ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #43,2005

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Рецензии

* * * * * - шедевр
* * * * - отличная работа
* * * - хорошая работа
* * - хорошо, но скучно
* - не стоит затраченного времени


Frank Mantooth
-
"Ladies Sing For Lovers"

Manchester Craftsmen's Guild, 2005

62:27

* * *

Посмертный проект прославленного американского биг-бэндового аранжировщика Фрэнка Мэнтута, ушедшего из жизни в январе 2004 г. в возрасте 56 лет. Прославленный написанием коммерческих (т.е. предназначенных для продажи) аранжировок для джазовых оркестров, которые играли биг-бэнды по всему миру, время от времени он продюсировал большие сборные проекты с собственными аранжировками, и в конце 90-х, по его собственному признанию, влюбился в звучание современных оркестровых струнных секций, обогащенных новыми приемами игры и тембровыми сочетаниями. Испробовать эти приемы он решил на материале классических джазовых баллад, исполненных женскими голосами. Для своего балладного проекта, которому суждено было стать последним, Мэнтут пригласил 12 известных джазовых и эстрадно-джазовых вокалисток (включая таких известных, как Карин Эллисон и Дайан Шур), каждая из которых выбрала себе по джазовой балладе. Фрэнк аранжировал материал в роскошном и сладком поп-джазовом стиле 60-х, обогащенном современными бэндовыми звучаниями и приемами оркестровки, и успел спродюсировать запись вокала и ритм-секции в Канзас-Сити, где он жил, струнного оркестра в Праге, медных духовых в Лас-Вегасе и Бруклине и деревянных духовых в Бирингеме. Сведение и дописка отдельных партий осуществлялась в Чикаго уже без него. Как результат - струнная секция действительно доминирует в звучании, придавая материалу непередаваемо карамельный оттенок; впрочем, похоже, это именно тот эффект, которого добивался покойный продюсер.

 


Kevyn Lettau
-
"Bye Bye Blackbird"

Manchester Craftsmen's Guild, 2005

44:40

* * *

Кевин Леттау - родом из Германии, но с 14 лет живет в США. Ее вокальная карьера началась, когда известный бразильский джазмен Серджио Мендес "открыл" ее в одном из клубов Сан-Диего, после чего певица гастролировала и записывалась с ним восемь лет. Выпустила она и пару сольных альбомов в бразильском стиле, но основную известность снискала, несколько лет появляясь в рекламе одного безалкогольного напитка. Только в 1992-м контракт с лейблом JVC открыл вокал Кевин для действительно широкой аудитории. Удачно балансируя между smooth jazz и бразильской музыкой, певица выпустила четыре альбома на JVC и уже в 2000-е - два на Universal.
Ее новая запись знаменует обращение к джазовой традиции: альбом даже назван по одному из самых "запетых" джазовых стандартов - его обычно поют на вокальных конкурсах юные певицы младшей группы. Удивительно, что Леттау, всецело оставаясь в рамках поп-джазового шаблона, находит для этого стандарта вполне убедительные эмоциональные краски - как и для таких классических номеров, как "I've Got You Under My Skin" или "Sophisticated Lady". Ей немало помогает плотная игра отличной бразил-поп-джазовой сборной, в которой выделяются клавишник Рассел Ферранте, гитарист Дори Каимми и перкуссионист Паулинью Да Коста. Каимми, представитель одной из самых известных музыкальных династий Бразилии, аранжировал весь материал и выступил в роли музыкального руководителя записи, спродюсировал которую муж певицы, барабанщик Майк Шапиро (преподаватель калифорнийский LA Music Academy), сыгравший здесь и все партии ударных. Запись и сведение были выполнены в Северном Голливуде известным звукоинженером Биллом Шнее на его личной студии.

 


Hugh Masekela
-
"Revival"

Heads Up, 2005

70:51

* * *

66-летний южноафриканский трубач Хью Масекела был широко известен в США в начале 1960-х, когда, вырвавшись из "кровавых застенков апартеида", переехал в Америку и выпускал множество весьма популярных записей, в которых в разных пропорциях смешивал джаз (он и прославился-то первоначально как весьма умелый бибоповый импровизатор) и африканскую поп-музыку. Эта последняя принесла Масекеле массовую известность - но не столько как трубачу, сколько как певцу: в 1968 г. его песенка "Grazing In The Grass" попала в американские хит-парады и продалась в количестве 4 млн. копий. К 70-м годам удельный вес африканской попсы в игре Масекелы вырос до максимума, а импровизация почти исчезла: что поделать, таковы были особенности спроса. В конце 80-х, после падения режима белого меньшинства, он вернулся на родину и включился в музыкальную жизнь ЮАР. Доля импровизации в его записях слегка подросла, но место танцевальной попсы заняли песни политического содержания. На новом альбоме он тоже не слишком много играет на трубе, зато поет злободневные тексты в манере "куайто" (южноафриканский рэп). Неудивительно: на этой записи трубач сотрудничает с двумя ведущими продюсерами этого направления, Зуаи Бала (который также записал на альбоме ряд вокальных партий) и Гаффи Пилане. Получается живо и мелодично, если не вслушиваться в прямолинейные до наивности тексты песен. Отдельные соло трубы (и особенно - флюгельгорна) достаточно креативны, а игра сопровождающего ансамбля - достаточно искушенна и ровна. В общем, это афро-поп в достаточно современном варианте и, наверное, с наиболее "человеческим лицом" в этом жанре. Впрочем, "южноафриканский джаз" почти весь строится по такому же принципу - смесь пришедших из американского джаза приемов игры и аранжировки с сугубо местными традициями, обобщенно именуемыми "township music" (музыка городских кварталов). Но разве это не логичное продолжение тенденций 80-90-х, разбуженных взрывным ростом популярности world music и этно-джаза?

Константин ВолковКонстантин Волков
для Stereo & Video

обсудить материал

 

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service