ГОТОВИТСЯ очередной бумажный номер журнала "Dжаз.Ру", единственного в России журнала о джазе: ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

ПОЛНЫЙ ДЖАЗ

Выпуск #25
По джазовому этапу
"Джазовая провинция"Любимое занятие российской интеллигенции - ходить в народ. Но ненадолго. Хождение джазовой элиты в народ имеет меньшую традицию, но грозит стать постоянным. Потому что там, в народе очень даже неплохо. Первым это заметил Леонид Винцкевич, к фамилии которого я предлагаю прибавить слово "Курский". Потому что это почетно. Курск с его легкой руки стал джазовым центром, от которого пошла огромная волна по городам России. И все это называется "Джазовая провинция-99". А в прошлом году называлось "Джазовая провинция-98".
На пресс-конференции по случаю заскакивания фестиваля в большую деревню под названием Москва прозвучал вопрос - мол, что это за слово такое обидное "провинция". На что последовал ответ, разъясняющий некоторые особенности духовной жизни этой самой провинции. Ответ был мой, поскольку я проехал с фестивалем по 6 городам и общался с публикой и со сцены и в кулуарах. Так вот, доложу я вам, о такой публике только мечтать можно. Там, в этой провинции, народ не спешит, поскольку спешить некуда - больше тех самых 200 - 300 руб. средней зарплаты все равно заработать трудно. Так что у них есть время остановиться, почитать книжку, посмотреть картину, послушать концерт. У них осталась способность удивиться, поразиться, впечатлиться. У них могут появиться и "мурашки кожаные", если что. Чего у них нет, так это амбиций и всезнайства, которыми так выделяются иные столичные жители. Кстати, всезнайство это ложное, поскольку московские люди на концерты ходят лениво, а музыканты и джазовые педагоги и вовсе редко. А без живой музыки джаз - это "музыкальные консервы" по удачному выражению А.Баташева. В самом деле, заполненный 800-местный зал в городе, где живет тысяч 600 народу, в Москве, пропорционально населению, выразился бы стадионом тысяч эдак на 15 - 20. Где это вы такое видели на джазе. Когда-то, в 70-е могло быть, а теперь..."Джазовая провинция" на маршруте
Эпицентром, конечно, стал Курск, где 3 дня концертов вместили множество джазового народа на самой сцене. Сам маэстро Винцкевич принял участие в нескольких составах, как со своими обычными партнерами (Лембит Саарсалу, Сергей Винцкевич), так и с заезжими иностранцами (американец Майк Эллис). Далось ему это немалыми трудами, поскольку вождь фестиваля работал еще и за несколько областных филармоний. Одним словом, памятником при жизни администрация области явно не отделается. Спектр фестиваля был представлен множеством жанров и стилей, среди которых можно было заметить мейнстримовских ветеранов Давида Голощекина, Валерия Колесникова, Геннадия Гольштейна. Необоп представила Гнесинская академия силами ансамблей Игоря Бриля и Александра Осейчука, отличилась питерская молодежь в лице гитариста Гасана Багирова и дуэта с губной гармошкой Максима Некрасова - Николая Сизова. Настоящий черный вокал можно было услышать от Эвелин Уайт, а украинский и не менее черный от "Man Sound". Линия музыки фьюжн поддерживалась местными молодежными составами и группой младшего Винцкевича - Николая, представившего кое-что из фанк-джаза. Современные расширенные джазовые горизонты проступали, пожалуй только в проекте Андрея Разина "Второе приближение" и у Майка Эллиса.
Последний оказался на "Джазовой провинции" вскоре после участия в международной MIDI-Альтернативе в Москве, где и познакомился с музыкантами проекта "Второе приближение". Нет, не так. Познакомился он уже во время перемещения по джазовому этапу Москва - Калуга - Брянск - Орел - Курск - Липецк - Тамбов - Москва. А до этого они ухитрились встретиться, за два дня до отъезда записать материал для компакт-диска и договориться о совместных выступлениях в провинции. Уже в поездке, благодаря неоценимой помощи блестяще владеющего английским Кирилла Мошкова, выяснили, что едят вегетарианцы из Нью-Джерси полу-русского происхождения, и больше проблем не было. Наличие ям и тараканов и отсутствие воды и нормальных роялей компенсировалось потрясающей реакцией публики. Во всяком случае, таких ярых аплодисментов как Андрей Разин, так и Майк Эллис (он же Мордвинофф), кажется, раньше не слышали. Татьяна Комова из того же "приближения" говорит, что для дуэта "Ромэн", где она прописана, это дело обычное. Но это уже к джазу никакого отношения не имеет.

Михаил Митропольский, с первой ветви фестиваля.

На первую страницу номера