ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Закажи себе живой джаз: джазовое агентство Льва Кушнира. Корпоративные и частные праздники: живая музыка, любые ансамбли, лучшие солисты Москвы.

Представляем артиста: нью-йоркский трубач Валерий Пономарёв (ex-Art Blakey Jazz Messengers)
Доступны для приглашения на корпоративные мероприятия: Екатерина Черноусова (вокал, фортепиано, лидер собственной группы)

Выпуск # 43 (328) - 29 ноября 2005 г.
Издается еженедельно с октября 1998 г.
Оглавление выпуска:

Следующий выпуск: 6 декабря 2005 г.

Как это было
в Москве


Живой памятник Уорду Свинглу

23 ноября в Москве случилось событие, для значительного числа людей немаловажное. В Московский Международный дом музыки привезли "Свинглов". Именно так именуют у нас легендарный французский вокальный октет The Swingle Singers, еще в 60-е годы построивший весьма важный для неспециализированных слушателей мост между джазом и классикой, по которому эти самые слушатели с удовольствием и прогуливались. Эффект оказался долговременным и очень сильным, в результате чего в Светлановском зале на 1700 мест случился в этот вечер аншлаг. Разумеется, не весь зал помнил, какой шум наделал в 60-е годы этот состав, были там и молодые люди, в основном из разряда обученных классике в наших учебных заведениях и до сих пор не понимающих, как можно петь то, что для пения не предназначено. А, кроме того, приличный человек должен иногда послушать джаз в роскошном концертном зале. Одним словом, да здравствует мечта Пола Уайтмена.
The Swingle Singers
Справедливости ради надо заметить, что в Светлановском зале ММДМ теперь можно слушать музыку, акустика исправилась, и внимание не переключается на провалы отдельных инструментов или голосов. Поэтому все восемь участников очередного, теперь уже не французского, а английского поколения "Свинглов" вполне звучали, в меру своих вокальных возможностей. Возможности эти оказались не бог весть какими, но помноженные на специальную вокальную технику, разработанную их предшественниками 40 лет тому назад и слегка расширенную за прошедшие годы, произвели крайне приятное впечатление, а местами даже чувство восторга. Октет выступил следующим составом: Джули Кенч (Julie Kench) - сопрано, Мейнир Томас (Meinir Thomas) - сопрано, Кинерет Маор (Kineret Maor) - альт, Джоанна Маршалл (Johanna Marshall) - альт, Том Буллард (Tom Bullard) - тенор, Ричард Этесон (Richard Eteson) - тенор, Джереми Сэдлер (Jeremy Sadler) - бас, Тобиас Хаг (Tobias Hug) - бас. Один из наших знатоков джаза перед концертом спросил меня, тот ли это состав, который он слышал на варшавском фестивале Jazz Jamboree в конце 60-х, там еще солировала очаровательная Кристиан Легран? Нет, - разочаровал я его, - ведь прошла целая жизнь.
Давайте вспомним, что же такое The Swingle Singers. В названии ансамбля фигурирует фамилия его лидера. Ward Lamar Swingle родился в Алабаме в 1927 г. С шести лет он начал заниматься музыкой и уже в детстве музицировал с сестрой и братом. В 1951 г. Уорд Свингл получил диплом консерватории Цинциннати и уехал в Париж для того, чтобы совершенствоваться по классу фортепиано у Вальтера Гизекинга. В Париже он нашел солидную работу, стал пианистом в оркестре балета Ролана Пети. Но Париж есть Париж, и одновременно Свингл начинает петь в вокальном джазовом составе Blue Stars, а затем и в Double Six of Paris, история которого начинается в конце 50-х. Этот уникальный виртуозный состав специализировался на би-бопе и делал записи с наложением для того, чтобы увеличить количество голосов. Ведь приходилось голосами заменять целые оркестровые партитуры. В связи с этим Шестерка интенсивно взаимодействовала с трубачом Диззи Гиллеспи, использовала его произведения и... его самого. Лидером ансамбля была тогда певица Мими Пирен, находившая с Гиллеспи общий язык и в джазе, и в любви к научной фантастике.
В 1962 года Свингл собирает несколько своих коллег с консерваторским образованием, в том числе и из "Двойной шестерки", и начинает петь фуги Баха. Чуть позже к вокалистам добавляют контрабас и ударные, и практически готов The Swingle Singers. Здесь надо остановиться и вспомнить некоторые важные веши. В европейской музыке установлена диктатура композитора, напрочь отвергаемая в джазе. Любая закорючка, написанная в нотах, должна быть сыграна именно так, как она написана. Шаг в сторону - расстрел. То же относится и к инструменту. Замена инструмента совершенно меняет систему выразительных средств. Музыканты, исполняющие старинную, средневековую музыку, говорят, что ее бесполезно играть на современных инструментах. А тут - замена органа или клавира на голос. Однако Уорд Свингл действовал в русле известной в джазовых кругах тенденции, желании использовать тематизм музыки эпохи барокко и близких к ней по времени. Этим занимались и Бенни Гудмен, и французский пианист Жак Лусье, и, разумеется, Modern Jazz Quartet. Кстати, соединение "Модерн Джаз Квартета" и "Свингл Сингерс" оказалось весьма естественным, их совместная запись была сделана в 1966 г., а несколько раньше вышла первая пластинка октета с необычным названием "Jazz Sebastian Bach". Она имела потрясающий успех на всех континентах, где знали, что такое Бах и что такое джаз. Специфическая техника, необходимая для воспроизведения инструментальных партитур, была обеспечена, во-первых, прекрасной джазовой школой, которую прошли Уорд Свингл и главная солистка ансамбля Кристиан Легран, которая тоже была участницей и Blue Stars, и Double Six, а во-вторых, остальные участники октета имели первоклассную консерваторскую подготовку и как певцы, и как инструменталисты. Довольно быстро стало ясно, что для того, чтобы петь Баха, нужно обязательно пройти через свинг и би-боп. Впрочем, дело не в Бахе. То же самое относится и к иной музыке, которая не замедлила появиться в репертуаре "Свингл Сингерс". В первую очередь это произведения Вольфганга Амадея Моцарта.
