ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!


ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #17, 2006

"Джаз.Ру": портал
"Джаз.Ру": журнал
"Полный Джаз":
все выпуски с 1998

наши новости:
e-mail; rss
использование
информации

Loading

Яак Соояар: как живет эстонский джаз

Считается, что истории джаза в Эстонии в этом году 80 лет: весной 1926 г. в ресторане Marcelle на Ратушной площади в Таллинне (впоследствии этот ресторан стал называться "Старый Тоомас") начал выступать ансамбль под названием Murphy, считавшийся первым джазовым ансамблем Эстонии. Правда, известный специалист по истории эстонского джаза Вальтер Оякяэр считает, что те ранние ансамбли (как и большинство ранних "джазов" в России) только использовали модный ярлык, а играли обычную танцевальную музыку тех лет. И тем не менее - джаз в Эстонии насчитывает много десятилетий истории. Однако только два года назад джазовое движение независимой Эстонии оформилось организационно. О формах, которые эта организация приняла, нам рассказывает Яак Соояар (Jaak Sooäär), гитарист, президент Эстонской джазовой федерации.

Яак Соояар- Эстонская джазовая федерация была создана в 2004 г. Проблема заключалась в том, что к 2004-му году государство не поддерживало джазовую музыку в Эстонии вообще никак. Единственное, что в области джаза было в стране - это фестиваль Jazzkaar. Это не просто джазовый фестиваль, это крупное культурное событие в масштабах всей страны. Но, помимо Jazzkaar, в Эстонии больше ничего не было. В то же время мы ощущали, что дела эстонского государства идут уже достаточно хорошо для того, чтобы поддержать это направление.
Я учился в Копенгагене, в Королевской Копенгагенской консерватории на отделении "ритмической музыки" (кстати, Яак обучался там на выделенную ему Министерством культуры Эстонии государственную стипендию - КМ.). В Дании и вообще в скандинавских странах (особенно в Норвегии) есть очень сильные джазовые федерации. И я подумал: почему бы не создать такую же федерацию и у нас? Я собрал своих друзей, эстонских музыкантов разных поколений, разных направлений. Мы стали обсуждать, какой могла бы быть наша федерация. Предавались самым разным мечтам. А потом начали работать над тем, чтобы эти мечты сделать реальностью.
Первое, за что мы взялись - это джазовая жизнь в Таллинне. В городе не было регулярной джазовой жизни более пятнадцати лет. Так, кое-где, кое-кто проводил кое-какие мероприятия. Ну и Jazzkaar происходил, конечно. Но ничего регулярного не было. И тогда мы стали проводить концерты в театре "no99". В первый сезон мы думали, что будет приходить несколько десятков человек раз в неделю, по пятницам. Но уже на самом первом концерте было триста человек! Со второго сезона мы начали проводить концерты два раза в неделю, сейчас у нас идут концерты по пятницам и субботам, и каждый раз приходит около ста человек, что, как мы считаем, очень даже хорошо.
В этом клубе играют в основном эстонские музыканты, но появляются и гости, в основном из Скандинавии. Это место, где можно экспериментировать, показывать авторские программы - примерно как клуб JFC в Санкт-Петербурге. И это получается очень хорошо. Теперь мы еще проводим концерты в Тарту, Вильянди и Пярну. Всего за последний год мы провели около 120 концертов, что, в общем-то, очень много. Просто очень много: нам сейчас очень нужны люди, которые бы помогали в организации этих концертов - за деньги помогали: у нас просто очень, очень много работы. И да, нас теперь поддерживает государство. Просто мы так много всего делаем, проводим столько мероприятий, что нас стало трудно игнорировать!
Мы выпустили промо-сборник эстонского джаза на CD. Мы провели в марте презентацию эстонского джаза в Берлине, при помощи эстонского посольства в Германии. Играло четыре эстонских коллектива, мы пригласили в клуб джазовых людей - журналистов, организаторов и т.п. Их пришло около ста человек, и мы установили с ними очень хорошие контакты.
10 и 11 марта мы также совместно с Генеральным консульством Эстонии провели Дни эстонского джаза в Санкт-Петербурге, в Филармонии джазовой музыки.  Это было очень полезно, поскольку джазовые контакты между нашими странами долго были ослаблены. Мое поколение... Вот, например, я - мне чуть за 30: я в детстве пел в хоре, и мы ездили выступать в Россию, в 80-е были в Москве. Но сейчас такого нет. Совсем немногие эстонские музыканты регулярно бывают в России - например, Лембит Саарсалу, но только благодаря его дуэту с Леонидом Винцкевичем. А музыканты моего поколения уже не ездят в Россию. И мы думаем, что эти контакты надо восстанавливать, преодолевать трудности, которые здесь есть.
Еще одна интересная вещь, которая происходит в эстонской джазовой жизни - это создание джазовой программы в Эстонской академии музыки.

