ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #10, 2006

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Нижний Новгород: "Время триумфа"

Секция труб Биг-Бэнда Игоря Бутмана

Одним из самых значительных музыкальных событий марта в Нижнем Новгороде стал международный фестиваль "Триумф джаза" (16-17 марта, Нижегородская Филармония им. Ростроповича, Кремлевский концертный зал). По масштабу и качеству он, с поправкой на масштабы городов, ничуть не уступает одноименному фестивалю, который проводит в столице Игорь Бутман. Саксофонист, снискавший мировую известность, именно так отозвался о нем в интервью нашему корреспонденту: "У нижегородского "Триумфа" есть все шансы сравняться с московским, потому что организаторы верят в это дело".
Илья ЕфимовПраздник джаза состоялся благодаря истинным энтузиастам Илье Ефимову и Алексею Тихонову. Первый из них - известный в нижегородских джазовых кругах пианист, композитор и аранжировщик, второй - музыкант и шоумен.
В качестве ведущего на фестиваль пригласили Кирилла Мошкова - главного редактора интернет-портала "Джаз.ру". Человек, постоянно находящийся в гуще джазовых событий, он произнес в адрес нового фестиваля теплые слова: "Я очень рад, что в Нижнем Новгороде появился второй, я надеюсь, регулярный, джазовый фестиваль, потому что для города с более чем миллионным населением одного фестиваля в год очень мало".

"Линия жизни"

Дмитрий ТрифоновЧесть открывать фестиваль выпала квартету JazzAero, имеющему нижегородские корни - его солист Дмитрий Трифонов закончил консерваторию в нашем городе. "Линия жизни" - так называлась программа, представленная коллективом. Это добротный джаз-рок, мощный и энергичный. Мелодичные соло саксофониста и железный ритм (заслуга барабанщика Николая Урюпина и басиста Дмитрия Максимова) окутывались электрическим саундом, создаваемым клавишником (Константин Дусенко). А в одной из пьес мы услышали голос Трифонова: оказалось, он еще и неплохой вокалист. Не только энергетический накал, но и внешний облик музыкантов более напоминал рокеров, нежели джазменов: темные очки саксофониста, длинные волосы клавишника, внушительная фигура ударника. Децибелы ощущались везде - они сотрясали не только сцену, но и пол под ногами, зрительские кресла и сидящих на них зрителей.

Джаз молодеет?

Энтони КарапетянРазогревшаяся после такой встряски публика тепло встречала самого молодого участника фестиваля - пианиста Энтони Карапетяна. В свои четырнадцать лет он уже стал лауреатом многочисленных конкурсов, джазовых и академических. Это юное дарование мы уже слышали осенью в программе фестиваля "Джаз России-2005", где он зарекомендовал себя виртуозом, тонко чувствующим специфику джаза. На сей раз он вышел на сцену уверенным шагом взрослого музыканта, без тени волнения на лице. Партнерами, обеспечившими пианисту хорошую ритмическую подпорку, выступили басист Максим Рыбаков и московский барабанщик Дмитрий Власенко. Ничуть не уступая взрослым музыкантам фестиваля, Карапетян сыграл программу, в которой достойное место принадлежит музыке Чика Кориа и Хэрби Хэнкока. Он начиняет их композиции своими собственными импровизациями и делает это со вкусом, несмотря на то, что джазом занимается всего три года.

Звезды возвращаются

Елена МоисееваВыступление вокалистки Елены Моисеевой - выпускницы нижегородского музыкального училища, ныне живущей в столице - вновь напомнило о том, что Нижний Новгород растит незаурядных звезд джаза. Для многих эта певица стала открытием фестиваля. Чуткий интерпретатор баллад, виртуозный импровизатор, она продемонстрировала первоклассный уровень и высокую джазовую культуру, которой так не хватает многим молодым вокалистам. Моисеева единственная, кому удалось выступить в трех составах. Вначале она исполнила несколько джазовых стандартов в дуэте с гитаристом Анатолием Марчуленко. Затем к ним присоединились пианист Илья Ефимов, басист Ярослав Столяренко и ударник Дмитрий Власенко. Наряду с джазовыми стандартами в их выступлении звучали и латиноамериканские ритмы, и даже русский фольклор. В открытой народной манере вокалистка спела авторскую композицию, связанную с древним языческим праздником Ивана Купалы. А в финальном сейшене Елена Моисеева "общалась" с музыкантами Биг-бэнда Игоря Бутмана в незапланированном, и от того особенно "живом" джеме.

