502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #5-6, 2006
502 Bad Gateway

502 Bad Gateway


nginx/1.24.0

X международный фестиваль "Джаз на Иже"

В прошлом году, после четырех лет небытия, возродился Ижевский Джаз-Фестиваль. В 2006-м благодаря усилиям устроителей и спонсорской помощи фестиваль состоялся вновь – иными словами, вновь стал регулярным. "Джаз.Ру", к сожалению, не успел своевременно анонсировать это событие – как выяснилось позже, оргкомитет не рассчитывал на то, что столица займется информационной поддержкой провинциального фестиваля. Однако заинтересованность в "Джазе на Иже" со стороны местных слушателей, существование к городе достойных коллективов (в том числе и успешно выходящих в своем творчестве за рамки чистого джаза), уровень приглашенных артистов – все это позволяет считать, что ижевский проект едва ли останется достижением городского уровня. Особо стоит подчеркнуть тот факт, что в отличие от большинства провинциальных российских фестивалей ижевский делается не "инициативной группой товарищей", прибегающей порой к невообразимым уловкам и использующей сложную схему знакомых юридических лиц: "Джаз на Иже" с самого начала поставлен на профессиональную основу, у его оргкомитета есть офис, разделение обязанностей и так далее. Есть даже четкий план организации своими силами джазовых концертов на будущее, что и вовсе вселяет большой оптимизм.
Пожалуй, единственное, что пока кажется неоптимальным с расстояния в тысячу километров – это отсутствие у фестиваля своего "человека с блокнотом", который одновременно владел бы литературным русским языком и разбирался в джазе. В присланных материалах пост-фактум, авторами которых стали в основном завсегдатаи "виртуального" Ижевска, встречаются временами обороты и суждения, от которых "Полный джаз" своих читателей по мере сил избавляет. Например, характеристика "обалденный голос": даже передавая все восхищение слушателя, она невольно понижает культурную ценность события, которую в контексте Ижевска следовало бы только и исключительно повышать.
Репортаж с фестиваля, таким образом, становится сложной компиляцией из многочисленных материалов разных авторов, у которых "Полный джаз" совершенно искренне просит прощения за столь серьезную цензуру.

Концепция

Три концертных дня, больше десятка участников из Москвы, Петербурга, Крыма и Ижевска - такой концентрации джазовой энергии город не видел уже давно. Уже можно говорить, что фестиваль стал настоящим событием в культурной жизни Ижевска.
Оргкомитет: директор Мария Данилова и арт-директор Илона ВиленскаяИлона Виленская, арт-директор фестиваля: "Мы делаем мероприятие, посвященное не только приезжим артистам — блестящим, безусловно, артистам. Мы продолжаем активно сотрудничать с ижевскими артистами и группами, которые играют джаз и околоджазовую музыку... На протяжении восьми лет фестивали в Ижевске делал их основатель Дмитрий Евгеньевич Иванов, который ныне является директором и художественным руководителем Государственного цирка. У Дмитрия Евгеньевича были немного другие задачи, поскольку он вывел фестиваль из формата камерных концертов, из формата квартирных выступлений, сделал его ежегодным. Он вырастил в Ижевске, будем говорить прямо, джазового зрителя. Задача фестиваля в том формате была в том, чтобы привозить звезд. Сейчас мы свою миссию видим в том, чтобы помогать ижевским музыкантам выходить на более широкие просторы, интегрировать свое искусство в российскую джазовую культуру".

Сцена

Фестиваль проходит в здании Государственного Цирка, который единодушно признается для мероприятий такого калибра наиболее подходящей площадкой в городе. Некоторые зрители считают, что "в фойе цирка действительно есть что-то джазовое… Сцена расположена под куполом, зрители размещаются полукругом вокруг нее под низким потолком, тут же стоит пульт звукооператора. Есть один большой недостаток - возле сцены сквозняк и очень холодно. В баре продают чай, кофе, пиво, а также замечательные блинчики с начинками, которые вам тут же пожарят и завернут". Другие зрители, которых меньше волнует телесная пища, куда более поэтичны: "Изломы пространства, звука, блуждание меж конструкций из стекла, металла, бетона и кирпича… Заблудившиеся мотыльки, двигаясь на свет, мы попали в волшебное место. Место, где все формы исчезают и становятся звуками".

"Апельсиновый джем"

Апельсиновый джемФестиваль открыл местный коллектив с аппетитным названием. "Джемом" руководит Светлана Витрак, которая, рассуждая о природе джаза, говорит: "Обдумывание ситуации, осмысление ситуации и есть импровизация". Квинтет, поющий a cappella, принимал участие и в прошлогоднем ижевском фестивале, показал программу "Lullaby Of Birdland" и стал одним из его открытий. Часть программы была показана и в этот раз; выступление сопровождалось показом видеоряда, охарактеризованного одним из слушателей как "клип из жизни птиц". По ходу исполнения музыканты сменили имидж, набросив поверх декадентских брючных костюмов расписные цветастые туники, и к квинтету присоединился известный в городе шоумен, камерунец Серафим Эльмакс. Знакомый жителям Ижевска в первую очередь как ведущий танцевальных вечеринок, он оказался обладателем глубокого звучного баритона. Вместе с Эльмаксом состав дополнил и перкуссионист, и неудивительно, что звучание изменилось во всех смыслах: изменился даже язык, на котором пели вокалисты "Апельсинового джема". Как и всегда, впрочем, кто-то из слушателей нашел эту метаморфозу прекрасной, а кто-то – не стоящей затраченных на нее усилий: "пусть растут дальше", говорит один из местных критиков, демонстрируя завидную независимость своих оценок от гордости за родной город.

