ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #13, 2006

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

“Игра по правилам без правил, или трубач в джазовом ансамбле”
Небольшие размышления на заданную тему

Сергей ПроньДжазовый ансамбль сложной, витиеватой иерархией музыкальных взаимоотношений требует предельной концентрации и профессиональной компетентности, наличие художественного вкуса и способности мгновенной адаптации к неожиданным поворотам музыкальных событий, возникающих в ходе движения музыкальной мысли. Импровизационная природа изложения материала в меньшей степени лимитирует фантазию исполнителей, а в большей предоставляет возможность для создания музыки. Ансамблевый метод музицирования приводит к так называемому “коллективному сознанию”, в котором должна четко прочитываться функциональная роль каждого инструмента в связи с особенностями формы, стиля и художественного образа. Процесс слияния в единое целое инструментальных компонентов ансамбля, органично и естественно отражающих музыкальную идею в ее развитии, состоит из ряда довольно жестких правил, невыполнение которых приводит к потере смысла и краху идеи. Такие правила в джазовом ансамбле, на первый взгляд, могут закрепостить и ограничить свободу, но, по сути, они стабилизируют и организуют процесс, в котором выстраивается стройная архитектоника музыкального взаимодействия, т.е. ансамблевая интеракция, логика движения и эстетическая обоснованность музыкального намерения. С другой стороны, чисто формальное соответствие этим правилам высушивает и выветривает содержимое идеи, превращая ее в сухой (даже и красивый), но мертвый гербарий. В этом месте возникает парадокс, который может прозвучать так: “Игра по правилам без правил”. Собственно, всем известно намерение композиторов писать, как будто бы импровизируя, а в джазе импровизировать, как будто бы это написано. Все это - для того, чтобы оказаться в центре живого процесса. Если композитор, услышав внутри себя и написав материал, стремится к беспрекословному выполнению его идеи музыкантами, то нередко это не работает, а в джазовом ансамбле, где коллективная интуиция и мгновенная реакция создает непредвиденные и неожиданные ситуации, которые трудно предусмотреть и написать одному человеку, работает, да еще как! Однажды я участвовал в проекте, где принимали участие лучший джазовый тубист мира Джонатан Саас, лучший тромбонист Австралии Эдриан Мейерс, лучший джазовый валторнист мира Аркадий Шилклопер, уникальный скрипач Гидон Кремер и другие известные музыканты. Мы исполняли музыкальную мистерию замечательного композитора Александра Бакши “Полифония Мира” в театре Вахтангова - почти все было выписано, но, несмотря на внушительный состав и конкретный нотный материал, приходилось корректировать материал и даже отказываться от некоторых эпизодов по причине их "незвучания". При импровизационном решении вопроса - все встало на место. Александр Бакши был доволен и сделал правильные выводы (как истинно творческий человек).
Мастерство джазового ансамбля можно выразить во фразе: при минимальных усилиях - максимальный КПД. В этом заключаются многие аспекты ансамблевой игры.
Если у Майлса Дэйвиса паузы звучали, как самые красивые ноты, а сами ноты - как паузы, способные разрезать и соединять музыкальное пространство, играя со временем - это не только интуиция, а результат его мышления, или даже его наука. Знание, исходящее из опыта, позволяет свободно ориентироваться в музыкальной ткани.
Для джазового трубача в ансамбле недостаточно только прекрасного владения инструментом с исполнительской точки зрения. Очень важно, чтобы из разряда просто исполнителя трубач свободно переходил в разряд созидателя музыки, имел ярко выраженное мышление, оформленное в исполнительское кредо, или собственную манеру.
У Клиффорда Брауна или Чета Бейкера не было мощного звука и суперверхнего регистра. Вопрос - почему они остались в истории как величайшие трубачи?
Ответ - они были личностями. Разумеется, в самом широком смысле. Из ничего, из трех -четырех нот в первой октаве они делали магическое действо, которое создавало картины музыкального пространства и удерживало внимание. У Диззи Гиллеспи потоки энергетики в виртуознейшем водовороте бопа восхищали тягой к жизни и стремлением вперед - он выражал себя. Самая неважная похвала для трубача - “Молодец, играешь под Клиффорда, очень, похоже”. Это тормоз. Конечно, информативность нужна, но только для того, чтобы пополнить свой музыкальный словарь, но использовать его по-своему. Это путь джазового профессионала. А какие качества для джазового профессионала необходимы?

1. Идея (свое намерение, своя манера, инициатива)

У играющих голосом Дона Черри хочется спросить: "Старик, у тебя фамилия другая, а также рост, вес и жена... Что же ты?". А вот молодой Рой Харгроув на джеме джазовых монстров, где перед ним виртуозно играл старик Кларк Терри, очень спокойно и своим голосом убедил всех в том, что “попадание в десятку” возможно на два пиано и десятком звуков на весь квадрат.
Для этого нужно изучать собственный темперамент и возможности его выражения. Искать свой звук всегда, корректируя его в различных стилевых стихиях.
Манера - прежде всего ритмическая организация пространства, чувство времени и отсюда - ощущение свинга. Не бывает единой модели свинга (с опережением, либо с отставанием и т.д.), бывает необходимость конкретной музыкальной ситуации только на данный момент, а завтра будет все по-другому, и это принципиально. Если вооружиться парой десятков шаблонных кассовых ходов и цитировать их на все случаи жизни, то это не импровизация, а болтовня… может, и супервиртуозная, и, как правило, сверхскоростная. Когда нечего сказать - говорится очень много. Важно довести свою мысль до логического завершения, а не перескакивать с места на место. Это не так легко, особенно если нет мыслей.
Именно здесь весьма кстати включать не исполнительство, а мышление музыканта, тогда средства будут сами проявляться. Пауза - совершенное средство от музыкальной тупости, а затянувшаяся пауза - усугубление оной (шутка).
Если есть желание выразить себя (а не Вуди Шоу), это заставит искать пути для реализации этого намерения, и что-нибудь из этого выйдет, при терпении. Эта инициатива прописана для трубача, как лидера ситуации, а ее отсутствие обезличивает владельца трубы.

