ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!
  ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Закажи себе живой джаз: джазовое агентство Льва Кушнира. Корпоративные и частные праздники: живая музыка, любые ансамбли, лучшие солисты Москвы.

Представляем артиста: нью-йоркский трубач Валерий Пономарёв (ex-Art Blakey Jazz Messengers)
Доступны для приглашения на корпоративные мероприятия: Екатерина Черноусова (вокал, фортепиано, лидер собственной группы)

Выпуск # 5-6 (337-338) - 28 февраля 2006 г.
Издается еженедельно с октября 1998 г.
Оглавление выпуска:

Следующий выпуск: 9 марта 2006 г.

Как это было
в Москве

Новый триумф старого джаза

Пребывание 16-го февраля на "Триумфе Джаза - 2006" для меня в некотором отношении стало дебютным. Об украинских джазовых событиях рассказывать - сколько угодно, а вот необходимость писать о московском фестивале, да еще из ряда самых масштабных, возникла впервые. Собственно, и на самом "Триумфе" пришлось побывать впервые, хоть статей о нем было читано в достаточном количестве и отзывов слышано из уст очевидцев не меньше. Да что там, само название - "Триумф Джаза" - звучит-то как! И организатор – Игорь Бутман, человек в российском джазобизнесе, скажем прямо, далеко не последний. Одним словом, от фестиваля ожидалось получить самые что ни на есть яркие впечатления. Ожидания подогревала сама программа "Триумфа", изобиловавшая звездными именами и премьерами.
Выступление трио Ларри Кориелла (Larry Coryell, Victor Bailey, Lenny White) – премьера. Ранее все участники коллектива посещали Москву по отдельности, в рамках других проектов. Уайт еще в 1997 гастролировал по России в квартете Игоря Бутмана и Андрея Кондакова и записывал с ними альбомы; Бейли и Кориелл становились гостями "ЛеКлуба".
Еще один сюрприз - не практикуемый в России синтез камерной и биг-бэндовой культур, воплощением которого стала джазово-академическая программа композитора Игоря Райхельсона, подготовленная ансамблем "Солисты Москвы" под руководством Юрия Башмета и биг-бэндом Игоря Бутмана.
Но все это - сюрпризы запланированные, как Вы понимаете. Поэтому возникает естественное желание немного рассказать о настоящих неожиданностях. Начнем по порядку.

Сюрприз первый, массово-информационный.
Игоря Бутмана, флагмана и устроителя джазового триумфа, на пресс-конференции 15-го февраля не было. Музыкант находился в Турине, способствуя поднятию и удержанию боевого духа российских спортсменов. По этой причине встреча хедлайнеров фестиваля с представителями СМИ была организована исключительно усилиями пресс-центра. Лицом, обеспечивавшим перевод, выступал некий журналист с некоего радио, по всей видимости, форматом далекого от стилистики фестиваля. Практиковаться в английском, безусловно, надо, однако, думается, не ценой репутации российского джазового журнализма. У иных радеющих за судьбу этого самого журнализма добавилось седых волос, пока специалистом в области межкультурной коммуникации в процессе перевода ежеминутно переспрашивались общеизвестные имена/реалии, и когда общими силами всех присутствующих подолгу устанавливалось, что же на самом деле имели в виду заморские гости.
Тирада Ларри Кориелла "Я тут отойду ненадолго, и вовсе не потому, что меня возле барной стойки ждет молодая жена-блондинка, с которой я хочу немедленно предаться утехам, а потому, что мне сейчас будет звонить адвокат, кстати, родственник Майлза Дэвиса" легким движением превращалась в короткое "Майлз Дэвис оказал большое влияние на всех нас. А теперь познакомьтесь, это моя жена".
Чего греха таить, представители журналистской братии тоже времени особо не теряли и влили свою ложку дегтя в общую бочку... дегтя. Виктор Бейли должен быть удовлетворить любопытство молодой дамы, желавшей знать, действительно ли Джо Завинул называл своих коллег, пардон, "f**kin niggers".
Без комментариев.
Пресс-конференция: Ларри Кориэлл, Ленни Уайт, Виктор БейлиВпрочем, польза от пресс-конференции, конечно, была. Ленни Уайт делился радостью – стартовал выпуск линии именных барабанных палочек с особым карбонным покрытием, обязанных ему, Ленни, своим существованием. Ларри Кориелл выражал восторги в адрес русской культуры и в особенности в адрес Игоря Стравинского, своего любимого композитора. Виктор Бейли главным образом хранил молчание или тихонько взбирался на сценический стул и под шумок репетировал, а когда включался в обсуждение, горячо уверял, что ему нравится любая музыка – от Джими Хендрикса до классики; от Led Zeppelin до Игоря Бутмана. В том, что это действительно так, сомневаться не приходится: Виктор с равным интересом покачивал головой в такт легкой музыке, звучавшей перед пресс-конференцией, и прислушивался к свингово-скрипичным изысканиям на самом концерте.