В глазах джазовых пуритан это - не джазовый состав, и только одно смущало: в голосе Кристиан Легран явно чувствуется импровизационное мышление. Это не удивительно. Кристиан (а не Кристина, как она была названа в ходе концерта и в его программке) из известной во Франции музыкальной семьи. В оркестре своего знаменитого брата Мишеля Леграна она и дебютировала как певица, параллельно работая в Blue Stars. Кристиан много занималась киномузыкой, озвучивала роль Бриджит Бардо, снялась в "Шербурских зонтиках". Без ее виртуозного и интонационно чистого голоса, без ее энергии успех "Свинглов" вряд ли был бы возможен. Причем ее партии интересны не только в музыке старинных композиторов. В некоторый момент Уорд Свингл обнаружил еще один пласт музыки, потенциально содержащей импровизационные интонации. Речь идет о музыке Испании, сильно связанной с цыганским искусством.
Все это происходило в 60-е годы. С тех пор прошло много лет, Уорд Свингл со своим ансамблем снял сливки с популярной музыки прошлых веков, да так, что продолжателям этого стиля почти ничего не осталось, А продолжателей возникло в разных странах множество - и в странах Западной Европы, и в социалистическом лагере. На советской джазовой сцене в 80-е годы получил известность днепропетровского происхождения клон французского октета под названием "Гамма". Справедливости ради надо заметить, что каждый старался выработать свое собственное выражение лица. Например, "Гамма", кажется, все-таки первой представила вокальный вариант "Полета шмеля" Римского-Корсакова.
Уорд Свингл тем временем организовал новый состав, который стал петь более современную академическую музыку и, вследствие этого, подрастерял публику. С 1973 года ансамбль базируется в Англии, а репертуар постоянно расширяется. В него входят средневековые мадригалы, джазовые стандарты, модная попса, world music. Сам шеф перестал петь и превратился в музыкального консультанта, а Кристиан Легран стала преподавать вокал в одной из французских джазовых школ. Тем не менее, участники ревностно следят за сохранением традиций французских родоначальников и обязательно включают в программы репертуар сорокалетней давности.
Именно с такого репертуара, узнаваемого до ноты, ансамбль и начал московское выступление. Посыпались до боли знакомые баховские хиты в лице фа-минорной прелюдии из ХТК, "Арии" из 3-й оркестровой сюиты, "Шутки" из 2-й оркестровой сюиты, моцартовские "Маленькая ночная серенада" (названная в программке в подтекстовом переводе "музыкой"), 1-я часть до-мажорной сонаты, рондо Alla Turka и пр. Принципиальное отличие от прародителей заключалось в том, что отсутствие контрабаса (в прошлом Ги Педерсен) и ударных (Даниэль Юмер) компенсировалось виртуозным подражанием этим инструментам дуэта баритонов ансамбля. Джереми Сэдлер потрясающе воспроизводил самые разные возможности ударной установки, включая малый барабан, большой, хай-хэт и тарелки. Во втором отделении, несколько более скучном, он компенсировал намечающийся спад внимания специальной демонстрацией своих возможностей, заодно исключив подозрения части зала в использовании минусовой фонограммы. Его партнер с контрабасовым аккомпанементом тоже был весьма неплох, если не считать, что объявленные басы оказались на поверку баритонами, и в ансамблевом звучании заметно не хватало нижнего регистра. Моментально возникла мысль - им бы Рубена Толмачева из киевского вокального ансамбля ManSound, цены бы составу не было. Впрочем, к мужской части октета претензий практически не было, все было исполнено с драйвом, чисто и весело. Вся группа блистала еще и поставленной хореографией, которая в век синтетических шоу является неотъемлемой частью чего бы то ни было.
Женская группа "Свинглов" выглядела несколько более сырой, и при всей отточенной технике ощущалась некоторая исполнительская незрелость. Где-то страдал ритм, где-то опускались сложные элементы, особенно это касалось сольных эпизодов у альтов, впрочем, в "Шутке" и сопрано ухитрилось трижды вылететь из ритма. Однако все это мелочи; более важное замеченное обстоятельство заключалось в отсутствии свинга во фразировке, акцентах и пр. Ничего страшного в этом нет, ведь "The Swingle Singers" никогда всерьез не позиционировался как джазовый ансамбль. В сущности, он всегда представлял собой великолепной образец эстрады высочайшего класса, взявшей на вооружение тематизм великих мастеров прошлого и некоторые джазовые приемы. Вот и славно. Но, придя домой и тут же включив записи первого состава, я этот самый злополучный свинг обнаружил. Так вот почему тогда на "Свинглов" заворожено смотрел весь мир! - а сейчас это изысканная, дорогая, сделанная со вкусом, но явная копия оригинала. И единственная пьеса в первом отделении, отданном старой музыке, вызвала у меня действительно искренний восторг - это не слышанная мной в варианте старого состава средневековая пьеса "Король Генрих VIII", в которой была разыграна сцена с участием рожков, флейт, ударных и трех голосов.
Во втором отделении ансамбль, переменив платья, сменил и тематизм. Сказалась история коллектива, накопившего огромный репертуар, который надо было представить или, хотя бы, дать о нем представление. На мой взгляд, волна очарования моментально начала откатываться. Первая же тема из "Звездных войн" показалась крайне скучной. И вина в том не ансамбля, просто фоновый материал из популярнейшего сериала мелодически серьезно проигрывает в сравнении с Бахом и Моцартом. Спасение могло прийти из The Beatles, Procol Harum, джазовых стандартов, ведь у публики все это на слуху, она любит знакомые мелодии. Но оно не пришло, пение со словами оказалось не самым сильным качеством ансамбля. Не хватило энергетики в рок-стандартах, не оказалось ярко выраженной индивидуальности в эвергринах типа "The Lady Is a Tramp" и "Straighten Up and Fly Right".
Но бисы не могли не возникнуть. В конце концов, в зале не копались в мелочах, а кайфовали от нового ощущения радости, которое явно шло со сцены и, разумеется, устроили овацию молодым музыкантам. И не зря. Возникший среди бисовок "Полет шмеля" перекрыл все негативные моменты. Музыканты не только с большим задором воспроизвели его замысловатый полет, но и буквально показали его траекторию, интенсивно отмахиваясь и уворачиваясь от животного, а в финале смачно раздавили его прямо на сцене Большого зала Московского Международного дома музыки к восторгу полутора тысяч людей, соскучившихся по хорошему музыкальному шоу, в котором нет явных жанровых границ.

