ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #2, 2006

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Игорь Бутман: о "Триумфе джаза" в Москве и о российском джазе в Нью-Йорке

Игорь БутманПрежде всего, Игорь, опиши, пожалуйста, как будет выглядеть программа фестиваля "Триумф джаза-2006".

- "Триумф джаза" в этом году достаточно разнообразный и продолжительный: будет выступать вокальная группа Cool & Jazzy, будет играть замечательное трио Лари Кориелла с Виктором Бэйли и с Ленни Уайтом. Они все трое бывали в России, но по отдельности; я думаю, что вместе они будут очень интересны, это выдающиеся мастера. Кроме того, мой биг-бэнд будет аккомпанировать певице Патти Остин. У нее есть программа с репертуаром Эллы Фицджералд, много лет назад она исполняла ее с оркестром Каунта Бэйси в память об Элле.

То есть соул-певица Остин появится в амплуа джазовой вокалистки? И что вы с ней будете играть?

- Пока мы ждем от нее ноты. Она приедет вдвоем с дирижером, будем репетировать, посмотрим, что за репертуар.

В афише "Триумфа джаза" заявлен также оркестр Юрия Башмета и пианист Игорь Райхельсон. Значит ли это, что вы будете показывать на "Триумфе джаза" программу, которая будет исполнена в Нью-Йорке неделей позже?

- Мы покажем только маленькую ее часть - "Сюиту для альта, саксофона и фортепиано с оркестром" Игоря Райхельсона. Она немного переработана - там дописаны эпизоды с биг-бэндом, который звучит там, как мне кажется, очень "в жилу". Там есть очень красивые места, в которых звучание биг-бэнда очень выгодно слушается, хотя это камерное произведение, где есть и очень "академические" моменты.
А в Нью-Йорке концерт пройдет 22 февраля в новом зале Rose Theater. Это большой зал, 1200 мест, внутри суперсовременного нового здания Frederick P. Rose Hall, построенного специально для программы "Джаз в Линкольн-центре". Концерт будет называться "Crossover Concerto - Where Classical Meets Jazz", в нем участвует оркестр Юрия Башмета "Солисты Москвы" и мой биг-бэнд. Биг-бэнд будет играть Чайковского и Римского-Корсакова в джазовой обработке Виталия Долгова, Юрий Башмет будет исполнять такие… оджазированные версии музыки Шнитке, Шостаковича. И пару произведений мы сыграем вместе. Наверное, я исполню что-то с оркестром Башмета, наверное - Юра сыграет что-то с моим биг-бэндом. Мы еще не определились с точной программой.
Этот нью-йоркский концерт проводит компания Impromptu Production, которую составляют Игорь Райхельсон и я. Почему мы решили его провести? Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе. У нас очень хорошие отношения с Линкольн-Центром, концерт, который мы там играли с Уинтоном Марсалисом в 2003 г. - "Moscow Night" - сейчас крутят в Америке по станциям Национального общественного радио. В их новом здании, на открытии которого я был осенью 2004 г., построен отличный новый зал. Сначала мы планировали, что участвовать будет только оркестр Юрия Башмета и я. Но потом мне удалось найти поддержку этого проекта в Совете Федерации РФ. Поэтому я еду в Нью-Йорк с оркестром. И это очень важно: мы не собираемся придавать этому событию политическую окраску, но это очень важно, что из России в Нью-Йорк привозят что-то новое, что-то хорошее. Мы думаем о том, чтобы сделать на основе этого опыта ежегодные концерты российских исполнителей в Линкольн-Центре, в Нью-Йорке.
На концерте как гость должен быть Уинтон Марсалис - мы его не рекламируем, но он должен прийти.

Идея российского джазового фестиваля в Нью-Йорке буквально напрашивается - ведь аналогичные мероприятия при поддержке своих правительств проводили голландцы, бельгийцы, итальянцы…

Игорь Бутман- Это обязательно надо делать. У нашей страны очень плохой имидж в мире. Я с кем ни разговариваю - даже со случайными попутчиками в самолете - мне все начинают говорить, что мы с нашим газом очень плохие. И, к сожалению, какие-то неуклюжие шаги России не позволяют объяснить, почему же мы хорошие. Значит, надо тогда объяснять с помощью культуры. Тем более, я человек такой… российско-американский, я защищаю американскую культуру в России и нашу - в Америке.

Возвращаясь к "Триумфу джаза": есть ли у него будущее? Ведь финансирование фестиваля со стороны фонда "Триумф" сильно сократилось.

- На самом деле, по сравнению с прошлым годом оно выросло. Вот в прошлом году, да, финансирование резко упало.

Это поэтому прошлогодний "Триумф" был совмещен с юбилеем вокалиста Сергея Манукяна?