"А не замахнуться ли нам на Петра нашего Чайковского?"

Игорь БутманИсторию джаза трудно вообразить себе без эпохи больших оркестров. Почти невозможно представить и нижегородский фестиваль без блестящего звучания биг-бэнда. Да еще какого биг-бэнда! Под управлением самого Игоря Бутмана, одного из лучших саксофонистов России, человека, организаторский талант которого известен далеко за пределами нашей страны. Если бы не он, оркестр не выступал бы в нью-йоркском Линкольн-Центре, да еще дважды. Если бы не Бутман, биг-бэнд не привел бы в восторг игравших вместе с ним звезд - Уинтона Марсалиса, Джоржа Бенсона, Гэри Бертона, Билли Кобэма и других джазовых гениев.
Игорь Бутман, Дмитрий МосьпанНа "Триумфе" оркестр был, как всегда, в прекрасной форме: горячий свинг и джазовые баллады, испанские ритмы Чика Кориа и остроумные шутки. К примеру, пьеса "Жанна Д'Арк" - не что иное, как "Старинная французская песенка" Чайковского в неожиданном гимническом звучании меди. И все это закончилось джем-сейшном, в котором к музыкантам оркестра присоединились Энтони Карапетян и Елена Моисеева. Голос, звуки фортепиано и виртуозные пассажи солистов оркестра слились в единой импровизации; энергия ключом била из музыкантов - казалось, они могли бы играть всю ночь. Чтобы продолжить, они тем же составом переместились в клуб "Джем-Престиж". А зрители, воодушевленные и немного подуставшие от такого массива потрясающей музыки, покидали зал около полуночи.

Эдуард Зизак в Биг-Бэнде Игоря Бутмана

"Зимние песни" Алексея Филимонова

Алексей Филимонов, Алексей ЕмельяновВторой, он же заключительный вечер фестиваля "Триумф джаза" открывался выступлением трио Алексея Филимонова. Экс-нижегородец создал свой ансамбль в Москве два года назад и даже успел записать альбом "Зимние Песни", который и был представлен на этом концерте. В репертуаре трио - авторские композиции Алексея. Быть "на разогреве" всегда нелегко, но искушенная джазом нижегородская публика очень тепло встретила коллектив. Взаимопонимание зала и музыкантов началось с веселой, энергичной баллады "Большой лимон". В этой композиции каждый из участников ансамбля представил себя блестящим "спичем". Контрастом прозвучала элегичная пьеса "Несколько радуг". Игровое начало проявилось в опусе "Детский сад", когда солист завершил его незамысловатой концовкой передачи "Спокойной ночи, малыши". Организатор трио превалировал: зажигал энергией, задавал темп. Он - батарейка, заряжавшая публику, музыкантов и себя. Но изюминка его, пожалуй, - в теплом лиризме мелодий и гармоний. Его музыка "хватает" за душу - она сокровенна, и этим близка каждому.