Сюрприз второй, вокальный.
С творчеством коллектива Cool&Jazzy в концертном варианте столкнулась я, как ни странно, тоже впервые. Этот главным образом а-капелльный вокальный ансамбль открывал фестиваль вечером 16-го февраля. Почему промелькнула вводная фраза "главным образом"? Хотя бы потому, что его участники порой практикуют и музицирование на рояле. А еще по той причине, что, оказывается, мини-мониторы в ушах вокалистов служат еще и средством настройки перед произведением. Нет, не звук камертона там звучит, и не тоника. Готовое начало произведения в записи.
Не будучи знакома с репертуаром ансамбля и не зная заранее, какие вещи планировались к исполнению, я безошибочно определила, что третьей в программе Cool&Jazzy будет песня "Drive my car" в аранжировке Бобби Макферрина. Ибо в паузе между произведениями в сценических динамиках раздался слабый, но явственный заглавный аккорд этой вещи.
Возможно, и не стоит заострять внимание на такой мелочи. Однако ранее мне отчего-то казалось, что этика исполнения а-капелла не допускает таких приемов.
Кроме вышеупомянутой песни, ансамблем были озвучены произведения "Караван" и "The Girl From Ipanema". В качестве проигрыша в рамках произведений иногда проскальзывал раскатистый речитатив-благодарность спонсорам или развеселый интерактив с залом, - последний, правда, не вполне понимал, что от него хотят.

Сюрприз третий, организационный.
Патти Остин (Patty Austin) заболела и не смогла приехать. Очень извинялась и передавала всем привет. А ведь отсутствие биографии Патти в официальном пресс-релизе фестиваля, датированным 15-м февраля, наводило на мысли о подобном исходе.

Сюрприз четвертый, общекультурный.
Два в меру угрюмых афроамериканца в ритм-секции и в меру энергичный пожилой белый гитарист: трио Ларри Кориелла продолжило триумфальное шествие. Откровенно говоря, я ждала их выступления. Кориелл – легенда, Уайт - объективно преинтересный музыкант, Бейли... объект особой личной симпатии, распространяющейся на всех представителей бас-гитаризма.
Ларри КориеллПрограмма же, которая исполнялась в тот вечер, на 90% состояла из произведений, вошедших в альбом "Electric" (2005), записанный этим составом. И хотя процесс подготовки к записи альбома явно подразумевает тщательное разучивание материала и множественные репетиции, от концертного варианта этой программы веяло сыростью и несыгранностью. Так бывает, когда музыканты, какими бы великими и суперпрофессиональными они ни были, не играют друг с другом постоянно.
Но благодаря тому, что участники трио действительно "интересуются самой разной музыкой", плей-лист выдался разнообразным - наряду с авторскими вещами каждого из членов группы игрались произведения из репертуара Led Zeppelin и стандарты вроде "Black Orpheus". По поводу последнего хотелось бы сделать небольшую зарисовку.
Представьте себе внушительно-изысканный, чинный, блещущий декорациями зал Московского Дома Музыки. Зрители – все как один добропорядочные граждане: ни чиха тебе, ни кашля не слышно – тишь и благодать. Только изредка рявкнет рация сидящего возле сцены охранника или щелкнет затвор фотоаппарата.
В первом ряду, буквально в метре от мистера Ларри, в удобной полулежащей позе расположились два горячих фаната гитарной музыки, изголодавшиеся душой по искусству. Если бы и был в тот вечер недостаток в аплодисментах, то эти два зрителя с лихвой бы его восполнили. "Да что ж ты делаешь, зараза!" - в полной тишине, со слезами в голосе громко восклицали наши восторженные друзья после любого сыгранного пассажа и сопровождали возгласы рукоплесканиями. Первые же аккорды "Черного Орфея" повергли этих слушателей в окончательный культурный шок. "Нет, ты послушай только! Это же. . . Ям-щи-ик, не га-ни ла-ша-дей!..."
Эфемерная, парящая, невыразимо трогательная пьеса, кода которой была сыграна гипер-пианиссимо, почти беззвучно, - Бейли в полкасания поддевал замутированные левой рукой струны; Уайт затаил дыхание, отказавшись даже от барабанных щеток; серебряными каплями падали флажолеты Кориелла. На первом ряду раздавался "Ямщик". . .

