ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #5-6, 2006

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Бах в джазе... джаз в Бахе...

Иоганн Себастьян Бах. В джазе. Трудно представляемо, правда? Тем не менее, программа трио Валерия Гроховского (США), представленная 10 февраля в московском "Ле Клубе", называется именно так - "Бах в джазе". Имя великого композитора вполне прочно ассоциируется со словосочетанием "классическая музыка" в сознании практически любого человека, но далеко не у всех (кроме, пожалуй, поклонников пианиста Жака Лусье) - со словом "джаз". Менять ассоциативное мышление у покинувших свои дома пронзительным зимним вечером ради это самого "Баха" взялись три человека: собственно сам пианист Валерий Гроховский, известный джазовый барабанщик Джерри Гиббс (Gerry Gibbs) и контрабасист Хэмилтон Прайс (Hamilton Price).Мышление в глобальном смысле, может, и не поменяли, но неожиданное сочетание показали. Пусть ненадолго, но слова "Бах" и "джаз" действительно были вместе. Не зря Валерию Гроховскому ставят заслугой поразительное умение сочетать объемный классический репертуар и искрящие джазовые импровизации.
Легкое дуновения чуть нервных клавиш, и вот строгий, академический, четкий Бах ожидает свою девушку, опаздывающую на свидание. Ожидает джаз. Джаз чуть томит ожиданьем, но впадать в отчаяние не заставляет - появляется через несколько мгновений, оттеняя вечную классику ритмом рассыпчатых ударных и вкрадчивым контрабасом.
Вообще надо сказать, что вечер был построен на контрастах: серьезный Гроховский за роялем, поучительно отмахивающий начало некоторых песен, и улыбчивый Хэмилтон, нежно держащий контрабас и широко улыбающийся. Кстати, Хэмилтон получил степень бакалавра по классу "контрабас" в том самом техасском университете, где преподает Гроховский.
Пока в левой части сцены продолжают развиваться отношения "наставник-ученик", в правой части невероятно спокойный и почти неподвижный Джерри Гиббс за ударными воплощает собой фигуру "мыслящий метроном" по четкости игры.
Кружевной джаз по-прежнему продолжает обнимать серьезного Баха, да так плотно, что грань различия медленно стирается, возникает ощущение, что слышишь цельное произведение, а не хорошо известное и до этого, но в новой аранжировке. Нет, великий композитор и новый для него музыкальный стиль встретили друг друга. Бах дождался, джаз пришел. А уж повстречавшись наконец-то, они вместе начинают трансформироваться в единое музыкальное пространство, которое иногда динамично и игриво, а иногда лирично и воздушно. Которое кто-то когда-то очень метко окрестил названием "Бах в джазе". Действительно, Бах в джазе, джаз в Бахе.

Ольга Меркулова

 
На первую страницу номера

    
     [AD-SIZE]