем городе.
Джаз - это ощущение мира. И если в тебе этого нет, то ты сыграешь грамотно и технично - но музыка твоя окажется пресной и невкусной. И все потому, что это будет музыка без корней - как диетическое меню, придуманное докторами. Корни нашего джаза, его мироощущение и свобода уходят в глубину веков, в мугам. В рамках математически выверенной структуры - невероятно красивые и свободные импровизации. Вам это ничего не напоминает? Ведь в джазе все точно так же - в первую очередь надо уметь проявить себя в рамках джазовых стандартов и тем самым показать умение глубоко проникнуть в суть того, что делаешь. Доказать, что твое мироощущение интересно для слушателя.
Наш джаз берет свое начало в 30-х годах прошлого века - когда совсем еще молодой пианист Тофик Кулиев стал работать в оркестре Александра Цфасмана. Джазовая школа, наложенная на азербайджанскую музыкальную культуру, не могла не дать своих плодов, и незадолго до Великой Отечественной войны Тофик Кулиев вместе с другим корифеем азербайджанской музыки - маэстро Ниязи - создает первый в Баку джазовый оркестр.
В оркестре Тофик Кулиева в 1940 году взошла новая звезда азербайджанского джаза - саксофонист Пярвиз Рустамбеков. В 1944 году, во время гастролей в Баку, его заметил Эдди Рознер и пригласил в свой оркестр. Всего два года в столице - и Пиро, как его называли в Баку, вынужден был вернуться обратно. Причиной тому явились его контакты с американцами: восхищенные игрой Пярвиза, они пригласили его в Штаты. И Пярвиз вынужден был вернуться в Баку. Именно он и создал первый джазовый оркестр, который играл в кинотеатре перед сеансами. Судьба отпустила Пярвизу слишком мало: в 1949 году он его уволили с работы с формулировкой "За преклонение перед Западом", в мае того же года он был арестован "как антисоветская и проамерикански настроенная личность", а уже в декабре того же, 1949 года, его не было в живых…
Но традиция, заложенная Пиро, продолжала жить и после его смерти. Именно благодаря ему джаз приблизился к слушателю на расстояние вытянутой руки. По рассказам, бакинцы ходили в кинотеатры задолго до начала сеанса - только для того, чтобы вживую послушать джаз и пообщаться с музыкантами. В те времена бакинских джазменов знал весь город, а их популярность соперничала с популярностью кинозвезд. Почему? Все очень просто - именно в джазе есть тот аромат свободы, который больше нигде невозможно найти.
Много, очень много имен вписаны золотыми буквами в историю азербайджанского джаза - но формат статьи заставляет меня остановиться на тех, кого знал весь бывший Союз. Достаточно упомянуть вокальный квартет "Гая", в котором собрались молодые ребята, впитавшие джаз с младых ногтей, - и все станет ясно. Но известность азербайджанского джаза связана в первую очередь с именами выдающихся музыкантов Рафика Бабаева и Вагифа Мустафазаде.
Именно эти двое и были участниками знаменитого Таллиннского фестиваля 1967 года - и их творчество было очень высоко оценено в первую очередь джазовыми критиками, среди которых был и знаменитый ведущий передач "Час джаза" "вражеской" радиостанции "Голос Америки" Уиллис Коновер. "Восток - дело тонкое" - именно колорит Востока в музыке бакинцев и поразил ценителей джаза. Напомню, что это был 1967 год - именно в это время и начинались первые эксперименты в области слияния западной музыкальной культуры с восточной, начатые великими Иегуди Менухином и Рави Шанкаром. Но в джазе одни из первых примеров сочетания Востока и Запада в джазе были продемонстрированы Вагифом и Рафиком Бабаевым именно в Таллинне, в 1967 году - почти одновременно с Джоном Колтрейном.
Они были разными - Рафик и Вагиф. Если музыка в исполнении Рафика Бабаева была ближе к европейской - но была окрашена цветами азербайджанских гармоний, то музыка Вагифа брала начало в корнях - в мугаме. Они были одинаковыми - безмерно талантливыми и требовательными к себе… И оба одинаково безвременно ушли из жизни: Рафик Бабаев погиб в результате теракта в бакинском метро 19 марта 1994 года, а Вагиф в возрасте 39 лет умер практически на сцене, от инфаркта.