"Джазографика" Александра Ростоцкого

Алекс РостоцкийИжевску по-настоящему повезло увидеть именно эту программу Ростоцкого, которая, как и многие его проекты, требует выполнения определенных технологических требований. Дело в том, что параллельно с исполнением музыки на сцене создаются картины: их рисует испанский художник Фернандо Химено Перес, сотрудничающий с одним из лучших басистов России уже несколько лет. Ижевский журналист приводит слова Ростоцкого, объясняющего идею такой сценической постановки: "Я понимаю, что современному зрителю скучно, сидя на концерте, просто слушать музыку. Он так привык получать большой объем информации за сжатый отрезок времени, что просто слушать музицирование (пусть и очень хорошее) для него - мало".
В программе, сыгранной на этот раз, Ростоцкий использовал три главных источника: собственный композиторский портфель, произведения советских композиторов и "Картинки с выставки" Мусоргского, по которым он уже давно намеревается сделать куда более масштабный проект. Идея поиска общего начала в джазе и классике, безусловно, не нова, но для многих слушателей она стала откровением не меньшим, чем возможность наблюдать в реальном времени за созданием картин, тематика которых определяется звучащей музыкой. "Завораживающее действо", говорят одни. "Музыка и живопись взаимосвязаны на глубинном, изначальном уровне", говорят другие.

Надежды Уткина

Надежда Уткина"Тем временем антракт закончился, и на сцену вышла заслуженная артистка Удмуртской Республики Надежда Уткина… никогда бы не подумал, что такое можно делать с удмуртским языком". Можно ли описать этно-джаз на удмуртском, если не слышать его вживую? Наверняка нет. А слушатели были немногословны. Во многом потому, что их по-настоящему потряс коллектив, который выступал в первый день последним.

"Ва-Та-Га"

"…эти люди взорвали меня, перевернули с ног на голову, после них у меня долго еще тряслись конечности и неровно билось сердце". В составе набирающего известность состава из Петрозаводска – пятеро: Александр Леонов (вокал, дудки, пилы), Ольга Гайдамак (вокал, скрипка, бубны), Алексей Деревлев (гитара), Аркадий Соколов (перкуссия), Сергей Шеляпин (контрабас). Определить жанр, в котором работают музыканты, почти невозможно. Они где-то между этникой, амбиентом, психоделией, джазом - да всем, чем угодно.
Александр Леонов и Ольга Гайдамак ("Ва-Та-Га")"…двое странных и прекрасных людей на первом плане - Александр Леонов и Ольга Гайдамак… Ольга - вокалистка с совершенно запредельным голосом… то рыдает, то летит ввысь, то рычит… Александр, кроме того, что поет (в том числе и в технике горлового пения), играет на старинных этнических инструментах, которые сам же и делает по древним чертежам. Кроме гудка, калюки и жалейки Александр использует для звукоизвлечения обыкновенную пилу, на которой играет смычком!.." Ижевску, судя по реакции фестивальной публики, следовало бы отдельно поблагодарить за приглашение этого коллектива оргкомитет фестиваля: по большому счету, крайне редко на российских джазовых просторах срабатывают такие концертные связки, как Петрозаводск и Ижевск или, скажем, Калуга и Пермь. И как правило, они срабатывают тогда, когда приглашенные музыканты действительно делают что-то стоящее и оригинальное; фестивальная публика, судя по всему, это понимает: "…уникальная и самобытная музыка. Потрясающие энергетика, драйв и шоу".

"Птица Тылобурдо"

Солистка группы "Птица Тылобурдо"Этот состав, если смотреть правде в глаза, к джазу может быть отнесен с весьма и весьма серьезной натяжкой – и, однако, от этого не делается хуже. Начав появляться перед большой аудиторией масштаба страны (например, на открытом фестивале "Мамакабо" в 2004 году), несколько девушек из Ижевска, исполняющие этническую музыку в диапазоне от русских народных песен до удмуртских обрядовых крезей, сразу же привлекли к себе внимание молодой аудитории. Для ижевского концерта были сделаны специальные аранжировки с гитарой и электрическим пианино, хотя обычно коллектив предпочитает традиционные этнические инструменты.