Михаил Митропольский
фото: Алексей Куденко ("Коммерсантъ")

обсудить материал

Хьюберт Лоуз24-26 ноября в "Ле Клубе" играл один из самых известных джазовых флейтистов - Хьюберт Лоуз (Hubert Laws).
Мы подробно рассказывали об истории этого популярного в 1960-70-х гг. музыканта в предыдущем выпуске. В джазе не так много музыкантов, для которых флейта - первый или единственный инструмент; чаще флейта бывает вторым или третьим инструментом саксофониста, пусть даже и добивающегося на флейте больших успехов. Пожалуй, в contemporary jazz, популярно-танцевальной разновидности инструментальной музыки, флейтистов и то больше (Дэйв Валентайн, Александер Зонджич...). Наряду со своим старшим современником Хэрби Мэнном, Лоуз - один из немногих действительно известных флейтистов в джазе.
Хьюберт Лоуз66-летний мастер выступал в Москве с квинтетом, обеспечивавшем ему и достаточно живое джазовое звучание, и более или менее плотные оркестровые фактуры в духе "третьего течения" 1970-х: маститый барабанщик Ралф Пенлэнд, крепкие профессионалы - басист Джон Лефтвич и клавишник Роб Маллинз, плюс невероятно экспрессивный виртуоз-пианист Дэвид Бадвэй. Типичное "третье течение" и доминировало в репертуаре концерта - оркестровые партии, деликатно разложенные на флейту, два клавишных инструмента и бас, точное и академически-сдержанное звукоизвлечение, сложные и тонкие аранжировки. Джазовых стандартов было немного (и те весьма заковыристые - "Dat Dere" Бобби Тиммонса, "Seven Steps To Heaven" Майлса Дэйвиса - Виктора Фелдмана и тому подобный материал 60-70-х), зато был Чайковский (тема увертюры-фантазии "Ромео и Джульетта"), малоизвестный джаз-вальс Чика Кориа, написанный специально для флейты Лоуза, и много авторского материала.
Хьюберт Лоуз и Дэвид БадвэйДинамика исполнения держалась на самом ярком с виду члене ансамбля - безумном питтсбургском пианисте Дэвиде Бадвэе, динамический диапазон которого, казалось, не знает предела в сторону forte: чтобы заставить рояль звучать еще мощнее и плотнее, он, казалось, готов буквально вколотить себя в клавиатуру, помогая себе не только движениями рук и корпуса, но и мимикой, приглядываться к которой временами даже становилось страшновато. Особенно запомнилось его невероятное фортиссимо на соло в пьесе Лоуза "Land of Passion" - чего-чего, а упоминаемой в названии страсти в этой пьесе оказалось хоть отбавляй. Впрочем, страсть эта - лишь краска в общей тембрально-динамической картине квинтета Лоуза, где господствуют мягкие, шелковистые, сдержанные звучания, точное звукоизвлечение, прозрачный звук, и внезапные эпизодические использования флейтистом более окрашенного, "джазового" звука воспринимаются на этом фоне как очень необычные, яркие краски.
Хьюберт Лоуз на флейте пикколоКак необычная краска воспринимается и игра Лоуза на крохотной пикколо-флейте - несмотря на пронзительность ее звука и небольшой диапазон, Хьюберт извлекает из нее настолько же чистое и ясное звучание, что и из основного своего инструмента, а его импровизационная мысль, пусть и заключенная в довольно жесткие рамки его сдержанного и спокойного стиля, так же богата и ясна (особенно запомнилось его соло на этом необычном инструменте в "Dat Dere", вызвавшее рев восторга в том углу "Ле Клуба", откуда Лоуза слушали молодые московские музыканты).
Хьюберт ЛоузНынешний репертуар Хьюберта Лоуза только слегка напоминает тот сладкий прото-smooth, который он, волей легендарного продюсера Крида Тейлора, записывал на лейбле CTI в первой половине 1970-х (и который сделал его действительно популярным музыкантом). Однако все характеристики игры флейтиста, которые запоминались по его альбомам на CTI, никуда не делись - что и понятно: все-таки Лоуз никогда не замыкался в чисто джазовых рамках, играл не меньше академической музыки, чем джаза, и забирался даже в ритм-н-блюзовую епархию. Впрочем, характеристики-то эти имеют мало отношения к блюзу: эстетика игры Лоуза - от классики, с которой он уже четвертое десятилетие стремится помирить более экспрессивную, острую природу джазовой игры. Приятно, что именитый музыкант при этом находится в отличной форме и, как кажется, вполне преодолел свой глубокий творческий кризис 80-х - начала 90-х.

