ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #11, 2006

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Гитарист Дмитрий Сафонов: дебют в Домжуре

Дмитрий СафоновСцена Центрального Дома Журналистов - площадка довольно странная. Расположенная, казалось бы, в самом что ни на есть нетрадиционно-музыкальном центре Москвы, в паре сотен метров от Арбата, она всегда непредсказуема в плане посещения. К большой печали, сработала против музыкантов ее непредсказуемость и второго апреля, когда впервые вывел на сцену свой собственный проект гитарист Дмитрий Сафонов.
Поддержанная "Джаз.Ру" премьера, будем говорить честно, аншлага не собрала. Зал был наполнен в лучшем случае на три четверти, хотя сразу в нескольких Интернет-форумах, посетителям которого имя Сафонова хорошо знакомо, жители далеких от Москвы городов буквально рыдали, восклицая "отчего же я не околомосковский житель". Шутки шутками, а "околомосковский" в данном случае сказано не для красного словца: среди тех, кто был на концерте, приехав специально ради него - слушатели не только из сравнительно близкого Иваново, но и куда более отдаленных Зеленодольска (Татарстан) и Самары. И, если анализировать концерт не исключительно по раскупаемости билетов - нельзя не признать, что подобное паломничество говорит о многом. Действительно - на кого ездят в Москву специально? Совсем не на народных артистов. Либо на King Crimson и Джона МакЛафлина, либо на малопонятный народным артистам "Вежливый отказ". Теперь в этом странном ряду еще и Дмитрий Сафонов.
Сегодня он известен в первую очередь как второй гитарист группы Ивана Смирнова, и какими только характеристиками не наделяет его пресса! Тут и "немногословный гитарный волк", и "alter ego Ивана", и многочисленные "один из лучших гитаристов России". Пожалуй, именно полноценная "взрослость" Дмитрия, уже который год играющего, по сути, лишь аккомпанирующую партию в группе Смирнова, и заставляет с таким интересом ждать его самостоятельных шагов.
Сафонов, пусть и неосознанно, сделал в сольном проекте (имеющем рабочее название "Этно-саунд") все возможное, чтобы обойтись без параллелей с группой Смирнова было просто невозможно. Даже составы совпадают с математической точностью: солирующая акустическая гитара (Смирнов в группе Смирнова и Сафонов в группе Сафонова), аккомпанирующая акустическая гитара (Сафонов в группе Смирнова и Павел Аксенов в группе Сафонова), разнообразные этнические духовые (Сергей Клевенский в группе Смирнова и Талгат Хасенов в группе Сафонова), перкуссия (Михаил Смирнов в группе Смирнова и специально приглашенный на концерт Евгений Билый в группе Сафонова). Зеркальность, доходящая в отдельных случаях до анекдотизма: если выступающий со Смирновым Сергей Клевенский, человек славянских корней, играет в основном на этнических духовых российского и западного образца и поет (вернее, голосит) в традиционно-русской манере, то играющий с Сафоновым татарин Талгат Хасенов играет на духовых уже восточного происхождения, а поет (вернее, тоже голосит) только тюркским горловым пением.
Талгат ХасеновЗабавнее всего то, что делается это не нарочно и сам Сафонов, не отрекаясь ни в малейшей степени от своей работы у Смирнова, рассматривает "Этно-саунд" как совершенно самостоятельный и зрелый проект.
Что же, собственно, звучало? Авторские вещи самого Дмитрия, ряд композиций Павла Аксенова, ряд переложений восточного фольклора, сделанных Хасеновым. Авторский почерк просматривался совершенно однозначно. Работы Аксенова несут в себе явное влияние Пэта Мэтини (явное настолько, что Аксенов практически никогда не отказывает себе в возможности передать ведение мелодии не гитаре, а тянущему бесконечные протяжные "э-ээй" голосу). Произведения Сафонова несут столь же явный отпечаток фламенко, к которому Дмитрий тяготеет давно и прочно. То, что делает Талгат, трудно назвать иначе как пропагандой восточной музыки - впрочем, он и сам говорит, что для него важно не только исполнение музыки своего народа, но и активное продвижение ее в массы. Словом, три композитора вносят в общий котел три, по сути, совершенно разноплановых составляющих. И именно здесь проявляется главное, кардинальное и принципиальное отличие подхода Сафонова от подхода Смирнова, которое позволяет говорить, что его группа вполне способна стать самостоятельным и авторитетным игроком на российском этно-джазовом поле. Если Смирнов очень бережно укладывает все элементы своей музыки в выверенный, сбалансированный и основанный на нюансах узор, то Сафонов, обладая всеми правами лидера, дает своим музыкантам практически неограниченную свободу. И в результате европейская мелодия все время подпирается готовой в любой момент захватить власть тюркской "подложкой", а непобедимые, казалось бы, прихотливые восточные переливы оказываются положенными на столь неожиданно "клубную" перкуссию, что поневоле всматриваешься в зал: нет ли там ортодоксальных жителей Татарстана, которые в гневе покидают свои места.
Главное доказательство хорошей внутренней свободы этого коллектива, да и его лидера - присутствие на сцене Евгения Билого. Перкуссионист, практически неизвестный в джазовой среде - постоянный участник группы "Грассмейстер", которая с каким бы то ни было джазовым миром пересекается, скажем так, разве что в будущем. Больше того - Евгений и с "Этно-саундом" ни единого раза даже не репетировал. И, однако, по просьбе Сафонова, с которым Билый хорошо знаком по постоянному участию группы Ивана Смирнова в околобардовских фестивалях типа Грушинского и "Мамакабо", по первой же просьбе гитариста приезжает со всей своей "кухней" и… отыгрывает полновесный концерт. И как отыгрывает! На фоне отдельных недостатков самого коллектива (главный из которых - вокал Аксенова, по своему качественному уровню отстающий от его же гитары) Евгений вписывается в состав совершенно идеально. Даже после саундчека все еще толком не понимающий, как называются отдельные вещи и, собственно, каково их внутреннее построение, он "ловит" музыку по ситуации и задает ритмы, то в точности отражающие суть происходящего, то работающие в великолепно неожиданный противоход (такова, например, его поистине гениальная находка в конце концерта, когда всю пьесу Билый осознанно играл традиционные и даже отчасти агрессивные четыре четверти против держащих ритмический рисунок рэгги гитар). Словом, мало кто проиграл бы, если бы это случайное появление Билого на концерте превратилось в постоянное сотрудничество с группой.
Поддержать товарища пришел и Сергей Клевенский, который в середине концерта составил с Талгатом Хасеновым любопытный дуэт на этнических духовых. Впрочем, именно в этом полупротивоборстве, полусотрудничестве джаза как такового практически не было. Да и вообще джаза в "Этно-джазе", как выяснилось, не так много: разве что постоянных дух спонтанной ансамблевой импровизации вокруг солиста, который отыгрывает тему и с определенной опаской оглядывается на товарищей, готовых двинуть вперед свою раскрашенную в национальные цвета гвардию. Впрочем, в музыке некоторых народных артистов джаза тоже уже не так много, а уж об ансамблевой свободе и вовсе не приходится говорить. Да и Дмитрий Сафонов, или же попросту "Дуглас", пусть даже и собравший на своей премьере от силы три десятка зрителей (добавим, и около сотни приглашенных гостей, музыкантов и журналистов), последнего слова еще не сказал. Он пока сказал только первое.

Юрий Льноградский

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service