2. Чувство ансамбля.

Уинтон Марсалис не так давно произнес: ”С приходом нового пианиста в ансамбль я в себе открыл то, чего никак не ожидал от себя”. А у Майлса Дэйвиса, если бы не Билл Эванс (фортепиано), наверное, не было бы поэзии и драматизма, свойственных соответствующему периоду творчества Майлса (конец 50-х).
Речь идет не о личных исполнительских достоинствах трубача, а об умении слышать общий музыкальный результат и своим воздействием управлять им. Кантилена в джазовых балладах Фредди Хаббарда на флюгельгорне впечатляет даже не фразами, которые довольно стандартны, а тончайшей обработкой звука и его филировкой в контексте музыкальной фактуры - это внедрение в ткань, даже вживление - и оживление.
Конечно, импровизировать в рамках фактуры - высший пилотаж, но именно это и есть самое ценное, потому что здесь происходит таинство созидания музыки. Трубачи - народ горячий и не всегда терпеливый, к тому же демонстрация другим коллегам своих достоинств, наверное, естественный повод находиться в форме, но это непреодолимо мешает приблизиться к истинному музицированию и пониманию музыки. Умение уступить и услышать, среагировать и поддержать, промолчать и взять на себя инициативу, удержать напряжение, не потерять самообладание, не растеряться, готовность отклониться от правил, - характеристики, приводящие к успеху. В этом смысле знаменитое трио Хэрби Хэнкок (фортепиано), Рон Картер (контрабас), Тони Уильямс (барабаны) - одно из самых убедительных в истории джаза. А в сочетании с Уинтоном Марсалисом, Рэнди Бреккером и другими трубачами эти качества проявляются ярко и высокопрофессионально.

3. Знание формы, гармонии, импровизация.

Без этих знаний получается - бегу, сам не зная куда.
Традиционные формы джаза довольно просты и незамысловаты, но желание выйти за рамки традиции не давали покоя ни Орнетту Коулмену, ни Дону Черри, ни их последователям. Именно поэтому они стали находить свои пути, в которых появились совершенно новые представления о джазе. Они выражались в новых музыкальных формах и музыкальном языке создававшихся в процессе импровизации и повлияли во многом на европейскую культуру.
Гармоническая структура джазовой пьесы, ее ладовая и метроритмическая конфигурация требуют самого тщательного ознакомления. Умения использовать гармонические замены, применять различные лады и свободно ориентироваться в альтерированных аккордах так же необходимо, как и издавать звуки на трубе.
Чтобы избежать музыкального косноязычия, надо иметь арсенал этих средств, но само по себе это знание еще не дает возможности по-настоящему импровизировать - только инструмент для реализации этой цели. Джо Рассел в своей работе “ Лидийская концепция тональной структуры джазовой импровизации” говорил, что, имея только лучший набор красок и лучший холст, художник не напишет замечательную картину. Надо еще знать законы симметрии, цвета, композиции и т.д. Выучив несколько секвенций, можно сформулировать музыкальную мысль, но превращать секвенцию в “расхожий” материал нельзя. Я часто слышал у молодых трубачей знание этих секвенций, ладов, замен, уверенное манипулирование этим, но одна беда - они не умеют импровизировать. Потому что автоматическое использование сильных средств заслоняет мысль. А если в процессе импровизации не создается ясная мелодическая канва, никак не развивается - это скорее похоже на словоблудие. Для трубача важно и необходимо, кроме теоретических знаний, найти средства воплощения своего замысла с практической точки зрения. Моторика фразы, энергетика развития, аппликатурное мышление, динамика, приемы звукоизвлечения и атакировки звука, разнообразие артикуляции и штрихов - конкретные темы для конкретных занятий. Умение сконцентрироваться в нужный момент по необходимому поводу - сохраняет энергию, не расплескивая ее впустую.
Домашние заготовки импровизационных блоков (готовые фразы, характерные мелодические зерна) нужны для мгновенного выбора в нужное время, и чем их больше, тем богаче содержание высказывания. Но только в ансамбле может проявиться настоящее владение импровизацией, где учитываются вышеперечисленные компоненты во взаимодействии и органичном единстве с общим музыкальным процессом.
В целом я хочу пожелать удачи тем трубачам, которые себя нацеливают на путь джазового импровизатора.
Есть достаточное количество пособий и литературы, посвященной джазовой импровизации, но последнее слово за терпением и настойчивостью.
Существует 99 способов не делать чего-то, и только один - за. Это и есть импровизация. Удачи и терпения!

Сергей Пронь,
Екатеринбург

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service