Константин ВолковКонстантин Волков
фото автора

обсудить материал

Давид Голощекин21 ноября в Концертном зале им. Чайковского состоялся концерт "Джаз и мелодии Бродвея", посвященный творчеству Джерома Керна и Гарольда Арлена.
Небольшая справка. Самый яркий период деятельности обоих композиторов пришелся примерно на одно время: к Керну успех пришел в 1927 году, после постановки мюзикла "Show Boat", к Арлену - в 1933 с песней "Штормовая погода" ("Stormy Weather"). Джером Керн считается одним из основателей американского мюзикла. В начале 30-х он осваивает новый для себя вид деятельность: пишет музыку к звуковым фильмам, для чего переезжает в Голливуд, чтобы быть "поближе к действию". Гарольд Арлен, о котором Джордж Гершвин сказал "самый оригинальный из нас", тоже писал музыку для фильмов, но несколько позже - во второй половине 30-х. Например, для "Волшебника изумрудного города" (1939) он написал песню "Где-то за радугой" ("Somewhere Over The Rainbow"), получившую премию "Оскар" и ставшую одной из самых популярных песен столетия.
Лев КушнирНо довольно истории; поговорим, собственно, о концерте. Представление проходило в два отделения: в первом трио пианиста Льва Кушнира (Андрей Дудченко - контрабас, Александр Машин - ударные) исполняло произведения Джерома Керна, во втором квартет санкт-петербургского мультиинструменталиста Давида Голощекина "Четверо" (Алексей Подымкин - фортепиано, Сергей Васильев - контрабас, Виктор Епанешников - ударные) сыграл композиции Гарольда Арлена. Вел концерт заслуженный деятель искусств России, санкт-петербургский джазовый критик Владимир Фейертаг: концерт проходил именно в рамках его московского филармонического абонемента.
В первом отделении были исполнены такие композиции Керна, как "Дым застилает глаза", "Никогда не покидай меня", "Ты для меня - это все" и т.д. Лев Кушнир был на высоте, впрочем, как и Дудченко с Машиным. Отличная сыгранность, взаимопонимание на сцене и личное мастерство - антракт подкрался очень незаметно. На протяжении всего первого отделения над сценой и зрительным залом парил отпущенный кем-то воздушный шар, то поднимаясь, то опускаясь к самому полу. Один раз он даже исподтишка напал на Александра Машина: коварно подлетел с тыла и задел барабанщика веревочкой за шею, но Машин мужественно продолжал играть. Потом диверсанта все-таки изловил какой-то очень серьезный господин.
После антракта на сцене появился квартет под предводительством народного артиста России Давида Голощекина. "Четверо" сыграли такие известные произведения Гарольда Арлена, как "Штормовая погода", "Давай влюбимся", "Где-то за радугой", "Будь Счастлив" и т.д. Голощекин отыграл несколько композиций на флюгельгорне, несколько - на электроскрипке. Попутно Голощекин дирижировал аплодисментами, призывая публику отметить то фортепиано Подымкина, то контрабас Васильева, то игру Епанешникова. Чего те, конечно же, заслуживали. Но, как ни перенаправлял маэстро потоки зрительской любви на товарищей по команде, львиная доля аплодисментов все же досталась именно ему.
К тому, что концерт определенно удался, остается лишь добавить, что судьба шарика, развлекавшего публику своими выходками, остается неизвестной.

Сергей Бондарьков

обсудить материал

27 ноября: FAQ-cafe - Майк Эллис и друзья
Майк ЭллисПредпоследний концерт своих нынешних гастролей в России нью-йоркский саксофонист Майк Эллис со своими друзьями дал в FAQ-cafe. Здесь их ждали. Подтверждение? Не протолкнуться!
Фактура Майка Эллиса и его сборного бэнда как нельзя лучше вписывается в атмосферу этой джазовой площадки. На протяжении вечера Владимир Галактионов (труба), Александр Глазов (перкуссия), Николай Винцкевич (альт-саксофон), Анатолий Герасимов (саксофон-тенор), Наиль Курамшин (гитара), Андрей Романика (перкуссия), Дюша (бас-гитара), Александр Довгополый (саксофон-баритон, флейта) и сам Майк пускались в бескрайнюю импровизацию на стыке джаза, фанка, рэпа, афробита и регги.
Музыка этих людей - дух свободы непознанного рода. Имеешь право выбирать: быть свободным или нет. Да-да. Нет-нет. Диалог-монолог. Каждый посетитель FAQ-cafe выбирал свою форму реакции и сопричастности. В какой-то момент ловишь себя на мысли, что никаких мыслей, ни маленьких, ни больших, больше не осталось. Испарились. Мы в плену у этой музыки. Безвозвратно и бесповоротно. Где мы? В какой вселенной? На каком континенте? В чьей стихии?
Майк фланирует между рядами и подбадривает слушателей: “Start your engines!” (“Заводитесь, ребята!”) Получая нескрываемое удовольствие от совместной игры, музыканты ближе к середине второго отделения раскрутили и аудиторию. Когда дружно смолкают последние аккорды, зал столь же дружно взрывается общей эмоцией восторга.
Как удалось привлечь такой состав исполнителей? Человек с двойной фамилией и двойными корнями, о душе своей Майк Эллис (по паспорту - Майкл Мордвинофф) говорит как об единожды и навсегда русской. “Сначала я познакомился с Анатолием Герасимовым в Париже в 1996 году, - рассказывает музыкант. - Я рассказал ему о своей мечте приехать в Россию, чтобы понять свои корни. На что он ответил просто: “Go baby, go! ” (“Давай, парень, давай! ”). Шесть лет назад я встретил Дюшу и Наиля. Мы решили устроить небольшой джем и сыграть вместе. Так было положено начало проекту. Сейчас мы записываемся в студии, собираемся выпустить альбом”.
“Это большой человек, он “вытащил” меня”, - вступает в разговор Александр Глазов, самый молодой участник бэнда. - “Приезжая в Россию, Майк знакомился с музыкантами, дарил им инструменты… Редко такое происходит. Он приезжает в Москву и “заворачивает” людей друг с другом, всех друг с другом знакомит. У нас люди тяжелы на контакт, им тяжело открываться. Среди музыкантов мало движения, чтобы найти что-то новое, какой-то новый звук. А Майк это делает.”
За что ему спасибо.

