ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #11, 2006

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

III Московский международный фестиваль "Российские звезды мирового джаза"

Джазовый фестиваль "Российские звезды мирового джаза", уже третий по счету, проходил в Москве с 24 по 26 марта, на этот раз - в концертном зале Центра Павла Слободкина. В этом году фестиваль был посвящен памяти бэндлидера Олега Лундстрема, портрет которого возвышался над сценой все три дня марафона. Фестиваль "Российские звезды мирового джаза", как было заявлено в буклете, "будучи по масштабу международным, является, тем не менее, истинно РОССИЙСКИМ по своему содержанию". Иными словами, на фестиваль приехали многие некогда российские музыканты, долгое время живущие за рубежом и имеющие там определенное признание. По словам организаторов, "Российские звезды мирового джаза" - беспрецедентное в своем роде событие. И с этим можно огласиться: беспрецедентен он уже хотя бы по своим масштабам. В этом году за три дня выступили 15 коллективов, пять из которых - биг-бэнды. В каждый из трех дней слушателям была представлена пятичасовая программа. Вот об этом речь и пойдет далее.

24 марта, день первый

Еще до начала концерта, которое было намечено на семь вечера, слушатели, сдавая в гардероб верхнюю одежду, слышали звуки джаза. Поднявшись на второй этаж, они понимали в чем дело: перед входом в зал на небольшой сцене играл "Уральский диксиленд"трубача Игоря Бурко. Начало немного задерживали (а где сейчас его не задерживают?), поэтому публика с удовольствием внимала бодрой музыке гостей из Челябинска. Как только зрители заняли свои места, в зал, не переставая играть, эдаким мини-парадом вошел все тот же "Уральский диксиленд", прошествовав к сцене. Получив заслуженные аплодисменты, музыканты удалились, и началась официальная часть с выступлениями многочисленных соучредителей фестиваля. Подробно останавливаться на ней смысла особого нет, поэтому перейдем сразу к выступлению первого коллектива - "Синтез Бэнда" п/р Анатолия Василевского.

Анатолий Василевский

"Синтез Бэнд" - это сборная лучших джазменов Казани. Биг-бэнды, пожалуй, самая блистательная, но в то же время и самая консервативная часть джазового процесса. От биг-бэнда в обычных условиях трудно ждать эксперимента, да никто, как правило, и не ждет: широкая публика любит большие оркестры именно за это классическое, плотное звучание. Эти слова можно отнести и ко всем остальным биг-бэндам, выступавшим на фестивале, кроме одного - но обо всем по порядку. Пока что вернемся к "Синтез Бэнду". Из всего их сета почему-то хочется отметь композицию Олега Лундстрема "Прелюдия на окончание Второй мировой войны", написанную еще в Шанхае (1945). Видимо, все дело в великолепном фортепианном соло Олега Анохина. Стоит отметить и пьесу, написанную тенор-саксофонистом казанского биг-бэнда Владимиром Алексеевым. Называется она "Посвящение", и на фестивале памяти Олега Лундстрема несложно догадаться, кому. Звучала и еще одна пьеса Лундстрема, уже изрядно подзабытая нынешним поколением слушателей - написанная в период работы Олега Леонидовича в Казани, то есть с 1947 по 1957 гг: "Татарская самба", действительно ритмически напоминающая о Бразилии, а мелодически - о татарской музыке. Ну и, конечно, нельзя обойти вниманием почтенный стандарт “My Funny Valentine", для исполнения которого на сцену вышла солистка оркестра, заслуженная артистка республики Татарстан Лилия Чугунова.

Игорь Кантюков, Владимир Данилин, Иван Юрченко

"Синтез Бэнд" сменил на сцене ансамбль "Легенды оркестра Олега Лундстрема" п/р Ивана Юрченко. Это барабанщик Иван Юрченко, саксофонист Виктор Подкорытов и аккордеонист Владимир Данилин (у Лундстрема в 70-е, правда, работавший в качестве пианиста), плюс специальные гости ансамбля - контрабасист Игорь Кантюков и пианист Олег Кролл. С тем, что Данилин - музыкант уникальный, я думаю, никто спорить не будет. За его игрой всегда интересно наблюдать уже хотя бы потому, что аккордеон - это не самый привычный для джаза инструмент, а Данилин владеет им практически идеально. Ансамбль исполнил "It Don't Mean A Thing If It Ain't Got That Swing" Дюка Элингтона (получившую почему-то описательное наименование "Без свинга нет джаза"), "Текилу" (с несколько латинским привкусом) и "Bernie's Tune", в которой прозвучали два первоклассных соло - аккордеон Данилина и барабаны Ивана Юрченко.