Сюрприз четвертый с половиной, общеобразовательный.
Звездную троицу я видела и слышала вживую впервые. Стиль Кориелла показался несколько небрежным (в отличие от суровой и сосредоточенной игры Ленни Уайта). Вплоть до того, что в самом начале выступления трио ухо уловило ряд технических помарок, которые в дальнейшем были сведены на нет подачей и содержанием исполняемого материала. В общем и целом мистер Кориелл произвел впечатление цельной и мудрой личности с колоссальным опытом. Себе на заметку: электрической концертной гитаре Ларри я теперь с большой долей вероятности предпочту акустическую. В записи, наверное, наоборот.
Виктор Бейли37-летний Виктор Бейли запомнился подростком. Причиной тому - неестественная болезненная худоба музыканта и выражение лица, с которым музыкант почти по-детски увлеченно-удивленно смотрел на собственный инструмент, играя на нем двуручным тэппингом или эффектно ударяя ладонью по грифу. "Чем хорош Виктор Бейли?" - такой вопрос мне был задан накануне концерта. Виртуозов и новаторов в мире бас-гитары вроде бы полно, особыми изысками в сфере композиции Бейли как будто тоже не блещет... Но у него есть свое лицо, свой собственный узнаваемый стиль. Мute-звучание сухого баса, частое использование очередей шестнадцатых, собственные "фирменные" приемы игры - этого, мне кажется уже немало. Необычно скупо, сильно отличаясь от сочной студийной версии, но все равно интересно, прозвучала на концерте одна из любимых мною авторских вещей Виктора, "Low Blow". В этом произведении музыкант дублирует голосом сложнейшую, сплошь синкопированную партию и демонстрирует более чем приличный вокальный диапазон, доставляя тем самым публике неописуемое удовольствие.
Программа отыграна. Хедлайнеры благополучно устроились на втором этаже зала (туда Виктору Бейли пришлось в прямом смысле карабкаться от назойливых коллекционеров автографов, - с его-то больными ногами, при помощи палочки) и с интересом наблюдают за происходящим во втором отделении.

Сюрприз пятый, романтичный.
Второе отделение знаменовало собою "смычку города и села", пардон, камерной и джазовой музыки. В белоснежных манишках, фраках, с бабочками выходят музыканты биг-бэнда Игоря Бутмана. Красавец-пианист Антон Баронин занимает место у рояля. Краткая вступительная речь, и первой вещью программы, которой заинтригованы все присутствующие, исполняется... "Happy Birthday". В этот день супруга Игоря Бутмана праздновала день своего рождения.