Автор благодарит арт-директора FAQ-cafe Татьяну Халевину и звукооператора Анастасию Васильеву

Дарья Белецкая

обсудить материал

Постсоветское пространство:
 что было
Вячеслав Горский, Уфа, 10 ноября: премьера симфонической рок-сюиты "Легенда о рыцаре"
Вячеслав ГорскийУфимская публика знает и любит клавишника Вячеслава Горского. И то, что любовь эта взаимна - абсолютно очевидно. Иначе вряд ли этот город был бы осчастливлен премьерой крупномасштабного проекта маэстро, коим совершенно справедливо определяется его "Легенда о рыцаре". Более того, до Уфы эта симфоническая рок-сюита была показана лишь клубно, в узком кругу московских меломанов, поэтому большому залу местной филармонии, плюс ко всему, еще и досталось "право первой ночи". И вот, 10 ноября Вячеслава Горского и его “Moscow Аrt Rock Band” здесь ожидали полный аншлаг и камерный ансамбль "Оскар" Башкирской государственной филармонии во всеоружии: струнных партий, сопровождавших девять частей из "Легенды", которые были отрепетированы настолько тщательно и прилежно, что слушателю приходилось краснеть лишь от восторга и понимать: "за державу совсем не обидно."
Говорят, человек - это совокупность тех книг, которые он прочел, той музыки, которую прослушал, тех фильмов, что посмотрел. Книги, музыка, фильмы, в свою очередь, - слепок тончайших нюансов мыслей и чувств их ваятеля. Круг замкнулся.
В канве повествования о рыцарских турнирах, доблести и чести, Прекрасной Даме и старинных замках - симбиоз "золотых" 60-70-х, средневековой классики, New Romantic Jazz, стихов и поэм и искренняя вера во всепобеждающую силу Добра и Любви.
Иными словами, в "Легенде о рыцаре"- пристрастия и приоритеты самой легенды джаз-рока Вячеслава Горского - композитора, клавишника, поэта и, конечно, непревзойденного мелодиста.
Его "Странствия", "Король и королева", "Первый турнир" ожидала в день концерта та же участь, что и многие предыдущие пьесы - неизменное и мгновенное попадание в категорию хитов. А "Осень. Ночь. Прощание." была отмечена мастерским соло гитариста Александра Гончаренко - лауреата первой премии музыкального фестиваля “Fest”, который уфимскую публику буквально покорил.
За каждой кодой - шквал аплодисментов, "Браво" и "Бис", а в антракте пластинки Горского раскупались в фойе филармонии так стремительно, что их, пожалуй, даже не хватило для всех желающих.
Во втором отделении романтическая, арт-роковая, концептуальная сага уступила место балладам и самбам, импровизациям и джазовым ритмам - всему тому, без чего, по признанию маэстро, просто невозможно уйти со сцены. Уже знакомые и любимые композиции звучали снова и снова, а их сменяли пока неизвестные, например, "Лотос моего сердца", как предисловие к будущим альбомам и обещание новых встреч.
Обаяние и изысканно-ласковый темперамент Руслана Капитонова - бывшего уфимца, которого здесь давно принимают как "национального героя"; безукоризненные пассажи в сочетании с тонким юмором Алексея Лебедева; исключительная виртуозность и блестящий пианизм Игоря Горского, как доказательство того, что на детях природа не просто не отдыхает, а трудится не жалея сил и, конечно, бездонная глубина и пронзительная, эталонная гармония Вячеслава Горского - все это было в тот вечер.
"Мы будем скитаться мыслью
И придем туда, откуда мы вышли.
И увидим свой край впервые…"
А в финале - Баховская органная прелюдия, она же “A Whiter Shade Of Pale” Гэри Брукера, она же "Выбор пути" из "Легенды о рыцаре".
И кажется, что любовь к чему-то насквозь изученному вновь настигает тебя совсем по-булгаковски, в каком-то неожиданном переулке, с букетом желтых цветов или врывается чистым ветром, внезапно распахнув окно. И кажется, что эпоха романтизма и вера в "души прекрасные порывы" не канула в лету. И что, действительно есть люди, которые рождены, чтобы сказку сделать былью.