Игорь и Дмитрий Брили, Антон Ревнюк, Александр Бриль

Следующий коллектив - ансамбль "Бриль + 5". Как нетрудно догадаться, это сам народный артист России, профессор, завкафедрой и прочая, и прочая - пианист Игорь Бриль, его сыновья Александр (тенор-саксофон) и Дмитрий (сопрано-саксофон), плюс контрабасист Антон Ревнюк, перкуссионист Илья Покровский и барабанщик Дмитрий Севастьянов. Для вашего корреспондента выступление "Бриль + 5", замешанное на современных ритмах, оказалось самым интересным за тот вечер. Особенно интересна была первая композиция - "Испанские эскизы", написанная Дмитрием Брилем. После нее прозвучала "Дорога без конца", которую Игорь Бриль писал целых тридцать лет.

Jazz de Moscou

Группа "Jazz de Moscou" (Федор Левинштейн - скрипка, Андрей Бондарчук - гитара, Вадим Андреев - фортепиано) наконец-то представила "наших оттуда": все участники этого коллектива живут сейчас во Франции. С трио выступали специальные гости - Дмитрий Севастьянов на ударных и бас-гитарист Сергей Слободин. Федор Левинштейн сказал перед началом, что он страшно волнуется, потому что не играл в Москве уже целых пятнадцать лет. Однако это волнение никак не сказалось на качестве исполнения. И тут мне придется вступить в противоречие с собой: выше я назвал "Бриль + 5" самым ярким коллективом за вечер, но "Jazz de Moscou" были не менее интересны. Просто это совершенно другая музыка. Прекрасное, наверное, самое "артистичное" фортепиано на всем фестивале, классная скрипка (Федор Левинштейн окончил знаменитую московскую "мерзляковку") и просто отличная гитара! Дело в том, что "Jazz de Moscou" - это единственная команда на этом фестивале, в которой гитара "имела право голоса". Во всех остальных коллективах гитара только заполняет звуковые полости, уплотняет звук, иногда покушаясь на соло, которые, впрочем, непродолжительны и в большинстве своем несколько однообразны. Гитара Андрея Бондарчука - совсем другой случай. Она существует в ансамбле на абсолютно равных правах, скажем, со скрипкой, поэтому здесь она по настоящему раскрывается.
Леонид ПташкаПосле "Jazz de Moscou" на пост заступило трио пианиста Леонида Пташки, ныне живущего в Израиле. С Леонидом выступали москвичи - контрабасист Григорий Зайцев и барабанщик Александр Зингер. Если Вадим Андреев - самое "артистичное" фортепиано, то Леонид Пташка - самое экспрессивное. Он даже вскакивал со стула с последними звуками композиций, подчеркивая главное качество своей фортепианной игры - страстность.

25 марта, день второй

Второй день снова открыл "Уральский диксиленд", однако их полноценное выступление зрители увидели лишь на третий день.

JVL Big Band

Первым же коллективом, выступавшим 25 марта, был JVL Big Band Виктора Лившица п/р Владимира Андреева. Все, что было написано выше про биг-бэнды, справедливо и для JVL Big Band, и, кстати, для биг-бэнда Игоря Бутмана п/р Виталия Долгова.. Да, конечно же, блеск, лоск, костюмы, и практически все предсказуемо и ожидаемо… Интересней всего выглядел их последний номер - эдакий блюз-джаз.
Андрей КитаевПосле JVL Big Band выступило трио Андрея Китаева, пианиста, сейчас живущего в США. Кроме самого Китаева, в составе трио были Олег Тархов (контрабас) и Артур Газаров (ударные). Начали они с темы Джорджа Гершвина "But Not For Me". Хорошую фортепианную игру всегда приятно слушать, а Китаев демонстрировал более чем хорошую игру. Трио отыграло три композиции в режиме non-stop, начав, как я уже говорил с "But Not For Me" Гершвина, продолжив "O Grande Amor" Антонио Карлоса Жобима и закончив "Nardis" Майлса Дэйвиса.