Сюрприз последний, эклектичный.
Программа, с такой тщательностью приготовленная Башметом, Бутманом и Райхельсоном, и впрямь была прелюбопытной.
В качестве разогревающего фактора оба инструментальных ансамбля исполнили по произведению, отражающему их подлинную суть. Биг-бэнд иронизировал; в этот раз - на тему "Старинной французской песенки" Петра Ильича, названной в оригинальной интерпретации "Жанна Д’Арк". Исполняемая Барониным традиционная версия трансформировалась в этой связи в нечто тореадорно-громогласное.
"Солисты Москвы" выбрали в качестве самохарактеристики "Largo" Вивальди, посвятив его, к слову, Оксане Бутман. А за этим следовала собственно "Сюита для рояля, струнного оркестра, саксофона и биг-бэнда", написанная Игорем Райхельсоном в честь руководителей совместного проекта. Произведение, по словам автора, многажды исполнялось по всему миру, правда, в редуцированном варианте, ведь партия биг-бэнда дописывалась постфактум - уже когда произведение было готово.
Сама история объединения джазового и академического начала насчитывает не один год. О каком-то принципиально новом экспериментаторском подходе, боюсь, в данном случае тоже говорить не приходится. Но в контексте современного состояния российской джазовой культуры, конечно, нужно признать, что исполнение "Сюиты" стало событием в музыкальной жизни столицы.
Кстати, буквально в конце прошедшего года схожий синтетический проект представили "Виртуозы Москвы" и "Терем-квартет", где за импровизационную составляющую отвечали мастера-"народники". Последние, помнится, крепко сетовали на то, что приходится иметь дело с двумя совершенно разными подходами к исполнению музыки - принципом свободного изложения и строгим соблюдением авторского замысла. Думаю, что подобных проблем не избежали и наши герои. Хотя, с другой стороны, противоположности притягиваются. И вполне объясним тот изумленный интерес, с которым "Солисты Москвы" слушали солиста-Бутмана. Ведь репетиционный вариант его импровизаций наверняка разительно отличался от концертного. Объяснима и тяга ведущего российского саксофониста к столь отличному от его собственного музыкальному мышлению.
"Сюита" же как таковая представляла собой как смену настроений, попеременное лидирование каждой из "оппонирующих" сторон – свингующей и кантиленной, - так и приведение их к единому знаменателю. Давать музыкальный анализ произошедшему я, наверное, не рискну – для этого нужно было бы вести стенограмму исполнения многочастного произведения. Тем более, что, когда имеешь дело с классической составляющей, одним импрессионизмом в повествовании не обойтись. И одним прослушиванием – тоже. Минимум двумя, разве что.
Подводя итоги, замечу, что "Триумф джаза" носит свое имя не случайно. Пограничным, перекрестно-стилевым явлениям в нем, видно, места нет, даже в случае с эклектичной, на первый взгляд, "Сюитой" Игоря Райхельсона – ведь за джазовую основу в ней был принят не фьюжн, не джаз-рок, а традиционный джаз. Что ж - хотя бы в этом фестиваль оправдал свое название.

Татьяна Балакирская
фото автора

10 февраля в "Ле Клубе" космополитичный пианист Валерий Гроховский, живущий и работающий в США, вместе со своим американским трио представил программу "Бах в джазе". Интервью с музыкантом "Полный джаз" опубликовал в предыдущем выпуске, а сегодня - некоторые впечатления с его концерта...>>>>

11 февраля в московском клубе Jazz Town выступал чикагский блюзовый гитарист и вокалист Джеймс Уилер (James Wheeler). О том, как это было - наш внештатный корреспондент Ольга Меркулова...>>>>