Ольга Титова

обсудить материал

Постсоветское пространство:
 что будет

все анонсы:
вся Россия
Москва
Санкт-Петербург

Традиционная сводная рубрика "Анонсы от Джаз.Ру" сегодня представляет анонсы по двенадцати городам России, включая такие важные джазовые центры, как Новосибирск, Архангельск и Ярославль. Напоминаем, что система представления информации в этой рубрике претерпела ряд изменений, равно как и вся анонсовая система на "Джаз.Ру" в целом. Мы продолжаем развивать это направление в нашей работе, которое редакция портала считает одним из важнейших в своей деятельности...>>>>
Что намечается:
столичные анонсы

3-4 декабря - 11-й
фестиваль
вокального джаза
"Джазовые голоса"

3-4 декабря,
Москва, СПб -
дуэт Нильс Вограм (тромбон) - Симон Набатов (фортепиано) (Германия)

Культурный фонд "Ареопаг" при поддержке компаний "Лукойл" и “Nemiroff” представляет:
"Музыкальный Кубок" в Кремле - 8 декабря, 19:00, Государственный Кремлевский Дворец.
Почетные гости: Take 6 (США) с полуторачасовой программой.
Обратите внимание на замену: вместо ранее объявленных Manhattan Transfer выступят Take 6!
Этот концерт - презентация первого международного конкурса "Музыкальный Кубок", который призван дать шанс талантливым, но невостребованным музыкантам. "Музыкальный Кубок" предполагает четыре номинации: рок, поп, джаз и "синтетические" стили музыки.
Первый конкурс будет проходить с 9 декабря 2005 г. по 30 марта 2006 г. Для участия любой соискатель должен загрузить на интернет-сайт конкурса три композиции, две из которых будут представлять собственные сочинения, а одна - кавер-версию известного произведения.
В составе независимого жюри - Святослав Бэлза, Александр Градский и Игорь Бутман.
Финальный концерт состоится в середине апреля в Государственном Кремлевском дворце.
Участники презентации 8 декабря:
Квартет Тимофея Хазанова
Саксофонист Тимофей Хазанов работал с Алексеем Кузнецовым, играл с Джоном Аберкромби, Рави Колтрейном, Джоном Кальдераццо, Майклом Бреккером, а также в биг-бэнде под руководством Игоря Бутмана, записал совместную песню с легендарным ансамблем "Сябры". Последнее время работает с Народным артистом России Юрием Антоновым.
"Белый Острог"
Дуэт скрипача Артема Якушенко и гитариста Юрия Матвеева, добившийся большого международного успеха под названием Two Siberians с виртуозной авторской программой, в которой сплавились воедино world music, рок и фьюжн.
"Гитармания"
Фламенко в исполнении акустического гитарного трио под управлением Анатолия Семочкина и перкуссии.
"Этносфера"
Сергей Филатов (синтезатор, фортепиано) и Виталий Кись (электро- и акустическая гитара) с программой русского инструментального этно-джаза. Дуэт исполняет авторские произведения, современные по звучанию, но основанные на русской народной мелодике.
В презентации примут участие и другие музыканты.
Партнеры: Российская Академия музыки им. Гнесиных

Take 6
Take 6
Вокальный секстет Take 6, созданный 20 лет назад в Алабаме, послужил моделью для бесчисленного множества мужских вокальных составов по всему миру - и потому, что Дэвид Томас, Элвин Чи, Седрик Дент, Марк Киббл, Клод Ви Макнайт III и Джой Киббл очень хороши внешне (шесть похожих друг на друга мужественных чернокожих красавцев!), и потому, что они действительно очень здорово поют. Их репертуар всегда был шире, чем джаз - от духовных песнопений самого широкого спектра, традиционных спиричуэлс и современных госпелз, до сложнейших джазовых гармоний и ритмического напора соул-музыки. Уклон в сторону соул, правда, едва не погубил уникальность звучания секстета в конце 90-х, потому что Take 6 внезапно зазвучали едва ли не как Boyz II Men, но натура победила - их альбом-камбэк "Beautiful World" (апрель 2002) вновь продемонстрировал самый высокий уровень и пения, и вокальных аранжировок неописуемой красоты, принесших Take 6 заслуженную славу.
В феврале 2003 г. Take 6 уже выступали в Москве на фестивале "Триумф джаза".

Хендрик Меркенс"Ле Клуб" и Игорь Бутман представляют: 7 декабря - виртуоз губной гармоники Хендрик Меркенс (Hendrik Meurkens), США, и Даниил Крамер (фортепиано).
Хендрик Меркенс - уникальный музыкант, одинаково виртуозно владеющий хроматической губной гармоникой и вибрафоном. Его считают самым значительным джазовым исполнителем на гармонике после непревзойденного Тутса Тилеманса.
Хендрик Меркенс был уже довольно известным вибрафонистом, играя в традициях Милта Джексона и Бобби Хатчерсона, когда он впервые услышал записи бельгийского мастера губной гармоники Тутса Тилеманса, и это буквально перевернуло его жизнь: вдохновленный гармоникой Тутса, Хендрик сам начал учиться играть на этом несложном с виду, но таком непростом в игре инструменте. Еще один "культурный шок" Меркенс испытал, когда познакомился с бразильской музыкой. Он был так поражен ее необычным звучанием, что после окончания престижного музыкального колледжа Беркли в Бостоне в качестве вибрафониста в начале 80-х переехал в Рио-де-Жанейро, чтобы полностью погрузиться в культуру Бразилии. Пронзительный, трогающий до глубины души звук его гармоники оказался именно тем, что очень ценят бразильские музыканты. Меркенса признали в Бразилии, и на протяжении того времени, что он жил там и давал регулярные концерты в известном клубе Bar 21 в Рио-де-Жанейро, Хендрик встретил многих музыкантов, с которыми он позже играл в Европе и США.
Ко времени возвращения в Германию, где он родился (Хенрик - голландец, родившийся и выросший в Германии), в 1983 г. Меркенс становится очень уважаемым студийным музыкантом. Хендрик записывается с европейскими оркестрами и возглавляет собственные музыкальные проекты, а также аккомпанирует приезжающим в Германию звездам - таким, как Гарри "Свитс" Эдисон и Бадди Тейт.. За 10 лет, прошедших после возвращения, Меркенс упрочил свою позицию "новатора в джазовой гармонике" и, благодаря контракту, заключенному с престижным лейблом Concord Records, в 1993 г. переехал в Нью-Йорк. С той поры он записал 15 альбомов, и продолжает их записывать по сей день, успевая гастролировать по всему миру.
Глубокий интерес Хендрика к джазовой и традиционной бразильской музыке вылился в очень оригинальную и легко узнаваемую версию джазовой самбы, исполняемой на губной гармонике и вибрафоне с использованием традиционной джазовой ритм-секции: фортепиано, баса и ударных.
Помимо всего прочего, Меркенс является еще и талантливым и удачливым композитором. Его музыка исполнялась многими известными музыкантами, звучала в голливудской картине "Dolores Claiborne". Музыкант остается приверженцем и джаза, и бразильской музыки. "Моя цель проста," говорит Хендрик. "Я стремлюсь создать музыку небывалой красоты!"
7 декабря в "Ле Клубе" вместе с Хенриком Меркенсом выступит известный джазовый пианист, заслуженный артист России Даниил Крамер.
А во втором отделении концерта выступят сами Take 6!
"Ле Клуб": ул. Верхняя Радищевская, 21 (м. "Таганская"), телефон для справок и заказа столиков - 915-1042. Начало концерта в 20.30.