Виталий Долгов и биг-бэнд Игоря Бутмана

Второе отделение начал биг-бэнд Игоря Бутмана. Самого Игоря в тот день на сцене не было. То есть он был на сцене, но на другой - в Нью-Йорке вместе с пианистом Андреем Кондаковым. В его отсутствие бэндом дирижировал Виталий Долгов, который с самого начала существования оркестра, с 1999 года, является музыкальным руководителем и аранжировщиком биг-бэнда Бутмана, а до того писал лучшие в истории советского джаза аранжировки для Олега Лундстрема. Видимо, он представлял и "международный" элемент, так как живет Долгов в Риге. Биг-бэнд Бутмана - общепризнанно сильнейший оркестр в стране, и повторяться в этом определении нет смысла; замечу только, что, наверное, в присутствие своего лидера он обретает гораздо более индивидуальное звучание.
Давид ГазаровПродолжил программу этого вечера один из учеников Игоря Бриля - живущий в Германии пианист Давид Газаров и его трио (Макар Новиков - контрабас, Александр Зингер - ударные). Эти два молодых музыканта - москвичи, так что создано трио было лишь накануне выступления. Ловлю себя на том, что в который раз отмечаю прекрасную фортепианную игру… Что и говорить, ведь сколько замечательных пианистов было представлено на фестивале! Особенно интересно фортепиано Газарова звучало во второй композиции, исполненной трио - "'Round Midnight". В ней же классное соло продемонстрировал Макар Новиков.
Александр Осейчук, Жанна ИльмерЗа Газаровым на сцену поднялись саксофонист и композитор Александр Осейчук и его ансамбль "Зеленая Волна" (ударные - Владимир Кулешов, контрабас - Андрей Аминов, фортепиано - Родион Гоборов). Специальный гость - Жанна Ильмер (саксофоны). Они представили новую программу "Салют, Хорас Силвер! - 2", посвященную творчеству выдающегося пианиста и композитора, одного из ведущих джазменов эпохи хардбопа - Хораса Силвера. Основная изюминка программы - лидирующее звучание двух саксофонов.
Закрывали программу второго дня "Jazz de Moscou", отыграли, наверное, даже лучше, чем накануне. На этот раз были исполнены бодренький французский джаз, красивейшая композиция, посвященная Федором Левинштейном жене Ольге, и "Арбатский дождь", посвященную Арбату, на котором прошло детство Федора, и Булату Окуджаве.

26 марта, день третий

Уральский Диксиленд

Открывал последний концерт "Уральский диксиленд" Игоря Бурко, наконец представивший публике полную программу. Здорово. Очень живо, бодро, задорно, лихо. Борис "Боб" Савин и так-то славится своим по-настоящему "черным" вокалом, а уж когда он этим "черным" запел: "Прости-прощай, Одесса-мама!"… Это зрелище, я вам скажу! Не зря они считаются лучшим диксилендом на постсоветском пространстве, ой, не зря! Жалко только, играли всего каких-то минут тридцать…

"Академик-бэнд"