Вагиф МустафазадеВ Баку не принято называть фамилию Вагифа: достаточно произнести одно только его имя - и сразу станет ясно, о ком идет речь. В 60-70-е годы Вагиф поставил своего рода рекорд по количеству записей на фирме грамзаписи "Мелодия": у него вышло шесть альбомов, в том числе и двойной. В 1979 году, незадолго до смерти, его пьеса "В ожидании Азизы" завоевала первое место на Всемирном конкурсе джазовой музыки в Монако. О Вагифе можно говорить бесконечно - настолько сильна была его аура. Никогда не забуду атмосферу его регулярных концертов в Филармонии. Зал всегда был заполнен до отказа - и было ощущение, что все пришедшие - друзья Вагифа. Я никогда не забуду, как после исполнения каждой пьесы Вагиф смотрел в зал и смущенно-виновато улыбался… Я никогда не забуду его пьесу "Без меня" - Вагиф поднимал руки над клавишами, объявлял пьесу и уходил со сцены… И его похороны - когда умудренные опытом седовласые бакинцы плакали, не стыдясь своих слез… И как на протяжении почти года после его смерти я искал глазами афишу с датой очередного концерта Мастера. Через несколько лет фирма "Мелодия" выпускает двойной альбом Оскара Питерсона - и в пьесе "Черный Орфей" цитата из Вагифа. И сразу - воспоминания, а вместе с ними - светлая грусть…
"В ожидании Азизы"… Вагиф не дождался дебюта своей дочери на мировой джазовой сцене - хотя именно он впервые вывел десятилетнюю дочурку на сцену джазового фестиваля в Тбилиси. Азиза пошла по стопам отца - гены не могли не сказаться. Гены и атмосфера отчего дома. Уже в 1991 году она записала свой дебютный альбом на фирме Sony, а ее партнерами по записи были знаменитые Джон Патитуччи и Дейв Уэкл. Послужной список первой леди азербайджанского джаза может вызвать зависть у многих музыкантов. Шесть записанных компакт-дисков, работа со звездами мирового джаза, концертные турне с полными залами… Вагифу было бы чем гордиться…
Прошло всего лишь несколько лет после смерти Вагифа - и всем стало не до джаза. Наступили лихие времена - и на первый план вышло искусство выживания. Но благодаря усилиям Рафика Бабаева азербайджанская джазовая школа продолжала жить и развиваться: костяк джазовой сцены Баку составляют именно его ученики.
Салман ГамбаровНовые времена - новые люди. Новые люди и новые идеи. Сегодня безусловным лидером азербайджанского джаза является композитор и пианист Салман Гамбаров. Разносторонний и энциклопедически образованный музыкант, он работает в самых разных направлениях - и всегда успешно. Салман всегда ищет новые пути во всем - это чувствуется и в его интерпретациях джазовых стандартов, и в его подходе к так называемому этноджазу. Нет противостояния Востока и Запада - есть диалог и взаимообогащение. Именно этот принцип и декларирует Салман своей музыкой. На международном джазовом фестивале, состоявшемся в Баку в апреле этого года, Салман представил интереснейший проект, который стал жемчужиной фестивальной программы. Трудно, очень трудно уместить описание этого действа в рамки газетной статьи. Если же очень коротко, то это - джаз и немое кино, национальные инструменты и рояль, традиционная азербайджанская музыка в исполнении кяманчиста Фахраддина Дадашева и джазовые гармонии в исполнении Салмана. И все это - на высочайшем уровне.
Фестиваль… Да, в апреле этого года в Баку состоялся международный джазовый фестиваль, который стал своего рода творческим отчетом бакинских джазменов и отправной точкой для контактов с мировым джазом. На протяжении недели музыканты из США, Канады, Германии, России и других стран были гостями джазового Баку - причем следует отметить, что в нескольких проектах вместе с азербайджанскими музыкантами выступали приглашенные на фестиваль гости. И на одном из последних джемсейшнов фестиваля нагарист (нагара - национальный ударный инструмент) Натик Ширинов, ранее вплотную не соприкасавшийся с джазом, выступил в одном джеме с перкуссионистом Джо Завинула Хорхе Безеррой. Они соревновались друг с другом, отбивая одно и то же и подстраиваясь на ходу под собеседника - причем делали все одновременно! Было ощущение, что все было отрепетировано заранее - но они даже видели друг друга в первый раз. Закончилось все очень просто: Натик добил-таки оппонента бешеной дробью, которую тот повторить не смог...
Джаз вернулся в Баку - и вернулся надолго. За последние годы вышло несколько компакт-дисков разных музыкантов. Несколько альбомов саксофониста Раина Султанова, два альбома талантливого и техничного молодого пианиста Шаина Новрасли, вышеупомянутый диск Эмиля Ибрагима, два прекрасных альбома Салмана Гамбарова - один из которых вышел в Германии. В Баку есть Джаз-клуб имени Вагифа Мустафазаде и современный джазовый центр, издается ежеквартальный джазовый журнал "Джаз Дунйасы" (Мир джаза) и уже почти год в эфире - джазовое радио Lider FM.

Ровшан Сананоглу,
Баку
первая публикация: Известия. Азербайджан

обсудить материал

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service