Драйв, накрывающий волной

Игорь Бойко"Игорь Бойко Бэнд" - следующий коллектив, появившийся перед зрителями, - в отличие от мэйнстрима Филимонова, представил другое направление - джаз-рок. Лидер группы - Игорь Бойко (электрогитара) - эмоциональный, яркий, необычайно открытый - был не просто замечательным солистом, но и "звездой данс-пола". В его мимике, жестах, движениях и, конечно, в музыке ощущалось чувство драйва, без которого не может обойтись ни один джазовый музыкант. Его драйв накрывал зрителей волной искрометных чувств. А когда Игорь пошел "гулять" по проходам Кремлевского зала, продолжая солировать на своем беспроводном инструменте, каждый из нас мог почувствовать себя участником незабываемого шоу, увидеть капельки пота на лице артиста. Гитарист создавал свойственное только ему одному сокровенное звучание, которое проникало в каждую клеточку организма, так, что возникало ощущение, что ты "звучишь изнутри", и только тебе посвящены улыбки, направляемые Игорем в зал. Музыкант, который входит в тройку лучших гитаристов России, открывал свою программу с композиции "Напиток Дэйвиса", посвященной великому трубачу Майлсу Дэйвису. (Все, кто хоть как-то соприкасался с джазом, знают, что это легенда джаза - основоположник стиля, в котором играет сам Бойко). Дальше звучала пьеса "Двойное чувство", которую музыкант посвятил Хорасу Силверу. А завершал Бойко свое выступление "Свободным джазовым танцем" Эдди Харриса - единственным джазовым стандартом в его программе. Целый час был на сцене "Бойко Бэнд", много это или мало? По-моему, все были в восторге: музыканты и публика быстро нашли контакт, который не хотелось прерывать. Но ничто не вечно…Нас ожидали новые и новые впечатления после антракта.

Шоколадная дива из Нью-Йорка

Синтия СкоттКто такая Синтия Скотт? Певица из Нью-Йорка, выступавшая когда-то с Рэем Чарльзом, Лайнелом Хэмптоном, Уинтоном Марсалисом, Оскаром Питерсоном и другими выдающимися музыкантами. Она стала бесценным подарком и самой экстравагантной гостьей фестиваля. "Забудь обо всем, я думаю о своей жизни, похожей на зыбкое видение. Я ищу то, что потеряла, и однажды я нашла эту волшебную страну…", - первые гипнотизирующие слова, произнесенные перед выходом "шоколадной" вокалистки барабанщиком Олегом Бутманом - братом Игоря Бутмана, благодаря которому Синтия заглянула к нам в Нижний. Волшебной страной, иным измерением для Синтии стал Джаз: погрузившись в эту стихию, певица пребывала в ней до конца вечера. Дерзкая свобода импровизаций, бархатный грудной тембр голоса, иногда напоминавший звучание музыкальных инструментов - трубы с сурдиной или перкуссии - одновременно удивляли и радовали публику. Легендарные стандарты - стремительный "Caravan" Дюка Эллингтона и элегантный блюз "Hit the Road Jack" Перси Мэйфилда - чередовались с мелодичными балладами "Hello" Лайонела Риччи и "What A Wonderful World" Луи Армстронга. Зрительный зал пребывал в приятном шоке и восторге. "Sing with me" - призывала нью-йоркская дива, и мы можем с гордостью сказать, что музицировали все вместе! Это было незабываемо!
Антон Ревнюк, Олег БутманВесь вечер на сцене мы видели и слышали "звезд": талантливый бас-гитарист Антон Ревнюк, "ритмичное сердце" - ударник Олег Бутман, приехавший на фестиваль из Нью-Йорка, а также "лучший пианист Сибири" - Алексей Подымкин. Овации не прекращались, и...
"Триумф Джаза" закончился настоящим ТРИУМФОМ: все джазмены вышли на сцену, чтобы устроить джем - импровизированное выступление, которого никто не ожидал, и к которому никто из музыкантов не готовился. Публику ждал сюрприз: неожиданно появился Игорь Бутман с саксофоном и добавил жару в выступление и без того разгоряченных Синтии и ее команды. Как музыканты, так и зрители провожали фестиваль с ощущением праздника в душе, с чувством того, что "джаз - это музыка, слушая которую, хочется любить весь мир".

Юлия Александрова
Надежда Крюкова
фото: Кирилл Мошков

Игорь Бойко: играть играючи!

Игорь БойкоНа фестивале "Триумф Джаза", проходившем 16-17 марта в Нижнем Новгороде, выступало много известных команд, нижегородских и не только. Среди них, в числе наиболее заметных и значимых - московская группа "Игорь Бойко Бэнд". С ее лидером, известным гитаристом Игорем Бойко, мы встретились перед самым выступлением, чтобы в режиме "реального времени" узнать его мнение о фестивале и о нашем городе.

