502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #47,2005
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

Рецензии

502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0



* * * * *
- шедевр
* * * * - отличная работа
* * * - хорошая работа
* * - хорошо, но скучно
* - не стоит затраченного времени


Bruno Råberg
-
"Chrysalis"

Orbis Music, 2005

56:49

* * * *

Шведский контрабасист Бруно Роберг - давно уже представитель не столько скандинавской, сколько американской джазовой школы, ведь с середины 80-х он живет в Бостоне и преподает в одном из самых "индустриализованных" джазовых учебных заведений в мире - Berklee School of Music, которая с успехом учит студентов из самых разных стран единому, ремесленно безупречному подходу к джазовой импровизации, базирующемуся на вдалбливаемом в "Беркли" умении сыграть любую гамму от любой ноты. Талантливый музыкант, вооруженный этой методикой, способен быстро и эффективно выстроить себе огромный "словарь" импровизационных заготовок и играть как по слуху, так и по писаным аранжировкам практически в любом стиле - что эта запись и доказывает самым блестящим образом. Текучие триольные ритмы современного джазового мэйнстрима и жесткий восьмидольный фанк, изящные полифонические фрагменты, богатые и плотные тутти, протяженные, стилистически и технически почти безупречные импровизационные соло, богатая тембровая палитра (альбом записан составом нонета) и роскошные аранжировки самого Роберга, да еще на его же небезынтересном авторском мелодическом материале - в общем, здесь есть, есть что послушать любителям современного креативного мэйнстрима, не копирующего образцов 50-летней давности, но пытающегося искать новые если не пути развития жанра, то уж звучания-то точно.
Очень впечатляет импровизационная лексика превосходных солистов. Выделяются трубач Фил Гренадир, знакомый российской публике саксофонист Донни Макказлин и его коллега Алан Чейз, кстати - в прошлом солист ансамбля Prima Materia выдающегося барабанщика Рашида Али, а впоследствии - декан джазового отделения старейшей в США бостонской Консерватории Новой Англии). Среди самых впечатляющих эпизодов - совместное соло Макказлина и Чейза на двух сопрано-саксофонах в пьесе "Yellow Bus", среди самых важных - безупречная игра Роберга смычком соло, явный, с точки зрения американских джазменов, признак того, что контрабасист получил образование в Европе.

 


Vic Juris
-
"A Second Look"

Mel Bay Records, 2005

61:52

* * * ½

Вик Джурис - одно из тех имен, которые, не будучи широко известны даже достаточно искушенной в джазе публике, вызывают тем не менее большое уважение у коллег-музыкантов. 52-летний гитарист осваивал электрогитару самоучкой с 10-летнего возраста, копируя своего первого кумира - рок-н-ролльного гитариста Чака Берри. Однако несколько лет спустя уроженец Нью-Джерси открыл для себя сначала джаз, затем джазовую сцену Нью-Йорка - и судьба его была решена.
В середине 80-х Вик, до того - малоизвестный клубный гитарист, сыграл несколько концертов дуэтом с популярным франко-цыганским гитаристом Бирели Лягреном, в результате чего поехал с Бирели на гастроли в Европу, а затем получил приглашение присоединиться к ансамблю саксофониста Ричи Коула. Интенсивная работа в Европе не мешала ему регулярно выступать в США, часто - в любимом формате дуэта: то со знаменитым коллегой Лэрри Кориеллом, то с не менее знаменитым контрабасистом Гэри Пикоком. С 1991 г. Джурис - постоянный член ансамбля саксофониста Дейва Либмана.
Его сотрудничество с издательством и лейблом Mel Bay началось давно: Вик - маститый преподаватель джазовой гитары (университеты Новой школы и Ратгерса), и издательство Mel Bay издало два его учебника (по построению джазового соло и по джазовой аккордике для гитары), завоевавших широкую популярность у молодых гитаристов. Теперь, с открытием в составе издательства одноименной фирмы грамзаписи, пришел черед и альбому Джуриса на Mel Bay. Вместе с двумя постоянными членами собственного квартета, барабанщиком Тимом Хорнером и басистом Джеем Андерсоном, с которыми Джурис регулярно играет с середины 80-х, Вик образует крепкое пост-боповое трио, идеально обрамляющее его искушенную, спокойную, изящную игру. В нескольких треках к ансамблю присоединяется на саксофонах Дейв Либман, и тогда эмоциональный градус ансамбля слегка повышается, никогда не доходя, впрочем, до уровня истерики. Мастерская, слегка холодноватая, элегическая, исполненная внутреннего достоинства работа, замешанная на крепком мастерстве и огромном опыте - в чем-то даже архетипическая запись, вполне способная отражать современное состояние пост-бопового гитарного ремесла в целом.

