ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #17, 2006

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Арто Тунчбояджян - лауреат "зрительских симпатий" World Music Award-2006

В последнее время об Armenian Navy Band и его идейном вдохновителе Арто Тунчбояджане в российской прессе было написано столько, что представлять коллектив в очередной раз, рассказывая о причинах и условиях его создания, наверное, нет смысла
Имя Тунчбояджана стало широко известно поклонникам world music после того, как он начал свое сотрудничество с легендарным клавишником Джо Завинулом. Он является единственным постоянным участником группы The Zawinul Syndicate на протяжении многих лет. Но и помимо этого, Тунчбояджан долгое время сотрудничал с Элом Ди Меолой, Бобом Бергом, Дэннисом Чамберсом, Биллом Эвансом, Майком Маниери, Полем Уинтером, Симоном Набатовым, Майком Стерном, группами Oregon, System of A Down и другими. На его счету более двадцати сольных альбомов, создание саундреков к фильмам и постановкам и многое другое.
Арто Тунчбояджан родился в Турции в 1957 году. Его старший брат Онно был одним из тех, кто двигал вперед современную турецкую музыку, сочиняя, исполняя и продюсируя ее. Юношей Арто во всем старался быть похожим на него. С 11 лет он начал писать и исполнять музыку в коллективе своего брата, гастролируя по Турции и Европе. Перепробовав множество музыкальных стилей и переиграв чуть ли ни на всех инструментах - от тромбона до перкуссии, Арто выбрал-таки перкуссию и world music как наиболее естественные выражения любви и почтения к матери-природе и Человеку.
В 1981 году Арто уехал в США, чтобы найти новое применение своим талантам и избежать тех сложностей, которые он, как армянин, испытывал в Турции. Мастера американской джазовой сцены сразу же заметили его и предложили совместную работу. В 1998 году, уже будучи знаменитым музыкантом, Арто в составе популярного американского квартета Night Ark, в который входили тогда исполнитель на уде Ара Динкджян, клавишник Армен Донелян и басист Марк Джонсон, приехал в Ереван на Первый международный джаз-фестиваль. Арто был настолько поражен теплой встречей, оказанной их группе и ему лично на родине, что решил собрать свой собственный коллектив в Армении и играть ту музыку, которая звучала в его душе в тот период. Так появился проект - Armenian Navy Band.
По существу Armenian Navy Band - это своеобразная сборная, что-то вроде Armenian All Stars. Так, один из ведущих музыкантов ансамбля, фантастический Армен Уснунц - без сомнения, лучший саксофонист Армении, а может быть - и региона, основатель и руководитель другой этно-джаз-роковой группы Time Report и по совместительству - арт-директор и дирижер ГосДжаза Армении.
Ваагн Айрапетян - лучший клавишник республики, один из лучших учеников великого американского пианиста Барри Харриса. Он неоднократно выступал в Америке, в России, на Востоке. В его активе два альбома, записанных с американскими музыкантами и выпущенных в США. Одновременно Ваагн руководит двумя разноплановыми коллективами - акустическим мэйнстримовым трио и джаз-рок-септетом "Катунер".
Арман Джалалян - высокотехничный жесткий барабанщик, единственный в регионе ударник, имеющий официальный статус Yamaha Artist.
Дудукист Вардан Григорян - достойный последователь Дживана Гаспаряна, признанного мастера этого инструмента.
Норайр Карташян - многоопытный исполнитель на народных духовых инструментах и перкуссии, талантливый композитор, чью музыку можно услышать в саундтреке нашумевшего фильма канадского режиссера Атома Эгояна "Арарат".
Виолончелист и басист Артем Манукян - самый молодой участник группы. Сегодня он, пожалуй, наиболее востребованный бас-гитарист в Армении.
Остальные музыканты коллектива - под стать своим друзьям-партнерам.
Сам маэстро Арто Тунчбояджан в составе Armenian Navy Band стучит на всем, на чем стучится, поет, дирижирует, играет на буларе (созданный им самим струнный инструмент, напоминающий мандолину), и делает еще много чего прелюбопытного, граничащего с музыкальной эксцентрикой.
С момента своего создания Armenian Navy Band сумел завоевать уважение и занять свою собственную нишу в музыкальном мире. За семь лет своей творческой деятельности ансамбль выступил практически во всех странах Европы и Востока, участвовал в десятках международных фестивалей, выступал на одной сцене с корифеями мирового джаза, а летом 2005 года дал два совместных концерта (одновременно на сцене находилось и играло 19 музыкантов!) с уже упоминавшимся The Zawinul Syndicat в Португалии в рамках XIV Festival Internacional de las Culturas Pirineos в городе Хуэска.