Постсоветское пространство: что было
С 15 по 17 февраля в столице Удмуртской республики Ижевске шел X международный джазовый фестиваль "Джаз на Иже". Это событие, продолжавшееся три дня, выгодно отличается от большинства сегодняшних джазовых фестивалей России, в первую очередь тем, что является "местной инициативой" и совершенно не зависит от Москвы (ни в творческом, ни в финансовом смысле). Подробнее о фестивале - в компиляционном репортаже Юрия Льноградского, составленном на основе мнений ижевских слушателей и журналистов... >>>>
Постсоветское пространство: что будет
Традиционная сводная рубрика "Анонсы от Джаз.Ру" сегодня представляет анонсы по одиннадцати городам России до середины марта. Напоминаем, что система представления информации в этой рубрике претерпела ряд изменений, равно как и вся анонсовая система на "Джаз.Ру" в целом. Мы продолжаем развивать это направление в нашей работе, которое редакция портала считает одним из важнейших в своей деятельности...>>>>
Рецензии
Сегодня мы рецензируем две работы, относящихся к категории так называемых "популярных" джазовых стилей - в данном случае, smooth jazz и вокального поп-джаза. И если вокальный поп-джаз оказывается вполне себе вокальным и даже практически поп, то в случае со smooth анализ показывает несколько более сложную ситуацию...>>>>
Радио
"Бесконечное приближение" (Радио России)
Программа (автор и ведущий Михаил Митропольский) выходит на "Радио России" с 2000 г. (суббота, 23.10 - 00.00 МСК - FM 66.44 Mhz, MW, 1 кнопка проводного вещания). Программа посвящена не только и не столько собственно джазу, сколько смежным с ним жанрам и разнообразным неожиданным пересечениям и перекресткам музыкальных направлений.
4 марта - седьмой выпуск из серии "Голос", в нем прозвучат записи Наталки Половинки и Татьяны Комовой.

Подкаст "Слушать здесь":

27.02.06 - Кирилл Мошков комментирует пьесу "You Should Know Better" с альбома "Playground" гитариста Рассела Малоуна (Maxjazz, 2004)
22.02.06 - Анна Филипьева комментирует пьесу "UFO" с альбома "Playstation" польского аккордеонного ансамбля Motion Trio
20.02.06 - Кирилл Мошков комментирует пьесу "They Can't Take That Away From Me" с альбома "After Hours" вокалиста Джона Пиццарелли (BMG, 1995)
17.02.06 - Кирилл Мошков комментирует пьесу "Immer Geradeaus" с альбома "Tricycles" гитариста Ларри Кориелла (Favored Nations, 2004)
15.02.06 - Анна Филипьева комментирует пьесу "Ibid, Desmarches, Ibid" с альбома "Optometry" диджея DJ Spooky (при участии пианиста Мэтью Шиппа, контрабасиста Уильяма Паркера и др.) - Thirsty Ear, 2002.

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Авторы:

Татьяна Балакирская,
Ольга Меркулова,
Юрий Льноградский,
Константин Волков,
Кирилл Мошков

Редактор:
Кирилл Мошков

Зарубежная информация
AP,
соб.инф.

Фото:
Татьяна Балакирская,
архив портала "Джаз.Ру"

Воплощение:
Павел Абраменков

 


Если у вас есть друзья, которых может заинтересовать наш журнал, но у них нет компьютера или они не подключены к Интернету - не сочтите за труд распечатать эти страницы и дать им прочитать! 
Оригинальные материалы, присланные читателями, приветствуются и почти всегда публикуются. Пишите!

 

 

Подписка: получайте наши новости и анонсы на e-mail или через rss

© "Полный джаз", 1998-2017
Опубликованные в "Полном джазе" материалы являются собственностью редакции. Авторское право на них принадлежит авторам материалов. В случае републикации материалов, ранее изданных другими СМИ, права на материал и на авторство полностью сохраняются за первым публикатором. Редакция обладает авторскими правами на переводы материалов, принадлежащих зарубежным изданиям. Редакция не возражает против перепечатки материалов "Полного джаза" другими изданиями (как онлайн, так и оффлайн), однако во всех случаях на таковую перепечатку следует получить письменное разрешение редакции портала "Джаз.Ру". При перепечатке обязательно следует сохранять авторство и ссылаться на источник (портал "Джаз.Ру").
использование информации. правовые сведения

свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-24637 от 13 июня 2006 г.

    
     [AD-SIZE]