 


Анатолий Текучёв
-
"Careless"

Анатолий Текучёв, 2005

51:12

* * * ½

Дебютный альбом работающего в Москве вибрафониста Анатолия Текучёва представляет его в крепком, хорошо сыгранном составе, с двумя участниками которого - пианистом Евгением Лебедевым и контрабасистом Андреем Дудченко - Анатолий в феврале уходящего года играл в США в ведущем джаз-клубе Сиэтла Jazz Alley и на фестивале имени Лайонела Хэмптона в штате Айдахо (музыканты посетили США по линии программы "Открытый мир"). Два других участника записанного на альбоме квинтета - это крепкий московский барабанщик Павел Тимофеев и родной брат Анатолия, альт-саксофонист Святослав Текучёв.
Анатолий и Святослав представляют одну из самых крепких джазовых школ России - ростовскую. Как и многих других ростовских музыкантов, Текучёвых отличает инструментальная мастеровитость, крепкое знание канона - и открытость, достаточная для того, чтобы этот канон претворять в собственную, вполне современную по звучанию и мысли музыку.
Музыка альбома (семь пьес Анатолия, две - Святослава) вполне укладывается в современную пост-боповую формулу, в ней угадываются черты того, что музыкантам приходилось играть, так сказать, по работе. Но при этом их музыка изложена свежо и живо, а узнаваемые стилистические черты работают на облегчение восприятия достаточно широкой публики.
Конечно, основной потребитель этого альбома - посетитель концертов Текучёва. Но одновременно это - вполне удачная заявка на представление гораздо более широкой аудитории. В конце концов, вибрафонистов в российским джазе раз-два - и обчелся, а Анатолий Текучёв - большой мастер этого редкого и непростого инструмента.
Единственное, что вызвало недоумение рецензента - это зачем альбом по-русски назван "Неряшливый": трудно представить себе, чтобы под этим названием он вызывал у незнакомого с Анатолием любителя джаза желание купить пластинку. "Careless" - прекрасное название, которое хорошо переводится как "Беззаботный".

 


Trio Töykeät
-
"Wake"