Игорь, Вы часто бываете в Нижнем Новгороде?

- В Нижнем я, наверное, раз двадцатый, но со своей сольной программой - впервые. Славный город. До этого я бывал здесь с небезызвестным всем нам джазменом Сережей Манукяном, а также в составе всевозможных поп-проектов.

Как Вам нижегородская публика?

- Я считаю нижегородскую публику искушенной, ведь ваш город имеет свои традиции, связанные с джазом, - это и концерты, и фестивали. Пусть они проходят не каждый год, но, тем не менее, у всех джазовых музыкантов, российских и не только, Нижний Новгород всегда ассоциируется с джазом.

Чем вы собираетесь удивить нижегородцев?

- Я обычно не ставлю перед собой задачу "кого-то удивить". Просто я стараюсь честно делать свою работу, пропагандируя ту музыку, которую играю со своей группой. Журналисты часто ее называют "фьюжн"; хотя я не люблю всякие эти термины.

Нельзя ли поподробнее - что вы собираетесь играть?

- В основном программа составлена из моих пьес. Иногда я вкрапляю в нее и известные джазовые стандарты в авторской аранжировке. Сегодняшнюю нашу программу мы открываем композицией под названием "Напиток Дэйвиса", посвященной великому музыканту - Майлсу Дэйвису. Каждый, кто хотя бы раз соприкасался с джазом, знает этого известного трубача, основоположника стилей кул-джаз и джаз-рок; последний, кстати, со временем и перешел во фьюжн. Далее, есть еще одно посвящение великому музыканту - Хорасу Силверу, которое звучит в пьесе "Двойное чувство". Отдавая дань уважения мэтрам жанра, а также джазовым стандартам, в завершении мы исполняем еще одну интересную вещь - мою версию пьесы "Свободный джазовый танец" композитора Эдди Харриса.

Игорь, а почему вы выбрали именно "фьюжн"? Что вас в нем привлекает?

- Мое становление как музыканта происходило в 70-е годы, когда очень бурно развивался джаз-рок, рок-музыка. Естественно, эти направления не прошли мимо меня. Чуть позже я пришел к джазу и классике, когда учился на эстрадно-джазовом отделении в Киевском музыкальном училище им. Глиэра у известного гитариста-педагога Владимира Молоткова.
Таким образом, в музыке, которую играю я, можно услышать элементы всех перечисленных выше музыкальных направлений, слияние которых и получило название фьюжн. Правда, сегодня это название уже встречается не только в музыке, его уже можно встретить, скажем, в ресторанах, так как в кулинарии уже давно существует смешение гастрономических традиций, национальных блюд и культур.

Как у вас происходит процесс сочинения музыки?

- Бывает, что долго не появляется новых идей, а бывает - наоборот: за одну ночь сразу несколько пьес возникнет. Невозможно вычислить, откуда это все приходит. У меня сочинение музыки может происходить, скажем, под впечатлением от общения с интересными людьми, а иногда после каких-то пережитых ситуаций - подчас стрессовых. Недавно, в декабре месяце, ушел из жизни мой Учитель, тот самый Владимир Молотков, известный джазовый музыкант и педагог, автор множества учебных пособий по гитаре. Ушел неожиданно и скоропостижно. Он был очень близок мне по духу. После случившегося, буквально за два дня, я написал несколько баллад-посвящений. Сказать по правде, не завидую тем композиторам, которым необходимо писать музыку "по расписанию" - скажем, к определенному дню и часу, для определенного фильма. Наверное, это очень сложно, когда "выжимаешь из себя" музыку.

А кроме джаза, для души, вы какую-то музыку слушаете?

- Безусловно. Я люблю слушать разную музыку, главное, чтобы она была качественной. Еще желательно, чтобы это было что-то, контрастное джазу. В последнее время я все больше обращаюсь к классике: Чайковскому, Стравинскому, Моцарту. Вместе с тем, иногда слушаю импрессионистов - Дебюсси, Равеля.

Как вам кажется, в каком состоянии находится сегодня российский джаз?