Следующим выступал "Академик-бэнд" РАМ им. Гнесиных п/р художественного руководителя и главного продюсера фестиваля Анатолия Кролла. Этот оркестр звучал бы, пожалуй, лучшим из биг-бэндов, не будь в программе этого же дня Государственного камерного оркестра джазовой музыки им. О.Л.Лундстрема п/р Георгия Гараняна. Но тем не менее молодые джазмены сыграли очень здорово. Видимо, все дело в энергии молодости. Юные музыканты, несмотря на возраст, показали отличное владение инструментами и несколько классных импровизаций. Кстати, оркестр играет весьма непростые аранжировки, иногда звучащие даже более современно и мощно, чем у "взрослых". Отдельно необходимо отметить совсем юную солистку оркестра Юлианну Рогачеву, которая просто очаровала публику, несмотря на очевидное волнение. Закончили подопечные Кролла свое выступление классической пьесой из репертуара Бенни Гудмена - "Sing, Sing, Sing".
Валерий ГроховскийСледующим выступал пианист Валерий Гроховский (США) - вновь при поддержке неутомимых Макара Новикова (контрабас) и Александра Зингера (ударные). Этот блестящий пианист интересен тем, что он сочетает свою джазовую карьеру с исполнением классической академической музыки (Бах, Моцарт, Шостакович, Бетховен, Лист, Гершвин), выступает с известными симфоническими оркестрами. Первая же композиция был сюрпризом для публики - это была вариация Гроховского на тему свадебного марша Мендельсона, который все, конечно же, узнали. Кроме того, звучали стандарты, в том числе и древняя-предревняя "Sweet Georgia Brown", опять же в прочтении Гроховского.

Кузнецов, Онищенко, Данилин

За ним выступал квартет Владимира Данилина и Алексея Кузнецова (электрогитара) (на ударных - Игорь Игнатов, контрабас - Евгений Онищенко). Игра Данилина была ничуть не менее яркой, чем накануне. Кузнецов - выдающийся мастер джазовой гитары, входящий в "высшую лигу" российского джаза, - почему-то не был щедр на сочные импровизации, играл, спокойно, сдержанно, видимо, как и подобает патриарху. Он только аккомпанировал Данилину, а жаль.
Потом на сцене вновь оказался Давид Газаров, который на этот раз играл в гордом одиночестве. Тут уже не спрячешься за ритм-секцию, но зато и больше свободы, больше возможностей показать, чего ты стоишь, как музыкант. Газаров показал. Мягкая, льющаяся манера игры в сочетании со всплесками эмоциональности дает на выходе отличный результат! Публика заворожено внимала. Сначала Давид исполнил собственную композицию под названием "Крестьянская жига", вторая же композиция была посвящена трем самым близким ему людям: "это мой отец, моя мама и Билл Эванс".
Затем, уже в третий раз за фестиваль, на сцену поднялись "Jazz de Moscou". В этот раз они играли программу, скроенную из двух предыдущих выступлений. Поэтому не будем останавливаться на их выступлении и перейдем к самому "сладкому".
Напоследок организаторы фестиваля припасли Государственный камерный оркестр джазовой музыки им. О.Л.Лундстрема п/р Георгия Гараняна. И, даже несмотря на то, что публика изрядно утомилась (шел уже пятый час концерта), сказать, что выступление удалось - это ничего не сказать! Кроме всего прочего прозвучала та самая пьеса "Dear Old Southland" Дюка Эллингтона, с которой в 1936 г. и начался оркестр Олега Лундстрема. Все соло в этой композиции - не импровизации: это, как объяснил Гаранян, именно те соло, которые звучали в оригинале, "любовно выписанные Олегом Леонидовичем", все они "абсолютно достоверны". Еще было вот что (тут снова придется процитировать Гараняна): "Джузеппе Верди, хор из оперы "Трубадур" в обработке Джерри Грея для оркестра Глена Миллера, исполняет оркестр имени Олега Лундстрема под управлением Георгия Гараняна" - ну, короче говоря, "Anvil Chorus" из оперы "Il Trovatore". А еще Гаранян дирижировал духовыми залпами, изображая настоящий бой с тенью, отвешивая невидимому противнику неслабые пинки… Одним словом, чего только не было, и сорокаминутный сет самого популярного отечественного джаз-оркестра пронесся очень быстро.
Все завершилось словами Анатолия Кролла: "Мы с вами расстаемся только на год, в конце марта следующего года будет очередной фестиваль "Российские звезды мирового джаза", а этот фестиваль я, к сожалению, считаю закрытым". Будем надеяться, что на следующий год в фестивале примет участие больше "российских звезд мирового джаза" - не просто "наши из-за границы", но те из живущих за рубежом российских джазменов, кто действительно обладает мировой известностью.

Сергей Бондарьков
фото: Павел Корбут

 
На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service