Четыре альбома ANB быстро разошлись среди поклонников и претерпели несколько переизданий. Самым популярным и титулованным стал предпоследний "Sound of Our Life" - Part I "Natural Seeds". По итогам 2004 года этот альбом занял четырнадцатую позицию в World Music Charts Europe среди 900 альбомов-претендентов. А сам армянский коллектив в том же году, по мнению журналистов Европы, пишущих о традиционной фолк-музыке и ее современном ответвлении (www.WorldMusicCentral.Org), стал лучшим среди исполнителей world beat, world music, ethno-jazz и других разновидностей этого направления, обогнав таких музыкантов, как Рай Кудер, Пако де Лусия и многих других. Кстати, сам Арто Тунчбояджан предпочитает называть свою музыку "авангард-фолк".
В начале 2005 года Арто Тунчбояджан выпустил еще два CD - "Artostan" (своеобразный аудиодневник виртуальных путешествий по местам, близким сердцу Арто) и дуэтный альбом с клавишником Ваагном Айрапетяном “Love Is Not In Your Mnd” (посвящение матери музыканта).
В 2006 году Armenian Navy Band добился нового успеха - он получил Audience Award британской радиокорпорации ВВС. Для тех, кто не совсем в курсе, вкратце сообщу, о чем, собственно, идет речь.. Номинанты на самую престижную награду в мире world music, вручаемую крупнейшей радиокорпорацией мира, были названы в конце октября 2005 в ходе проведения всемирной музыкальной ярмарки WOMEX в Великобритании, в которой принимали участие и голосовали более двух тысяч профессионалов шоу-бизнеса и около 500 музыкантов из 84 стран, работающих в области world music. И вот тогда же стало известно, что Armenian Navy Band был назван в четверке лучших европейских коллективов, играющих в этом жанре музыки - кроме армян, в списке была итальянская перкуссионная группа Enzo Avitabile & Bottari, румынская Fanfare Ciocarlia (названная критиками самой быстрой группой в мире) и знаменитая португальская исполнительница в жанре "фаду" - Марица. Другие континенты представляли Рай Кудер, Омар Соса, Даффер Юсеф, Сушила Раман, Аша Босле & Kronos Quartet, Салиф Кейта.... Одним словом, серьезная компания.
Победители, признанные лучшими на своих континентах, были названы в конце февраля. Как раз в те дни, когда Armenian Navy Band выступал в Москве в Театре Эстрады. В Европе победителем был признан румынский ансамбль, в Америке лучшим стал знаменитый гитарист и продюсер Рай Кудер, в Африке - семейный вокальный дуэт из Мали Амаду и Мариам, в Азии - певец из Пакинстана Саин Захуур, с Ближнего Востока - певица из Алжира Суад Масси. Лучшим новичком жанра был назван коллектив из Конго “Кононо No.1”, лучшим альбомом года стал "Dimanche ? Bamako” уже упоминавшихся гитариста и певца Амаду и певицы Мариам.
Но надо отметить, что в рамках конкурса вручался и "Приз зрительских симпатий", который присуждался на основе онлайн-голосования, открытого по всему миру, который, кстати, самими членами жюри представляется основной номинацией конкурса. К моменту объявления победителей по версии жюри была названа и четверка лучших по результатам всемирного голосования. В нее вошли Armenian Navy Band, бразильский певец Жеу Хорхе, иракский певец и гитарист Илхам Аль Мадфаи и итальянец Энцо Авитабилле со своей группой Bottari. С самого начала было заявлено, что победитель в этой, по сути дела, главной номинации будет объявлен лишь на торжественной церемонии 7 апреля в Парадном зале Брикстонской Академии Лондона.
Победителю в этой категории вручают скульптурную композицию The Planet, созданную и изготовленную хорватским скульптуром Анитой Сулиманович.
И вот день Х настал. Церемония награждения длилась несколько часов. Церемонию World Music Awards-2006 вел звезда world music, южноафриканский трубач и перкуссионист Хью Масекела, а приз вручали ведущие программы ВВС Radio-3 "Late Junction" Верите Шарп и Фиона Токингтон. На мероприятие собрались музыканты, представляющие самый старый и одновременно самый новый, пока лишь вновь набирающий утраченную некогда популярность жанр. В ходе церемонии выступили Суад Масси, Нитин Сууни, Амаду и Мариам, DJ Shantel… Ну, а потом, на сцену был вызван Арто Тунчбояджан, которому и вручили главный приз - Приз зрительских симпатий. По опубликованным данным, всего в голосовании по всему миру приняли участие около сорока тысяч человек, и больше 50% из них отдали свои голоса за армянских музыкантов. Голоса поддержки буквально сыпались из Англии, Польши, Америки, арабского мира, ну, и естественно, из Армении. Комплименты в адрес ансамбля тоже были разными, от коротких и деловых "Вы лучшие!" и "Здорово! Я горжусь вами" из Лондона и Варшавы, до восторженных "Самая лучшая музыка, которую я когда-либо слышала" и "Великолепная музыка! Я вас обожаю" из Мадрида и Рейкьявика. Выступая с ответной речью, Арто сказал, что от имени всего коллектива он посвящает эту награду светлой памяти матери своего партнера по группе, барабанщика Armenian Navy Band Армана Джалаляна, и передаст эту статуэтку на хранение Арману. А после этого, как и водится, победитель, представил фантастическое музыкальное соло-представление с использование пустой бутылки и "тамбурина", изготовленного из попавшегося под руку пластикового пакета. Как сказал один из участников церемонии - "crazy, but amazing musician!".