Blue Note, 2005

63:24

* * * * *

Финская джазовая сцена, хотя в целом и не такая мощная и многообразная, как, скажем, норвежская, регулярно порождает сильные и глубоко оригинальные явления самых разных стилей. Вот и трио "Тёюкеят" ("грубые, резкие") принадлежит к числу таких явлений - причем рецензент не стесняется назвать их своим самым ярким открытием последних нескольких месяцев.
35-летний пианист Ииро Рантала и 38-летний барабанщик Рами Эскелинен вместе учились в Оулу, в тамошней "Поп/Джаз-консерватории", и вместе в 1988 г. перевелись на джазовое отделение Академии имени Сибелиуса в Хельсинки. Рантала проучился там два года, после чего на два года уехал учиться в Нью-Йорк, где завел обширные джазовые связи, занимаясь в престижной Манхэттенской музыкальной школе. Эскелинен тоже учился в это время в Америке, при этом постоянно брал призы на крупных европейских джазовых конкурсах как лучший барабанщик, а заодно еще играл в квартете трубача Лу Солоффа и в биг-бэнде Гила Эванса. Басист Эерик Сиикасаари старше, ему 48, причем он - из семьи джазовых музыкантов, и тоже учился в Консерватории Оулу и в Академии Сибелиуса. "Финский джазмен года" (1995), участник знаменитых в прошлом ансамблей Karelia (где он играл фолк-джаз на финской этно-основе), Espoo Big Band и квинета Юкки Линколы, он вошел в состав The Rotten Jazztrio (так Trio Töykeät одно время именовались по-английски) еще в 1988 г., когда Ииро Рантала было всего 18 лет. Дебютный альбом трио (1990) стал самым продаваемым джазовым альбомом года в Финляндии, а в период обучения Ииро и Рами в Manhattan School Of Music трио активно выступало в Нью-Йорке, приобретя значительное количество поклонников среди музыкантов и критиков.
Новый альбом - второй у "Тёюкеят" на Blue Note (до этого их альбомы выходили на Universal и EmArcy). 11 треков невиданной плотности игры, невероятной виртуозности пианиста и поразительного взаимопонимания фортепиано и ритм-секции, моментально запоминающихся мелодий и богатого импровизационного развития, мощной классической школы и глубокого понимания природы джазового ритма и языка джазовой импровизации. Богатства глубоко лиричного, почти песенного по своим качествам музыкального материала менее даровитому коллективу хватило бы на полдюжины альбомов. Ни на секунду Trio Töykeät не дают слушателю забыть, что это европейский, более того - североевропейский коллектив, что их музыка происходит из богатейшей классической традиции (в том числе и русской - ведь основы богатой академической традиции в Финляндии развивались в период, когда эта страна была частью Российской империи) и из не менее богатой традиции фольклорной. И все это - ни на секунду не отставляя джазовой ритмической свободы, джазового изложения материала, джазовой фразировки. Изумительно!

 


Eyal Maoz
-
"Edom"

Tzadik records, 2005

63:32

* * * * ½

36-летний гитарист из Израиля Эйяль Маоз живет в Нью-Йорке с 1999 г. Выпускник престижного музыкального колледжа Римон в основном работает в рамках "даунтаун-авангарда" - но не в плане стилистики, а в плане круга музыкантов: в Нью-Йорке у Эйяля есть электронное импров-трио, трио чистого фри-джаза, авант-роковое трио и ансамбль этнической музыки. Edom - его новый проект, в который, наряду с давним партнером и соратником, бас-гитаристом Шаниром Эзрой Блюменкранцем, вошел один из самых востребованных барабанщиков Даунтауна Бен Перовски и один из самых прогрессивных электроорганистов в мире - Джон Медески (Medeski Martin & Wood). Наследуя энергию и страсть другого проекта Маоза и Блюменкранца, группы Lemon Juice Quartet, новый проект концентрируется на уникальном сочетании завораживающей электрогитары Маоза и сокрушительно мощного органа Hammond B3, на котором играет Медески. Это джаз, точнее - джаз-рок, но только отчасти - настолько же, насколько это психоделический импровизационный рок в арт-проговом стилистическом диапазоне, но с моторикой современных джем-бэндов.
То жесткие, тяжелые и скоростные, то гипнотически-медитативные номера, названия которых вращаются вокруг абстрактных, но общепонятных категорий ("Сила", "Величие", "Глубина", "Надежда и разрушение"), исполнены характерной мелодики современной еврейской музыки (в большей степени, правда, американской, чем израильской), что и понятно: альбом выпущен в характерной черно-золотой гамме серии "Radical Jewish Culture". Мощному звучанию Edom найдено вполне адекватное звуковое воплощение (звукорежиссер Роберт Массо, студия Билла Ласвелла Orange Music в Нью-Джерси), в котором, на вкус рецензента, несколько чужеродными звучат только чрезмерно острые, чуть даже шипящие в области верхней середины барабаны, вызывающие в памяти "бюджетные" записи инди-рока 80-х.

Константин ВолковКонстантин Волков

обсудить материал

 

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service