Васил Петров18 декабря в Большом зале Московской консерватории (Б. Никитская, 13) с программой "Tribute To Frank Sinatra" выступит болгарский джазовый вокалист Васил Петров. С ним будет играть его трио (пианист Ангел Заберски, контрабасист Димитар Шанов и барабанщик Димитар Семов), а также Московский Симфонический оркестр (дирижер - Владимир Зива). Музыкантов представит Алексей Баташев.
Организаторы сообщают: "12 декабря весь мир отметит 90-летие обожаемого Фрэнка Синатры. Голос его волнует до сих пор многие поколения людей, его диски до сих пор раскупаются огромными тиражами. Потому что Синатра был и остается недостижимым эталоном чувственности, безупречности стиля и мастерства. Не всякий певец рискнет исполнять репертуар Великого Маэстро, - сравнение неизбежно.
Но мы нашли Артиста, который настолько близок к образу Синатры, что его появление на московской сцене будет сенсацией, открытием как музыкальным, так и… мистическим. Это болгарский певец Васил Петров.
Утонченная врожденная изысканность, благородство и прекрасная сдержанная элегантность красавцев 30-40-50х годов, несбыточная мечта, сладкий сон барышень и дам и недостижимый пример для подражания мужской половины человечества… Рудольфо Валентино, Грегори Пек, Кэрри Грант, Хэмфри Богарт, Джеймс Стюарт, Роджер Мур, Марлон Брандо, Ив Монтан и, конечно, Фрэнк Синатра…"
Кроме того, Васил Петров - яркое имя в современном джазе, исполнитель с устоявшимся и многократно подтвержденным именем и репутацией. Он работает с самыми лучшими болгарскими музыкантами и оркестрами, участвует в фестивалях, много гастролирует в странах Европы, рукоплескали Петрову и в США.
У него много записей на болгарском телевидении и радио. Музыкант постоянно стремится к воплощению новых проектов и идей. Большой успех снискали его совместные программы с Симфоническим оркестром города Плевен, с оркестром Филармонии города Пловдив и - особенно - с оркестром Национальной оперы, где вместе с Петровым на сцене блистала любимица меломанов и знатоков Красимира Стоянова.
В воскресенье 18 декабря Васил Петров в Большом зале Московской консерватории выступит со своим фортепианным трио во главе с талантливым Ангелом Заберски-младшим, а также с Московским симфоническим оркестром под управлением дирижера Владимира Зивы с оригинальными оркестровками репертуара Синатры.
Автор проекта и импресарио - Майя Кочубеева
Билеты - на сайте kontramarka.ru или по телефону 933-3200 и в кассах Консерватории.