Церемония эта была юбилейной - пятой по счету. И, как вспоминали старожилы конкурса, когда в 2001 году на международной ярмарке WOMEX впервые было объявлено о решении проводить подобный конкурс, ничего, кроме недоумения и скептицизма, у делегатов и участников это сообщение не вызвало. Но, как говорится, реальность превзошла все ожидания, и на сегодняшний день конкурс этот и награды, вручаемые победителям, являются самыми важными и почетными в мире музыки, называемой world music, т.е. "музыка мира", а говоря проще - фольклор во всех его проявлениях. Это и чистый фольклор, и современный фольклор, и различные вариации и эксперименты с фольклором современных музыкантов, и даже использование фольклора в разных популярных у молодежи стилях - фолк-рок, этно-джаз, нью-эйдж, психоделический фолк, техно-фолк.... Чего только не придумали и как только не используют сейчас музыку народов мира и свои национальные музыкальные корни креативные исполнители. Причем, к этому направлению постепенно приходят многие музыканты, в начале своего творческого пути зацикленные на современных стилях музыки.
Надо отметить, что в Армении сегодня тоже появилось много приверженцев этого направления - джаз-рок группа Time Report, рок-группы "Бамбир-2" и "Саквояж", вокальный дуэт сестер Аршакунянц, коллектив перкуссиониста Эдуарда Арутюняна, ну и, конечно, Armenian Navy Band. А то, что подобная музыка вызывает живой интерес и находит отклик у людей вне зависимости от национальности, подтвердил уже упоминавшийся концерт Armenian Navy Band в Москве, когда наравне с московскими армянами под зажигательную музыку ансамбля в проходах танцевали и москвичи с ярко выраженной славянской внешностью.
Кстати, о концерте в Москве тоже много было написано и переговорено. Но все это касалось лишь внешней стороны дела - собственно концерта. Я же хочу немного рассказать о закулисной стороне. Сразу надо отметить, что это был первый за последний десяток-полтора лет джазовый концерт армянских исполнителей в Москве. Нет, конечно, армянские джазмены много раз играли в Москве на открытии казино, ресторанов, различных презентациях "армянских" объектов российской столицы. Но официальный концерт, в большом зале легендарного Театра Эстрады, с участием официальных лиц и центральных СМИ России - вот это впервые! Он много раз откладывался, его ждали в Москве с середины прошлого года, но прямо перед самым вылетом, буквально за день, когда Москва была уже обклеена афишами, завешана растяжками на центральных улицах, на радиостанциях звучала реклама и все билеты были проданы, вновь возникла угроза отмены концерта, все по тем же, будь они неладны, организационным вопросам - Арто, гражданин США, не мог получить въездную визу в Россию. Но за несколько часов до запланированного вылета все выпрямилось, исправилось и коллектив полетел.
Арто Тунчбояджан и Armenian Navy Band прибыли в столицу России под утро. Город еще спал. Едва дав распаковать вещи, лидера коллектива, двух музыкантов и пресс-атташе отвезли на радиостанцию "Говорит Москва". Часовое интервью тем же вечером вышло в эфир столицы. Сразу после радио весь коллектив пригласили на телеканал ТВЦ. Там случилась курьезная ситуация - на студии ждали музыкантов с инструментами, а они приехали, конечно же, без. Режиссер в ярости - что теперь делать? Тунчбояджан быстро нашел выход, предложив сыграть на подручных средствах: "Где у вас кухня?" Телевизионщики в недоумении отвели его в подсобное помещение. Кастрюля, кувшин, тарелки, ложки, бутылка из-под пива (быстро опорожненная для такого случая ассистентом режиссера) - все пошло в ход. И вот эфир. Арто отвечает на вопросы ведущего, а потом начинается импровизированный концерт. После эфира вся студия долго аплодирует музыкантам. Вечером музыкантов приглашают отобедать в один из центральных ресторанов города "Борис Годунов". К окончанию обильного позднего обеда возникает любопытная ситуация. В зал ресторана выходит квартет ряженых и начинает петь подобающие случаю русские народные песни под баян. Арто Тунчбояджан, как истинный лидер мирового авангард-фолк движения, начинает подпевать и подыгрывать музыкантам на ложках и вилках. За что, естественно, удостаивается горячих аплодисментов всех ужинавших в тот вечер в ресторане.
