ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #13, 2006

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Боян Z: "Уважать музыку"... и анисовую водку!

Боян ZИнтервью с Бояном Зульфикарпашичем (и Жюльеном Луро, но об этом - в следующем номере) я сделал после объявления имени обладателя Европейской джазовой премии-2005, но до того, как этот обладатель - живущий в Париже клавишник из Белграда Боян Z - поехал ее получить. И самым естественным был вопрос о награждении.

Меня очень обрадовало то, что Европейскую джазовую премию 2005-ого года присудили именно вам, это очередной акт признания восточноевропейского (в частности, балканского) вклада в европейскую культуру...

- Балканы есть Балканы, но они также часть Европы. В музыкальном смысле Балканы - это сокровищница. Потому что здесь очень много цыган, которые смешивают музыку из Азии с европейской музыкой, с южнославянской, северославянской, цыганской, русской, еврейской... Это именно и есть самое интересное на Балканах. Я знаю много цыган, которые настоящие виртуозы - гармонисты, кларнетисты... - а с другой стороны, здесь существует этот дух - играть, не переставая импровизировать. Мне очень приятно, что я получил эту награду. Что могу сказать еще... Я, конечно, несу в себе часть балканской музыки, но для меня самое главное - метод работы. То, что меня интересует - это импровизация. Если я играю народную песню, была бы она болгарской, сербской, македонской, это продолжается одну минуту. Песня длится одну минуту. А что потом? Это самое главное. Поэтому музыку, которую я хочу играть, я играю с музыкантами, которые способны импровизировать и знают, что будет потом. А премия... Спасибо Европе за премию!

Как лучше всего сочетать разные традиции?

- Не знаю. Хотелось бы сказать, "вот это хороший способ"... но я этого не знаю. Мое стремление - уважать музыку, музыки (во множественном числе), которые я слушаю, не только брать их как сэмплы, понимаешь, брать немного кавала (болгарская деревянная флейта - МП), ставить на него ритм-машину, а потом добавить эскимосских собак, которые лают... Многие так делают музыку, но в этом отсутствует уважение к музыке, которую они берут. Понимаешь, как сказал Жюльен [Луро], только после того, как он приехал сюда (в Югославию - МП), он понял, почему эта музыка звучит так, как она звучит.
А что касается джаза - я должен был, во-первых, поехать в Америку. В молодости у меня тоже была "американская мечта" (или сновидение, сербское сан = dream - МП), но после того, как я туда попал, эта мечта для меня перестала быть мечтой. Я сказал: не хочу Америку, не нравится здесь жить, не нравится жизнь, которую я вижу, хочу поехать в Европу, где растут оливковые деревья, где есть ма-астика-а, мас-тика (поет на цыганский манер) и все остальное (мастика - балканская анисовая водка. - ред.). Это мне больше подходит эстетически и человечески. Ну, и во Франции есть ма-астика, зовут ее "Ricard", пастис. Так я выбрал Францию и людей, которые там живут и больше мне подходят. Европа ближе к Африке, а Африка, по-моему, один из самых важных музыкальных родников.

По-вашему, было ли необходимым условием уехать во Францию, чтобы переосмыслить, переоценить свои балканские корни?

-Боян Зульфикарпашич Важно было уехать из Югославии, потому что... Вот сейчас, например, какова ситуация в Белграде? Ситуация катастрофическая, потому что просто нет роялей. Я все-таки пианист. Даже только из-за этого достаточно уехать. Я уехал ради джаза, а все остальное - следствие. Однажды, когда я был во Франции и уже играл с Жюльеном и другими музыкантами моего поколения, пришлось записать альбом. Я сел, задумавшись над вопросом, что я буду записывать. "Bojan Zulfikarpašić Plays George Gershwin"!? Но это неинтересно! Знаю Гершвина, знаю все его композиции наизусть, но я не чувствовал его близким в тот момент. ОК, буду играть Гершвина, но есть другие, у которых больше основания играть его музыку. И тогда я решил, что у меня достаточно основания делать свою музыку, часть которой находится под балканским влиянием...

Милен Панайотов
ведущий программы "Спонтанни инвенции" 
на канале "Христо Ботев
Болгарское национальное радио, София

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service