17 декабря в киноконцертном зале "Мир" на Цветном бульваре пройдет Первый международный джаз-фестиваль "Джаз-Мугам 2005" памяти пианиста Вагифа Мустафа-заде.
В этом году крупнейшему музыканту азербайджанской джазовой школы, в основном им и созданной - Вагифу Мустафа-заде - исполнилось бы 65 лет. Сегодня, через два с половиной десятилетия после его смерти, имя этого удивительного пианиста известно во всем мире.
Не удивительно, что он в свое время стал первым в Советском Союзе джазменом, получившим звание заслуженного артиста. Впрочем, регалии неуместны для таланта такого уровня, потому что его музыка - это виртуозные узоры, нарисованные в воздухе тонкими движениями фантазии и мастерства, нечто чрезвычайно нежное и бурное одновременно, словно картина южного полуденного зноя, воссозданная на прозрачном стекле морозом и инеем.
мепориальная доска на Доме-музее Вагифа в Баку"Одного имени музыканта достаточно, чтобы поднять на ноги залы, уже не говоря о том, что музыка, сочиненная им, оказывает на слушателей просто магическое воздействие. Вагиф Мустафа-заде… Его жизнь оказалась намного короче жизни многих его коллег, но творческое наследие маэстро бессмертно" (журнал "Наше Время").
Вагиф Мустафа-заде создал немало интересных и совершенно разных ансамблей: Джаз-трио "Кавказ" при Госфилармонии Грузии, ВИА "Лейли", "Севиль" и "Мугам" . Лауреат фестивалей "Таллин-66", "Таллин-67", "Джаз-69", фестиваля в Донецке. Фестиваль джаза "Тбилиси-78" принес ему звание лучшего пианиста.
Вагиф Мустафа-задеПриняв участие в закрытом международном конкурсе в Монако, Мустафа-заде завоевал первую премию и приз - белый рояль.
Он сотрудничал с театром, писал музыку для документальных фильмов.
"Ему трудно найти равных в джазе. Это самый лиричный пианист, которого я слышал" - сказал о нем Уиллис Коновер, ведущий джазовой программы "Голоса Америки", передачи которого воспитали целое поколение музыкантов и слушателей в странах бывшего Восточного блока.
Вот уже четверть века с нами нет Вагифа Мустафа-заде. Мастер, в виртуозных импровизациях которого джазовая музыка представала в самобытном и индивидуальном обличии, ушел из жизни в 1980 году, в пору наивысшего расцвета своего недюжинного таланта.
Фестиваль памяти Вагифа Мустафа-заде станет данью любви и благодарности к человеку, о котором говорят, как об эпохе в культурной жизни народа.
Фестиваль проводят Академия проблем безопасности, обороны и правопорядка совместно с "Drama Dokumentary Studio" при ООО "фонд Пресса", ООО ККЗ "Мир" при поддержке Комитета межрегиональных связей и национальной политики Правительства Москвы, Министерства культуры Азербайджана и под эгидой фонда Вагифа Мустафа-заде.
В фестивале участвуют: Салман Гамбаров (фортепиано, Азербайджан), Анатолий Герасимов (саксофоны), Лариса Долина (вокал), Анатолий Кролл (фортепиано), группа "Орнитология", Ирина Томаева (вокал), Сергей Манукян (вокал), Феликс Лахути (электроскрипка), JVL Big Band Виктора Лившица, Тамара Гвердцители (вокал) и Темур Квителашвили (гитара), группа "Че Гевара" и др.
Спонсор фестиваля: ресторан ООО "Маракешка"
Информационная поддержка: ООО фонд "ПРЕССА", Культурно-просветительский клуб "Бакинцы", телеканал "Культура", интернет-сайт "Азербайджанцы в России", радио "Культура", ИТАР-ТАСС, интернет-сайт сообщества бакинцев, "Кинофабрика Д. Харитонова".
Рецензии
Три работы, которые мы рецензируем сегодня, объединяет не так уж много признаков. Посмертная продюсерская работа одного из крупнейших современных оркестровых  аранжировщиков, этно-джаз-фьюжновая запись популярного южноафриканского трубача и сугубо традиционная вокальная пластинка - таков наш сегодняшний набор...>>>>
Новые альбомы

Трио Сергея Жилина - "Времена года: П.И.Чайковский In Jazz"
Phonograph Records/"Фирма Мелодия", 2005
Мощный (временами - сокрушительно мощный) пианист Сергей Жилин - мастер насыщенных фактур, богатый колорист, умело пользующийся как контрастами темпов (от медленного до быстрейшего), так и крайними контрастами динамики - от пианиссимо до фортиссимо. Но главное, пожалуй, не в технике, а в том, что музыкант, имея в своем репертуаре множество произведений джазовой классики, так называемых "стандартов", сделал решительный шаг в сторону, обратившись к отечественной музыке и убедительно показав, что она скрывает в себе неограниченные возможности для нового, современного прочтения. "Джаззинг" классики - не новость, но русская классика подвергалась ему реже других пластов академического наследия. Немаловажно, что Жилин со своим трио (Дмитрий Косинский - бас-гитара, Бодек Янке - барабаны) на этом альбоме играет аранжировки "Времен года" Чайковского, сделанные российским джазовым композитором Юрием Маркиным. Поскольку из-за последствий инсульта Маркин не может исполнять эти превосходные аранжировки сам, трактовка Жилина приобретает особую ценность.
Радио
"Бесконечное приближение" (Радио России)
Программа (автор и ведущий Михаил Митропольский) выходит на "Радио России" с 2000 г. (суббота, 23.10 - 00.00 МСК - FM 66.44 Mhz, MW, 1 кнопка проводного вещания). Программа посвящена не только и не столько собственно джазу, сколько смежным с ним жанрам и разнообразным неожиданным пересечениям и перекресткам музыкальных направлений.
3 декабря
Очередная 26-я импровизационная программа, сосредоточенная на старом и новом "свободном" джазе, и обнаруживающая его корни в творчестве пианиста Телониуса Монка
10 декабря
4-я передача из цикла " Лица необщее выраженье" из нового цикла об оригинальных работах советских и российских создателях импровизационной музыки. В программе продолжение истории Алексея Козлова и группы "Арсенал", а также представление концертного проекта "Восемь лет интернет-порталу "Джаз.Ру".
ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:

Михаил Митропольский,
Сергей Бондарьков,
Дарья Белецкая,
Константин Волков,
Ольга Титова,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
соб.инф.

Фото:
Кирилл Мошков,
Алексей Куденко,
Константин Волков,
архив портала "Джаз.Ру"

Воплощение:
Павел Абраменков

 


Обсудить выпуск

Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

 

 

Подписка: получайте наши новости и анонсы на e-mail или через rss

© "Полный джаз", 1998-2017
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на переводы материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако во всех случаях на таковую перепечатку следует получить письменное разрешение редакции портала "Джаз.Ру". При перепечатке обязательно следует сохранять авторство и ссылаться на источник (портал "Джаз.Ру").
использование информации. правовые сведения

свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-24637 от 13 июня 2006 г.

    
     Rambler's Top100 Service