- Джаз в России сегодня находится далеко не в печальном положении, напротив, я бы даже сказал - на подъеме. Подтверждением тому служит открытие клубов с джазовым и близким к джазу направлением, причем не только в Москве, но и за ее пределами. Проводятся джазовые фестивали, осуществляется приезд огромного количества мировых звезд джаза. Правда, пока это не очень освещается в СМИ, но, к счастью, сегодня обо всем можно узнать в Интернете.

А есть, на Ваш взгляд, сегодня какие-то новые веяния в джазе?

- Принципиально новых нет, мне кажется, уже давно - лет тридцать назад - все было создано. Сегодня происходит - микст, соединение разных музыкальных течений, направлений. Современный джаз ассимилируется в классической, этнической музыке и так далее. При этом, что немаловажно, джаз стал интернациональным. Задача музыканта, который играет джаз - привнести сюда что-то свое, с учетом своих национальных корней.
Между прочим, у славянских народов очень глубокие музыкальные традиции. Мы - мелодисты. Когда я общался с американскими музыкантами, то спросил: "Что вы слушаете?". Они ответили: "Русскую классику: Чайковского, Стравинского". В нашей музыке очень много мелодических и гармонических идей. У американских джазменов сегодня, наблюдается дефицит мелодий. Слушая их диски, замечаешь безупречное качество записи, прекрасное профессиональное исполнение, но часто в их музыке не хватает именно мелодии. У них музыка очень напоминает спектакль: богатый декорациями, с крутой массовкой, но главного героя в нем нет. Интересно, но это не только мое наблюдение, я слышал эту мысль и от многих моих коллег.

Игорь, для каждого музыканта джазовый фестиваль это что-то свое: общение, возможность показать свою программу. А что для Вас фестиваль "Триумф джаза?"

- Для любого музыканта любой фестиваль, будь он в Нижнем Новгороде или в каком-то другом городе или стране, - это всегда праздник. Приятно выступать на одной сцене с такими мастерами джаза, как, например, Игорь Бутман. Но не только потому, что мы с ним друзья; на сегодняшний день он является у нас флагманом в этом направлении, - он очень много делает для пропаганды джаза в России. И американская певица Синтия Скотт, и ваши нижегородские музыканты - Елена Моисеева и Тони Карапетян - очень хорошие, крепкие исполнители. Это приятно.
Когда выходишь на сцену, видишь людей, которые пришли тебя послушать, возникает обмен позитивной энергетикой. Ты отдаешь зрителям свой положительный импульс и взамен получаешь так называемый "допинг публики". Это праздник; ты начинаешь понимать, что не все так безнадежно на свете, - людям интересно твое творчество, они тебя с удовольствием слушают, приобретают диски. Это на самом деле приятно ощущать.
Вообще, джазмены, что скрывать, не так избалованы вниманием публики, как, например, поп-звезды. Не то, чтобы я жалуюсь, просто констатирую факт - факт, с другой стороны, во многом положительный. В джазе есть поклонники, и даже почитатели, фанатов в джазе по определению быть не может. Джаз - это некоммерческая музыка, он элитарен, по сути. Если бы джаз был массовым - это явление закончилось бы. Искусство не должно быть массовым - иначе это уже не искусство.

А как вы на сцене достигаете состояния драйва?

- О, какое определение! И хороший вопрос, между прочим. Нельзя быть всегда в драйвовом состоянии. Это зависит и от реакции публики, и от музыкантов, которые с тобой на сцене. Драйв не отрепетируешь, это состояние может возникнуть, а может - и нет. Конечно, для этого надо что-то приложить, нужно играть "с огоньком". Я достаточно эмоционален во время игры, и не могу стоять на сцене, как надутый индюк, с видом: "Щас как покажу свой класс". Я люблю играть играючи, с энергетикой, с подачей, может даже не столько джазовой, сколько рок-н-рольной. При этом я абсолютно раскрепощен, я открыт для окружающих, и надеюсь, они чувствует эту открытость в моей игре.

Беседовали
Юлия Александрова
и Надежда Крюкова

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service