ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #8-9, 2006

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Молодая сцена: Дмитрий Сафонов
Энергетика без названия

Дмитрий Сафонов2 апреля в Центральном Доме журналиста состоится долгожданная премьера сольного проекта Дмитрия Сафонова. Для многих термин "долгожданная" может показаться чересчур громким, хотя бы потому, что само имя этого музыканта им попросту неизвестно; однако в определенных кругах (по большей части, молодежных и скорее "фолковых", чем джазовых) эта новость стала настоящий сенсацией, а для остальных может оказаться сенсацией уже задним числом.
Дмитрий Сафонов - второй гитарист группы легендарного Ивана Смирнова, по мнению многих - едва ли не самого самобытного музыканта современной отечественной сцены импровизационного толка. Калибр лидера группы настолько серьезен, что остальные музыканты попросту теряются в тени Мастера - хотя теряются не музыкально, а скорее информационно: зритель, попавший на концерт Смирнова впервые, навсегда запоминает и общее качество звучания, и имя руководителя, но редко обращает внимание на имена перкуссиониста и клавишника Михаила Смирнова, духовика Сергея Клевенского и второго гитариста Дмитрия Сафонова. Но если первые двое уже сделали несколько более чем уверенных шагов самостоятельной карьеры, то Сафонов, по сути, с сольным проектом на сцену выходит впервые.
Отсюда и сенсация: "Дуглас", как называют Сафонова в народе, уже несколько лет остается для слушателей тем, что в футболе называют "джокером", то есть еще не выходившим на поле игроком, от которого можно ожидать чего угодно. Казалось бы, на концерте всем отчетливо виден его музыкальный уровень, казалось бы, его композиторская работа уже заслужила признание самого Смирнова, казалось бы, Сафонов далеко не мальчик и в его годы давно пора заявить о себе (одноклассница гитариста Светлана Ишмуратова уже успела стать олимпийской чемпионкой, а он все еще "второй").
Однако аудитория бардовских и околобардовских фестивалей (Грушинского, "Мамакабо" и прочих), где группу Ивана Смирнова уже который год встречают овацией, зря отождествляет первого и второго гитариста, и лучшее доказательство тому - то, что рассказывает сам Сафонов в импровизированном интервью.
В репетиционной комнате первого же от входа павильона ВДНХ, который встречает посетителя громкой трансляцией приглашения посетить музей подарков телеигры "Поле Чудес", Дмитрий Сафонов с двумя своими партнерами по коллективу в течение получаса наскоро перебирает основные композиции будущей программы. И делается ясно, что проводить параллели между Сафоновым и Смирновым следует, скажем так, с большой осторожностью, хотя на первый взгляд подозрительно похоже буквально все - даже необычные инструментальные составы групп, в которых нет традиционных барабанов, есть по две акустических гитары, есть этнические духовые и есть перкуссия и клавишные.

Дмитрий, давай начнем с названия программы.

- А у нее еще нет названия.

Вот как. А с кем будешь выступать 2-го апреля, тоже неясно?

Сергей Клевенский- Ясно. Я сам - гитара, Талгат Мухаммедов-Хасенов - этнические духовые, домбра, клавишные, Павел Аксенов - гитара, вокал, шейкер. Возможно, придет поддержать концерт перкуссионист Евгений Билый. В качестве гостя будет Сергей Клевенский - он будет играть на калюке и волынке. В одном номере они будут играть вдвоем - и Талгат, и Сергей, у них будет как бы спор культур, даже не спор, а переплетение.

То есть в каких-то номерах сольной программы гитариста Дмитрия Сафонова гитары вообще не будет?

- Нет, гитара будет, но как аккомпанирующий инструмент. А строится все в этой вещи на духовых.

Кто пишет музыку?

Талгат ХасеновБудут и мои вещи, и Павла Аксенова. Талгат авторских вещей не пишет, но делает оригинальные аранжировки народного материала. Мы исполним подготовленную им булгарскую народную песню, есть у него еще "Московская Хайтарма", крымско-татарская вещь на семь восьмых, адаптация композиции аккордеониста Сервера Абкеримова.

На концертах Смирнова твои вещи традиционно исполняются без названия. Хотя бы на своем собственном концерте объявишь их?

- Ну, я не знаю... названий особо нет, хотя вещи уже есть на записи, именно у нашего коллектива, я имею в виду, не у Ивана. Мы были где-то с концертом и даже спрашивали у зала - "вот эту вещь как назвать?", просили присылать записки. И там такого наприсылали! "Возвращение", "В своих берегах"... записки даже остались где-то.

То есть твой собственный композиторский материал в этой новой программе - одна-две вещи из репертуара группы Ивана Смирнова, а остальные....

- Да, а остальные мои, которые мы с Иваном никогда не играли. Но и эти, которые играли - в совершенно другой аранжировке.

Хорошо. Теперь что касается самой музыки. В программе есть, как я слышу, да хотя бы и по инструментам, башкирские, казахские, татарские влияния - это со стороны Талгата. С твоей собственной стороны - в первую очередь бросается в глаза испанское влияние, фламенко. Со стороны Павла - что-то русское, причем современное русское, отчасти даже бардовского плана... Переплели все, что можно.

- Ну а Россия - это такая страна, где все переплетено. Все эти влияния уже так давно друг на друга накладываются, что теперь уже все это везде есть. Вот музыка это и отражает.

Я пытаюсь понять, для тебя эта музыка - естественное решение или ты специально объединяешь что-то разное, чтобы создать какой-то новый стиль? С группой Смирнова вечная проблема в том, что никто не может назвать ее стиль одним словом. С тобой, похоже, будет то же самое, хотя у меня напрашивается популярное сейчас выражение "этно-джаз".