Здесь мы на время прервем Яака Соояара и расскажем историю этого вопроса чуть подробнее. Три года назад ректор ЭАМ Пеэп Лассманн и проректор Марье Лохуару посетили Университет Луивилла (штат Кентукки), где работает известная программа джазового образования, носящая имя изобретателя джазовых учебных "минусовок" - Джейми Эберсолда. Именно Эберсолд в свое время создал программу в Университете Луивилла; сейчас он на пенсии, и программой руководит наш давний знакомый Майкл Трэйси, которого я интервьюировал около года назад во время его визита в Москву.  Лассманна и Лохуару пригласил в Луивилл бывший декан здешнего музыкального факультета Херберт Кёрселман, который еще в 2000 г. руководил международной комиссией, занимавшейся аккредитацией ЭАМ в качестве учебного заведения высшего музыкального образования, соответствующего мировым стандартам. Лассманн и Лохуару обсудили с Трэйси структуру будущего джазового отделения ЭАМ, методику преподавания и тому подобные вопросы, и уже к 2004/2005 учебному году первый в Эстонии курс высшего джазового образования был создан (до того существовал только джазовый курс в Таллиннской музыкальной школе им. Георга Отса - согласно российским реалиям, это уровень музыкального училища, каковым Школа им. Отса и была до 1991 г.). Надо ли говорить, что новое отделение ЭАМ возглавил гитарист Яак Соояар?
Первые три недели со студентами занимался получивший специальный грант Фонда Фулбрайта Майкл Трэйси, затем он уехал, и по его методике со студентами занимался саксофонист Рауль Соот, который незадолго до этого закончил свое обучение в Университете Пибоди в Балтиморе. На последние семь недель семестра для интенсивной работы со студентами в Таллинн вновь приехал Майкл Трэйси, занимавшийся со студентами главным образом различными аспектами импровизации, одновременно помогая ЭАМ создать библиотеку учебных материалов (все, чем Академия располагала до этого, по словам самого Трэйси, было "останками советской эпохи"). По оценкам Трэйси, результаты его работы в Таллинне были более чем удовлетворительными, и работе джазового отделения Академии во главе с Яаком Соояаром было положено весьма солидное начало.

Яак Соояар и автор- Мы в основном опираемся на скандинавские и американские образцы, - продолжает рассказывать Яак. - Джазовое отделение Академии - небольшое, но программа подготовки музыкантов очень интенсивная. Моя основная забота - поиск зарубежных преподавателей, и американских, и европейских. Мы приглашаем их как visiting professors для проведения интенсивных курсов, в том числе - очень популярная форма - летних курсов. Мы очень внимательно относимся к скандинавскому опыту - потому, что эти формы преподавания и обучения лучше подходят для нас, как для европейской страны, чем американские формы, и потому, что джазовое образование в Европе вообще и в Скандинавии в частности сейчас очень сильное. Вовсе не обязательно ехать в Америку для того, чтобы получить отличное джазовое образование. Я и в Санкт-Петербурге, кстати, встречал молодых музыкантов, которые уже поучились в Копенгагене или где-то еще в Европе. В Эстонии все 90-е годы продолжалась постсоветская ситуация, когда продолжались хорошие традиции классического музыкального образования, но не было комплексной подготовки джазовых музыкантов на высшем уровне. Но теперь нам удалось сделать большой шаг в джазовом образовании. Возможно, поскольку Эстония - маленькая страна, это было проще, чем в других странах. И я говорю не только о создании отделения в Академии - есть и другой полюс: с января нынешнего года в нескольких детских музыкальных школах в Эстонии созданы джазовые программы. Мы считаем, что для того, чтобы подготовить джазового музыканта, его подготовку надо начинать в раннем возрасте. И теперь у нас есть такая возможность: в десяти из примерно 80 детских музыкальных школ Эстонии начинается преподавание джазового искусства.
Еще одна наша проблема - у нас очень мало людей в средствах массовой информации пишет о джазе. Обычно это "саксофон был желтый, и музыкант выглядел здорово". Буквально считанные единицы журналистов и критиков могут квалифицированно писать о джазе. Может быть, группа молодых авторов, которая собралась вокруг сайта фестиваля Jazzkaar, сможет улучшить эту ситуацию. Вообще говоря, Jazzkaar, который привозит в страну, главным образом, музыку высокого качества, сильно повлиял на джазовое движение в Эстонии. Я думаю, что, например, именно благодаря Jazzkaar у нас в Эстонии нет диксилендов и smooth-джаза, которые так сильно доминируют во вкусах публики в других странах. И это хорошо, что наша аудитория и наши музыканты знакомы с самыми лучшими образцами джазового творчества.
Автор выражает благодарность Мадли-Лийс Партс (газета "Äripäev") за помощь в организации интервью

Беседовал Кирилл Мошков
фото автора и Анны Филипьевой

На первую страницу номера

    
     Rambler's Top100 Service