Энвер Измайлов

Энвер ИзмайловЗная то шоу, которое устраивает на своих концертах человек с фамилией, остроумно переведенной его слушателями на английский как "Is My Love", можно лишь посочувствовать тем музыкантам, которым выпало делить фестивальную сцену второго дня с Энвером-ага. Как бы хороши они не были, именно ему было суждено стать героем для публики: многие наверняка просто не могли представить, что подобный стиль игры на гитаре вообще возможен. "Даже если все вымрут, я смогу играть один" - шутит музыкант, объясняя название своей техники, названной им в свое время "survival technique". Самостоятельное изобретение Измайлова, придумавшего "с нуля" то, что в мире уже существовало в довольно близком варианте и называлось тэппингом, привело к тому, что сейчас он в одиночку может воспроизвести звучание целого струнного оркестра. По его желанию электрогитара начинает звучать то как японский сямисен, то как духовой инструмент. Использует он и "лупы" (loops), записывая с помощью процессора кусок композиции, а потом проигрывая его и накладывая поверх новый "живой" звук. И слушатели, пытаясь описать его игру, сдаются: "…надо слушать, дамы и господа, а не читать…"

"Мы из джаза" Анатолия Кролла

В завершение второго вечера, уже после местного квартета Сергея Полякова, играл Анатолий Кролл, охарактеризованный аудиторией как "композитор, написавший музыку к известному фильму". Сам Кролл уверен, что сегодня такой фильм не мог бы появиться: "Дело в том, что из кино выхолащивается человеческое тепло. А этот фильм был снят с невероятным уважением к человеческой личности". Гораздо более оптимистично музыкант смотрит на будущее джаза в России: "Молодая поросль появилась - свершилось чудо! Мы ждали этого, хотя почти и не надеялись. Много молодых, талантливых ребят приходят в джаз, и забота только одна - что с ними будет дальше. Хотелось бы, чтобы их поддерживали на всем их творческом пути, а не только сейчас, когда действует очарование юности". Своим студентам Кролл обеспечивает хороший старт карьеры: в его оркестре двадцать талантов в возрасте от 18 до 20 лет, а его квартет - это ребята, самому старшему из которых едва исполнилось 25. И каждый из них - уже мастер.

Анатолий Кролл"Можно писать сколько угодно о его мастерстве, но это просто бесполезно…", говорит один из журналистов. Положа руку на сердце, это и имелось в виду, говоря о сочувствии выступавшим в один день с Измайловым: не столько "бесполезно", сколько не хочется, потому что есть яркое, неожиданное впечатление, открывающее новый музыкальный мир. И ижевский журналист это подтверждает, возвращаясь к Измайлову: "…после окончания настигаю Энвера Измайлова… поболтали о дальнейших планах. Энвер рассказал о том, что есть предложение - организовать где-нибудь на природе (при наличии большого количества туристов) концерт, в котором помимо музыкантов будут участвовать фонтаны, подсвечиваемые разными цветами, толщина и цвет струй которых будут работать в такт и соответственно высоте звука. Еще несколько вопросов о дальнейших планах, о взаимоотношениях с другими музыкантами. Расходимся…"

День третий

К завершающему дню фестиваля журналисты, видимо, попросту устали. О петербургском составе "Silk Stocking Jazz", весьма популярном сейчас в северной столице, сказать оказалось почти нечего. Разве что был отмечен тот факт, что для Ирины Зубаревой это стало первым опытом выступления в цирке.

Игорь БрильЗакрывал же фестиваль ансамбль Игоря Бриля. Народный артист СССР получил такую характеристику: "мастер, сумевший дирижировать залом". Получил, правда, и несколько более странную: "человек, который как может, так и играет, только просит, чтоб в него не стреляли". В любом случае от этих оценок не делается хуже музыка этого прекрасного пианиста – как, впрочем, и не забывается странная история с конкурсом молодых джазовых исполнителей в Донецке, когда в жюри работал Бриль-старший, а обладателем Гран-при стал ансамбль его сыновей, достигших к тому моменту тридцати пяти лет.

По счастью, ижевский фестиваль таких казусов был лишен. Те претензии, которые проскальзывают в рецензиях его критиков, весьма характерны для совершенно определенного сорта слушателей – слушателей, которых правильнее всего называть перфекционистами. Что бы ни происходило, таким слушателям всегда мало и всегда хочется большего. Если они увидят на ижевской сцене, к примеру, Джона МакЛафлина, то непременно капризно скажут, что надо было подсуетиться раньше и позвать Джанго Рейнхардта, пока он еще не умер. Но упрекать их за это - не стоит. Тем более что оргкомитет "Джаза на Иже" - последний, кто собирается перед ними оправдываться за то, что "звук был тяжеловат" и "у сцены было холодно". Оргкомитет вместо этого начинает подготовку в фестивалю следующего года, и люди из оргкомитета понимают, что самые строгие критики их деятельности – это самые преданные посетители их мероприятий.

.

по материалам Илоны Виленской,
Алисы Чудовой, Zuch, Ne_For

Специальные извинения за авторскую переработку текстов

Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля

На первую страницу номера

    
     [AD-SIZE]