- Да нет, мы ничего специально и нарочно не делаем. Само собой выходит именно так, как есть.

Я упорно продолжаю искать какие-то общие точки или, наоборот, различия с подходом Ивана... возьмем исполняемых его группой пьесу "Dos Tontos". Он рассказывал, что в ней специально к кельтской теме искали балканскую "вставку", специально мешали в единое целое фольклор разных культур..

- Нет. У нас не так. Все идет естественно. Ну разве что там везде будут свои гитарные введения к композициям, в одной какой-то национальной стилистике, больше в испанской, наверное. Но это просто мои личные пристрастия.

А вообще эта программа - действительно премьера? Положа руку на сердце, она не исполнялась ли где-то в небольших клубах, на квартирниках?

- Да не то что премьера, мы вообще вместе-то чуть ли не первый раз сегодня собрались.

В смысле - в первый раз? То есть вы все свои демо записывали наложением, получается?

Павел Аксенов- Ну, мы писали, например, вещь вдвоем с Талгатом, а потом Павел что-то записывал сверху, или писали с Павлом, а потом Талгат свои партии накладывал.

То есть 2-го в ЦДЖ будет народная музыка в полном смысле слова - собрались бог знает кто бог знает откуда вокруг костра и начали играть?

- По идее, у нас вообще будет джем. В этом и свежесть. Есть люди, которые идут от жестких аранжировок, а у нас довольно грубо выстроено, что за чем. А дальше на сцене будем разбираться.

Вопрос по возрасту. Многие в семнадцать-восемнадцать выходят на сцену сразу с сольными проектами. А ты впервые только сейчас выходишь, в тридцать четыре. Неужели раньше совсем ни разу не пробовал себя в качестве лидера?

- Не пробовал. Я играл только в коллективах... "Детский Панадол", "Moscow Grooves Institute", пересекался с Игорем Джавад-Заде. А сольных проектов не было. Программа-то готовилась все это время, я вообще этим живу уже лет десять, но вот только сейчас собрались c ребятами, они сумели как-то войти в мою концепцию.

А музыкальное направление тебя всегда интересовало именно это?

- Нет. Раньше была только джазовая музыка. Изначально слушал Майка Стерна, Джона Скофилда, Пэта Мэтини. Уэс Монтгомери вообще был мой любимый музыкант. Это когда я еще учился. А потом меня повело в сторону фанка, из-за этого и играл с "Детским Панадолом" и "Moscow Grooves Institute", но это на электрогитаре. А в душе я всегда хотел играть все-таки на акустике. И вышло так, что после встречи со Смирновым наконец-то начал - не как в училище или в студенческом оркестре, а по-настоящему, на нормальной сцене.

Тебе наверняка скажут, что по стилистике этот твой проект сильно перекликается с тем, что делается Смирновым. Чего тебе там не хватает?

- Ну, это только на первый взгляд. Эти проекты абсолютно отличаются. Если обыватель услышит - скажет, да, похоже, инструментальная акустическая гитарная музыка. А там на самом деле все иначе. Аура другая. Музыка другая. Душа у музыки другая. А техника гитарная - везде одинаковая. Так и Джон МакЛафлин играет, и Винсент Амиго играет. Обычный человек скажет - ничем не отличается...

А если бы пришлось выбирать, что писать в афише - "Дмитрий Сафонов и товарищи" или "Сольный проект Дмитрия Сафонова, гитариста группы Ивана Смирнова", что бы ты выбрал?

Дмитрий Сафонов- У Смирнова я аккомпаниатор. Просто получилось так, что его заинтересовали какие-то мои вещи, но это не значит, что я стал с ним на равных. Я все равно только аккомпанирую. И это нормально, и я специально играю именно аккомпанирующую партию. Конечно, с работой в его группе идет какая-то наработка своей известности. Но я там все равно играю как аккомпаниатор, поэтому вообще не надо эти два проекта сравнивать. Там у всех есть свои проекты - у Михаила Смирнова, у Сергея Клевенского, теперь вот у меня. Понятно, что Иван - это отец своего стиля и направления. И в России, и в гитаре, в каком угодно срезе. Он все это поднял и вытянул.

Ты бы его назвал своим наставником? Ведь пришел-то ты к нему, будучи уже вполне зрелым музыкантом...

- Отчасти - да. Еще - Игоря Джавад-Заде. Он мне дал очень многое. По музыке, по ритму, по пульсу. В России - больше никого. И вообще я, честно говоря, уже и не помню, как и когда я познакомился со Смирновым. И мне, если честно, даже особо тогда и не понравилось... Играют что-то и играют. В той музыке, которую мы будем играть - больше моторики, больше аутентичного драйва. Я много пишу в форме булериас, для знатоков фламенко это признак того, что это энергетика номер один. А Иван - все равно другой.

Сафонов отличается от Смирнова не только тем, что у них разная музыка и разные имена и фамилии. Он еще и сравнительно неразговорчив, в нем нет пока здорового автоматизма посетителя пресс-конференций, который позволяет давать пространные и громкие ответы на любые вопросы. Однако его гитара, которую наконец удается слушать именно как лидирующий инструмент коллектива, обязанный и солировать, и связывать в единое целое партии остальных музыкантов, говорит теперь куда громче и свободнее, чем раньше. Хочется верить, что она будет говорить так и на организованном с информационной поддержкой "Джаз.Ру" концерте 2 апреля в Центральном Доме Журналиста. Хочется верить, что она без посредников расскажет слушателям, кто же такой Дмитрий Сафонов и каков его внутренний джаз.
 

Беседовал Юрий Льноградский
Фото автора

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service