Утром - пресс-конференция в гостинице Ararat Hyatt Park - присутствуют журналисты из самых разных российских изданий. Сразу после пресс-конференции коллектив отправляется на саундчек - и через пару часов долгожданный концерт! В зале представители армянской диаспоры Москвы, музыкальные критики, журналисты, продюсеры, просто любители музыки....
Около трех часов, с небольшим перерывом, продолжается концерт. Звучат композиции с двух последних альбомов коллектива - "Sound of Our Life" и "How Much Is Yours". Зал принимает армянскую фольклорно-джазово-авангардную музыку на "ура"! Наиболее энергичные вскакивают с мест, танцуют в проходах, подпевают. Уже в антракте после общения с музыкальными критиками и журналистами становится ясно, что концерт более чем удался, музыка захватила слушателей целиком и надолго. Как выразилась журналистка с ТВ-канала "Столица" - "Я вся в эйфории"! А другой известный музыкальный обозреватель (имени называть не буду - нету его разрешения на это), поднял указательный палец вверх и произнес "That's what I call MUSIC!”.
Программа закончена, но зрители не хотят отпускать музыкантов, снова и снова вызывают их на бис. Но вот выступление закончено, опущен занавес, смолкли последние аплодисменты, и музыканты устало падают в кресла. А их уже ждут в ресторане "Ноев Ковчег" (кто не знает - армянский "мясной ресторан") на ужин. Уже далеко за полночь, но роскошный ужин только начинается. Музыканты попадают в гостиницу около 3 часов ночи. Утром в 7 подъем - и вылет домой в Ереван. Как рассказывали ребята, попав домой около 16.00 они все повалились в кровати и проспали до полудня следующего дня. Непросто дается успех!
Конечно, не обошлось и без накладок. Как обычно, несмотря на бодрые заявления о том, что с аппаратурой будет все нормально, когда коллектив приехал в театр для ее настройки и наладки, выяснилось, что звуковую аппаратуру привезли всего лишь за час-два их приезда, потом в зале не было света, и ее только-только начали устанавливать. Как следствие, музыканты не успели настроиться к началу концерта. Создалась критическая ситуация - дирекция театра настаивала на начале концерта вовремя - "За всю историю нашего театра не было еще такого случая!". Музыканты отказывались играть на ненастроенной аппаратуре. После долгих переговоров администрации театра с организаторами и музыкантами, дирекция театра дала-таки разрешение на "опоздание". Пресс-атташе бэнда пришлось выйти на сцену и попросить уже занявших свои места многочисленных зрителей снова покинуть зал. Зрители входят в положение и выходят (в той ситуации больше всех выиграл коллектив буфета, получивший дополнительную возможность поторговать...). Результатом всего этого было начало концерта с часовым опазданием и частые технические неполадки со звуком во время концерта. Апофеозом неурядиц стал момент, когда под клавишником Ваагном Айрапетяном сломался стул, и он чуть не грохнулся на сцену. Музыканты здорово нервничали в первой половине выступления, и это было сильно заметно (впрочем, их волнение заметили лишь люди, хорошо их знающие, поскольку на качестве исполнения оно абсолютно никак не отразилось - ред.). Зрители тоже находились в каком-то напряженном ожидании, и лишь благодаря мастерству музыкантов, прямо-таки безмерной энергии и изобретательности самого лидера коллектива к середине все успокоилось и пошло по накатанному. Музыканты старались, а слушатели с благодарностью внимали прекрасной музыке.

Месяц-полтора отдыха - и снова в бой. 24 апреля в Ереване в "АвангардФолк-клубе" начался 3 Международный фестиваль авангардной фолк-музыки, в котором участвовали два армянских коллектива - ANB и "Катунер", африканец из Мали Али Кейта и американское трио Paper Boys. Фестиваль, как обычно, был посвящен очередной, 91-ой годовщине Дня Геноцида армян в Османской Турции в 1915 году.
График гастролей группы расписан на год-полтора вперед. Так, летом ANB ждут в Италии и Германии, осенью - в Турции, поговаривают о новом концерте в Москве, и двух в Питере… Кроме того, у ансамбля уже есть записанный материал на два полноценных альбома. Сейчас руководство ищет возможность пристроить этот материал на каком-нибудь престижном лейбле. А ереванские зрители с нетерпением ждут очередной концертной серии ансамбля - в Ереване они играют не часто….

"Я никому не указываю, как жить. Я хочу, чтобы каждый из вас смог представить и понять, как он должен это делать сам. Но вот, что бы я хотел передать каждому из вас, так это мою Любовь, Уважение и Искренность" - Арто Тунчбояджан

Армен Манукян,
Ереван

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service