ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #17, 2006

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Бишкекский "жаз"

28-30 апреля в Бишкеке (столица Кыргызстана) в Национальной филармонии прошли концерты Первого международного джазового фестиваля "Джаз - Весна - Бишкек - жаз". (Жаз - "весна" по-киргизски - ред.) распахнула свои двери для местных и мировых джазовых исполнителей, представляющих различные стили и направления.
Второй день фестивальной программы кыргызстанцы ждали с нетерпением. Он обещал встречу с музыкантами высочайшего класса, желанными гостями самых престижных международных джазовых фестивалей - пианистом Львом Кушниром (Москва) и вокалисткой Натальей Соболевой (Новосибирск).
Выступление дуэта началось с потрясающей по красоте импровизации московского джазмена. Ослепительный пианизм, сочетающий экспрессию и изящество, действовал на слушателей магически. Неповторимый фортепианный стиль, красочная звуковая палитра, филигранная техника, тончайшая отделка фактуры, упругий, мужественный ритм оценили даже самые искушенные критики.
И вот на сцене - Наталья Соболева с программой из мировых джазовых хитов. Она запела, лицо ее озарилось, по весеннему помолодело - и души распахнулись навстречу удивительному голосу. Вокал Соболевой пленял безупречной исполнительской техникой, богатством обертонов, мягким, глубоко лиричным тоном, теплотой и морем обаяния. Она словно рассказывала бесхитростные истории о любви, зачарованно, с каким-то детским простодушием, легким юмором.
В дуэте Льва Кушнира и Натальи Соболевой музыкант и певица тонко чувствуют друг друга на духовном, энергетическом уровне. "Фантастика!" - восклицали киргизские исполнители, неотрывно наблюдавшие из-за кулис за самозабвенной работой российских коллег. "Когда еще такое услышишь?" - с грустью говорила публика, взрываясь овациями после исполнения очередного номера. Остается надеяться, что приезд звезд российского джаза в столицу Кыргызстана станет традиционным, а дальнейшее культурное сотрудничество во имя мира и понимания станет неотъемлемой частью нашей жизни.

Елена Мягкова,
Бишкек,
Кыргызская Республика

А вот как рассказывает о фестивале бишкекская газета "Моя столица" от 7 мая:

Джаз из “термоса” и другое

Эх, джазовый фестиваль надо было бы раскидать по маленьким клубам, чтоб народ жадно бегал по городу, боясь пропустить чье-то выступление, чтоб общение шло живое…
Первый международный фестиваль “Джаз-Бишкек-весна” не имел того настроения, которое обычно отличает подобные мероприятия: дух не перехватывало, основная реакция - вялая (по обе стороны сцены). Да и фестиваль стал совсем не первым: были и до этого в нашем городе международные джазовые встречи. Да такие, что вспоминались долго. И уж тем более нельзя джем-сейшеном называть то, что имело место в “Метро-пабе” после концерта в филармонии (во всяком случае, в самый первый день). Какой это сейшен, если пара команд сыграла по паре-тройке песен и на том разошлась? Никакого диалога между слушателями и джазменами, между самими исполнителями. Отстукивать ритм конечностями редко когда тянуло, несмотря на классическое исполнение.
Впечатление подпортили и звукооператоры, изрядно убившие замечательные мелодии так, что даже мастерство музыкантов (не последних, между прочим!) терялось. Но вместе с тем, конечно же, были изюминки и своеобразие находки. Вообще, как и ожидалось, у каждого коллектива были свое лицо и своя фишка.
Итак, после того, как юный и говорливый конферансье призвал всех самовыражаться и оттягиваться, фестиваль открылся. Наш давно прославленный “Дикси-бэнд” под руководством заслуженного артиста республики тромбониста Юрия Швеца, погрузив всех в атмосферу Нью-Орлеана 20-30-х годов с его блюзами, усладив публику великолепным, чуть хрипловатым и очень богатым вокалом Марины Набоковой, передал эстафету еще одним динозаврам джазовой сцены - коллективу Александра Юртаева. Тот подготовил сюрприз: его квартет в этот день разросся, приняв в свои ряды итальянца Рикардо Дистази. До того, как к роялю вышел Рикардо - в кроссовках на босу ногу и с зеркальным затылком, - было ощущение, что сидишь где-то в кофейне и под мурлычащую музыку чередуешь ненавязчиво-тягучее мартини с легким латте. Иностранец чуть подкинул дровишек: музыканты заиграли зажигательнее, добавили перчинок-импровизаций, приводя людей знающих в восторг. Рикардо зажмуривался, точечно выдергивая звуки из клавиш. Алексей Кнышов шептал аккорды вслед за гитарой. Ну и доцент консерватории Юртаев был в своей обычной экспрессивной манере.
Второе отделение ждали особенно: был заявлен дуэт из Германии, Ву Вей и Лукас Ниггли. Любопытные ребята с точки зрения новизны и динамизма. Только зашли с антракта - Ву загремел горлом, как нанайский шаман, зацокал, зашелестел, засипел простуженно. Налил горячую воду в китайский инструмент шенг, напоминающий термос, обклеенный бамбуковыми дудочками. Привел в замешательство и восторг. Оказалось, рано: процесс настройки всего лишь. Заиграли по-серьезному - восторга прибавилось, ибо “термосист” Ву работал буквально одной волной со своим инструментом, ловя колебания звука в воздухе и сам вслед за ними извиваясь-вибрируя, периодически подпрыгивая и стучась о воздух. А барабанщик Лукас устраивал то раскат грома, то наплыв людской тучи. Мешали палочки - в зубы их, ладонями по тарелкам, по коже барабана. Какими-то вязаночками перебирал, чуть ли не стручками акации, вместо медиатора - бейджик. Были у них в запасе и еще какие-то хитрые китайские инструменты, они их заставляли страдать, шипеть ветром и создавать какие-то бедуинские миражи. Оба музыканта были до такой степени поглощены собой - глаза в глаза, открыв рот и поглаживая руки по окончании композиции, что вкусного стало слишком много. Но их выступление растянулось более чем на час.
День второй собрал опять же местных джазменов и заезжих звезд. На этот раз из России - Льва Кушнира и Наталью Соболеву. Он окончил Гнесинку, работал в таких проектах, в каких участвовали такие имена, как Дебора Браун, Тэл Фарлоу, Билл Скит… Она - преподает вокал в Новосибирской консерватории, растит новых джазменов в своей студии. Скажу сразу: не люблю сочетание рояля с вокалом. Но не в этом случае. Поначалу казалось, что импровизациям не хватает свободы. Но с каждой пьесой приходило удовольствие. Грамотная, прочувствованная ритмика, приятный тембр голоса, сложные композиции, исполненные безукоризненно, не могли не сорвать овации. Кстати, второй день фестиваля выпал на субботу. А выходные у нас традиционно отмечены какими-нибудь политическими катаклизмами. Так что на концерт пришли самые стойкие и самые преданные поклонники джаза.
Из наших был неоперившийся пока, а посему не оставивший особого впечатления “Класс А” - возглавляемые Азизом Муртазиным, преподавателем Куренкеевки, студенты. Зато весьма порадовала группа Александра Акимова. Да, его саксофону по-прежнему нет равных у нас. И вообще все подобрались как по заказу: профессионал на профессионале. Причем по манере исполнения видно: вот уж для кого музыка - это не способ зарабатывания, это сама жизнь. Слегка похулиганили, выбравшись из рамок джаза и исполнив собственную композицию Асхата Азизова (тромбониста) - некие восточные наигрыши. С Востоком, хоть он и дело тонкое, справились играючи. Повеселили присказками. Порадовали скетчем в исполнении Акимова и уступили место экспериментаторской “Ауре”. Та традиционно исполняла авторские произведения своего лидера Талая Бейшеева. Слушатели не были разочарованы узнаваемыми красивыми мелодиями - что-то вроде пейзажной инструменталки.
Завершали фестиваль зажигательные “Соленые орешки” (увы, сыгранного ими было так мало!). Зато музыканты вволю нашутились, соединив рэп, сказания и баллады с би-бопом. Соло на барабанах Бакыта Кыдыкбаева вообще было неотразимо эмоциональным! Но основное время заняли гости - Уильям Сепеда с соратниками. Признанный в мире тромбонист играет в оркестре Диззи Гиллеспи (достаточно назвать только это имя для того, чтобы понять уровень мастерства). К нам приехал, понятно, не с этим оркестром. Но продемонстировал свой собственный стиль - с вкраплениями афропуэрториканских ритмов (чем создал пляжное настроение в зале). Публика, если уж честно, не совсем оценила умение выуживать звуки из морских ракушек - но это уже субъективное.

Татьяна Орлова

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service