- На самом деле, нет. Просто так совпало: в этот день у Сережи был 50-летний юбилей, поэтому мы совместили эти два повода. Мы обсудили тогда этот вопрос с президентом фонда "Триумф" Игорем Шабдурасуловым. Был еще вариант посвятить прошлогодний "Триумф" 70-летию Георгия Гараняна, но по разным причинам это не получилось. Получился хороший юбилейный концерт, был хороший зарубежный гость - саксофонист Джеймс Картер. Были наши мастера…
Мне кажется, будущее у "Триумфа джаза" есть. Даже если финансирование из фонда "Триумф" полностью прекратится, мы найдем способ продолжить фестиваль, оставив то же название: мы под этим названием ведь уже шесть лет бьемся за джаз в нашей стране!

Как бы ты сформулировал главную задачу "Триумфа джаза"? Представление лучших сил отечественного джаза? Представление отечественной публике лучших сил мирового джаза?

- Честно говоря, я не думал о такой формулировке… У нас проходит много отличных фестивалей: в саду "Эрмитаж", в усадьбе "Архангельское" - где представлено много отечественных музыкантов. Хорошие артисты, хорошие фестивали. А мне вот интересно приглашать, так сказать, "мастеров зарубежной эстрады", то есть зарубежных джазменов. Во-первых, мы у них учимся. Всему. На них смотрят наши джазовые музыканты и берут с них пример. Перенимают опыт. Я вижу, как в результате растет уровень наших музыкантов - я бываю на фестивалях, вижу, насколько теперь все лучше, интересней, раскрепощённее играют, чем раньше. Поэтому мне просто нравится их приглашать. Я, в общем-то, никакой специальной задачи перед собой не ставлю. Я приглашаю тех, кто available - кто едет в турне в этот момент, кто не занят на других гастролях или на записи. И потом, мне очень важно, что в какой-то степени в центре идеи "Триумфа джаза" находится мой оркестр, что, если мы можем кому-то аккомпанировать - нам это интересно. Даже в прошлом году мы сделали пару номеров с вокалистом, и это был Сережа Манукян: мы сделали специальные аранжировки "In A Mellow Tone" и "Body And Soul", и он пел их с оркестром.

Он ведь несколько лет назад уже появлялся с твоим оркестром как вокалист.

- Да, появлялся. И не он один. Многие российские вокалисты с нами пели. Но я не хотел ни к кому из них привязывать оркестр, брать на постоянную работу. Тем более, что тот же Сергей Манукян - звезда сам по себе, у него есть свое расписание. Было бы здорово сделать с ним какую-нибудь интересную программу его музыки, но этого мы просто не успеваем. У нас, к сожалению, всего один аранжировщик, который меня устраивает практически на все 100%. Это Виталий Долгов. Но я не могу перегружать его работой. А с нами хочет петь Хайрем Буллок, с нами готовит программу Кевин Махогани, да и на подготовку программы с Юрием Башметом тратится много времени. С нами хочет сделать концертную программу тромбонист Билл Уотрус. Делаем программу аранжировок музыки Николая Левиновского… Поэтому мы просто не успеваем готовить еще и вокальные программы с отечественными певцами. С нами очень удачно пела Карина Кожевникова, прекрасно пела Аня Бутурлина, у нас программа с Ларисой Долиной - и эту программу уже пора полностью переделать, отбросить уже сделанное, и сделать новую программу, хиты, которые можно было бы крутить по радио. Шоу-бизнесу-то недостаточно факта, что кто-то из известных начал петь джаз, ему нужны хиты, а их надо готовить, чтобы их можно было раскрутить, чтоб они стали всенародной любовью.

Ну, планка работы с вокалистами изначально была задана высокая: на "Триумфе джаза" 2002 года твой оркестр аккомпанировал Ди Ди Бриджуотер…

- Да, тот "Триумф" был не просто самым крупным достижением "Триумфа джаза", это, я считаю, был вообще один из самых крупных джазовых концертов в России.
Я думаю, на будущий год мы будем искать дополнительную финансовую поддержку. Уже и в этом году мы имеем дополнительную поддержку от торговой марки Hennessy, нам уже немного, но полегче. На будущий год будем искать ко-спонсоров, против которых фонд "Триумф" не возражает.
Ведь самый первый "Триумф" в 2001 г. мы провели за 13 тыс. долларов, и я тогда считал, что мне в руки попали нереально большие деньги. А на второй, тот самый, 2002 г., когда были Элвин Джонс, Джо Ловано, Рэнди Бреккер, Тутс Тилеманс, Гэри Бёртон, Ди Ди Бриджуотер - дали сразу 250 тысяч. На третий и четвертый - меньше, но все равно у нас были Take 6 и Джои ДеФранческо, а годом позже - Джино Ванелли, замечательный джазовый певец Фредди Коул и отличный ансамбль Джо Локка с Гэри Новаком. Так что даже после того, "триумфального Триумфа" у нас были очень значительные артисты.

Окончание следует

Беседовал Кирилл Мошков
фото автора

обсудить материал

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service